Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2009 года N 598-П


О долгосрочной областной целевой программе "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2010-2014 годы"

  
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 16.11.2010 N 574-П
________________________________________________


В целях обеспечения населения Левобережной части области хозяйственно-питьевым водоснабжением в достаточном количестве, рационального использования водных объектов, стабилизации и развития систем водоснабжения, формирования комфортных и безопасных условий проживания граждан и на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2010-2014 годы" согласно приложению.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области во взаимодействии с органами местного самоуправления области (по согласованию) при реализации долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2010-2014 годы" максимально использовать механизмы по привлечению инвестиций в сферу водоснабжения.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина A.M.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л.Ипатов

     

     
Приложение
к постановлению
Правительства области от
1 декабря 2009 года N 598-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2010-2014 годы"

Паспорт Программы

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2010-2014 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 19 октября 2009 года N 263-Пр "О подготовке долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2010-2014 годы"

Государственный

заказчик Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные

разработчики

Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, органы местного самоуправления области (по согласованию)

Цели Программы

- обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области;

- повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации;

- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности Левобережной части области

Задачи Программы,

важнейшие

оценочные

показатели

- заполнение прудов и водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- увеличение объемов заполнения прудов хозяйственно-питьевого назначения путем их реконструкции;

- повышение эксплуатационной надежности прудов-источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- обеспечение водой питьевого качества 350 объектов социальной инфраструктуры;

- обеспечение водой питьевого качества населенных пунктов, расположенных в зоне Орлово-Гайского группового водопровода;

- максимальное использование ресурсной базы подземных вод;

- обеспечение 231,5 тыс. человек хозяйственно-питьевым водоснабжением

Сроки

реализации Программы

2010-2014 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), ГУП Саратовской области "Облводоресурс" (по согласованию), сельскохозяйственные предприятия (по согласованию)

Объем и источники исполнения Программы

общий объем финансирования Программы составляет 1521,5 млн. рублей, в том числе в 2010 году -270,4 млн. рублей:

- средства федерального бюджета (прогнозно) 170 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 23 млн. рублей;

- средства областного бюджета - 394,5 млн. рублей;

- средства местных бюджетов (прогнозно) - 922 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 245,4 млн. рублей;

- средства внебюджетных источников (прогнозно) -35 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 2 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации

Программы

- повышение качества жизни населения (обеспечение гарантированного водоснабжения населенных пунктов и нормальных условий для проживания более 232,5 тыс. жителей);

- строительство и реконструкция водоводов и групповых водопроводов от источников водоснабжения до населенных пунктов, что позволит создать 100-процентный запас воды и предотвратить перебои с водоснабжением;

- увеличение эксплуатационных запасов пресных подземных вод на 53,5 тыс. куб. м/сутки, которые дадут возможность улучшить качество питьевой воды;

- увеличение водообеспеченности сельских населенных пунктов за счет строительства 157 км водоводов и подачи воды по ним в объеме 20 млн куб. м;

- увеличение количества приобретенных и смонтированных установок по очистке и обеззараживанию питьевой воды для объектов социальной инфраструктуры на 350 единиц;

- увеличение количества рабочих мест в водопроводно-канализационном хозяйстве на 400 единиц

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время на территории Саратовской области около 300 тыс. человек используют воду непитьевого качества, в том числе по Левобережью -160 тыс. человек.

В связи с аномальными погодными условиями и отсутствием в течение ряда лет достаточных осадков и паводковых стоков в районах Левобережной части области сложилось критическое положение с обеспечением населения водой на хозяйственно-питьевые нужды.

Источниками питьевого водоснабжения для населения Левобережной части области служат поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды служат источником водоснабжения сельских населенных пунктов Перелюбского, Краснопартизанского, Александрово-Гайского, Новоузенского Питерского, Дергачевского муниципальных районов, ЗАТО - п.Михайловский - полностью; Пугачевского, Озинского, Ершовского, Ивантеевского, Федоровского, Советского, Марксовского муниципальных районов - частично, а в Балаковском, Духовницком, Ровенском муниципальных районах источником водоснабжения служат подземные воды.

Численность сельского населения Левобережья составляет 312,5 тыс. человек или 51,4 процента от всего сельского населения области. Всего в Левобережной части области проживает 946,2 тыс. человек.

