АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2005 года N 114-а

Об областной целевой программе "Молодежь" на 2006-2007 годы

(В редакции
постановления Администрации ЯО от 06.08.2007 N 320-а (ru76000200700645)
постановления Администрации ЯО от 24.12.2007 N 707-а (ru76000200701041))

В связи с истечением в 2005 году срока действия областной программы "Молодежь" (2001-2003 гг. и перспективы до 2005 года), утвержденной постановлением Губернатора области от 07.05.2001 N 290 "Об утверждении областной программы "Молодежь" (2001-2003 гг. и перспективы до 2005 года), в соответствии с Законом Ярославской области от 02.12.1997 N 30-з "О молодежной политике в Ярославской области"

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь" на 2006 - 2007 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту по делам молодежи Администрации области (Андреева Л.М.), департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) предусматривать в областном бюджете средства на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать и принять аналогичные программы.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Воронина Н.П. (В редакции постановления Администрации ЯО от 06.08.2007 N 320-а (ru76000200700645)).

6. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Первый заместитель

Губернатора области А.Г. Федоров

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 13.07.2005 N 114-а

Областная целевая программа "МОЛОДЕЖЬ" на 2006 - 2007 годы

ПАСПОРТ областной целевой программы "Молодежь" на 2006 - 2007 годы


(В редакции постановления Администрации ЯО от 06.08.2007 N 320-а (ru76000200700645)

постановления Администрации ЯО от 24.12.2007 N 707-а (ru76000200701041))

_________ Наименование Программы

- областная целевая программа "Молодежь" (далее Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Администрации Ярославской области от 04.04.2005 N 47-а "О ходе выполнения областной программы "Молодежь" в 2004 году";

 - Закон Ярославской области от 2 декабря 1997 г. N 30-з "О молодежной политике в Ярославской области"

Государственный заказчик Программы

- департамент по делам молодежи Ярославской области

Разработчик Программ

- департамент по делам молодежи Ярославской области

Цель Программы

- организация условий развития эффективной социализации, гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи Ярославской области в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- охват молодежи областными мероприятиями по различным направлениям государственной молодежной политики;

 - количество молодежных программ, поддержанных на конкурсной основе;

 - количество подростков, молодых людей, молодых семей, получивших социальные услуги;

 - количество услуг, предоставленных подросткам, молодежи и молодым семьям;

 - количество изданных экземпляров молодежного еженедельника "Юность";

 - количество информационных и методических материалов по различным направлениям государственной молодежной политики;

 - количество специалистов, прошедших подготовку (переподготовку) в сфере работы с молодежью.

Сроки, этапы Программы

2006 - 2007 годы

Перечень разделов Программы:

I. Обоснование Программы
 II. Цель, задачи и основные направления Программы
 III. Система мероприятий Программы на 2006 - 2007 годы
 IV. Ресурсное обеспечение Программы на 2006 - 2007 годы
 V. Порядок контроля за реализацией Программы и управление ею
 VI. Ожидаемые результаты выполнения Программы

Исполнители Программы
 (в установленном порядке)

департамент по делам молодежи Ярославской области;

 органы по делам молодежи администраций муниципальных образований, социальные учреждения молодежи, молодежные и детские общественные объединения Ярославской области

Общая стоимость Программы

областной бюджет - 28043 тысяч рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- расширение спектра молодежных социально значимых инициатив;

 - повышение качественного уровня мероприятий молодежной политики;
охват молодежи областными мероприятиями по различным направлениям государственной молодежной политики
 - около 320 тысяч человек;
- количество молодежных программ, поддержанных на конкурсной основе, - не менее 150;

 - количество подростков, молодых людей, молодых семей, получивших социальные услуги - около 130 тысяч человек;

 - количество услуг, предоставленных подросткам, молодежи и молодым семьям - не менее 110 тысяч;

 - количество изданных экземпляров молодежного еженедельника "Юность" - около 1,5 миллиона;

 - количество изданных информацион-ных и методических материалов по различным направлениям государ-ственной молодежной политики -15;

 - количество специалистов, прошедших подготовку (переподготовку) в сфере работы с молодежью, - 250 человек

Ответственные лица для контактов

- Андреева Лариса Михайловна - директор департамента по делам молодежи Ярославской области,
 тел. 72-83-00
 - Иванов Лев Михайлович - заместитель директора департамента по делам молодежи Ярославской области, тел. 30-45-76

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Областная целевая программа "Молодежь" на 2006-2007 годы является продолжением системы мер реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений, в целях повышения социального благополучия.

Молодое население Ярославской области составляет более 348 тысяч человек (25,8% населения). При этом 76% молодых людей проживают в городах области и лишь 24% - в сельской местности.

