Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2005 г. N 49

О программе развития детско-юношеского спорта
в Республике Башкортостан на 2005 - 2009 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 17.10.2018 N 498.
____________________________________________________________________


Во исполнение Законов Российской Федерации и Республики Башкортостан "О физической культуре и спорте", Закона Республики Башкортостан "О детско-юношеском спорте в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2005 - 2009 годы (далее - Программа).

2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан и Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике.

3. Государственным заказчикам Программы, республиканским органам исполнительной власти, администрациям районов и городов, руководителям общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования совместно с трудовыми коллективами, профсоюзными, молодежными, оборонными спортивно-техническими и иными организациями обеспечить реализацию мероприятий Программы.

4. Рекомендовать администрациям районов и городов:

разработать районные и городские программы развития детско-юношеского спорта;

устанавливать в соответствии с законодательством налоговые льготы в части, подлежащей зачислению в бюджеты районов и городов, с целью стимулирования развития детско-юношеского спорта на местах.

5. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, органам управления здравоохранением районов и городов осуществлять медицинское обеспечение детей, подростков, молодежи, занимающихся спортом, членов сборных юношеских, юниорских и молодежных команд Башкортостана и России.

6. Федеральному государственному учреждению Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Республике Башкортостан совместно с руководителями образовательных учреждений обеспечить выполнение санитарных норм и правил при эксплуатации спортивных сооружений и баз.

7. Расходы по реализации Программы производить за счет смет расходов Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике, заинтересованных республиканских органов исполнительной власти в пределах средств, утверждаемых в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средств бюджетов районов и городов, внебюджетных источников.

Установить, что мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.

8. Государственным заказчикам Программы в установленном порядке представлять в Правительство Республики Башкортостан информацию о ходе выполнения Программы.

9. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел по гуманитарным вопросам и делам национальностей Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 25 марта 2005 г. N 49


Программа
развития детско-юношеского спорта в Республике
Башкортостан на 2005 - 2009 годы

Содержание

Паспорт Программы

1. Детско-юношеский спорт в Республике Башкортостан: содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2. Система программных мероприятий

3. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

4. Список использованных сокращений

Паспорт Программы

Наименование Программы    Программа развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2005  - 2009 годы

Основание          для             Законы Российской Федерации и Республики Башкортостан "О физической культуре и спорте";
разработки Программы     Законы Республики Башкортостан "О   детско-юношеском спорте в Республике  Башкортостан",
                                                  "Об  образовании"  и "О государственной молодежной политике  в  Республике Башкортостан"

Государственные                 Министерство по физической культуре, спорту и   туризму Республики Башкортостан;
заказчики   и                         Министерство образования Республики Башкортостан;
разработчики                       Государственный комитет Республики Башкортостан   по   молодежной политике
Программы                                            

Основные          цели           Создание и укрепление правового и     экономического механизмов повышения уровня физической  
Программы                          подготовленности детей, подростков и молодежи, роста массовости детско-юношеского
                                                спорта и     мастерства спортсменов,  совершенствования подготовки спортивных  резервов,
                                                профилактики заболеваемости и снижения криминогенной напряженности в подростково -молодежной
                                                среде средствами физической культуры, спорта  и туризма

Основные        задачи      Совершенствование нормативной правовой базы   и осуществление государственной  политики в
Программы                       области  детско-юношеского спорта в республике;
                                              развитие научно обоснованной системы    оздоровления  подрастающего поколения;
                                             формирование здорового образа жизни у  детей, подростков и молодежи;
                                             развитие детско-юношеского спорта,        подготовка спортивного и олимпийского
                                             резервов,  спортсменов высокой квалификации, повышение спортивного престижа
                                             республики на всероссийской и международной аренах;
                                             укрепление материально-технической базы      детско-юношеского спорта;
                                             организация подготовки, переподготовки и   повышения квалификации специалистов в
                                             области  физической культуры, спорта и туризма;
                                             совершенствование системы пропаганды  и  информационного обеспечения    детско-
                                             юношеского спорта;
                                             координация деятельности республиканских     органов государственной власти, органов
                                             местного государственного управления и местного самоуправления по реализации  Программы
                                          Сроки и          этапы       Программа будет реализовываться в два этапа.
реализации                     На первом этапе - 2005 - 2008 годы -  предполагается совершенствование нормативно- правовой
Программы                     базы и  разработка инновационных наукоемких технологий   для развития детско-юношеского
                                            спорта,  обеспечение  разработки и реализации программных   мероприятий,  подготовки молодых
                                           спортсменов республики  для успешного участия во сероссийских, европейских    и  мировых соревнованиях.
                                           Второй этап - 2008 - 2009 годы -     предусматривает завершение реализации  программных      
                                           мероприятий, повышение эффективности деятельности государственных  учреждений и общественных
                                           организаций, участвующих в развитии  детско-юношеского спорта, развитие     сети  учреждений
                                           дополнительного образования  спортивной направленности