Удельное водопотребление для сельских населенных пунктов составляет 301 л/сутки/человек (с поливом приусадебных участков).

Величина водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды в сельских населенных пунктах Левобережной части области составляет 102,7 тыс. куб. м/сутки.

Главными водными артериями, которые служат основными источниками водоснабжения, являются р.Волга, зарегулируемая на территории области Саратовским и Волгоградским водохранилищами, реки Большой Узень и Малый Узень, а также левобережные притоки реки Волги - Большой Иргиз, Малый Иргиз, Камелик, Большой Караман, Еруслан, Алтата, которые имеют снеговое питание и крайне неравномерное распределение стока в течение года.

В период весеннего половодья проходит 90-100 процентов стоков. На большинстве водостоков летом сток прекращается: на малых реках - на всем протяжении, а на реках Большой Иргиз, Малый Узень, Еруслан - на отдельных участках. Возобновление стока здесь происходит лишь в половодье следующего года. Самый маловодный бассейн у реки Камелик. Сток большинства рек зарегулирован плотинами с целью создания запасов воды и перераспределения годового стока.

Водообеспеченность районов, расположенных в бассейнах рек Большой Иргиз, Еруслан, Большой Узень, Малый Узень, обеспечивается за счет переброски стока р.Волги по Саратовскому оросительно-обводнительному каналу в летний период года.

Канал подает воду из Саратовского водохранилища в реку Большой Иргиз выше Сулакской переливной плотины и далее в бассейн рек Большой Узень, Малый Узень, Еруслан. Вода по Саратовскому оросительно-обводнительному каналу поднимается в межсезонный период с 15 апреля по 15 октября. Пропускная способность канала 50 куб. м/сек.

В условиях Левобережья Саратовский оросительно-обводнительный канал является единственным источником водоснабжения.

Принимаемые меры при отсутствии достаточных финансовых ресурсов не решают в полной мере возникших проблем по обеспечению хозяйственно-питьевым водоснабжением территорий Заволжья, на которых проживают более 250 тыс. человек, при годовой потребности в воде на хозяйственно-питьевые нужды около 50 млн. куб. м. В настоящее время фактическое обеспечение водой населенных пунктов Левобережья составляет менее 50 процентов от потребности.

Выделение финансовых средств из областного и местных (прогнозно) бюджетов в 2010 году на строительство, реконструкцию и ремонт водоводов и групповых водопроводов позволит предотвратить обострение санитарно-эпидемиологической обстановки в области.

Анализ существующего состояния систем водоснабжения населенных пунктов Левобережной части области подтверждает необходимость системного программного подхода к обеспечению их в достаточном количестве водой на хозяйственно-питьевые нужды для создания нормальных условий проживания людей и содержания скота.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Основными целями Программы являются:

- обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части области;

- повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации;

- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности Левобережной части области.

Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:

- заполнение прудов и водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- увеличение объемов заполнения прудов хозяйственно-питьевого назначения путем их реконструкции;

- повышение эксплуатационной надежности прудов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- обеспечение водой питьевого качества объектов социальной инфраструктуры;

- обеспечение водой питьевого качества населенных пунктов, расположенных в зоне Орлово-Гайского группового водопровода; максимальное использование ресурсной базы подземных вод. Реализация Программы осуществляется с 2010 по 2014 годы.

3. Система (перечень) программных мероприятий


Система программных мероприятий предусматривает комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и решение задач по обеспечению хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части области.

Основными направлениями региональной политики в области водообеспечения являются:

- повышение водообеспеченности населенных пунктов Левобережной части области при отсутствии весеннего паводка и осадков;

- обеспечение объектов социальной сферы установками по очистке и обеззараживанию воды до питьевых норм.

Решение поставленных целей и задач обеспечивается реализацией системы мероприятий по каждому направлению.

3.1. Обеспечение устойчивой работы водопроводного хозяйства области


Обеспечение устойчивой и надежной работы водопроводного хозяйства области требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных работ по реконструкции и строительству водоводов и группового водопровода, в первую очередь за счет средств областного бюджета и местных бюджетов (прогнозно).

