Недействующий

О мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (с изменениями на 28 декабря 2004 года)


Программа
реформирования жилищно - коммунального
хозяйства Республики Башкортостан


1. Состояние жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан

В жилищно - коммунальном хозяйстве республики насчитывается 310 предприятий, организаций, в которых трудятся 46 тыс. человек. Стоимость основных фондов составляет более 37 триллионов рублей (в масштабе цен 1997 года).

В условиях перехода к рыночной экономике, обострения кризиса производства, платежей и инфляции особо острой проблемой в жилищно - коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) остается недостаточный объем финансирования.

По сравнению с 1991 годом в 1997 году размер средств, направленных на финансирование капитальных вложений, уменьшился в 4,8 раза, капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда - в 4 раза, содержание объектов внешнего благоустройства - в 3 раза.

В результате недофинансирования ухудшилось состояние основных фондов. Износ основных фондов в инженерной инфраструктуре превышает 56%. Подлежат замене 1800 км водопроводно - канализационных и тепловых сетей. Практически прекратился капитальный ремонт жилищного фонда. В неотложном ремонте нуждается около 5 млн. кв. метров жилищного фонда.

1.1. Жилищное хозяйство

На начало 1997 года обобществленный жилищный фонд Республики Башкортостан составлял 41,3 млн. кв. метров, в том числе муниципальный жилищный фонд - 24,7 млн. кв. метров.

Обеспеченность обобществленного жилищного фонда в процентах к общей площади составляет:

водоснабжением - 90, водоотведением - 86, центральным отоплением - 90, горячим водоснабжением - 74, газом - 91, ваннами - 82.

При этом уровень благоустройства муниципального жилищного фонда значительно выше, чем государственного (ведомственного).

С внедрением рыночных отношений в жилищную сферу существенно изменилась структура жилищного фонда:

1990 г.

1993 г.

1995 г.

1996 г.


Общая площадь тыс. кв.                                      59422        63557                   66960         68573
метров

в том числе
     государственный                                             17364             10835                     7257      6796
     (ведомственный)

     муниципальный                                               18605             20457                   23529      24746

     прочие                                                               23453              32265                    36174     37071


В среднем на одного жителя Республики Башкортостан в 1996 году приходилось 17 кв. метров общей площади (в 1990 году - 15,2 кв. метра), при этом в городской местности 16,7 кв. метра (в 1990 году - 14,7 кв. метра), сельской местности - 17,6 кв. метра (в 1990 году - 16,2 кв. метра).

Около половины обобществленного жилищного фонда составляют дома из сборного железобетона, имеющие низкие теплозащитные свойства.

Крупнопанельные пятиэтажные жилые здания первого поколения массового домостроения, эксплуатируемые в течение 25-35 лет, в настоящее время не соответствуют требованиям, предъявляемым к теплозащитным свойствам зданий.

Теплопотери зданий усугубляются значительным износом жилищного фонда, около 18% которого требует капитального ремонта, 10-12% - модернизации и реконструкции.

Требует значительного улучшения санитарное состояние жилищного фонда и благоустройство придомовых территорий.

1.2. Теплоэлектроснабжение

Жилищно - коммунальное хозяйство потребляет значительную часть тепловой и электрической энергии, вырабатываемой в республике.

На начало 1997 года только в муниципальном коммунальном хозяйстве количество отопительных котельных составляло 230 единиц общей мощностью 2839 Гкал/час. 196 из них, или более 85%, работают на газообразном топливе. Протяженность тепловых сетей - 2031 км.

В 1997 году отпущено тепла потребителям 12430 тыс. Гкал, в том числе населению - 8677 тыс. Гкал (69%), на коммунально-бытовые нужды предприятий и организаций - 2688 тыс. Гкал (22%), на производственные нужды - 1065 тыс. Гкал (9%).

Потери тепловой энергии составили 1261 тыс. Гкал, или 10%.