Исполнители                 Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан;
основных                        Министерство образования Республики Башкортостан;
программных                Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;  
 мероприятий               Государственный комитет Республики Башкортостан   по молодежной политике;                            
                                          администрации районов и городов;
                                          заинтересованные республиканские  органы  исполнительной власти;
                                          республиканские спортивные общества,   физкультурно-спортивные клубы, федерации
                                          по видам спорта и  туризма;
                                          учреждения дополнительного образования спортивной  и туристской направленности,
                                          спортклубы и   коллективы физкультуры образовательных учреждений и организаций

Объем и      источники     Реализация Программы будет осуществляться за    счет средств бюджета Республики
финансирования              Башкортостан,    бюджетов районов и городов, внебюджетных источников
Программы                 

Ожидаемые   результаты  Формирование и реализация стратегии развития детско- юношеского спорта;
реализации Программы    формирование здорового образа жизни и     укрепление  здоровья детей, подростков и
                                                   молодежи     республики  путем массового привлечения их к занятиям физической
                                                   культурой, спортом и самодеятельным туризмом;
                                                   развитие клубных форм детско-юношеского спорта     и туризма, увеличение объема и    качества
                                                   платных физкультурно-спортивных и туристских  услуг, оказываемых  подрастающему поколению;
                                                   снижение уровня заболеваемости детей, подростков   и молодежи, улучшение
                                                   физической подготовки  юношей призывного и допризывного возрастов;
                                                   рост спортивных показателей юных  спортсменов Башкортостана на российской и международной
                                                  аренах;
                                                  физическая реабилитация и социальная       адаптация  детей, подростков и молодежи с
                                                  ограниченными жизненными возможностями;
                                                  удовлетворение потребностей подрастающего  поколения в активном и полноценном  отдыхе,
                                                  гармоничном  воспитании

Контроль            за               Контроль за выполнением Программы возлагается на отдел по гуманитарнымвопросам и делам
выполнением                      национальностей Аппарата Правительства    Республики  Башкортостан
Программы                       


1. Детско-юношеский спорт в Республике Башкортостан:

содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Основными задачами развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан являются следующие:

совершенствование нормативной правовой базы и осуществление государственной поддержки в области детско-юношеского спорта;

развитие научно обоснованной системы оздоровления подрастающего поколения;

формирование здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи;

развитие детско-юношеского спорта, подготовка спортивного и олимпийского резервов, спортсменов высокой квалификации, повышение спортивного престижа республики на всероссийской и международной аренах;

укрепление материально-технической базы детско-юношеского спорта;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры, спорта и туризма;

совершенствование системы пропаганды и информационного обеспечения детско-юношеского спорта;

координация деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления и местного самоуправления по реализации Программы.

Организационную структуру системы массового детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва составляют образовательные учреждения, детские, подростковые и молодежные организации, учреждения дополнительного образования спортивной и туристской направленности, иные организации, осуществляющие деятельность в данной сфере.

По состоянию на 1 января 2004 года в Республике Башкортостан функционировали:

2497 коллективов физкультуры (далее - КФК) общеобразовательных учреждений, где внеклассной спортивно-массовой работой было охвачено 285247 школьников;

112 КФК учреждений начального профессионального образования с охватом внеучебной спортивной работой 25419 учащихся;

93 КФК учреждений среднего профессионального образования с охватом 30761 студента;

18 спортивных клубов учреждений высшего профессионального образования с охватом занятиями в спортивных секциях 20415 студентов;

120 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, в том числе 82 детско-юношеские спортивные школы (далее - ДЮСШ), 24 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (далее - СДЮШОР) и 14 детско-юношеских клубов физической подготовки (далее - ДЮКФП), суммарная численность занимающихся составляет 81804 учащихся;

234 детских и подростковых клуба спортивной и туристской направленности по месту жительства с охватом 37986 человек;

160 организаций детско-юношеского туризма, домов и дворцов детско-юношеского творчества, имеющих спортивные секции по видам спорта и самодеятельного туризма, с охватом 48650 занимающихся;

3 детско-юношеские спортивно-технические школы и 47 детских и подростковых секций в районах и городах по техническим, военно-прикладным и авиационным видам спорта с общей численностью занимающихся 1240 детей и подростков.

