Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 1999 года N 719


О концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Ярославской области на 2000-3000 годы

(с изменениями на 4 февраля 2002 года)

_______________________________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

постановлением Губернатора Ярославской области от 4 февраля 2002 года N 65

_______________________________________________________________________________________     

     Постановляю:

1. Утвердить Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Ярославской области на 2000-2003 годы (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

     

Губернатор области
А.И.Лисицын

Утверждена
постановлением
Губернатора области
от 12.11.99 № 719


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2000-2003 годы
г.Ярославль



I. Введение

Стратегическая цель, стоящая перед органами управления системы здравоохранения, состоит в том, чтобы, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, обеспечить охрану здоровья населения путем рациональных реформ и элективного использования имеющихся финансовых ресурсов.

Из анализа демографической ситуации и уровня заболеваемости населения области можно выделить следующие проблемы, которые требуют принятия неотложных мер как со стороны исполнительной власти, так и со стороны органов управления:

- в области продолжается естественная убыль населения (смертность превышает рождаемость в 2,2 раза);

- медленными темпами снижается уровень смертности населения трудоспособного возраста (6,5 на 1000 населения);

- сохраняется высокий показатель младенческой смертности в сельских районах области (17,7 на 1000 родившихся живыми);

- в структуре общей заболеваемости отмечается рост патологии органов дыхания, органов пищеварения, а также аллергических и психосоматических болезней;

- не снижается удельный вес женщин детородного возраста, имеющих патологию внутренних органов;

- отмечаются высокие темпы хронизации патологии в детском и подростковом возрасте;

- регистрируется рост заболеваемости туберкулезом и другими социально-значимыми болезнями;

- большой проблемой становится наркомания и особенно среди молодежи;

- растет инвалидизация в трудоспособном возрасте.

Среди факторов, способствующих отрицательным явлениям в здравоохранении, следует выявить такие, как:

- политическая и национальная напряженность в обществе и, как следствие, дестабилизация условий жизни основных масс населения;

- возрастание интенсивности миграции;

- социальное расслоение общества;

- дальнейшее постарение населения, ранее в основной массе не охваченного профилактикой заболеваний; (в 1998 г. доля пожилых лиц составила 24%);

- неустойчивость семьи;

- увеличение стрессовых ситуаций;

- увеличение несбалансированности и ухудшение качества питания;

- увеличение интенсивности труда;

- появление безработицы.

Однако, помимо сложных социально-экономических проблем, влияющих на здоровье населения, необходимо констатировать, отсутствие четкой стратегии в решении проблем здравоохранения.

Отрицательное воздействие на отрасль оказывают несовершенство системы управления, острейший дефицит и децентрализация финансирования, усиление структурных диспропорций, неадекватная инфраструктура медицинской помощи, недостатки в функционировании отдельных звеньев охраны здоровья.

Кроме того, в последние годы складывается нестабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка, влияние которой на здоровье населения становится все более заметным. Сохраняется высокий уровень загрязнения окружающей природной среды. Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану труда работающих и оздоровление окружающей среды, производство и реализацию населению доброкачественных пищевых продуктов.

Требует решения вопрос о повышении доступности лекарственной помощи населению области.

Нуждается в совершенствовании, прежде всего, в уходе от экстенсивных показателей кадровая политика в системе здравоохранения.

Необходимо также констатировать, что в последнее время утрачен комплексный подход к охране здоровья. Образование, наука и культура, социальная защита, физкультура и спорт, окружающая среда, охрана труда, ряд внебюджетных фондов, средства массовой информации - далеко не полный перечень структур, имеющих отношение к общественному здоровью.

Все названные обстоятельства остро поставили вопрос о поиске резервов медицинских вмешательств в проблему состояния здоровья жителей области. Учтенные направления и составляют сущность представляемого программного документа, в конкретном варианте они будут изложены в последующем стратегическом плане мероприятии.

II. Основные направления развития системы здравоохранения

Для обеспечения единой политики в сфере здравоохранения выбраны следующие ключевые направления развития системы:

1. Формирование правовой базы здравоохранения области с принятием соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за обеспечение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

2. Оптимальная централизация управления здравоохранением отрасли.

3. Формирование финансовых ресурсов отрасли с акцентом на обеспечение разумной их централизации на уровне территории.

4. Реализация территориальной программы государственных гарантии обеспечения жителей области бесплатной медицинской помощью.

5. Формирование многоукладного здравоохранения; поддержка развития, наряду с государственными и муниципальными, частных некоммерческих медицинских организаций и частнопрактикующих медицинских работников, прежде всего, в сфере оказания первичной медицинской помощи. Основу должна составлять государственная система. Государственный бюджет на здравоохранение должен составлять в структуре не менее 60%, около 30% - средства обязательного медицинского страхования и не более 10% - платные услуги.

6. Повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения за счет изменения и оптимизации структуры, объема и технологий медицинской помощи; внедрение новых технологий в профилактике заболеваний, а также в лечебно-диагностическом процессе с обязательным включением реабилитационных методик, что должно обеспечить максимальный медицинский, социальный и экономический эффект.

внедрение мониторинга общественного здоровья и оценки деятельности лечебных учреждений.

7. Устранение структурных диспропорций в здравоохранении с акцентом на организацию и качество первичной медицинской помощи и регионализацию сети ЛПУ с обязательным развитием договорных отношений как по вертикали, так и по горизонтали.