Тенденция роста численности молодежи является временной, связанной с высокими показателями рождаемости в 70-80 годы прошлого века. Поэтому демографическая проблема в области остается актуальной. Естественная убыль является определяющим фактором сокращения численности населения. Уровень смертности более чем в 2 раза превышает уровень рождаемости. Демографические процессы характеризуются, с одной стороны, временным увеличением количества молодежи, с другой стороны, неуклонным сокращением количества детей и постоянным снижением доли несовершеннолетних (до 17 лет) в общей численности населения.

Высока нестабильность браков. Кризис семейно-брачных отношений характеризуется разрушением традиционных устоев семейно-брачных отношений и репродуктивных функций молодых семей. Система социальных льгот и выплат для семей с детьми не поспевает за темпами роста стоимости жизни. Социальное неблагополучие отражается и на росте смертности молодежи, увеличении доли смертей от несчастных случаев, отравлений и травм.

Тенденции сокращенного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки молодых семей, и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

В области сохраняются неблагоприятные тенденции медико-демографических показателей. Статистические данные свидетельствуют о неблагополучном состоянии здоровья подрастающего поколения. Уровень заболеваемости молодежи остается высоким. Среди детского населения уровень общей заболеваемости вырос за 10 лет на 70%. При снижении показателей по инфекциям, передающимся половым путем, эпидемиологическая обстановка также остается неблагоприятной.

Среди молодежи сохраняется высокая активность заболеваемости ВИЧ-инфекцей и вирусными гепатитами; подавляющая часть случаев заражения происходит при половых контактах и употреблении психоактивных веществ инъекционным способом. В Ярославской области на начало 2005 года зарегистрировано 936 случаев ВИЧ-инфекции.

Развитие болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ), несет угрозу не только для соматического и психического, но и для социального здоровья нации. Несмотря на отсутствие точных данных о количестве наркопотребителей в области, официальная статистика также вызывает беспокойство. С начала 90-х годов идет резкое увеличение количества больных наркоманией. Растет число зарегистрированных несовершеннолетних, употребляющих ПАВ. Употребление алкоголя и табака становится нормой жизни все более молодых групп населения.

Об уровне потребления ПАВ в молодежной среде можно судить по результатам социологического опроса молодежи области, проведенного в 2004 году: 25% опрошенных имеют среди своих друзей и знакомых людей, принимающих наркотики; 22% отметили, что у них возникло желание испробовать на себе воздействие психотропных веществ; 12% признались, что употребляли наркотические вещества.

Молодежь уделяет недостаточно внимания своему здоровью, живя сегодняшним днем и не задумываясь о будущем. По данным областного социологического опроса, только 32% молодых жителей Ярославской области считают здоровье самым важным в жизни.

Необходимо формировать у молодежи потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенстве; внедрять физическую культуру и спорт в режим учебы, труда и отдыха; развивать сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений и объектов; расширять оздоровительную и профилактическую работу с детьми, подростками и молодежью.

Для региона на протяжении последних лет остается актуальной проблема социальной дезадаптации в молодежной среде, связанная с негативными проявлениями криминальной активности, злоупотреблением ПАВ, беспризорностью.

При снижении уровня преступности среди подростков и молодежи за прошедший год, показатели криминальной вовлеченности молодых людей остаются высокими. Последние годы неуклонно растет удельная доля молодежи среди всех выявленных лиц, совершивших преступления. Если в 2000 году доля молодых лиц, совершивших преступления, составила 54% от всех лиц, совершивших преступления, то в 2004 году эта доля увеличилась до 64%. Преступность несовершеннолетних по-прежнему характеризуется увеличением доли преступлений, имеющих насильственную направленность против личности.

Острота проблемы семейного неблагополучия проявляется в росте нестабильности браков, в масштабах сиротства. За истекший период продолжал увеличиваться уровень безнадзорности несовершеннолетних.

Таким образом, социально негативные явления в молодежной среде должны оставаться в центре внимания государства и общества. Важнейшим инструментом сохранения потенциала молодого поколения является организационная структура профилактической работы, включающая в себя не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и широкие слои общественности.

Необходимо работать над методиками профилактической работы, развивать систему обучения и повышения квалификации специалистов, работающих с молодежью, продолжать работу по "социальной вакцинации" против распространения негативных явлений в молодежной среде.

Остается актуальной и проблема занятости молодежи. При определенной стабилизации рынка труда за последние годы тенденция снижения количества молодых людей, ищущих работу, сменилась их увеличением. На 01.01.2005 в области насчитывался 3771 молодой безработный, что на 34% больше, чем в 2000 году. Рост уровня молодежной безработицы отмечен в подавляющем большинстве районов области. Большую часть среди молодых безработных составляют женщины.

Качественным признаком областного рынка труда является структурная безработица, когда ищущие работу по уровню квалификации и опыту не соответствуют изменившемуся спросу на рабочую силу.

