Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2011 года N 492-П

О долгосрочной областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 февраля 2014 года на основании постановления Правительства Саратовской области от 20.02.2014 N 94-П.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2012 N 655-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2013 N 172-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.10.2013 N 524-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.12.2013 N 695-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.12.2013 N 703-П.

_______________________________________________________________

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Канчера С.В.

(пункт в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2013 N 172-П, см. предыдущую редакцию).


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
 к постановлению
Правительства области от
9 сентября 2011 года N 492-П


Долгосрочная областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы"

Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных Постановление Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 803-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 26 апреля 2011 года N 98-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области

Основные разработчики Программы

управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство здравоохранения области, комитет капитального строительства области, комитет по информатизации области, управление делами Правительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), организации области (по согласованию)

Цели, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий для повышения уровня защищенности населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера.

Задачи Программы:

создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112);

реконструкция региональной системы оповещения населения области о ЧС природного и техногенного характера на основе применения современных технологий и оборудования;

создание региональной системы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) и ее интеграция с федеральной ОКСИОН;

размещение и содержание имущества гражданской обороны, создание резерва средств индивидуальной защиты в целях гражданской обороны и для защиты населения при ЧС природного и техногенного характера;

защита населенных пунктов от затоплений, подтоплений и оползневых процессов;

мероприятия по предупреждению ЧС на критически важных и потенциально опасных объектах;

реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в городах и районах области.

Важнейшие оценочные показатели:

снижение числа погибших в ЧС на 33 процента;

снижение числа пострадавших в ЧС на 23 процента;

увеличение суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий ЧС с 5,8 до 8,9 млрд рублей ежегодно;

повышение полноты мониторинга с 50 до 82 процентов;

повышение достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций с 60 до 84 процентов;

сокращение времени доведения информации до населения с использованием региональной системы оповещения при угрозе возникновения и ЧС с 10 до 6 минут;

повышение полноты охвата населения региональной системой оповещения с 36 до 90 процентов;

повышение полноты информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе возникновения и ликвидации ЧС до 260 тыс. человек;

доведение необходимой информации, указаний и рекомендаций о действиях населения при угрозе и возникновении ЧС и террористических акций до 8 минут;

сокращение времени реагирования на ЧС и происшествия в результате создания системы-112 с 60 до 40 минут;

уменьшение времени получения информации о ЧС с 50 до 10 минут;

уменьшение времени принятия решений в ЧС с 120 до 60 минут

Сроки реализации Программы

2012-2015 годы

Исполнители основных мероприятий

управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство здравоохранения области, комитет по информатизации области, управление делами Правительства области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), организации области (по согласованию)

Объемы и источники
обеспечения
Программы


общий объем финансового обеспечения Программы составляет 2402957,1 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 659984,3 тыс. рублей;

2013 год - 924987,4 тыс. рублей;

2014 год - 1419192,1 тыс. рублей;

2015 год - 866585,3 тыс. рублей, из них за счет средств:

областного бюджета - 185200,0 тыс. рублей или 42,2 процента от общего объема, в том числе:

2012 год - 282038,5 тыс. рублей;

2013 год - 408525,9 тыс. рублей;

2014 год-431141,7 тыс. рублей;

2015 год - 387824,5 тыс. рублей;

федерального бюджета (прогнозно) - 376987,4 тыс. рублей или 10,5 процента от общего объема, в том числе:

2013 год - 125660,0 тыс. рублей;

2014 год - 125667,4 тыс. рублей;

2015 год - 125660,0 тыс. рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 771147,5 тыс. рублей или 14 процентов от общего объема, в том числе:

2012 год - 119927,4 тыс. рублей;

2013 год - 127518,4 тыс. рублей;

2014 год - 126059,4 тыс. рублей;

2015 год - 127009,4тыс. рублей;

внебюджетных источников (прогнозно) - 1191259,0 тыс. рублей или 33,3 процента от общего объема, в том числе:

2012 год-338916,0 тыс. рублей;

2013 год-263283,1 тыс. рублей;

2014 год - 362968,5 тыс. рублей;

2015 год - 226091,4 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение числа погибших в ЧС на 33 процента;

снижение числа пострадавших в ЧС на 23 процента;

увеличение суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий ЧС с 5,8 до 8,9 млрд рублей ежегодно;

использование региональной системы оповещения при угрозе возникновения и ЧС с 10 до 6 минут;

сокращение времени реагирования на ЧС и происшествия в результате создания системы -112 с 60 до 40 минут

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России.

