РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года

(с изменениями на 25 апреля 2014 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 25.04.2014 N 56-ЗСО.

_______________________________________________________________



принят Саратовской областной Думой
 27 июня 2012 года



Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Саратовской области
 В.В. Радаев

г.Саратов

3 июля 2012 г.

N 110-ЗСО

Приложение
 к Закону Саратовской области
 "Об утверждении Программы
социально-экономического развития
Саратовской области до 2015 года"

     
Программа социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года

Паспорт Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года
(таблица с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.04.2014 N 56-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

- Программа социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Закон Саратовской области от 30 июля 2001 года N 36-ЗСО "О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области"

Государственный заказчик Программы

- Правительство области

Основные разработчики Программы

- министерство экономического развития и торговли области, органы исполнительной власти области

Цель Программы

- формирование условий динамичного экономического и социального развития Саратовской области, направленного на повышение качества жизни населения

Срок реализации Программы

- 2012-2015 годы

Исполнители основных мероприятий

- органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы
(базовый год - 2011)


- валовой региональный продукт возрастет более чем в 1,5 раза;

объем инвестиций увеличится в 1,6 раза;

доходы консолидированного бюджета области вырастут на 13,5 процента и составят около 86 млрд. рублей;

средняя заработная плата вырастет в 1,6 раза и составит 25250 рублей;

уровень регистрируемой безработицы составит 1,1 процента от численности экономически активного населения области;

ожидаемая продолжительность жизни населения составит 72 года

Система организации  контроля исполнения  Программы

- общий контроль реализации Программы осуществляет Правительство области путем оценки достижения индикаторов и результативности деятельности органов исполнительной власти области за полугодие и по итогам года


Введение


Программа социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года детализирует направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей области в период с 2012 года по 2015 год, конкретизирует меры по модернизации областной экономики и социальной сферы области.

При разработке Программы учитывались приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы, федеральные инициативы по модернизации сфер здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, стратегические цели развития и перспективные проекты государственных корпораций, крупнейших отечественных и зарубежных компаний, намерения отдельных хозяйствующих субъектов по реализации инвестиционных проектов на территории области.

Успешное преодоление инерционного развития областной, равно как и отечественной, хозяйственной системы возможно только при условии немедленного и комплексного перехода к системной модернизации секторов реальной экономики и социальной сферы. Долгосрочный устойчивый экономический рост обеспечивается исключительно формированием привлекательной для инвестиций среды, созданием максимально благоприятных условий для развития бизнеса, активным вовлечением области в межрегиональные и международные экономические отношения.

Сформулированные в Программе приоритеты социального и экономического развития области позволят оказать реализуемым и потенциальным инвестиционным проектам не только необходимую финансовую и нормативную поддержку, использовать возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов и технологий, но и обеспечить всестороннее организационное сопровождение и защиту интересов инвесторов.

Структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры области учитывает тенденции и специфику развития Российской Федерации, современные тенденции глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий.

Стратегические и программные задачи должны стать ориентиром для разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов области. Данное законодательное поле позволит сформировать правовую среду, отвечающую требованиям современных инвестиционных процессов.

Программа нацелена на:

обеспечение эффективного участия области в реализации политики Правительства Российской Федерации в модернизации экономики и социальной сферы;

координацию и согласование действий исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, гражданского общества в процессе социально-экономического развития области;

оптимизацию использования средств областного бюджета, территориального размещения и развития производительных сил области.

Информационное сопровождение процесса реализации Программы на основе использования современных информационных технологий отразится на формировании положительного имиджа как отдельных программных мероприятий, реализуемых хозяйствующими субъектами, так и области в целом для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику области.

Главным результатом исполнения Программы как одного из этапов реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года должно стать последовательное повышение качества жизни населения.

1. Социально-экономическое положение Саратовской области
(глава с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.04.2014 N 56-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

1.1. Итоги социально-экономического развития Саратовской области


Рост валового регионального продукта области в 2011 году составил 8 процентов, его сумма достигла 427,3 млрд. рублей.

Основной рост экономики традиционно обеспечен предприятиями и организациями промышленного производства, сельского хозяйства и строительной отрасли.