Действующие котлы в коммунальных котельных имеют низкий коэффициент полезного действия, что приводит к увеличению удельного расхода топлива.

В целях эффективности работы котельных требуются новые конструкторские разработки по повышению коэффициента полезного действия котлов, в том числе технологии эффективного использования отходящих газов.

Основные фонды теплоэнергетики изношены более чем на 50%.

Около 40% тепловых сетей выработали свой ресурс, 15-17% требуют капитального ремонта, 4% находятся в аварийном состоянии.

При замене ветхих тепловых сетей необходимо использовать современные технологии изоляции и прокладки трубопроводов. Применение, в частности, в качестве изоляционного материала пенополиуретана позволит существенно снизить теплопотери и повысит долговечность теплопроводов в 2 раза.

Протяженность линий электропередач в коммунальном хозяйстве составляет 8466 км, мощность трансформаторов - 1,03 млн. кВа. Реализовано электроэнергии потребителям в 1997 году 1,6 млрд. кВт-ч, в том числе населению - 620 млн. кВт-ч, или 39%. Износ электросетевого оборудования составляет 54%, потери электроэнергии превышают 9%.

1.3. Водоснабжение и водоотведение

Водоснабжение населенных пунктов в республике осуществляется в основном из закрытых источников.

Мощность коммунальных водозаборных сооружений составляет 1305 тыс. куб. метров в сутки, протяженность водопроводных сетей - 5635 км.

В 1997 году подано воды в сеть 387 млн. куб. метров.

Отпущено воды потребителям за год 352 млн. куб. метров, в том числе населению - 239 млн. куб. метров, на коммунально - бытовые нужды - 48 млн. куб. метров, прочим потребителям - 65 млн. куб. метров.

В отдельных городах и райцентрах имеется дефицит воды. Качество подаваемой воды не по всем параметрам соответствует ГОСТу "Вода питьевая", отсутствуют перспективные разработки по данному вопросу.

В 1997 году через систему водоотведения пропущено около 300 млн. куб. метров сточных вод.

На коммунальных очистных сооружениях обработано 230 млн. куб. метров, в том числе на биологическую очистку подано 210 млн. куб. метров.

Во многих населенных пунктах республики используются устаревшие очистные сооружения, что не позволяет обеспечивать очистку стоков в соответствии с установленными нормативами.

В сельских райцентрах практически отсутствует централизованная система канализации.

В целях обеспечения экологической безопасности и повышения уровня благоустройства населенных пунктов необходимо принять кардинальные меры по развитию систем очистных сооружений и канализации.

Проектные нормы расхода воды на одного жителя в сутки отражают как рационально необходимый расход воды на бытовые нужды, так и эксплуатационные потери, связанные с техническим несовершенством внутренних водопроводных сетей зданий и водоразборной арматуры.

Уровень удельного потребления воды в городах Республики Башкортостан неоправданно высок. Причинами этого являются утечки в сетях, низкая надежность санитарно - технической арматуры, избыточные давления в сетях внутреннего водоснабжения зданий, отсутствие индивидуальных приборов учета воды, низкая стоимость воды.

Общая величина потерь, связанных с нерациональным водопотреблением и утечками воды при аварийных ситуациях, достигает 50%.

1.4. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов

Острой проблемой в республике остается сбор и переработка твердых бытовых отходов.

В 1997 году вывезено 3,75 млн. куб. метров твердых бытовых отходов. Ежегодное увеличение вывозимых твердых отходов составляет 3,5%.

В настоящее время основным способом удаления твердых бытовых отходов из городов является вывоз их на открытые свалки.

Полигоны захоронений и утилизации твердых бытовых отходов являются источником повышенной экологической опасности.

Из-за отсутствия соответствующего инженерного обустройства, а также нехватки необходимой техники технологические и санитарно - гигиенические требования на полигонах зачастую не соблюдаются, что приводит к загрязнению окружающей среды.

Разработка и внедрение современных технологий по переработке твердых бытовых отходов сдерживается из-за отсутствия финансовых средств.

