Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18.10.2006 N 59-2400


Об областной целевой программе "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________



Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы (прилагается).

Председатель Саратовской
областной Думы
П.В.Большеданов

Секретарь Саратовской
областной Думы
Л.Н.Савочкина


Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 18.10.2006 г. N 59-2400


Областная целевая программа
"Дети Саратовской области"
на 2007-2010 годы


Саратов, 2006


Паспорт областной целевой программы
"Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства области от 21 апреля 2006 года N 117-Пр "О подготовке областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Государственные заказчики подпрограмм

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области

Основные разработчики Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области, министерство культуры области, министерство по физической культуре, спорту и туризму области

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области, министерство культуры области, министерство по физической культуре, спорту и туризму области, министерство строительства и жилищно-комму-нального хозяйства области

Перечень подпрограмм

"Здоровое поколение";

"Одаренные дети";

"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков";

"Дети и семья", в том числе по направлениям:

"Семья с детьми-инвалидами";

"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

"Дети-сироты"

Цели и задачи Программы

- цели Программы:

создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, обеспечение государственной социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи Программы:

обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика детской заболеваемости, инвалидности и смертности;

развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для  их личностной, социальной самореализации  и профессионального самоопределения;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями  и интеграции их в общество;

комплексное решение проблем детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков

Срок реализации Программы

- 2007-2010 годы

Объем и источники финансирования Программы
(в ценах 2006 года)


- общие затраты на реализацию Программы  из средств областного бюджета составят 1867132,45 тыс. рублей, в том числе в 2007 году - 402556,4 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- стабилизация основных показателей службы охраны здоровья матери и ребенка: показателей материнской, младенческой смертности;

снижение показателя общей детской заболеваемости и первичного выхода на инвалидность;

повышение удельного веса детей, относящихся к первой группе здоровья, до 45 процентов к моменту окончания действия Программы;

обеспечение устойчивого снижения численности беспризорных и безнадзорных детей и подростков;

сокращение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

увеличение количества детей и подростков, прошедших социальную реабилитацию  в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

увеличение охвата детей-инвалидов и семей  с детьми-инвалидами реабилитационными мероприятиями;

создание предпосылок к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии;

повышение качества и объема реабилита-ционных услуг, предоставляемых семьям  с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении, семьям с детьми-инвалидами;

укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитационных и специальных (коррекционных) учреждений для детей-инвалидов;

увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан;

обеспечение эффективной социализации детей-сирот и интеграции их в общество;

увеличение объемов государственной поддержки одаренных детей, численности одаренных детей - участников предметных олимпиад, творческих, оздоровительных и культурных мероприятий;

обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков

Контроль за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками подпрограмм совместно с министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"


Введение

Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства области от 21 апреля 2006 года N 117-Пр "О подготовке областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы".

Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области для обеспечения гарантированных государством прав несовершеннолетних детей, проживающих на территории области.

Программа включает в себя четыре подпрограммы: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков", "Дети и семья", в том числе по направлениям: "Семья с детьми-инвалидами", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты".

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

В области проживает 374,3 тысячи семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывается более 513 тысяч детей в возрасте до 18 лет. В ближайшее десятилетие в области, как в целом по России, ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости. По сравнению с 2003 годом число детей уменьшилось на 44,3 тысячи, или на восемь процентов. Сокращается и количество многодетных семей с несовершеннолетними детьми: 2005 год - 11,2 тысячи; 2004 год - 12,9 тысячи. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Несмотря на сокращение количества разводов за последние два года, все еще высока доля неполных семей, ежегодно в области 8-10 тысяч детей остаются без одного из родителей, продолжается рост внебрачной рождаемости.

Ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2006 года в органах опеки и попечительства муниципальных образований области состояли на учете 10930 несовершеннолетних, относящихся к категории сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, ежегодно растет число выявленных детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2005 год выявлены 2470 детей данной категории (в 2004 году - 2452 чел., в 2003 году - 2411 чел.).

Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Свыше 4,6 тысячи семей находятся в социально опасном положении и не обеспечивают нормальных условий для воспитания и развития более 8 тысяч детей.

В 2005 году выявлены 642 безнадзорных подростка, что на один процент меньше, чем в 2004 году. Среди выявленных безнадзорных несовершеннолетних 61 процент составляют дети, имеющие родителей. В 2005 году 11222 родителям, допустившим пренебрежение родительскими обязанностями, комиссиями по делам несовершеннолетних назначено административное наказание, это на 30 процентов больше, чем в 2004 году. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком: в 2005 году привлечены 90 чел., в 2004 году - 59 чел.

В настоящее время 19,7 тыс. несовершеннолетних, или 3731,4 на 100 тыс. детско-подросткового населения области, страдают психическими расстройствами (в 2004 году - 20,067 тыс. чел., или 3686,3 на 100 тыс. детского населения). Среди психических расстройств у несовершеннолетних преобладают умственная отсталость (50,6 процента) и психические расстройства непсихопатического характера (45,8 процента). Впервые среди несовершеннолетних городов Саратова и Энгельса зарегистрировано пять случаев алкогольного психоза.

В области проживают 7196 детей-инвалидов (1,4 процента от общей численности детей), в общеобразовательных, специальных учреждениях и на дому обучаются 3770 детей-инвалидов. Численность не обучаемых по медицинским показаниям детей-инвалидов составляет 934 человека.

В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.

С целью содействия решению перечисленных проблем в области реализуется областная целевая программа "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы.

В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" для повышения качества пренатальной диагностики врожденных, наследственных заболеваний и внутриутробной инфекции, совершенствования профилактики и лечения осложнений у новорожденных детей приобретена ультразвуковая аппаратура для проведения 2-го этапа скрининга, препарат "Куросурф" для выхаживания новорожденных с синдромом дыхательных расстройств с применением длительной искусственной вентиляции легких. Приобретение диагностической ультразвуковой аппаратуры позволило повысить качество исследований и увеличить до 55 процентов количество обследованных беременных женщин, проживающих в области. Из всех внутриутробных пороков развития плода, зарегистрированных в области в 2005 году, 60 процентов выявлены в результате проведения ультразвукового исследования и биохимического скрининга беременных.

В 2005 году показатель младенческой смертности составил 9,1 промилле (в 2004 году - 10,5 промилле; в 2001 году - 17,4 промилле).

Материнская смертность является важнейшим мониторинговым показателем состояния репродуктивного здоровья женщин. По сравнению с 2004 годом он снизился на пять процентов и составил 23,0 на 100 тыс. родившихся живыми, что соответствует среднероссийскому показателю.

На уровень репродуктивной патологии и заболеваемости детей непосредственное влияние оказывает распространенность патологии щитовидной железы (14 процентов). Это связано с эндемическими факторами йодного дефицита на территории области. Однако до настоящего времени не решен вопрос проведения массовой йодной профилактики среди населения.

Способность к воспроизводству населения во многом зависит от состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения. В течение последних трех лет наблюдался рост общей заболеваемости детей. Показатель распространенности отклонений в состоянии здоровья детей в области составляет 2082,0 на 1 тыс. детей (среднероссийский показатель - 2084,4). Данные диспансеризации детского населения в 2004 году свидетельствуют, что 54 процента детей имели отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ только десять процентов абсолютно здоровы, около 60 процентов имеют хронические заболевания, в том числе 20 процентов девушек - нарушения в репродуктивной сфере. Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие в учебных заведениях здоровьесберегающих педагогических технологий, недостаточное использование имеющегося потенциала здравоохранения, социальной сферы, образования, культуры, физкультуры и спорта для сохранения здоровья детей, формирования позитивных репродуктивных установок и семейных ценностей.

Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обеспечила снижение ряда показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями.