В Уфе работает Школа высшего спортивного мастерства Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан и Школа-интернат N 5 спортивного профиля Министерства образования Республики Башкортостан с охватом 520 учащихся.

В целом в названных 3239 учреждениях организованными формами занятий детско-юношеским спортом во внеучебное время охвачено 532042 человека, среди которых имеют квалификацию:

I разряда - 2952 спортсмена;

кандидата в мастера спорта - 1135 спортсменов;

мастера спорта - 341 спортсмен;

мастера спорта международного класса - 60 спортсменов.

Подготовку спортсменов по 79 видам спорта осуществляют 2880 тренеров-преподавателей, в том числе 1542 штатных, из которых 76,5% имеют профессиональное (физкультурное) образование, 66,6% - квалификационные тренерские категории.

Постоянное расширение сети спортивных секций образовательных учреждений, спортивных школ, клубов и центров, секций при домах и дворцах детского и технического творчества позволило привлечь к систематическим занятиям спортом 69,6% детско-юношеского населения республики.

Важнейшими достижениями развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан за последние 10 - 12 лет стали:

целенаправленная государственная поддержка в сфере укрепления здоровья и повышения физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

расширение и совершенствование системы подготовки спортивных резервов и спортсменов высокой квалификации;

профилактика негативных явлений и правонарушений в детской и молодежной среде;

Ежегодно районными, городскими и республиканскими физкультурно-спортивными и туристскими организациями проводятся различные мероприятия: спартакиады, спортивные игры и праздники, фестивали спорта, первенства по видам спорта и самодеятельного туризма, в которых участвуют свыше 500 тыс. детей, подростков и молодежи (65,4% учащихся и студентов республики).

За последние 4 года юные спортсмены Башкортостана завоевали на чемпионатах и первенствах мира и Европы 30 золотых, 26 серебряных и 31 бронзовую медаль по 28 видам спорта; чемпионами мира стали Евгений Петров (велоспорт), Евдокия Гречишникова и Рустем Сабирхузин (современное пятиборье), Максим Чудов, Данил Асылгужин и Мария Косинова (биатлон), Дмитрий Жариков и Михаил Павлов (гребля), Тамара Тансыккужина, Айгуль Идрисова, Айнур Шайбаков, Олеся Абдуллина и Рим Ишметов (шашки), Реналь Ганеев (фехтование), Ольга Киселева и Ольга Обрезкова (тяжелая атлетика), Равиль Казаков и Николай Асабин (пауэрлифтинг), Рита Салахутдинова (самбо), Евгений Вайцеховский и Эдуард Исмагилов (скалолазание), Елена Шарафутдинова (ачери-биатлон), Кирилл Горбунов (спортивное ориентирование) и другие.

Сборные юношеские, юниорские и молодежные команды Башкортостана успешно выступают на всероссийских соревнованиях. Например, на зональных соревнованиях I летней спартакиады учащихся России в 2003 году среди 15 регионов Приволжского федерального округа республика в комплексном зачете заняла III общекомандное место, а в 2004 году в I зимней спартакиаде учащихся России - почетное V общекомандное место среди 89 субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в развитии детско-юношеского спорта и в Российской Федерации, и в Республике Башкортостан имеются серьезные проблемы и неиспользованные резервы.

В последние годы в стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи. По данным различных исследований, лишь у 10% молодежи России отмечается уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме (по Республике Башкортостан - у 16,5%), около 40% детей страдают хроническими заболеваниями; прогрессируют болезни костно-мышечной системы, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями.

Треть российских юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Каждый десятый призывник имеет пристрастие к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Только одну девушку из четырех можно считать практически здоровой.

Половина юношей и девушек заканчивают школу, имея 2 - 3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников общеобразовательных учреждений России (по республике - 20,3%) можно считать здоровыми.

Острота социально-экономических проблем в стране способствует проникновению в молодежную среду наркомании, токсикомании, табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками, провоцирует духовно неразвитую молодежь на проявления антиобщественного поведения и вандализма.

Медицинские исследования убедительно доказывают, что здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения, во многом определяется физической активностью и образом жизни будущих родителей. Вместе с тем уровень соответствующих знаний у молодежи остается крайне низким.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для повышения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25%. Это в свою очередь ведет к сокращению продолжительности жизни.

Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечает современным представлениям о повышении качества жизни, носит затратный характер.

Например, затраты Российской Федерации на лечение больных детей, подростков и молодежи в год составляют около 40 млрд. рублей, в том числе на выплату пособий родителям - 10,5 млрд. рублей. В России на лечение и реабилитацию больных затрачивается средств в 26 раз больше, чем на профилактические оздоровительные мероприятия.

