Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2006 года N 199-П


О проекте областной целевой программы "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови" на 2007-2009 годы


________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 26.05.2022 N 422-П
________________________________________________


В целях удовлетворения потребностей лечебных учреждений в безопасных продуктах из донорской крови Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови" на 2007-2009 годы и представить его на рассмотрение Саратовской областной Думы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 3 июля 2006 года N 199-П

     

Областная целевая программа
"Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови"
на 2007-2009 годы


Паспорт Программы

Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови" на 2007-2009 годы

Основание о разработке Программы

Распоряжение Правительства Саратовской области от 16 мая 2006 года N 137-Пр "О подготовке областной целевой программы "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности

Государственный заказчик

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Цель Программы - удовлетворение потребностей лечебных учреждений в безопасных продуктах из донорской крови, позволяющих исключить возможность передачи с донорской кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, гепатиты "В", "С" и другие).

Задачи Программы:

совершенствование форм и методов привлечения граждан к донорству крови;

совершенствование структуры и функционирования службы крови области;

совершенствование системы управления донорством путем создания единого информационного банка данных о донорах, а также лицах, получавших донорскую кровь;

внедрение вирусобезопасных технологий заготовки, переработки и хранения донорской крови;

внедрение новейших технологий в производство и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

внедрение современных методов апробации донорской крови, позволяющих выявлять носительство вирусов гемотрансмиссивных инфекций на ранних этапах

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2009 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2007-2009 годы из средств областного бюджета -197234,0 тыс. рублей, в том числе:

2007 год - 65132,0 тыс. рублей;

2008 год - 68722,0 тыс. рублей;

2009 год - 63380,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Увеличение показателя донорства с 13,5 до 14 на 1000 населения;

увеличение объема заготовки крови в 1,3 раза;

увеличение объема карантинизированных компонентов крови до 100 процентов от потребности лечебно-профилактических учреждений области;

улучшение обеспеченности лечебных учреждений области безопасными компонентами и препаратами крови: эритросодержащими средами с 85 до 95 процентов, плазмой с 60 до 75 процентов, криопреципитатом с 40 до 100 процентов;

исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД-ассоциированные инфекции, гепатиты "В", "С" и другие)

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"

     
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Одним из важных аспектов в оказании своевременной и качественной медицинской помощи является обеспечение лечебных учреждений компонентами донорской крови.

В настоящее время в области реализуется областная целевая программа "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови" на 2003-2006 годы. Реализация мероприятий программы способствовала повышению показателей: донорства - с 7 на 1000 населения до 13,5 (в среднем по России - 14,7 на 1000 населения); кроводач - с 10,6 до 14,8 на 1000 населения; заготовки крови на одного жителя области - с 4 мл до 7,3 мл (в среднем по России - 10,8 мл); в расчете на одну койку - с 380 мл до 1137 мл (среднероссийский показатель - 1400 мл), в 2 раза повысилась обеспеченность лечебно-профилактических учреждений компонентами и препаратами крови. По данным показателям Саратовская область занимает пятое место из девяти в Приволжском федеральном округе. Однако в рамках программы не удалось добиться результатов, сопоставимых со среднероссийскими, так как в ней решались проблемы только одного учреждения - областной станции переливания крови.

Изменения в законодательстве Российской Федерации потребовали провести в области реорганизацию областной службы крови.

На территории области организовано три государственных учреждения здравоохранения по заготовке, переработке и хранению донорской крови: Саратовская областная станция переливания крови, включающая в себя 5 филиалов, расположенных в Пугачевском, Вольском, Балашовском районах и г.Саратове (2 филиала); Балаковская станция переливания крови и Энгельсская станция переливания крови.

Мощность данных учреждений рассчитана на заготовку 26 тонн крови в год, что соответствует минимальной потребности области в компонентах крови. В настоящее время в области заготавливается 74 процента от минимальной потребности всех лечебных учреждений в донорской крови и ее компонентах.

Реальные потребности лечебных учреждений области в компонентах и препаратах крови увеличиваются по мере активизации внедрения высоких технологий в практику работы. В связи с этим для своевременного оказания трансфузиологической помощи необходимо увеличивать производственные мощности учреждений службы крови и объемы производства продуктов крови.

