Недействующий

     
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 года N 945-п


Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малых форм
хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области»
на 2007-2011 годы и признании утратившим силу постановления
Администрации области от 26.06.2006 N 163

___________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ярославской области
от 5 апреля 2010 года N 187-п
___________________



В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ» Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую новую редакцию областной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы.

2. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 26.06.2006 N 163 «О комплексной целевой программе «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы».

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.

4. Постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з «Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы».


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 23.09.2009 N 945-п

     


НОВАЯ РЕДАКЦИЯ      

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2007-2011 ГОДЫ

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

областная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362; от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»

Куратор Программы

Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области

Ответственный исполнитель Программы

департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК)

Исполнители Программы

органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент АПК

Цель и задачи Программы

целью Программы является поддержка и развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса;

задачи Программы:
- развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК);
- поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ);
- поддержка личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ);
- поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее - НО)

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- объём оказываемых услуг в текущих ценах в СПоК;
- объём производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах в КФХ, ЛПХ и в НО

Сроки реализации Программы

2007 - 2011 годы

Перечень
подпрограмм

- «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;
- «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;
- «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;
- «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

Объёмы и источники финансирования Программы

- всего 2251,6 млн. рублей,
в том числе:
- средства областного бюджета - 120,6 млн. рублей;
- средства внебюджетных источников - 2131 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение объёма оказываемых услуг в текущих ценах в СПоК в 3,3 раза по сравнению с 2006 годом;
- увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах по сравнению с 2006 годом:
в КФХ - на 63,9 процента;
в ЛПХ и в НО - на 15,3 процента

Ответственное лицо для контактов

Филиппов Валентин Леонидович - директор департамента АПК, тел. 31-47-29

 

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ


млн. руб.

Наименование ресурсов

Потребность

Всего по
Программе

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

Финансовые ресурсы
в том числе:

860,1

97,0

153,0

176,1

208,0

226,0

- областной бюджет

79,1

5,0

-

2,1

33,0

39,0

- внебюджетные источники

781,0

92,0

153,0

174,0

175,0

187,0

Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»

Финансовые ресурсы
в том числе:

474,0

40,0

74,0

88,0

125,0

147,0

- областной бюджет

18,0

-

-

-

8,0

10,0

- внебюджетные источники

456,0

40,0

74,0

88,0

117,0

137,0

Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»

Финансовые ресурсы
в том числе внебюджетные источники

713,0

713,0

97,0

97,0

123,0

123,0

144,0

144,0

166,0

166,0

183,0

183,0

Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или
дачных некоммерческих объединений»

Финансовые ресурсы
в том числе:

204,5

24,0

33,0

41,5

49,5

56,5

- областной бюджет

23,5

4,0

4,0

4,5

5,5

5,5

- внебюджетные источники

181,0

20,0

29,0

37,0

44,0

51,0

Всего по Программе (подпрограммам)

Финансовые ресурсы
в том числе:

2251,6

258,0

383,0

449,6

548,5

612,5

- областной бюджет

120,6

9,0

4,0

6,6

46,5

54,5

- внебюджетные источники

2131,0

249,0

379,0

443,0

502,0

558,0

     
I. Содержание проблемы


Состояние аграрной сферы оказывает значительное влияние на развитие сельских и городских территорий, а также на социально-экономическое положение области как в настоящее время, так и в перспективе.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, за 2007 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 5,7 процента валового внутреннего продукта Ярославской области.

В 2008 году в области функционировали 334 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, 70 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2036 КФХ, 28 СПоК, в том числе 13 - кредитных, 12 - снабженческо-сбытовых, 2 - перерабатывающих, 1 - страховое.

Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 223,5 тысячи, число семей, занятых садоводством и огородничеством, - 166,5 тысячи.

На сельской территории проживает 240,3 тыс. человек или 18,3 процента от общей численности всего населения Ярославской области. В сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 19,5 тыс. человек или 4,9 процента от общей численности работающих по Ярославской области.

Учитывая важность сельского хозяйства для социально-экономического положения государства, статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что государственная аграрная политика направлена «на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий». В этих целях принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Ярославская область имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение, находясь рядом с крупнейшим экономическим центром - Москвой - объёмным агропродовольственным рынком. В сочетании с высоким уровнем потребления сельскохозяйственной продукции и продуктов питания населением и предприятиями области это создает благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики Ярославской области.

Ярославской области, формирующей сбалансированную эффективную экономику будущего и ориентирующей социальную политику на высокие стандарты благосостояния населения, необходимо иметь высокоразвитое сельское хозяйство.

Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счёт собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания: молоке, яйцах, мясе птицы, картофеле и овощах.

Совокупность перечисленных факторов дает основание для включения агропромышленного комплекса в перечень приоритетных направлений стратегического развития области.

Стратегической целью политики Ярославской области в сфере сельского хозяйства является создание эффективной устойчивой аграрной экономики, основанной на агропромышленном производстве, способном конкурировать на рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов питания и обеспечивать достойный уровень социально-экономического положения сельского и городского населения области.

Анализ развития малых форм хозяйствования дает возможность выделить их сильные стороны:

- деятельность малых форм хозяйствования, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, соответствует стратегическим интересам как государства, так и области;

- малые формы хозяйствования занимают значительный удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции, который за 2008 год составил по области 42,7 процента, в том числе в объеме продукции растениеводства - 72 процента, животноводства - 22 процента;

- из среды сельского населения формируются наиболее высокопрофессиональные руководители, специалисты и иные работники сельского хозяйства, что важно для развития отрасли в перспективе;

- малые формы хозяйствования в определенной мере решают проблему занятости и обеспечения относительного материального благополучия населения.

Слабыми сторонами малых форм хозяйствования является:

- высокая трудоемкость производства, низкая производительность труда;

- в силу технической и технологической отсталости малые формы хозяйствования не могут решить проблему обеспечения продовольственной безопасности страны.

Угроза для малых форм хозяйствования состоит в том, что из-за тяжелого физического труда, на котором основана эта форма хозяйствования, и недостаточной государственной поддержки, сельское население перестанет заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такое положение, как минимум, приведет к усилению социально-экономической напряженности в обществе.

Ведение личного хозяйства является крайней мерой, к которому население вынуждено прибегать, не имея других возможностей для обеспечения материального благополучия. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на протяжении длительного периода остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и ниже среднеобластного показателя в среднем в 2 раза.

Способность малых форм хозяйствования решать проблему материального благополучия населения позволяет надеяться, что эта категория товаропроизводителей будет существовать продолжительное время, в течение которого государство найдет пути создания эффективного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.

Учитывая сложности организации крупного эффективного сельскохозяйственного производства, производство в малых формах хозяйствования играет существенную роль в обеспечении населения продовольствием, поддержании его материального благополучия и решении вопроса занятости, что является наиболее значимой стороной данной проблемы.

Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», реализация которого предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому региональным органам власти рекомендовано разработать соответствующие областные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362 и от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»).

При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:

- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;

- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.

Сравнительные показатели деятельности малых форм хозяйствования по регионам Центрального федерального округа и Вологодской области указаны в приложении 1к Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»