Показатели, достигнутые в 2011 году

Показатели

2011 год

Валовой региональный продукт, млрд.рублей

427,3

в процентах к предыдущему году

108

Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд.рублей

307,7

Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году

109,5

Производство продукции сельского хозяйства, млрд. рублей

89,5

в процентах к предыдущему году

134,8

Мяса, тыс. тонн

260,8

Молока, тыс. тонн

1015,6

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

101,4

в процентах к предыдущему году

117,6

Объем работ по виду деятельности "Строительство", млрд. рублей

46,6

в процентах к предыдущему году

110,0

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

1169,6

в процентах к предыдущему году

102,2

Индекс потребительских цен на декабрь, в процентах к декабрю предыдущего года

105,3

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

214,5

в процентах к предыдущему году

108,7

Среднемесячная заработная плата, рублей

16204,7

Уровень регистрируемой безработицы на конец года, в процентах от численности экономически активного населения

1,3


Индекс промышленного производства в 2011 году составил 109,5 процента. Основной рост получен за счет опережающего развития обрабатывающих производств, индекс промышленного производства по которым составил 113,9 процента.

Несмотря на беспрецедентно сложное формирование государственного оборонного заказа на 2011 год, проводимое на фоне реформирования Минобороны России, темп роста объемов производства спецпродукции в 2011 году составил 110 процентов.

Саратовская область имеет значительный агропромышленный потенциал, входит в число лидеров среди регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, молока, мяса - и находится в тройке среди регионов Приволжского федерального округа. Объем сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.

Объем производства продукции агропромышленного комплекса в 2011 году составил около 135,2 млрд. рублей, в том числе продукции сельского хозяйства произведено на сумму 89,5 млрд. рублей, с индексом производства 134,8 процента к 2010 году.

В области собрано более 2 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур (в 2 раза больше, чем в 2010 году), подсолнечника - 1,3 млн. тонн (в 3 раза больше, чем в 2010 году), картофеля - 425,8 тыс. тонн (в 2,4 раза больше, чем в 2010 году) и овощей - 404,7 тыс. тонн (132,7 процента к уровню 2010 года).

Основным показателем, характеризующим развитие строительной отрасли, является ввод жилья. В 2011 году введено в действие 1169,6 тыс. кв. м жилья (102,2 процента к уровню 2010 года). По этому показателю область занимает 5-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2011 году составил 46,6 млрд. рублей (110 процентов к уровню 2010 года).

В рамках комплексной микрорайонной застройки на территории области ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 200 тыс. кв. м жилья. Строительство микрорайонов осуществляется на территории крупных городов области: Саратова, Энгельса, Балаково.

Обеспеченность жильем жителей области достигла 25,8 кв. м, что является самым высоким показателем в Приволжском федеральном округе.

Объемы выданных ипотечных кредитов по сравнению с 2010 годом выросли почти в 2 раза. В 2011 году превышен пиковый показатель докризисного периода: выдано 9600 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 9,64 млрд. рублей.

Объем отгруженных товаров собственного производства предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии области составил 20,7 млрд. рублей (125,6 процента к уровню 2010 года).

В транспортном комплексе в 2011 году объем грузоперевозок составил 34,7 млн. тонн, или 106,4 процента к уровню 2010 года. Грузооборот транспортных предприятий составил 52,1 млн. т-км, или 105,3 процента к уровню 2010 года.

В 2011 году в экономике области освоено 101,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 117,6 процента к уровню 2010 года.

Оборот розничной торговли в 2011 году составил 214,5 млрд. рублей, или 108,7 процента к уровню 2010 года.

По итогам 2011 года среднедушевой денежный доход населения достиг 13097,3 рубля и увеличился по сравнению с 2010 годом на 7,8 процента.

На фоне роста денежных доходов населения происходило постепенное восстановление потребительского спроса. Покупательная способность населения в 2011 году составила 2,3 величины прожиточного минимума. Покупательная способность пенсионеров составила в 2011 году 1,8 величины прожиточного минимума пенсионера.

Численность зарегистрированных безработных граждан на 1 января 2012 года составила 17,5 тыс. человек, уровень безработицы остался на уровне 1,3 процента от экономически активного населения области, что ниже, чем в целом по Приволжскому федеральному округу (1,4 процента) и в целом по России (1,7 процента). Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 1,1 до 0,9 незанятого на одну вакансию. В 2011 году создано 17,1 тыс. новых рабочих мест.

За 2011 год в консолидированный бюджет области поступило 55 млрд. рублей налоговых доходов и других обязательных платежей. По сравнению с сопоставимым показателем 2010 года (без учета возвратов межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет) доходы выросли на 14,2 процента. Общий объем доходов консолидированного бюджета области за 2011 год составил 75,7 млрд. рублей, что на 14 процентов превышает уровень 2010 года, общий объем доходов областного бюджета - 59,7 млрд. рублей, с ростом на 15,1 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»