1.5. Меры по реформированию жилищно - коммунального хозяйства, принятые в Республике Башкортостан
в 1992-1997 гг.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и соответствующим Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 сентября 1994 года N 325 с 1 октября 1994 года в республике начато реформирование системы оплаты населением жилья и коммунальных услуг с применением мер социальной защиты малоимущих граждан.

Реализация поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг позволила в определенной мере снизить финансирование из бюджета, за счет средств населения частично уменьшить убытки организаций жилищно - коммунального хозяйства. Плата, вносимая гражданами за жилье и коммунальные услуги, составляет 36% от фактической себестоимости затрат. Предоставляется адресная помощь малоимущим гражданам в виде безналичных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Оснащение приборами учета тепла осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 30 ноября 1993 года N 480 "О неотложных мерах по организации объективного учета потребления тепловой энергии в Республике Башкортостан".

В настоящее время установка теплосчетчиков, счетчиков горячей и холодной воды в городах осуществляется за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт жилищного фонда, и средств заказчика.

Всего на вводах в дома муниципального жилищного фонда установлено 4278 водомеров (необходимо 9780). Установка квартирных счетчиков холодной и горячей воды проведена в незначительном объеме (3340 шт.), несмотря на то, что эти счетчики производятся в достаточном количестве обществом с ограниченной ответственностью "Энергометрия" (г. Уфа).

На вводах домов установлены 47 теплосчетчиков (необходимо 11453 шт.), 333 счетчика горячей воды (необходимо 6049 шт.).

Реформа жилищно - коммунального хозяйства, проводимая с 1992 года, является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики Республики Башкортостан.

Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 июня 1992 года N 6-2/264 "О собственности районов и городов Республики Башкортостан" осуществлено разграничение прав владения и управления собственностью в сфере жилищно - коммунального хозяйства.

Предприятия жилищно - коммунального хозяйства передаются в муниципальную собственность районов и городов.

 Преобразование отношений собственности в жилищной сфере предусмотрено Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан". За истекшее время в собственность граждан передано 270 тыс. квартир, или 30% находящихся в государственной и муниципальной собственности. Жилье передается гражданам на добровольной основе, бесплатно, независимо от размера и потребительских качеств. Произошло значительное изменение структуры жилищного фонда в сторону увеличения доли частной собственности. Доля частного жилищного фонда с 35% в 1990 году увеличилась до 51% в 1997 году. Начал функционировать рынок жилья.

2. Цели и основные задачи реформы

Программа реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан разработана во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 8 мая 1997 года N УП-278 "О мероприятиях по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации".

Главным условием осуществления реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета и доходами населения.

Жилищно - коммунальная реформа в Республике Башкортостан проводится с целью решения следующих задач:

- реформирование системы управления отрасли, ее демонополизация и создание в ней конкурентной среды;

- снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, издержек производства и повышение качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг;

- поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно - коммунальных услуг к оплате населением экономически обоснованного объема эксплуатационно - ремонтных расходов и коммунальных услуг в соответствии с реальным ростом доходов, обеспечением социальной защиты малоимущих семей (граждан);

- передача к 2003 году в собственность граждан не менее 65-70% жилых помещений, находящихся в муниципальном и государственном жилищных фондах. Остальная часть жилых помещений должна предоставляться гражданам по договору социального найма.

3. Демонополизация жилищно - коммунального хозяйства

В целях улучшения содержания жилищного фонда, активизации работы по его приватизации и повышения ответственности за качество выполняемых работ необходимо:

3.1. Обеспечить разделение функций управления и обслуживания, что, в свою очередь, предполагает создание службы заказчика, специализирующейся на выполнении функций управления, и организаций, призванных выполнять функции подрядчика.

3.2. Продолжить создание рынка жилищных услуг (работ).

3.3. Осуществить переход на договорные (контрактные) взаимоотношения между заказчиком и подрядными организациями, заказчиком и населением (потребителями услуг, работ) и конкурсную систему обслуживания жилищного фонда.

