АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2007 года N 263-а


Об Областной целевой программе развития образования на 2008-2009 годы
и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов

(с изменениями на 2 ноября 2009 года)


     ______________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года N 355-п;
     постановлением Правительства Ярославской области от 2 ноября 2009 года N 1080-п
     ______________________________________



В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р, в целях создания условий и механизмов развития региональной системы образования и реализации на региональном уровне комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2005 N 178 «Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года», и в связи с истечением срока действия Областной целевой программы развития образования в Ярославской области на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Администрации области от 28.10.2005 N 278 «Об Областной целевой программе развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года» Администрация области

постановляет:

1. Утвердить Областную целевую программу развития образования на 2008-2009 годы (далее - Программа).

2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Гольнев А.А.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учётом возможностей областного бюджета. (пункт 2 в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года N 355-п - см. предыдущую редакцию)


3. Департаменту образования Ярославской области (Степанова Т.А.), при разработке проекта областного бюджета на 2008, 2009 годы предусматривать выделение средств на финансирование целевой Программы.

4. Признать утратившими силу:

- постановление Правительства области от 21.12.95 N 329 «О состоянии и перспективах развития материальной базы областных учреждений образования»;

- постановление Администрации области от 08.11.2000 N 197-а «О проекте программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 гг. и перспективах по 2005 год».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г. (пункт 5 в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года N 355-п - см. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства -
первый заместитель
Губернатора области
И.И. Скороходова


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 18.07.2007 N 263-а
(в редакции
постановлений Правительства
Ярославской области
от 23 июля 2008 года N 355-п;
от 2 ноября 2009 года N 1080-п)



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2008 - 2009 ГОДЫ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Областная целевая программа развития образования (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р

Государственный заказчик Программы

департамент образования Ярославской области

Основные разработчики Программы

- департамент образования Ярославской области;              

- государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»;

- государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»;          

- государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр профессиональной ориентации «Ресурс»

Цели и задачи Программы

цели:
- обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования;
- создание условий для дальнейшего развития государственно-общественного управления образованием;
- разработка механизмов, обеспечивающих повышение управляемости региональной системы образования (далее - РСО);
задачи:
- оптимизация регионального образовательного пространства;
- развитие механизмов и тиражирование методов, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- разработка, апробирование и внедрение организационно-экономических механизмов стимулирования развития образовательных учреждений области (далее - ОУ) и муниципальных органов управления образованием (далее - МОУО);
- оптимизация структур и функций в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования;
- создание условий для развития воспитательного потенциала системы образования;
- реализация региональной концепции развития системы дополнительного образования детей;
- укрепление материальной базы системы образования;
- доработка нормативно-методической базы государственно-общественного управления образованием;
- подготовка руководителей ОУ, представителей общественности к участию в управлении образованием;
- совершенствование системы информирования общественности о состоянии и результатах РСО;
- создание образцов государственно-корпоративного сотрудничества в сфере профессионального образования;
- завершение формирования и институционального оформления региональной системы мониторинга и образовательной статистики (далее - РСМиОС);
- формирование и институциональное оформление региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО);
- реализация договорных отношений между департаментом образования Ярославской области и МОУО

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- доля муниципальных образований области, имеющих органы государственно-общественного управления на уровне муниципалитета;
- доля ОУ, имеющих органы государственно-общественного управления;
- доля выпускников основной школы, проходящих итоговую аттестацию в территориальных комиссиях;
- доля старшеклассников области, занимающихся обучением на профильном уровне;
- доля учреждений области, включенных в РСМиОС;
- доля выпускников начальной школы, включенных в РСОКО;
- доля ОУ, в практику деятельности которых включены публичные доклады;
- доля выпускников учреждений начального профессионального образования (далее - НПО), получивших повышенный разряд;
- доля поступающих в учреждения НПО по договорам с работодателями;
- доля ОУ, имеющих программу развития

Сроки реализации Программы

2008-2009 годы

Объемы и источники финансирования Программы

33,85 млн. рублей из средств областного бюджета, в т.ч.:
2008 год - 20,25 млн. руб.;
2009 год - 13,6 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение доли выпускников основной школы, проходящих итоговую аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях, с 0,3 процента до 60 процентов;

- увеличение доли предметов, по которым выпускники  средней школы, проходят итоговую аттестацию в форме и по технологии ЕГЭ, с 40 процентов до 80 процентов;

- увеличение доли выпускников учреждений НПО, получивших повышенный разряд, с 25 процентов до 30 процентов;

- увеличение доли обучающихся в ресурсных центрах НПО с 4 процентов до 15 процентов;