Предполагается, что бюджетные ресурсы будут направлены на решение задач модернизации, строительства, технического переоснащения объектов инженерной инфраструктуры и внедрения современных энергосберегающих технологий в водопроводном хозяйстве области.

3.2. Резервирование источников питьевого водоснабжения


Резервирование источников питьевого водоснабжения - необходимый элемент создания системы безопасного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных и аварийных ситуациях. Проблема резервирования источников питьевого водоснабжения имеет государственное значение, так как является основным элементом системы безопасности страны.

Резервирование источников питьевого водоснабжения осуществляется в целях повышения надежности и качества питьевого водоснабжения. Резервирование производится на базе использования подземных вод для каждого населенного пункта в соответствии с нормативными документами. Количество резервных скважин определяется из расчета 10 л/сутки воды на одного человека. Резервные источники питьевого водоснабжения в целях экономии бюджетных средств создаются на базе нецентрализованных систем водоснабжения без разводящих систем. При необходимости водозаборы подземных вод оборудуются системами водоподготовки на расчетный объем питьевого водопотребления. Резервные источники нецентрализованных систем водоснабжения попутно решают проблему качества питьевой воды.

Для создания резервных источников питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов области предусматриваются бурение скважин и создание нецентрализованных систем водоснабжения во всех районах области.

Работы по созданию резервных источников водоснабжения предполагаются к осуществлению за счет средств федерального (прогнозно), областного бюджетов. 3.3. Реконструкция прудов, водохранилищ - источников питьевого водоснабжения населения

Населенные пункты области, расположенные на территориях, не имеющих запасов пресных подземных вод, базируются на поверхностном водоисточнике. Как правило, эти населенные пункты уже имеют пруды и водохранилища в качестве источника питьевого водоснабжения. Программой предусматривается реконструкция этих прудов и водохранилищ в целях обеспечения нормативного класса капитальности сооружения, достаточного годового запаса воды расчетного водопотребления, требуемой надежности и водообеспеченности. В состав работ по реконструкции водохранилищ при необходимости включаются: расчистка ложа, реконструкция гидротехнических сооружений под расчетные параметры, их ремонт и восстановление оборудования.

В состав программных мероприятий включена реконструкция только тех водохранилищ, которые являются единственным источником централизованного питьевого водоснабжения в населенных пунктах области, не имеющих запасов подземных вод.

3.4. Обеспечение питьевой водой объектов повышенной социальной значимости


Наиболее остро проблема обеспечения питьевой водой гарантированного качества стоит в сельских населенных пунктах заволжских районов области, где нет качественной воды в подземных источниках или вода с повышенным содержанием железа, и водоснабжение осуществляется из открытых источников, как правило, непроточных и имеющих малый объем. В этих источниках (прудах) вода значительно ухудшается в период не только весеннего паводка, но и во время дождей и летней жары или вовсе отсутствует.

Практически во всех сельских поселениях области имеются водопроводы централизованной подачи воды технического качества, как правило, большинство из них требуют замены ветхих труб и механизмов подачи воды.

Наиболее оптимальным вариантом решения проблемы является приобретение и пуск в работу установок, обеспечивающих трехкратную степень очистки и обеззараживания питьевой воды.

Данные системы, установленные на объектах повышенной социальной значимости заволжских районов области, позволяют реально предоставить возможность пользоваться источниками питьевой воды, не нанося ущерба здоровью.

Вопросы водоснабжения сельских населенных пунктов Левобережья области в Программе рассматриваются в разрезе муниципальных районов области.

Александрово-Гайский муниципальный район

Александрово-Гайский муниципальный район расположен в юго-восточной части Левобережья Саратовской области, граничит с Новоузенским муниципальным районом и с Республикой Казахстан.

Район расположен в северной части Прикаспийской низменности, в зоне пустынной и безводной местности, в среднем течении рек Большой и Малый Узень. Характерны естественные лиманы.

В Александрово-Гайском районе проживают 17,1 тыс. человек. В муниципальном районе 7 сельских поселений.

Общий объем водопотребления по району составляет 4,2 тыс. куб. м/сутки, в том числе для хозяйственно-питьевых нужд 2,9 тыс. куб. м/сутки.

Основным источником водоснабжения являются поверхностные воды реки Большой Узень, подпитываемой Саратовским магистральным каналом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»