В настоящее время службы заказчика по жилищно - коммунальным услугам не созданы. Эти функции возложены в основном на предприятия ЖКХ, которые исполняют одновременно функции заказчика и подрядчика по оказанию жилищно - коммунальных услуг.

3.4. До 1 октября 1998 года организовать в районах и городах службы заказчика - Дирекции единого заказчика (далее - ДЕЗ) с возложением на них функций заказчика работ по эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

3.5. С 1998 года обеспечить формирование муниципального городского и районного заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно - коммунального назначения на конкурсной основе.

3.6. Проводить отбор подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и сетевой инженерной инфраструктуры на конкурсной основе, независимо от организационно - правового статуса подрядчика, при наличии у него лицензии на соответствующие виды работ.

Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого подрядчиками, отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 20%; в 2000 году - 100%.

3.7. В 1998 году провести эксперимент по конкурсному отбору организаций для управления жилищным фондом. Дальнейшее развитие конкурсной системы определить на основании результатов проведенного эксперимента.

3.8. Принять решение о поэтапной приватизации предприятий, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

3.9. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие приватизацию жилья, создание товариществ собственников жилья, как новой эффективной формы управления многоквартирными жилыми домами.

Осуществлять напрямую финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, находящегося на балансе товариществ собственников жилья, в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда.

Разработать порядок выделения в общедолевую собственность придомового земельного участка членам товариществ собственников жилья.

4. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и хозяйствования

Одной из главных задач реформы ЖКХ является организация и дальнейшее совершенствование договорных отношений на всех уровнях управления и производства при предоставлении жилищно - коммунальных услуг хозяйствующими субъектами различных организационно - правовых форм.

Для решения этой задачи необходимо:

4.1. До 1 мая 1998 года разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие разграничение прав, обязанностей и ответственности участников договора, защиту интересов потребителей, предусматривающие ответственность организаций жилищно - коммунального хозяйства. На республиканском уровне утвердить типовые договоры по каждому виду услуг.

4.2. Завершить в 1998 году отработку механизма разделения функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры с передачей службе заказчика (ДЕЗ) функций приема платежей за жилищно - коммунальные услуги от населения и организаций, размещенных в домах, отнесенных к жилищному фонду.

4.3. Обеспечить в 1998 году заключение службами заказчика (ДЕЗ) договоров с отобранными на конкурсной основе подрядчиками на предоставление жилищно - коммунальных услуг с определением объема, параметров качества, стоимости и сроков их исполнения.

4.4. Службе заказчика (ДЕЗ) организовать контроль за деятельностью подрядных организаций в целях гарантированного обеспечения оплаты реально выполненных работ и предоставленных услуг.

5. Стандарты (нормативы) условий проживания для граждан

5.1. Установить для Республики Башкортостан следующие стандарты:

жилья - дом (квартира) со всеми удобствами - электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное или газовая колонка), лифт, мусоропровод;

социальной нормы площади жилья:

на одного члена семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади;

на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади;

на одиноко проживающего человека - 33 кв. метра общей площади;

для граждан, проживающих в коммунальных квартирах, - занимаемая жилая площадь;

предельной стоимости предоставления жилищно - коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в 1998 году - 7,1 рубля в месяц (указанный стандарт рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно - коммунальных услуг:

содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение, лифт, мусоропровод).

5.2. В соответствии с Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации и настоящей Программой необходимо постоянно совершенствовать действующие стандарты (нормативы) условий проживания для граждан.

6. Изменение механизма финансирования

6.1. Установить стандарт уровня платежей населения в процентах к затратам на содержание, ремонт жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг:

1998 год - 50

1999 год - 60

2000 год - 70

2001 год - 80

2002 год - 90

2003 год -100

6.2. С 1998 года ввести поэтапное взимание повышенной платы (до размеров, обеспечивающих компенсацию затрат) за жилье и коммунальные услуги с граждан, имеющих сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям социальной нормы, качества и благоустройства, оплачивают его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере.