Приобретение лекарственных средств для лечения и реабилитации социально дезадаптированных подростков, страдающих наркоманией и алкоголизмом, а также тест-систем для диагностики наркотического состояния подростков способствовало снижению на 12 процентов количества несовершеннолетних, состоящих на учете с наркологическими расстройствами, проведению более 2,5 тыс. экспертиз на факт употребления токсических и наркотических веществ детьми и подростками ежегодно. В 2005 году на 17 процентов снизилось число детей и подростков, эпизодически употребляющих наркотики, на шесть процентов - эпизодически употребляющих токсические вещества, на 16 процентов - эпизодически употребляющих алкоголь, на 40 процентов снизилась распространенность алкоголизма среди несовершеннолетних. Однако распространенность токсикомании среди несовершеннолетних выросла на 19 процентов и составила 17,5 на 100 тыс. населения (95 чел.), в 2004 году - 14,7 на 100 тыс. населения (80 чел.).

Психическое здоровье детей обусловлено как медицинскими, так и социальными факторами, такими, как: социально-экономическое неблагополучие части семей, растущая алкоголизация, внутрисемейные проблемы.

В 2005 году была продолжена работа по выявлению безнадзорных детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. По итогам 2005 года учтены 4716 семей (на десять процентов меньше, чем в 2004 году), в них проживает 8267 детей (на 19,8 процента меньше, чем в 2004 году).

В области сформирована четкая межведомственная система взаимодействия органов системы профилактики детской безнадзорности и социального сиротства.

Созданная сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (функционируют шесть социально-реабилитационных центров и пять социальных приютов на 586 мест), позволяет ежегодно обслуживать около 7 тыс. детей, в том числе решать вопросы экстренного жизнеустройства и перевозки к месту постоянного жительства детей, самовольно ушедших из семьи и детских государственных учреждений, оказывать комплекс реабилитационных услуг.

В десяти центрах социальной помощи семье и детям "Семья" (в 2006 году планируется открыть еще четыре учреждения), 37 отделениях помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения на социальном обслуживании находятся 75,1 тыс. семей, 157,5 тыс. детей; на социальном патронаже, требующем разработки индивидуальных программ реабилитации, состоят 18,5 тыс. семей. При этом основным показателем результативности работы социальных служб помощи семье и детям является рост числа семей, снятых с учета в связи с улучшением ситуации в семье. Только в прошедшем году с учета снято более 750 семей, свыше полутора тысяч переведены на менее жесткий режим контроля со стороны служб системы профилактики. Однако согласно ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг" обеспеченность населения области учреждениями социального обслуживания семьи и детей недостаточная: десять функционирующих против 52 по нормативам.

Получил дальнейшее распространение опыт реабилитации детей и подростков в семейных условиях. В настоящее время семейные воспитательные группы функционируют во всех детских социозащитных учреждениях. Всего в 2005 году действовали 108 семейно-воспитательных групп, в которых проходили социальную реабилитацию 297 детей (2004 год - 57 групп и 109 детей).

Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленных на укрепление материально-технической базы социозащитных учреждений и учреждений дополнительного образования, развитие новых форм и видов социального обслуживания, в том числе реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов и программ по социальной реабилитации несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствовала:

повышению результативности реабилитационных мероприятий (из числа детей, прошедших реабилитацию в детских социозащитных учреждениях, в 2005 году возвращены в семью 65,8 процента, в 2004 году - 59 процентов);

снижению количества семей, находящихся в социально опасном положении (в 2005 году - 4793 семьи, в 2004 году - 6450 семей);

снижению распространенности наркологических заболеваний среди несовершеннолетних с 213,6 на 100 тыс. детского населения в 2004 году до 188,5 - в 2005 году.

Отстает от потребности количество учреждений дополнительного образования детей. Действующие и вновь открытые учреждения системы профилактики детской безнадзорности размещены в помещениях, требующих капитального ремонта, и нуждаются в оснащении современным коррекционно-реабилитационным оборудованием.

Остро ощущается дефицит квалифицированных кадров по работе с безнадзорными и беспризорными детьми. Не все общеобразовательные учреждения в достаточном количестве укомплектованы психологами и социальными педагогами. По-прежнему ограничен доступ к получению социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, проживающим в сельской местности. С целью повышения эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых как с ребенком, так и с родителями, требуется разработка и внедрение в практику работы социозащитных учреждений новых форм и технологий по работе с семьей.

