РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2008-2010 годы

(с изменениями на 30 декабря 2010 года)


     принят Саратовской областной Думой
25 июля 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО,
Законом Саратовской области от 27.02.2008 N 38-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.03.2008 N 61-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 134-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 253-ЗСО,
Законом Саратовской области от 03.12.2008 N 319-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 359-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.07.2009 N 320-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 446-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.11.2009 N 584-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 702-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.03.2010 N 84-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.08.2010 N 380-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.11.2010 N 596-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 690-П.

_______________________________________________________________     

    

     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение" на 2008-2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.

     Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Губернатор Саратовской области
     П.Л.Ипатов



 г.Саратов     

2 августа 2007 г.

N 144-ЗСО




     Приложение
 к Закону Саратовской области
      "Об областной целевой программе
     "Старшее поколение" на 2008-2010 годы"

Областная целевая программа "Старшее поколение"  на 2008-2010 годы
(с изменениями на 30 декабря 2010 года)

Паспорт областной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Старшее поколение" на 2008-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 25 апреля 2007 года N 99-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области,  министерство социального развития области

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области

Цель и задачи Программы

- цель Программы - повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на территории области.

Задачи Программы:

повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста;

оптимизация сети и развитие материально- технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста;

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;

обеспечение равного доступа лиц пожилого возраста к медицинской, гериатрической помощи и санитарно-гигиеническим услугам, оказываемым на дому;

оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за пожилыми гражданами

Сроки реализации Программы

 - 2008-2010 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области, комитет капитального строительства области

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем затрат на реализацию Программы из средств областного бюджета составляет 216645,1 тыс. рублей, из них:

2008 год - 163415,0 тыс. рублей;

2009 год - 23551,5 тыс. рублей;

2010 год - 29678,6 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 690-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- сокращение очередности граждан на социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области;

приведение площадей спальных помещений во всех стационарных учреждениях социального обслуживания населения области в соответствие с нормативами;

снижение на 30 процентов показателя смертности граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области;

увеличение численности обслуживаемых пожилых граждан в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания населения (далее - ЦСОН) на 30 процентов до 32,0 тыс. в год;

обеспечение всех граждан, проживающих в социально-реабилитационных отделениях ЦСОН, психологической поддержкой;

удовлетворение потребности граждан пожилого возраста в специализированных социально-медицинских услугах на дому;

увеличение на 60 процентов численности граждан, обеспеченных услугами пунктов проката медицинской и реабилитационной техники

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию)

_______________________________________________________________

В тексте программы слова "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"

заменены словами "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"  -
постановление Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П.

_______________________________________________________________


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В настоящее время демографическая ситуация в Саратовской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли граждан пожилого возраста в общей численности населения. По состоянию на 1 января 2006 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 580,6 тыс. человек, или 22,3 процента от общей численности постоянного населения области, на 1 января 2004 года - 22,2 процента. Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности, где в настоящее время практически каждый третий житель старше трудоспособного возраста. Согласно прогнозу официальной статистики к 2010 году численность граждан пожилого возраста увеличится еще на 20 тыс. человек и достигнет 601,4 тыс. человек, а ее удельный вес в общей численности населения области составит уже 23,5 процента.

На территории области проживают около 70 тыс. одиноких граждан пожилого возраста, более 16 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны, среди которых 98 процентов имеют группу инвалидности.

Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Сохраняется проблема одиночества из-за более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста.

В целях усиления социальной защищенности граждан пожилого возраста, создания условий для их активного участия в жизни общества реализуется областная целевая программа "Старшее поколение" на 2005-2007 годы.

В рамках данной программы в домах-интернатах дополнительно открыты 19 отделений милосердия на 475 койко-мест, 5 геронтологических отделений на 275 койко-мест, 1 социально-реабилитационное отделение на 18 койко-мест, 4 психоневрологических отделения в домах-интернатах общего типа на 135 койко-мест. Открытие специализированных отделений способствовало повышению качества медицинского обслуживания, созданию комфортных условий проживания пожилых граждан. В 2006 году в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области обслужены 4432 человека, что на 12 процентов больше, чем в 2004 году. Смертность проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области снизилась по сравнению с 2004 годом в два раза.

За период реализации программы введены в эксплуатацию новый современный комплекс Алексеевского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 75 койко-мест и 2-я очередь Подлесновского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 80 койко-мест. Это позволило увеличить показатель обеспеченности стационарными койками с 15,0 до 15,7 на 10 тыс. населения, привести в соответствие с нормативом площади спальных помещений в домах-интернатах общего типа (в среднем - 7,1 кв. м на одного проживающего), уменьшить очередность на проживание.