Одной из главных проблем, которая влияет на обеспеченность лечебных учреждений области компонентами и препаратами крови, остается недостаточное количество активных доноров и их пригодность к донорству крови. По данным Всемирной организации здравоохранения для обеспечения населения в продуктах крови в полном объеме к донорству должны быть привлечены 5 процентов населения. Показатель донорства на 1 января 2006 года в Саратовской области составил 1 процент от общей численности населения. Кроме того, в 2005 году почти 5 процентов донорской крови не допущено в лечебную сеть на основании выявленных инфекционных маркеров.

В связи с этим необходимо совершенствование системы целенаправленной агитации и пропаганды донорства, формирование стимулов, расширение социальной базы безвозмездного донорства с привлечением всех заинтересованных органов исполнительной власти, Российского общества Красного Креста, других общественных организаций, средств массовой информации.

Кроме того, безопасное донорство требует единого учета и идентификации, внедрения компьютеризированной информационной системы, гарантирующей полную информацию о вирусоносительстве и исключающей необходимость финансовых и временных затрат на повторные контрольные исследования крови доноров.

Помимо донорства важную роль в деятельности учреждений, заготавливающих кровь, занимает их материально-техническое оснащение специализированным оборудованием. Недостаточное финансирование большинства учреждений службы крови привело к тому, что их материально-техническая база оказалась морально и физически изношенной. Это существенно сдерживает внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий, обеспечивающих безопасность и эффективность гемотрансфузионной терапии на всех этапах заготовки крови и ее компонентов. Мероприятия по повышению безопасности гемотрансфузионной терапии регламентированы рядом отраслевых нормативных правовых актов, определяющих порядок медицинского обследования доноров, внедрения карантинизации свежезамороженной плазмы, лейкофильтрации при заготовке компонентов крови и других.

Вместе с тем, в условиях роста гемотрансмиссивных инфекций вопросы вирусобезопасности выпускаемой продукции не могут решаться в должной мере без внедрения новых технологий, которые, прежде всего, связаны с применением дорогостоящего оборудования. Организация надежной первичной диагностики гемотрансмиссивных инфекций зависит от возможностей и оснащения лабораторно-диагностической базы службы крови области. Необходимо усиливать лабораторную диагностику внедрением метода генной идентификации вирусоносительства у доноров (ПЦР - диагностика), позволяющего определять наличие вирусных антигенов в донорской крови на ранних этапах инфицирования. Иммуноферментные методы выявления носительства гемотрансмиссивных инфекций, применяемые в настоящее время, не позволяют выбраковывать доноров на ранних этапах вирусного инфицирования.

Широкое распространение среди населения области ВИЧ-носительства, парентеральных гепатитов, СПИД-ассоциированных инфекций (цитомегаловирус, герпес и др.) создало реальную угрозу распространения и передачи инфекций при переливании донорской крови, способных привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому в срочном порядке необходимо применение целого ряда организационных и технологических мероприятий по обеспечению гарантированной инфекционной безопасности при заготовке донорской крови и ее препаратов.

В первую очередь требуется организация регионального банка крови для карантинизации плазмы и хранения криоконсервированных клеток крови на базе областной станции переливания крови.

Применение методики криоконсервирования клеток крови существенно уменьшит опасность передачи вирусной инфекции, создаст условия для формирования банка аутокрови и запаса компонентов крови для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.

Внедрение технологий заготовки высокоочищенных компонентов крови с использованием современного оборудования и вспомогательных материалов, переход от заготовки эритроцитной массы к производству эритроцитной взвеси со сниженным содержанием лейкоцитов, развитие в практике работы лечебных учреждений аппаратного аутодонорства компонентов крови приведут к снижению риска передачи гемотрансмиссивных инфекций. Существующая проблема инфекционных заболеваний, передающихся с кровью, требует дальнейшего усиления комплекса мероприятий направленных на обеспечение безопасности гемотрансфузий на всех этапах донорства, заготовки, лабораторного обследования, хранения и применения трансфузионных сред, что невозможно осуществить без применения автоматизации комплекса процедур и специализированного оборудования.