Приоритетным направлением социальной политики в отношении детей-инвалидов является комплексная реабилитация детей-инвалидов и создание доступной среды жизнедеятельности, практические результаты которых обеспечат детям данной категории возможность социальной адаптации с последующей интеграцией в общество.

В области создана и успешно функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих медико-социальную и профессиональную реабилитацию детей- инвалидов, из них: областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (на патронаже состоят более 4 тыс. чел.); Вольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (обслуживает ежегодно более 1,2 тыс. чел.); Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ежегодно проходят реабилитацию более 900 детей); филиал областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г.Марксе (на патронаже состоят 350 детей-инвалидов); три детских дома - интерната для детей-инвалидов (проживают 445 детей-инвалидов с нарушением интеллекта); дом ребенка для детей с заболеванием центральной нервной системы и нарушением психики на 75 мест; Саратовское профессиональное училище-интернат для инвалидов (обучаются 130 инвалидов молодого возраста); областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа "Реабилитация и физкультура"

(реабилитация 685 детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения, интеллекта средствами адаптивной физической культуры и спорта).

Положительным результатом работы реабилитационных учреждений области является улучшение состояния у 80 процентов детей, получивших курс реабилитации с применением реабилитационного оборудования; развитие у них возможности самообслуживания, бытовых навыков, происходит коррекция психоречевых и эмоционально-волевых нарушений, повышение познавательных способностей.

Реабилитация детей-инвалидов осуществляется также в лечебных учреждениях области. В 2005 году в поликлиниках и детских консультациях при центральных районных больницах оздоровлен 3721 ребенок-инвалид, в стационарах районных лечебно-профилактических учреждениях прошли реабилитацию 1392 ребенка, в Саратовской областной детской клинической больнице - 536 детей-инвалидов.

Санаторно-курортное лечение в санаториях регионального и российского значения предоставлено 783 детям-инвалидам.

Дети-инвалиды, нуждающиеся по медицинским показаниям в протезировании и технических средствах реабилитации, обеспечены в 2005 году в соответствии с индивидуальной программой реабилитации полностью протезно-ортопедическими изделиями (905 детей-инвалидов), креслами-коляс-ками и слуховыми аппаратами.

В 2004 году в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы реабилитационные учреждения были оснащены современным оборудованием и автотранспортом, что позволило обеспечить реабилитационными мероприятиями более 300 детей-инвалидов. Проведение капитального ремонта детских домов-интернатов, расположенных в Базарно-Карабулакском, Дергачевском и Марксовском муниципальных районах области, позволило улучшить условия проживания 426 детям-инвалидам. По аналогичной федеральной целевой программе было получено медицинское, реабилитационное оборудование, автотранспорт, оборудование для парикмахерской, столярное оборудование и средства, облегчающие уход за лежачими детьми.

В 2005 году во всех реабилитационных учреждениях области обеспечены реабилитационной помощью 5478 детей-инвалидов, что составляет 76 процентов от потребности. Это связано с недостаточной оснащенностью современным оборудованием и автотранспортом реабилитационных учреждений области. Кроме того, по-прежнему ограничен доступ к получению реабилитационных услуг детям-инвалидам, проживающим в сельских районах области, недостаточно развита подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми-инвалидами. Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, в которых проживают 6,2 процента от общей численности детей-инвалидов, располагаются в ветхих зданиях, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте.

На территории области действуют 52 интернатных учреждения, в том числе 22 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 18 детских домов, четыре общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также четыре санаторные школы-интерната, две общеобразовательные школы-интерната, 21 коррекционная школа-интернат для детей с недостатками физического и умственного развития, специальная школа закрытого типа и две кадетские школы-интерната.

На 1 января 2006 года в учреждениях интернатного типа воспитывались 5226 человек, из которых 2648 (50,8 процента) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Остальные - дети из социально не защищенных семей, инвалиды, дети с недостатками физического и умственного развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»