- увеличение доли учреждений, в которых сформированы органы государственно-общественного управления образованием, с 3 процентов до 60 процентов;

 - увеличение доли муниципальных образований области, в которых созданы органы государственно-общественного управления, с 50 процентов  до  100 процентов;

- увеличение доли выпускников начальной школы, участвующих в региональной системе контроля качества образования, с 0 процентов до 80 процентов;

- увеличение доли ОУ, включенных в РСМиОС, с 10 процентов до 70 процентов;

- увеличение доли старшеклассников, обучающихся на профильном уровне, с 5 процентов до 15 процентов;

- увеличение доли ОУ, в практику деятельности которых включены публичные доклады перед общественностью, с 1 процента до 30 процентов;

- увеличение доли обучающихся в многоуровневых и многопрофильных учреждениях НПО с 7 процентов до  15 процентов.

Ответственные лица для контактов

- директор департамента образования Ярославской области Степанова Т.А., т. 72-83-91;

- первый заместитель директора департамента образования Ярославской области Груздев М.В.,   т. 72-83-33;

- заместитель директора департамента образования Ярославской  области Калугина О.Ю., т. 72-83-23;

- заместитель директора департамента - председатель комитета профессионального образования  департамента образования Ярославской области Карагезян Н.П., т. 30-48-00;

- заместитель директора департамента образования Ярославской области Сумеркина В.М.,  т.72-85-83


(паспорт программы в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года N 355-п;  от 2 ноября 2009 года N 1080-п - см. предыдущую редакцию)

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2008

2009

Финансовые ресурсы

млн. руб.

- областной бюджет

33,85

20,25

13,6

          

     (Общая потребность в ресурсах в редакции постановления Правительства Ярославской области от 2 ноября 2009 года N 1080-п - см. предыдущую редакцию)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


РСО представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- реализующих их ОУ независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Предназначение РСО - удовлетворение образовательных потребностей населения, а также потребностей экономики и социальной сферы региона в квалифицированных кадрах. В широком смысле РСО рассматривается как одно из условий и ресурсов развития региона. Для выполнения своего предназначения система образования Ярославской области имеет развитую сеть ОУ и широкий перечень образовательных программ, педагогические и управленческие кадры соответствующего уровня квалификации и образования.

Система образования области на конец 2006/2007 учебного года представлена 476 учреждениями дошкольного образования (50,2 тысячи воспитанников), 500 общеобразовательными учреждениями (112,1 тысячи обучающихся), 113 учреждениями дополнительного образования детей (80,4 тысячи обучающихся), 35 учреждениями начального профессионального образования (13,5 тысячи обучающихся), 30 учреждениями среднего профессионального образования (26,3 тысячи обучающихся), 34 учреждениями высшего профессионального образования, включая филиалы, 29 образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,1 тысячи воспитанников), 25 учреждениями для детей со специальными потребностями (1,9 тысячи обучающихся).

Реализуемые ОУ программы удовлетворяют основные потребности населения, экономики и социальной сферы региона.

В региональной системе образования занято около 30 тысяч педагогических и руководящих работников, что на 2,7 тысячи меньше по сравнению с 2000 годом, 69 процентов из них имеют высшее профессиональное образование, 85 процентов - аттестованы на квалификационные категории, 99 процентов руководителей ОУ имеют высшее образование.

В 2007 году на образование выделено 6 796 млн. рублей, что составило 25 процентов консолидированного бюджета области. Средняя заработная плата в отрасли составляет 7203 рубля или 62 процента по отношению к средней заработанной плате в обрабатывающем производстве.

Общие расходы на образование в 2007 году по сравнению с 2000 годом  выросли в 6,5 раза.

В рамках реализации областных целевых программ развития образования на 2001-2005 годы и 2006-2007 годы образование региона претерпело существенные изменения.

В области повышения качества и доступности всех уровней РСО, создания условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся:

- переведены на нормативное (подушевое) финансирование общеобразовательные учреждения Ярославской области и учреждения начального профессионального образования, подготовлена основа для перехода на нормативное финансирование учреждений среднего профессионального образования, утверждены нормативы дошкольного и дополнительного образования детей;

- разработаны концепции развития начального профессионального и дополнительного образования детей, специального коррекционного образования;

- апробирована практика индивидуализации образования путем формирования индивидуальных учебных планов и программ для обучающихся с использованием образовательных ресурсов муниципальных систем образования в трех муниципальных районах области;

- во всех общеобразовательных учреждениях области осуществляется  предпрофильная подготовка, в школах 12 муниципальных районов области осуществляется обучение по предметам на профильном уровне;