Технологии заготовки и переработки донорской крови, производство ее компонентов требуют наличия специального технологического оборудования, которым учреждения службы крови обеспечены на 10 процентов, при этом 90 процентов оборудования является изношенным и морально устаревшим. Например, в области имеется всего две суперцентрифуги (1-ОСПК, 1-ОПК ММУ КБ N 1) и 5 рефрижераторных центрифуг со стопроцентным износом. Областная станция переливания крови и 5 ее филиалов имеют 8 морозильных камер, а Энгельсская и Балаковская станции - по одной. Из-за отсутствия оборудования медленно внедряются в практику работы службы крови области эффективные аппаратные методы заготовки плазмы и клеточных компонентов крови, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных донорских ресурсов.

Производственные площади подразделений, заготавливающих и перерабатывающих кровь, не соответствуют требованиям нормативных документов. Так, общая площадь областной станции переливания крови составляет третью часть от норматива и соответствует мощности с объемом заготовки и переработки донорской крови до 4000 литров в год, хотя фактически перерабатывает до 10000 литров в год. Не соответствует установленным нормам площадь помещения донорского отделения, отделения заготовки крови, лаборатории, помещения для карантинизации компонентов крови, центральное стерилизационное отделение.

Таким образом, учитывая необходимость повышения эффективности деятельности службы крови области для получения достаточного количества качественных и безопасных компонентов крови для лечебных учреждений области, необходимо провести комплекс мероприятий, которые позволят внедрить современные технологии для предотвращения неблагоприятных последствий вирусных инфекций, развить донорскую базу и увеличить объемы заготовки крови.

II. Основная цель и задачи Программы


Основной целью настоящей Программы является удовлетворение потребностей лечебных учреждений в безопасных продуктах из донорской крови, позволяющих исключить возможность передачи с донорской кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ - инфекция, гепатиты "В", "С" и др.).

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

совершенствование форм и методов привлечения граждан к донорству крови;

совершенствование системы управления донорством путем создания единого информационного банка данных о донорах, а также лицах, получавших донорскую кровь;

внедрение вирусобезопасных технологий заготовки, переработки и хранения донорской крови;

внедрение новейших технологий в производство и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

внедрение современных методов апробации донорской крови, позволяющих выявлять носительство вирусов гемотрансмиссивных инфекций на ранних этапах.

III. Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы будет осуществляться в 2007-2009 годы в два этапа.

Первый этап - 2007-2008 годы.

В течение 2007-2008 годов планируется:

переоснастить материально-техническую базу учреждений здравоохранения по заготовке, переработке и хранению донорской крови;

провести капитальный ремонт в учреждениях системы службы крови;

разработать и внедрить на территории области единые стандарты качества донорской крови и ее компонентов;

внедрить в учреждениях службы крови современный уровень апробации заготавливаемой донорской крови и ее компонентов;

создать единый электронный банк данных о донорской базе, позволяющий хранить информацию о здоровье доноров.

Второй этап - 2009 год.

В течение 2009 года планируется увеличить объемы карантинизированной донорской плазмы; внедрить производство эритроцитосодержащих сред, освобожденных от примесей лейкоцитов, для снижения риска вирусной контаминации при гемотрансфузиях; создать банк вирусобезопасной плазмы и клеток крови; обеспечить выдачу в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, ее компонентов и препаратов.

IV. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы предусматривается из областного бюджета.

Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2007-2009 годы составляет 197234,0 тыс. рублей, в том числе:

2007 год - 65132,0 тыс. рублей;

2008 год - 68722,0 тыс. рублей;

2009 год - 63380,0 тыс. рублей.

N

Наименование

Всего из

в том числе:

п/п

мероприятий

областного бюджета (тыс. рублей)

2007 год

2008 год

2009 год

Всего по Программе, в том числе:

197234,0

65132,0

68722,0

63380,0

1.

Компенсация на питание донорам

40500,0

12000,0

13500,0

15000,0

2.

Приобретение оборудования

84035,0

32818,0

30201,0

21016,0

3.

Приобретение расходных материалов для заготовки крови

67485,0

18228,0

23257,0

26000,0

4.

Капитальный ремонт учреждений

4125,0

1725,0

1400,0

1000,0

5.

Прочие расходы

1089,0

361,0

364,0

364,0

     
V. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения


Контроль за выполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61 -П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»