Для выпускников вузов и ссузов остро стоит проблема поиска работы. Ориентация значительного количества выпускников школ на получение высшего профессионального образования и миграция населения создают диспропорции на рынке труда. В настоящее время доля обучающихся в вузах области на 10000 чел. населения составляет 303 чел., в ссузах - 200 чел., учреждениях НПО - 126 чел.. При избытке специалистов с высшим образованием ежегодно увеличивается потребность экономики области в квалифицированных рабочих кадрах. Качественными признаками образовательной сферы является то, что, с одной стороны, бурно растет коммерциализация ссузов и вузов, с другой стороны, система получения профессионального образования до конца не соответствует потребностям современного рынка труда. Происходит уменьшение доли выпускников ссузов и вузов, получивших направления на работу по заявкам работодателей. Удельный вес молодых безработных в общей структуре безработицы не уменьшается и составляет в последние 2 года 33%.

Таким образом, важнейшим направлением государственной политики по снижению напряженности рынка труда, увеличению возможностей трудоустройства и творческой самореализации молодежи является работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения, содействие занятости молодых граждан, в т. ч. сезонной занятости подростков и студенческой молодежи.

Социально-экономические реформы последнего десятилетия оказали существенное влияние на социальные положение и самочувствие молодежи. В сознании молодых людей отражается реальная картина невысокого уровня социально-экономического положения большинства населения.

В социальном развитии молодежи стала более отчетливо определяться ее дифференциация, прежде всего по имущественному основанию. Ухудшение материального положения значительной части молодежи (около 20%) сказалось на самооценках ее перспектив и возможностей в условиях продолжающихся социально-экономических реформ.

Однако большей части молодежи в целом присущ социальный оптимизм и активная позиция. Молодые ярославцы готовы взять на себя ответственность за страну и самих себя. По данным социологического опроса, около четверти молодых людей готовы к участию в общественной жизни в рамках различных общественно-политических движений и политического диалога. Две трети опрошенных молодых людей считают, что от активной позиции современной молодежи зависит возрождение страны. Молодые люди хотят, чтобы в современном обществе было больше справедливости и меньше насилия. Многие из молодых людей сохраняют патриотическое отношение к культуре и истории страны, с достоинством воспринимают принадлежность к своей национальности. На фоне сложных социально-экономических и политических преобразований происходит осознание значительной частью молодежи своей роли в обществе. В связи с этим растет и потребность в больших возможностях для самореализации.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует иметь в виду, что молодежь является, с одной стороны, потенциалом позитивных перемен в обществе, а с другой стороны, возможным фактором социальной нестабильности. Перспективы развития лежат, в том числе, в успешной реализации государственной молодежной политики.

В данных условиях особенно важно активизировать молодежную политику и социальную поддержку молодых граждан по таким направлениям, как: пропаганда здорового образа жизни, активизация гражданской позиции и воспитание патриотизма, поддержка молодых семей, повышение профессионализма и конкурентоспособности, поддержка молодых людей в трудных жизненных ситуациях.

Программа разработана с учетом опыта реализации государственной молодежной политики в Ярославской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее преемственный характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2005 году областным органам исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований области. К их числу относятся вопросы поддержки деятельности и развития сети социальных учреждений для молодежи, подготовки специалистов по работе с молодежью, укрепления благополучия молодых семей, в том числе и система их государственной поддержки в улучшении жилищных условий, содействия деятельности молодежных общественных объединений, организации трудовой занятости молодежи, сохранения организационных основ и механизмов конкурсной реализации молодежной политики, целевой поддержки адресных площадок лучшего опыта реализации проектов для молодежи, а также продуманных и обоснованных молодежных идей и инициатив.

II. Цель, задачи и основные направления Программы


2.1. Цель Программы - организация условий развития эффективной социализации, гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи Ярославской области в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России.

Идеология Программы базируется на следующих принципах:

- социальное инвестирование;

- инновационное развитие;

- инициатива и самореализация.

Учитывая специфику переходного положения молодежи в структуре общества (от детства к полноценной взрослой жизни), содержание Программы в соответствии с указанными выше принципами её реализации определяется необходимостью обеспечения:

- стратегической преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры, воспитания у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- становления патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языкам, традициям и культуре других народов, толерантных к духовному мнению, умеющих искать и находить содержательные компромиссы;

- формирования культуры мира и межличностных отношений, непринятия силовых методов разрешения конфликтов внутри страны, готовности защищать её от агрессии;

- разностороннего и своевременного развития молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

- формирования у молодых людей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений;

- становления у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами и навыками эффективного поведения в сфере труда и профессионального обучения;

- освоения молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развития культуры социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»