АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 24 октября 2007 года N 484-а


Об утверждении Концепции развития специального (коррекционного)
образования в Ярославской области



В целях определения перспективы развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области Администрация области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области на период до 2010 года.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Воронина Н.П.

Губернатор области
А.И. Лисицын


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 24.10.2007 N 484-а

     
КОНЦЕПЦИЯ
развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области
на период до 2010 года



1. Введение


Концепция развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет общие подходы к совершенствованию специального (коррекционного) образования в Ярославской области.

Специальное (коррекционное) образование рассматривается как неотъемлемая часть целостной региональной системы образования исходя из Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования.

Государство в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации создает условия для получения гражданами с ограниченными возможностями здоровья образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления создают для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Задачи Концепции состоят в следующем:

- определить цель, принципы региональной образовательной политики в сфере специального (коррекционного) образования и приоритетные направления деятельности, опираясь на современные представления об образовании и развитии ребенка;

- определить основания и направления взаимодействия системы образования с другими социальными институтами, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, способствовать повышению эффективности межведомственного взаимодействия.

Концепция основывается на Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», Областной целевой программе развития образования на 2008-2009 годы, утверждённой постановлением Администрации области от 18.07.2007 N 263-а «Об Областной целевой программе развития образования на 2008-2009 годы и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов» (далее Программа развития образования Ярославской области) и других нормативных правовых актах, которыми регулируются вопросы образования.

2. Основное содержание стратегии развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области


В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Программой развития образования Ярославской области можно выделить следующие направления стратегии и развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области:

- обеспечение доступности специального (коррекционного) образования;

- повышение качества специального (коррекционного) образования;

- увеличение эффективности специального (коррекционного) образования.

Эти направления определяют стратегическую цель, принципы и содержание деятельности по развитию специального (коррекционного) образования в области.

2.1. Стратегическая цель развития специального (коррекционного) образования


Обеспечение максимально возможного качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их адаптивных возможностей является стратегической целью развития специального (коррекционного) образования, наиболее соответствующей интересам развития общества и отдельной личности.

В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения качество жизни в Концепции понимается как восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культурных и ценностных ориентаций и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, критериями и заботами. Качество жизни предполагает предоставление доступного качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, включающего:

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и особенностей развития ребёнка начиная с раннего возраста;

- предоставление обучения, соответствующего возможностям и особенностям развития ребенка;

- обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки и содействия ребёнку в проблемных ситуациях;

- реализацию программ развития социальных навыков, способности к адаптации и интеграции в общество.

Качество жизни как стратегическая цель позволяет координировать взаимодействие системы образования с другими социальными институтами: учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, службой занятости населения и др.

2.2. Принципы региональной политики в сфере специального (коррекционного) образования


Достижение стратегической цели Концепции основывается на ряде принципов:

- развитие социальной активности самого ребенка, нуждающегося в специальном (коррекционном) образовании;

- сотрудничество с родителями (законными представителями) и ближайшим социальным окружением ребенка;

- взаимодействие со структурами, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (учреждения здравоохранения, социальной защиты, культуры, службы занятости, правоохранительные органы, общественные организации);

- непрерывность и преемственность специального (коррекционного) образования на всех возрастных этапах: раннее детство, дошкольный возраст, периоды начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, профессионального образования;

- приоритет социальной адаптации и личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья перед достижением заданного уровня образовательных результатов;

- вариативность форм получения специального (коррекционного) образования;

- научная обоснованность деятельности в сфере специального (коррекционного) образования;

- объективная и обоснованная оценка развития ребёнка, мониторинг развития.

2.3. Приоритетные направления деятельности в сфере специального (коррекционного) образования

    

2.3.1. Обеспечение доступности специального (коррекционного) образования:

- открытие специальных (коррекционных) групп в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе групп для детей, имеющих сложные дефекты;

- открытие специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях, в том числе разновозрастных классов-комплектов, специальных (коррекционных) классов (групп) для детей со сложными дефектами;

- реструктуризация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- создание условий для профессионального образования детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании;

- использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.3.2. Повышение качества специального (коррекционного) образования, создание условий для полного удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья:

- повышение квалификации педагогов образовательных учреждений по вопросам специального (коррекционного) образования;

- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам специального коррекционного образования и организационных форм работы с детьми, нуждающимися в специальном (коррекционном) образовании;

- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании;

- разработка и распространение программ, методик, технологий индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2.3.3. Увеличение эффективности специального (коррекционного) образования путем развития межведомственного взаимодействия и преемственности в работе:

- создание региональной нормативно-правовой базы по вопросам межведомственного взаимодействия при работе с детьми, нуждающимися в специальном (коррекционном) образовании;

- разработка и апробация межведомственных программ поддержки детей данной категории;

- развитие системы раннего выявления отклонений в развитии и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках межведомственных программ;

- поддержка деятельности общественных организаций (в том числе родительских объединений, клубов и др.), занимающихся оказанием помощи и защитой прав детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании;

- создание комплексной региональной программы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

3. Заключение


Развитие специального (коррекционного) образования в Ярославской области через реализацию приоритетных направлений деятельности, в соответствии со стратегической целью и принципами, должно осуществляться на различных уровнях:

- на уровне Ярославской области;

- на уровне муниципальных образований;

- на уровне образовательных учреждений.

Специальное (коррекционное) образование как неотъемлемая часть региональной системы образования обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья получение образования, способствует созданию благоприятных условий для их социальной адаптации и интеграции в общество.

Развитие специального (коррекционного) образования в Ярославской области позволит обеспечить:

- доступность образования для всех детей, независимо от характера нарушений в развитии;

- открытость и преемственность разных уровней специального (коррекционного) образования;

- повышение качества образования в целом благодаря широкому освоению методик и форм работы с детьми различного уровня развития;

- формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, расширение возможностей их интеграции в общество.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»