8. Введение системы мер по защите семьи, материнства и детства; развитие служб планирования семьи и безопасного материнства, способствующих рождению желанных детей в оптимальном периоде жизни; интеграция родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью в целях совершенствования специализированной и профилактической помощи женщинам.

9. Принятие комплексных мер по сохранению психического здоровья населения области, развитие медико-психологической и психотерапевтической помощи, дальнейшее развитие и совершенствование наркологической службы.

10. Внедрение обязательного мониторинга социально-значимых заболеваний с разработкой конкретных моделей совершенствования служб.

11. Рациональная организация, доступность и высокое качество скорой медицинской помощи.

Развертывание системы подготовки работников МВД и МЧС, учащихся школ в области оказания доврачебной помощи.

12. Разработка и обеспечение медицинских аспектов программы по сохранению качества жизни лиц старших возрастов.

13. Совершенствование деятельности в области медицинского просвещения. Формирование территориальной медицинской информационно-пропагандистской системы для проведения активного воздействия на население в целях воспитания потребности в здоровом образе жизни и создание на одном из местных телеканалов государственной программы по проблемам здравоохранения и экологии. Обеспечение широкой гласности о ситуации по социально-значимой патологии. Реорганизация центра медицинской профилактики.

14. Развитие социальной рекламы, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности, медицинских услуг.

15. Содействие созданию общественных объединений по медицинским интересам (общество больных диабетом, бронхиальной астмой и др.).

16. Проведение единой политики в области лекарственного обеспечения (приоритетное обеспечение жизненно важными препаратами, тендер).

17. Обеспечение медицинской техникой и оборудованием с позиций ориентации на выполнение целевых медицинских программ; использование разрешительного механизма при распределении дорогостоящих ресурсов.

18.Формирование единой политики в области поддержки развития медицинской науки.

19. Обеспечение защиты прав и интересов граждан в сфере здравоохранения путем реализации государственных гарантий, улучшения системы лицензирования производителей медицинских услуг, обеспечения качества медицинской помощи.

20. Повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе путем привлечения личных средств граждан к частному финансированию программы государственных гарантий.

21. Обеспечение возможности реального выбора в пределах договорных отношений гражданами учреждений и врача, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

22. Создание условий для получения гражданами медицинской помощи сверх видов, объемов и условий, предусмотренных программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

23. Формирование единой с ЯГМА политики подготовки кадров для медицинских организаций. Повышение уровня квалификации медицинских работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации.

24. Повышение социальной защищенности медицинских работников, страхование их профессиональной ответственности.

III. Правовое обеспечение государственной политики в области
здравоохранения на территории Ярославской области

Необходимым условием проведения реформ в области здравоохранения является создание правовой базы, позволяющей закрепить в законах и иных нормативных правовых актах накопленный позитивный опыт и определить модели развития здравоохранения области.

Требуют правового регулирования новые подходы к финансированию здравоохранения.

Поэтому наряду с действующими Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. от 22.07.93 N 5487-1), Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" (в ред. от 22.12.92 N 4180-1) и Законом Ярославской области "Об охране здоровья жителей Ярославской области" (в редакции от 5.05.99 г. N 7-з) необходимо принятие закона о здравоохранении. Основой законотворчества должны стать федеральные законы и федеральные программы развития здравоохранения, в том числе программы законотворческой деятельности в области здравоохранения в целях гармонизации законодательной базы (федерального и регионального уровня, изучение и применение международного опыта правового регулирования в области здравоохранения.

Кроме того, необходимо законодательно определить степень ответственности родителей за состояние здоровья детей и их лечение.

Ведущим направлением по правовому обеспечению концепции остается контроль за исполнением и правильным применением действующего законодательства о здравоохранении.     


IV. Совершенствование системы управления
здравоохранением

Ключевыми компонентами системы реформы управления должны стать:

1. Организация на уровне администрации территории межведомственной комиссии, объединяющей все ведомства, органы, комитеты, управления (здравоохранения, образования, по физкультуре и спорту, социальной защиты населения), фонды (в том числе территориальный фонд обязательного медицинского страхования), имеющие отношение к охране здоровья жителей области.

Одной из первоочередных задач такой комиссии будет активное участие в решении проблем сохранения здоровья жителей территории.

(Пункт 1 в редакции постановления Губернатора Ярославской области от 4 февраля 2002 года N 65)

2. Обеспечение общих подходов и принципа совместной ответственности с территориальным фондом ОМС:

- за разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий обеспечения жителей бесплатной медицинской помощью;

- за осуществление планирования сети лечебных учреждений (ЛПУ), объемов и структуры медицинской помощи;

- за мониторинг общественного здоровья и оценку эффективности и деятельности ЛПУ;

- за разработку и реализацию правил финансового взаимодействия и контроля субъектов ОМС.

3. Разработка и внедрение мониторинга за состоянием общественного и группового здоровья населения области по обобщенным критериям (потери потенциала воспроизводства, трудовой потенциал, потеря активности жизни) и специализированным (для отдельных служб) как в суммарном варианте, так и в разрезе городов и районов.

Мониторинг здоровья должен включать следующие компонент:

- в качестве основы - государственную статистику и отчетность по вопросам здоровья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»