ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Об утверждении областной целевой программы
поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области
на 2003-2005 годы
_____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14 апреля 2005 года N 64-ЗО
____________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 25 марта 2003 года
Статья 1. Утвердить областную целевую программу поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003-2005 годы (прилагается).
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области
В.И. Платов
Тверь
14 апреля 2003 года
N 25-ЗО
Наименование Программы | Областная целевая программа поддержки развития |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Губернатора Тверской области от 06.06.2001 №779-р "О разработке областной целевой программы поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2002-2004 годы" |
Государственный заказчик Программы | Департамент экономики и промышленной политики |
Основные разработчики Программы | Департамент экономики и промышленной политики |
Цели Программы | Создание правовых и экономических условий для развития предпринимательской деятельности на основе повышения качества и эффективности государственной поддержки малого бизнеса Тверской области, обеспечивающей насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса общества, рост благосостояния населения. |
Задачи Программы | - организация информационного, консультационного и научно-методического обслуживания субъектов малого предпринимательства; |
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы |
Основные направления Программы | - информационное обеспечение развития предпринимательства; |
Исполнители основных мероприятий | - Департамент экономики и промышленной политики Тверской области; - Департамент финансов Тверской области; - Департамент государственного заказа Тверской области; - Учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - Тверское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию); |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая сумма средств на реализацию Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития области; |
Система контроля за организацией исполнения Программы | В соответствии с планом выполнения работ на год исполнители мероприятий ежеквартально, нарастающим итогом, представляют департаменту экономики и промышленной политики Тверской области отчет о выполнении программных мероприятий. |
Малое предпринимательство является важнейшим сектором рыночной экономики. Развитие малого предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического подъема области.
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
- сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
- развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
- развитие сектора малого предпринимательства является важным фактором структурных изменений в экономики региона, обеспечивающих переход всего хозяйства на рельсы эффективно работающей рыночной экономики;
- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Имея ряд преимуществ, малый бизнес был и остается самым динамичным и самым уязвимым сектором экономики. В силу ряда объективных и субъективных причин малый бизнес нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", законом Тверской области от 25.06.1998 №23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области", а также Порядком разработки и реализации целевых программ, в осуществлении которых участвует Тверская область, и подготовки материалов по федеральным целевым программам, утвержденным постановлением Губернатора области от 16.07.1999 №605.
В основу Программы положен Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства в Тверской области на 2001-2003 годы, утвержденный постановлением Губернатора области от 29.06.2001 № 267.
К субъектам малого предпринимательства области относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.
В настоящее время на территории области действует более 7,4 тысяч малых предприятий, что составляет 19% от общего количества предприятий области (для сравнения - в 1997 году число малых предприятий составляло 3 700 или 14% от общего количества предприятий области; в 1998 году - 3 600 или 13%; в 2000 году - 5 725 или 18%).
В расчете на 1000 человек проживающего в области населения приходится 4,7 малых предприятий, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 6 единиц.
По данным Госкомстата России в области насчитывается 3 590 крестьянских (фермерских) хозяйств. Численность предпринимателей без образования юридического лица и граждан, работающих с ними на условиях трудовых договоров, органами статистики не отслеживается, но принимается экспертами на уровне 55 тысяч человек.
Таким образом, общая численность занятых в малом предпринимательстве Тверской области, с учетом работников крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица, а также работающих на условиях совместительства, по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера занято около 220 тысяч человек, что составляет третью часть от населения области, занятого трудовой деятельностью.
Малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики области. Малые предприятия Тверской области производят: металлоизделия, продукцию переработки древесины, ремонтно-строительные работы, строительные материалы, продукцию легкой промышленности, научно-техническую продукцию, товары народного потребления и народных промыслов, продовольственные товары, полиграфическую продукцию, оказывают услуги в сфере бытового обслуживания населения, медицины, автомобильных перевозок, образовательной, издательской деятельности, а также юридические, аудиторские, риэлторские, консалтинговые, рекламные.
Однако, наибольшее число, 80%, малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании; в строительстве и промышленности (диаграмма 1); причем доля предприятий торговли и общественного питания среди этих трех отраслей составляет 64%.
Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики представлено на диаграмме 1
.
По оценке за 2002 год малыми предприятиями области произведено продукции на сумму 4 480,0 млн. рублей; объем произведенной продукции на одно предприятие составил 605,0 тыс. рублей. Около 74% объема произведенных товаров (услуг) малыми предприятиями приходится на долю торговли и общественного питания, строительства и промышленности.
Среднесписочная численность работников малых предприятий составляет на сегодняшний день 61,8 тыс. человек. В торговле и общественном питании занято 18,9 тыс. человек, в строительстве - 15,2 тыс. человек, в промышленности - 10,7 тыс. человек.
По числу работающих отраслевое распределение малых предприятий представлено на диаграмме 2.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. В приоритетных отраслях реального сектора экономики и инновационной деятельности малый бизнес развивается пока не в достаточной степени.
Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных районах области. Так, более половины работающих на малых предприятиях сосредоточено в областном центре, менее четверти в наиболее развитых муниципальных образованиях области (гг. Торжок, Кимры; Бологовском, Калининском, Конаковском и Торопецком районах).
Индивидуальное предпринимательство, по-прежнему, остается привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути повышения своего жизненного уровня через реализацию различных бизнес-идей. В доминирующих отраслях торговля и общественное питание, строительство и промышленность занято примерно 50% индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Среди вышеперечисленных отраслей на торговлю и общественное питание приходится 95% работающих или 45% общей численности предпринимателей.
По числу индивидуальных предпринимателей отраслевое распределение представлено на диаграмме 3.
В целях создания благоприятных условий для деятельности и развития малого предпринимательства постановлением Губернатора области от 25.12.96 № 602 была утверждена региональная программа "Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области на 1997-1998 годы и перспективу".
Дефицит финансовых бюджетных средств не позволил реализовать мероприятия программы в полном объеме, но основы государственной поддержки развития малого бизнеса были созданы как на областном, так и муниципальном уровнях.
В рамках реализации основных мероприятий упомянутой программы в области сформирована нормативная правовая база деятельности субъектов малого предпринимательства. Приняты законы Тверской области: от 25.06.98 № 23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области"; от 25.02.99 № 48-ОЗ-2 "О порядке создания на территории Тверской области зон экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства". В настоящее время, учитывая изменения федерального законодательства, ведется работа по внесению изменений и дополнений в закон Тверской области от 06.11.2002 №80-30 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тверской области".
С целью поддержки малого предпринимательства в 2002 году в области были приняты нормативные правовые акты, среди них:
- распоряжение Администрации Тверской области от 18.11.2002 №671-ра "О выделении денежных средств на частичное финансирование участия делегации Тверской области в мероприятиях Дней малого бизнеса в Российской Федерации";
- распоряжение Администрации Тверской области от 25.08.2002 №425-ра "Об областной целевой программе поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2002-2004 годы"
Получила дальнейшее развитие инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Интегрированная сеть элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области включает в себя:
- Координационный Совет по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области;
- Областная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства;
- Департамент экономики и промышленной политики Тверской области, отдел малого предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
- Комитет по промышленной политике и поддержке предпринимательства администрации г.Твери, отдел поддержки предпринимательства;
- Социально-деловые центры в Бежецке, Вышнем Волочке, Кимрах, Ржеве, Торжке;
- Бизнес Бюро - консультационное бюро для бизнеса при Тверском городском фонде поддержки предпринимательства;
- Бизнес-инкубатор (г.Тверь);
- Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Тверь);
- Муниципальные фонды поддержки предпринимательства в Твери, Бежецке, Бологое, Удомле;