На протяжении последних лет в области наблюдается тенденция неуклонного снижения количества чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей, что является свидетельством высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу населению и объектам экономики области. Особенно актуален вопрос обеспечения защищенности населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

По данным мониторинга наибольшую опасность в масштабах области по суммарному материальному ущербу представляет паводок. Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. При определенных метеорологических условиях (осадки, температура и др.) основными паводкоопасными территориями может оказаться 21 район области, где в зонах возможного затопления может оказаться до 56 населенных пунктов с населением около 19 тыс. человек, а также более 5000 гектаров сельскохозяйственных угодий, до 15 участков линий электропередачи общей протяженностью 86,84 км, 9 участков автомобильных дорог протяженностью около 42 км, 1 участок железнодорожного полотна протяженностью около 100 км и 48 автомобильных мостов. Материальный ущерб может составить более 10 млн рублей.

Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередачи), строений и гидротехнических сооружений. Помимо этого, из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах.

Подтверждением данных мониторинга являются последствия прохождения паводка на территории области в 2011 году и как итог:

значительно превышающие норму запасы воды в снежном покрове и сложившиеся гидрометеорологические условия способствовали тому, что весеннее половодье 2011 года в бассейнах рек оказалось существенно выше нормы, а в некоторых случаях уровни воды превышали неблагоприятные и опасные отметки. Ухудшению паводковой обстановки способствовали значительно превышающие норму осадки в виде дождя и большая глубина промерзания почвы;

в зоне затопления общей площадью 1,668 км2 на территории 20 муниципальных образований области оказались 418 жилых домов, в которых проживает 1320 человек, что привело к нарушению условий их жизнедеятельности. Паводковыми водами были повреждены 6 автомобильных мостов, 68 участков автомобильных дорог общей протяженностью 7,284 км;

на территории области в границах 6 муниципальных районов (Дергачевского, Марксовского, Новоузенского, Перелюбского, Пугачевского, Озинского) распоряжением Губернатора Саратовской области от 11 апреля 2011 года N 233-р был установлен режим ЧС. Ущерб от паводка в этих районах составил 88,352 млн рублей.

На территории области представлен широкий комплекс экзогенных геологических процессов, среди которых наиболее опасными являются оползни и переработка берегов водохранилищ. Практически ежегодно в области регистрируются новые оползневые участки. Причина оползневой деятельности на территории области связана как с природными факторами, так и техногенным воздействием на природный ландшафт. Развитие оползневых процессов ведет к тому, что в зону действия попадают здания жилого и социального назначения, опоры линий электропередач.

Саратовская область является крупным индустриальным регионом Приволжского федерального округа и России в целом. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.

В настоящее время в области функционирует 261 потенциально опасный объект, из которых: радиационно-опасных - 3, биологически опасных - 1, химически опасных - 47, пожаровзрывоопасных - 169, гидродинамически опасных-41.

Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области и страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 600 тыс. жителей, что составляет более 23 процентов населения области.

Высокую угрозу представляет крупнейший на территории Российской Федерации радиационно опасный объект - Балаковская АЭС. В случае гипотетической аварии в 30-километровую зону вокруг станции попадает 44 населенных пункта с общей численностью населения более 227 тыс. человек. Примерный ущерб может превысить 55 млрд рублей.

В области функционирует 47 химически опасных объектов с общим количеством аварийно-химически опасных веществ (АХОВ) около 50 тыс. тонн (включая линейную часть аммиакопровода, проходящего по территории 15 районов области), в зонах повышенной химической опасности расположены 5 городов области с численностью населения около 1,4 млн человек. На многих объектах замена морально и физически устаревших средств обнаружения и контроля химических аварий произведена не в полном объеме; уровень технического контроля, управления автоматической противоаварийной защитой технологических процессов и дежурно-диспетчерской службы крайне низок.

Значительное влияние на аварийность с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов, который составляет в среднем 50 процентов, но наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах систем водоснабжения и канализации, а от его технического состояния зависит гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства, вызывают социальную напряженность в обществе.