6.3. Приступить к поэтапному введению в 1998 году платы с населения за наем жилья муниципального и государственного жилищного фонда в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения).

Размер платы за наем жилья устанавливается выше размера налога на имущество, взимаемого с собственника аналогичного жилья.

6.4. С 1998 года приступить к поэтапному введению в структуру оплаты жилья населением накоплений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья.

6.5. С 2000 года в ставку оплаты жилья включить отчисления на страхование жилищного фонда с дальнейшим внесением изменений в действующее законодательство.

6.6. К 1 июля 1998 года подготовить предложения об упорядочении системы предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

6.7. Создать механизм привлечения и возврата средне- и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов жилищно - коммунального хозяйства.

7. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде предоставления субсидий
(компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг

7.1. Установить стандарт Республики Башкортостан максимально допустимой доли собственных расходов семьи в процентах от совокупного семейного дохода:

1998 год - 15

1999 год - 17

2000 год - 19

2001 год - 21

2002 год - 23

2003 год - 25

Реализация очередного годового этапа реформы должна проводиться с учетом реального роста доходов населения. Доля населения, приобретающего право на субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, не должна превышать 30%.

7.2. Организовать в составе ДЕЗ муниципальные центры (службы) по предоставлению гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.

7.3. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по статистике и Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан постоянно проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценку платежеспособности граждан.

8. Мероприятия по энергоресурсосбережению

В настоящее время жилищно - коммунальная сфера потребляет около 25% всего объема энергоресурсов в народном хозяйстве. Это обусловлено не только несовершенством действующих правовых, финансово - экономических и ценовых механизмов, но и неоправданными потерями, имеющими место из-за низкого уровня теплозащиты зданий, нерациональных вариантов их размещения в составе поселений и архитектурно - планировочных решений, некачественной теплоизоляции инженерных коммуникаций, отсутствия автоматизированных узлов управления потреблением тепловой энергии. Фактические расходы энергоресурсов значительно превышают нормативные.

Проблема снижения потерь при потреблении энергоресурсов рассматривается как одна из главных задач при проведении реформирования жилищно - коммунального хозяйства. Выполнение программы даст возможность сократить дотации из республиканского и местных бюджетов на покрытие затрат на жилищно - коммунальные услуги.

Основными мероприятиями Программы являются сокращение потерь в электросетях, в наружных теплосетях, в наружных сетях водоснабжения, расхода холодной и горячей воды за счет установки квартирных приборов учета, расходов на эксплуатацию за счет монтажа внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения из полипропиленовых труб.

Необходимо создать экономические предпосылки для стимулирования мероприятий по нергоресурсосбережению, изыскать средства для финансирования этих мероприятий.

Следует обеспечить функционирование экономического механизма, который заинтересует энергоресурсоснабжающие предприятия и потребителей в экономии топливно - энергетических ресурсов и одновременно будет предусматривать экономические санкции (в т.ч. путем тарифной политики) за нерациональное и расточительное расходование энергоресурсов. Это потребует перехода на новые технологии эксплуатации, ремонта и реконструкции зданий с одновременной разработкой механизмов стимулирования и ускоренного внедрения мероприятий по энергоресурсосбережению согласно приложениям NN 1, 2.

9. Контроль за реализацией положений программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства
Республики Башкортостан

9.1. Органами государственного регулирования и контроля в Республике Башкортостан в сфере жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан являются Государственный комитет Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Министерство строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан, органы местного государственного управления в пределах их компетенции и в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и Российской Федерации.

10. Законодательно - нормативное обеспечение реформы жилищно - коммунального хозяйства

10.1. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан совместно с заинтересованными организациями в установленном порядке подготовить нормативные правовые акты, обеспечивающие законодательно - нормативную базу проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан согласно приложению N 3.