По данным отечественных и зарубежных исследований, оздоровительные технологии, реализованные в конкретных мероприятиях, позволяют добиться серьезного снижения уровня инфекционной и неинфекционной заболеваемости и значительного экономического эффекта.

Таким образом, необходима активная стратегия формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи. Основой этой стратегии является привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом и самодеятельным туризмом.

Социально ориентированная физкультурно-спортивная работа, направленная на профилактику правонарушений среди детей, подростков и молодежи, позволит предотвратить вовлечение в преступную деятельность примерно 10 - 15% молодых людей.

В настоящее время развитию физической культуры и массового детско-юношеского спорта как важных средств профилактики и преодоления указанных негативных явлений уделяется недостаточное внимание. Из общего числа российских школьников постоянно занимаются физической культурой и спортом чуть более 12% (по республике - 48,4%). По причине низкого уровня здоровья более 3 млн. детей школьного возраста освобождены от занятий физической культурой (в республике - 13,5 тыс. человек).

Из российских школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, лишь 36,3% занимаются по соответствующим программам (по республике - 60,2%).

Сведена к минимуму физкультурно-оздоровительная работа среди населения в жилых массивах и микрорайонах.

Не проявляется должная забота о создании и укреплении материально-технической базы для занятий детей и молодежи физкультурой и спортом по месту жительства. В связи с введением платных услуг в целях самофинансирования крупных физкультурно-спортивных сооружений снижается их доступность для детей, подростков и молодежи.

Отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физической подготовленности детей, подростков и молодежи привело к резкому снижению управляемости процессом их физического воспитания.

Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является участие в этом средств массовой информации: пропаганда и популяризация детско-юношеского спорта должным образом не ведется.

Надо отметить также, что сфера досуга в настоящее время заполнена разнообразными занятиями, не всегда полезными для человека. Одним из приоритетов досуговой деятельности должны стать занятия физкультурой, в том числе семейный спортивный досуг.

Успешность развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта во многом определяется эффективностью процесса физического воспитания в дошкольных и образовательных учреждениях, расширением его внеучебных форм, активизацией физкультурно-спортивной работы по месту жительства детей и молодежи, созданием детских физкультурно-спортивных клубов, развитием сети спортивных школ с созданием попечительских советов и привлечением средств муниципалитетов, спонсоров и других источников, а также сети платных фитнес-центров, клубов, оздоровительных комплексов и др.

В этой связи необходим комплексный подход и нормативный правовой документ, направленный на упорядочение развития системы физического воспитания подрастающего поколения, устранение межведомственных противоречий в данной сфере.

Программа развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2005 - 2009 годы (далее - Программа) необходима для создания правовых, экономических и организационных основ занятий детей и подростков физической культурой и спортом, формирования у них здорового образа жизни и укрепления их здоровья, развития эффективной системы непрерывного образования и развития личности, профилактики негативных и противоправных явлений в детской и подростковой среде.

Программа базируется на законодательстве Российской Федерации и Республики Башкортостан, современной педагогической теории, инновационных методиках и гуманистических технологиях воспитания и обучения детей, подростков и молодежи.

Программа призвана способствовать решению комплекса проблем, стоящих перед детско-юношеским спортом, дать возможность спортивным организациям с помощью государственных органов власти и местных органов власти Республики Башкортостан не только сохранить уникальную систему детско-юношеского спорта, но и реализовать стратегию, позволяющую совершенствовать его развитие, осуществлять подготовку спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации для достойного представления Башкортостана и России на всероссийских и международных спортивных форумах.

Принятие Программы диктуется необходимостью создания нормативно-правовой базы, определяющей основные принципы государственной поддержки в сфере физического и нравственного воспитания подрастающего поколения, сохранения и укрепления здоровья народов Башкортостана.

Реализация Программы позволит преодолеть дефицит высококвалифицированных кадров, способных оказывать профессиональные физкультурно-оздоровительные услуги подрастающему поколению. Требуют к себе внимания со стороны государства и вопросы социальной защищенности спортивных кадров, прежде всего тренерско-преподавательского состава. Низкий уровень заработной платы и социального обеспечения спортивных работников, другие причины приводят к подрыву авторитета отрасли, занимающейся сохранением здоровья нации и воспитанием подрастающего поколения.

Выполнение программных мероприятий и Закона Республики Башкортостан "О детско-юношеском спорте" даст реальный шанс в XXI веке улучшить состояние здоровья юных граждан республики, повысить уровень их физической подготовленности, что, в конечном счете, должно привести к экономическому и нравственному оздоровлению общества.

2. Система программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»