На территории области имеется 169 пожаровзрывоопасных объектов, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожаровзрывоопасные вещества, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и взрыву. К таким объектам относятся как промышленные предприятия, так и трубопроводный и железнодорожный транспорт. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий достаточно высока и превышает 50 процентов.

Среди большого количества объектов экономики и жизнеобеспечения области особое место занимают критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры. В области проводится работа по реализации практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, создана система надзора и контроля за разработкой и реализацией неотложных и долгосрочных мер, направленных на решение этой задачи, которая на современном этапе остается одной из приоритетных задач развития страны.

В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения и органов местного самоуправления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы будет создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112". В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб ("Антитеррор" и служба реагирования в ЧС). В целях реализации этого постановления необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 31 декабря 2012 года рекомендовано:

завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований;

обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы - 112.

Работа по совершенствованию системы связи и оповещения была начата в рамках областных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы", что позволило повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и доведения информации об угрозе или факте чрезвычайных ситуаций до населения области.

Вместе с тем в настоящее время остро стоит проблема реконструкции региональной системы оповещения населения (далее - РСО), которая обусловлена использованием в составе комплекса технических средств аппаратуры оповещения типа 5Ф88 и АДУ ЦВ.

Оснащение РСО аппаратурой данного типа было произведено в 1963 году. На сегодняшний день выпуск аппаратуры аналогичного типа промышленными предприятиями прекращен. Весь комплекс технических средств оповещения физически и морально устарел, оборудование требует постоянного ремонта и регулировки, запасные части промышленностью не выпускаются. В течение последних лет процент отказов оборудования при проведении технических проверок вырос до 25.

При сохранении существующего положения к концу 2011 года не исключена потеря возможности централизованного оповещения населения области о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные факторы снижения эффективности функционирования РСО:

использование в составе системы оповещения аппаратуры оповещения, не отвечающей требованиям и выработавшей установленный эксплуатационный ресурс;

невозможность по техническим причинам сопряжения системы оповещения области с локальными системами оповещения потенциально опасных объектов;

прекращение выпуска предприятиями аппаратуры оповещения аналогичного типа и комплектующих изделий к ней, что значительно затрудняет поддержание всей системы оповещения в постоянной готовности к задействованию;

интенсивное сокращение в сельской местности основного средства информирования населения - сетей проводного вещания;

нерегулярное и недостаточное финансирование работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию аппаратуры системы оповещения.

Представленный выше перечень рисков природных и техногенных опасностей, характерных для территории области, подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость ее решения, что может быть достигнуто в рамках долгосрочной областной целевой программы.

Постановлением Правительства Саратовской области от 4 марта 2004 года N 49-П "О реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Саратовской области" утвержден План поэтапной реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Саратовской области на 2005-2009 годы, предусматривающий расходы в сумме более 114 млн рублей.

По состоянию на 1 января 2011 года из областного бюджета на реализацию мероприятий вышеуказанного плана средства не выделялись. Со времени принятия постановления сметная стоимость разработки проектно-сметной документации на реконструкцию РСО в 2010 году увеличилась с 2,8 млн рублей до 8 млн рублей, включая НДС. Ориентировочная сметная стоимость строительства составит 240 млн рублей.

Ввиду ограниченных возможностей области в финансировании в Программу включена реконструкция РСО до муниципальных районов, то есть до районных центров.

Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов.

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает создание данных резервов в натуральном виде в объемах, необходимых для ликвидации возможных ЧС.

В настоящее время областной резерв материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС создан не в полном объеме (от 40 до 60 процентов в зависимости от вида).

Рациональное размещение и качественное содержание накопленного имущества позволит обеспечить его своевременную выдачу населению. Для размещения и хранения имущества и собственных запасов, накопленных в области, приобретаемых по Программе, необходимо 13 складских помещений емкостью 1000 м2 каждое.

В настоящее время имущество, накопленное в составе мобилизационного резерва для целей гражданской обороны и защиты неработающего населения области в случае чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, находится на ответственном хранении на 8 специализированных складах Правительства области и 322 объектах экономики - пунктах ответственного хранения (далее - ПОХ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»