Ежегодно ЦСОН оказываются социальные услуги более 400 тыс. нуждающимся жителям области, из них около 50 тыс. больных престарелых граждан получают все виды помощи в домашних условиях, в том числе услуги сиделок. Уровень удовлетворения потребности в социальном обслуживании на дому составил 98 процентов.

За период реализации программы в ЦСОН дополнительно открыты:

20 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, что позволило снизить очередность на получение данного вида услуг на 600 человек;

4 отделения "хоспис на дому", что позволило обеспечить качественный уход за тяжелобольными одинокими гражданами пожилого возраста (48 человек);

4 комнаты психологической разгрузки, что позволило улучшить условия оказания реабилитационных услуг для 400 граждан пожилого возраста;

10 пунктов проката медицинского и реабилитационного оборудования, облегчающего уход за тяжелобольными гражданами, услугами которых воспользовались более 800 человек.

В рамках программы для учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов приобретены мебель, медицинское, технологическое, реабилитационное и сенсорное оборудование, автотранспорт, проведен капитальный ремонт.

Повышению квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения области способствовали проведение обучающих семинаров, обеспечение методическими пособиями.

Однако ряд проблем остался нерешенным.

Часть домов-интернатов располагается в приспособленных зданиях постройки начала прошлого века и требует проведения капитального ремонта и реконструкции.

Необходимо привести в соответствие с нормативом площади спальных помещений психоневрологических интернатов и уменьшить очередность в дома-интернаты, которая в настоящее время составляет 262 человека. С этой целью планируются укрепление материально-технической базы действующих и открытие стационарных учреждений в ЗАТО Шиханы на 50 койко-мест и Базарно-Карабулакском районе на 60 койко-мест (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию).

В 2007 году вводятся в эксплуатацию 3 новых стационарных учреждения социального обслуживания населения области и 2-я очередь Балаковского дома-интерната для престарелых и инвалидов, которые нуждаются в оснащении необходимым медицинским, технологическим и реабилитационным оборудованием.

С целью обеспечения условий для достойной старости, продления активного долголетия необходимо открыть на базе домов-интернатов геронтологические отделения с повышенным уровнем медицинской, бытовой и досуговой комфортности. Для этого необходимо проведение капитального ремонта, приобретение современного медицинского, технологического и сенсорного оборудования (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию).

Существует острая необходимость дальнейшего развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста в сельских районах, где очередность на получение данного вида услуг по состоянию на 1 января 2007 года составляла 829 человек.

Велика потребность в социально-бытовом обслуживании граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию и (или) передвижению, в городе. С этой целью планируется открытие специализированных отделений, обеспечивающих уход за лежачими больными не только социальным работником, но и санитаркой в привычных домашних условиях.

Для обеспечения работы вновь создаваемых отделений необходимо дополнительное приобретение медицинского и технологического оборудования, которое позволит облегчить уход за ослабленными больными, повысить их социальную активность.

В целях дальнейшего развития социального обслуживания граждан пожилого возраста необходимо проведение анализа их потребностей в социальных услугах на основе мониторингов, социологических исследований, изучения передового опыта работы подведомственных учреждений и других регионов.

С целью обеспечения условий для социальной коммуникации и поддержания интереса к жизни граждан пожилого возраста на базе ЦСОН планируется открыть отделения дневного пребывания и разнообразные клубы по интересам.

Для возрождения и поддержки гуманистических традиций общества необходимо дальнейшее развитие волонтерского и добровольческого движения молодежи в помощь гражданам пожилого возраста.

Расширение спектра предоставляемых услуг и оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения области требуют повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений.

Решение указанных задач необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов исполнительной власти области, местного самоуправления, общественных объединений в рамках областной целевой программы.

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на территории области.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста;

оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста;

создание условий для самореализации граждан пожилого возраста в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;

обеспечение равного доступа граждан пожилого возраста к медицинской, гериатрической помощи и санитарно-гигиеническим услугам, оказываемым на дому;

оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы будет осуществляться в 2008-2010 годах в два этапа.

Первый этап - 2008-2009 годы.

В течение 2008-2009 годов планируется:

в городской местности создать отделения социально-бытового обслуживания на дому, в сельской - увеличить число специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»