- отработаны технологии проведения итоговой аттестации выпускников ОУ в форме и по технологии ЕГЭ, ОУ готовы к переходу в штатный режим проведения итоговой аттестации выпускников ОУ в форме  ЕГЭ; ведется разработка интруктивно-методических материалов итоговой аттестации учащихся 9-х классов, проводимой территориальными аттестационными комиссиями;

- оптимизирована сеть общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования: четыре учреждения начального профессионального образования реорганизованы в многоуровневые и многопрофильные учреждения, создано три ресурсных центра профессионального образования, центр профессиональной реабилитации инвалидов, открыты два филиала учреждений начального профессионального образования в муниципальных районах области, не имевших государственных учреждений профессионального образования;

- реализована программа поставки вычислительной техники в ОУ, все учреждения общего, начального и среднего профессионального образования имеют доступ к сети Интернет;

- открыто 157 дошкольных групп в 94 общеобразовательных школах, которые посещают более 2000 воспитанников.

В области повышения качества управленческих решений:

- реализован первый этап создания РСМиОС: создан Центр мониторинга и статистики образования; во всех муниципальных районах области установлено программное обеспечение, обучены и подготовлены соответствующие кадры;

- разработаны рекомендации для МОУО по формированию программ реструктуризации (оптимизации) муниципального образовательного пространства;

- апробированы отдельные аспекты мотивации администрации образовательных учреждений и руководителей органов управления образованием на развитие инновационных процессов в РСО;

- отработан новый механизм реализации Программы на основе договоров департамента образования Ярославской области и муниципальных органов управления образованием.

В области развития государственно-общественного характера управления образованием:

- сформированы организационно-управленческие условия для участия представителей общественности в управлении образованием; на базе одного из муниципальных районов области отрабатываются различные механизмы общественного участия в управлении образованием, как на уровне муниципалитета, так и на уровне ОУ; в учреждениях образования области создано около 50 управляющих советов; на региональном уровне сформировано несколько общественных организаций: «Областное педагогическое собрание», «Родительское собрание», «Родительский комитет», «Учитель года», «Педагогический форум», представители которых принимают активное участие в управлении образованием;

- в системе начального профессионального образования отработана  практика деятельности консультативных комиссий по профессиям сферы услуг и межведомственной комиссии по согласованию объемов и профилей подготовки специалистов со средним и начальным профессиональным образованием.

В области развития воспитательного потенциала ОУ:

- повысилась эффективность воспитательной деятельности ОУ, переориентированной на индивидуализацию воспитания, активизацию субъектной позиции учащихся, формирование у них социальной активности, интериоризацию ценностей национальной и мировой культуры, формирование готовности к социальному и профессиональному выбору;

- произошла переориентация воспитательных систем ОУ на формирование надпредметных ключевых компетенций, разработаны новые модели выпускника;

- в муниципальных районах области накоплен опыт развития детского самоуправления, активизации деятельности детских объединений и организаций, осуществляется поиск новых средств воспитания на основе саморазвития, социального проектирования и закаливания, социально-педагогического сопровождения событий в жизни ребенка.

Достигнутые результаты реализации Областной целевой программы развития образования в Ярославской области на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года свидетельствуют о целесообразности решения проблем образования программно целевым методом.

В целом РСО отличается стабильностью, наличием конструктивных связей с другими смежными отраслями. Во многих муниципальных образованиях и ОУ развивается инновационная деятельность, направленная на решение актуальных задач образования. Ярославская область принимает активное участие в реализации ряда федеральных и международных образовательных проектов.

Ресурсы учреждений и педагогов - победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» активно используются в системе повышения квалификации, в деятельности региональных и муниципальных экспериментальных площадок, объединений профессионального педагогического сообщества и пр.

Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в РСО остается ряд нерешенных проблем:

- требует совершенствования и развития РСОКО: при оценке качества подготовки выпускников не учитывается такой показатель как удовлетворенность полученным образованием со стороны родителей обучающихся и работодателей (для системы начального и среднего профессионального образования), не проводится «сплошной» мониторинг учебных достижений обучающихся по завершению первой ступени обучения; не создана единая информационная база данных оценки качества образования;

- требует дальнейшей оптимизации сеть учреждений начального и среднего профессионального образования: ведомственная разобщенность учреждений среднего профессионального образования региона (50 процентов учреждений среднего профессионального образования, расположенных на территории области, - федерального подчинения) не позволяет выстроить систему базового профессионального образования и в полной мере использовать ресурсы учреждений профессионального образования для качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»