Недействующий

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.09.2005 N 43-1728


Об областной целевой программе "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области" на 2006-2008 годы

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________



Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области" на 2006-2008 годы (прилагается).

Председатель Саратовской
областной Думы
П.В.Большеданов

Секретарь Саратовской
областной Думы
Л.Н.Савочкина


  Приложение к постановлению
          Саратовской областной Думы
          от 21.09.2005 N 43-1728



Областная целевая программа

   "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области"

    на 2006-2008 годы

     
Саратов, 2005



Паспорт областной целевой программы

    "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области"
на 2006-2008 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 31 марта 2005 года N 104-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области" на 2006-2008 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство сельского хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство сельского хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Саратовской области", министерство промышленности и энергетики области, ФГУП "ГИТОС" ЗАТО г.Шиханы, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, ФГОУ ВПО "Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова"

Цель и задачи Программы

- целью Программы является утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность и запрещенных к применению, имеющихся на территории Саратовской области; улучшение санитарно-эпидемиоло-гической обстановки региона, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона.

Задачи Программы:

проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области;

перезатаривание пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование их в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение;

транспортировка к месту утилизации и захоронения, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области;

проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы состояния почвы и других объектов окружающей среды;

проведение обезвреживания и рекультивации участков и мест хранения пестицидов

Сроки реализации Программы

- 2006-2008 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство сельского хозяйства области, отраслевые органы исполнительной власти области, организация, выигравшая конкурс на проведение работ по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов

Объем и источники финансирования Программы

- общая сумма расходов на реализацию Программы составляет 83,3 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 73 млн. рублей (87,6 процента), из федерального бюджета - 2,4 млн. рублей (2,9 процента) (прогнозно), из внебюджетных источников - 7,9 млн. рублей (9,5 процента) (прогнозно);

2006-2008 годы - 83,342 млн. рублей;

2006 год - 45,542 млн. рублей;

2007 год - 19,135 млн. рублей;

2008 год - 18,665 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- полная утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) непригодных и запрещенных к применению пестицидов;

исключение возможности загрязнения объектов окружающей природной среды и причинения вреда здоровью населения области;

экономия государственных расходов на дальнейшую работу с пестицидами

Система организации контроля за исполнением Программы

- общий контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство области, министерство сельского хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения    программными методами


На сегодняшний день санитарно-эпидемиологическая обстановка в области остается сложной в связи с большим количеством пестицидов, непригодных и запрещенных к применению, хранящихся на складах бывших объединений "Сельхозхимия", прекративших производственную деятельность, и в некоторых хозяйствах. В области имеются 8 таких объединений в следующих районах: Аткарском, Калининском, Базарно-Карабулакском, Вольском, Красноармейском, Балаковском, Краснокутском, Новоузенском.

В последние десятилетия прошлого века в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства немаловажное значение придавалось химизации и защите растений от вредных организмов. С 1970 года резко возросли производство и применение химических средств защиты растений. Антропогенное воздействие на окружающую среду стало представлять серьезную угрозу нормальному функционированию различных экосистем и ландшафтов нашей планеты. По результатам исследований, проведенных специалистами Академии наук СССР, были внесены существенные коррективы в ассортимент применяющихся пестицидов, и большое их количество оказалось запрещенным к применению.

К 1985 году на территории области накопилось свыше 2,4 тыс. тонн пестицидов, запрещенных к применению или с истекшим сроком годности. В 1987 году на территории Дергачевского района (п.Мирный) произведено захоронение 1,5 тыс. тонн пестицидов, в Романовском районе в 1998 году на базе ОАО "Агропромхимия", находящейся в р.п.Романовка, произведено временное захоронение непригодных пестицидов в количестве 30 тонн, в 2003 году в Краснопартизанском районе (с.Корнеевка) - 52 тонны. С 1988 года по 2004 год свыше 200 тонн препаратов с истекшим сроком хранения, но не запрещенных к применению, было использовано с корректировкой нормы расхода.

По результатам инвентаризации, проведенной в апреле 2005 года, на территории области хранится 613,3 тонны пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов. Особую опасность представляют обезличенные пестициды в смесях. Их объем в общей массе составляет 527,3 тонны или 86 процентов. Оставшееся количество (86 тонн) относится к различным химическим группам 1, 2 и 3 класса опасности (приложения 3, 4 к Программе). Особо опасных ртутьсодержащих препаратов хранится 0,52 тонны (в Калининском районе - 0,5 тонны, Краснокутском - 0,02 тонны). Имеются 17 основных мест хранения пестицидов, из них 8 мест в Правобережье и 9 мест в Левобережье области. Таким образом, фактически по всей области рассредоточены очаги потенциальной санитарной и экологической опасности, часть которых находится к тому же на склоновых экспозициях рельефа и в водоохранных зонах рек и водоемов (приложение 2 к Программе). По результатам обследования образцов почвы и воды, проведенному специалистами ФГУ "Государственная станция агрохимической службы "Саратовская" и "Государственная станция агрохимической службы "Ершовская" в мае 2005 года, в некоторых районах области остаточные количества запрещенных к применению пестицидов превышают предельно допустимые концентрации.

Условия хранения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области, не соответствуют санитарным требованиям и представляют серьезную угрозу экологической безопасности области, а также здоровью и жизни людей. Так, в неудовлетворительном состоянии находятся склады в Краснокутском районе на территории ОАО "Краснокутагропромснаб", где имеется 41,59 тонны таких пестицидов и их смесей, на складах бывших объединений "Сельхозхимия" Ершовского района - 19,3 тонны, Калининского района -10 тонн, Новоузенского района - 23,62 тонны. Охрана складов организована в Ершовском, Калининском районах, в остальных районах склады защищены от доступа посторонних лиц, т.е. ворота либо заварены, либо надежно закрыты на замки. Условно безопасное хранение пестицидов осуществляется в бывших объединениях "Сельхозхимия" Балаковского, Красноармейского, Аткарского районов, где ведется охрана складов и отсутствует доступ к ним посторонних лиц.

Отмечаются случаи хищения препаратов и разборка помещений с целью приобретения строительных материалов, что ведет к угрозе ухудшения здоровья населения. В 2004 году в Калининском районе со склада ОАО "Агропромхимия" при попытке хищения препарата гранозан получили острое отравление два человека. Со складов ГУП "Аткарскагропромхимия" Аткарского района в 2004 и 2005 годах отмечалась несанкционированная отгрузка непригодных пестицидов. На территории ОАО "Краснокутагропромснаб" Краснокутского района практически разобран один склад, где под открытым небом хранятся остатки пестицидов в разрушенной упаковке. В с.Талалихино Вольского района склад находится за пределами жилой зоны, но кровля и две стены разобраны. Кроме того, на прилегающей к складам территории ухудшаются агрохимические свойства почв, увеличивается содержание нитратов, пестицидов, на что указывают результаты анализов, проведенных в мае 2005 года. В Советском районе непригодные и запрещенные к применению пестициды хранятся в складах, находящихся в 200 м от жилой зоны. В почве, взятой на близлежащей к ним территории, обнаружены остаточные количества гранозана в ООО "Аверо" - 0,01 мг/кг, СХПК "Белопольский" - 0,08 мг/кг, СХПК "Золотая Нива" - 0,02 мг/кг, что не допускается гигиеническими нормативами.

Серьезную угрозу экологической обстановке области представляют временные захоронения пестицидов в Дергачевском и Краснопартизанском районах. Отдельно контролируется экологическая ситуация на территории захоронения пестицидов в п.Мирный Дергачевского района. В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы в 1987 году проведены гидрогеологические изыскания территории могильника, осуществлялся мониторинг состояния почв, поверхностных и подземных вод на возможное загрязнение их остаточными количествами пестицидов. При общем обследовании в 1994 и 2000 годах загрязнения почв и воды не обнаружено. В мае 2005 года с поверхности грунтового наката могильника и прилегающей к нему территории отобраны образцы почвы на анализ, результаты которого показали присутствие остаточных количеств пестицидов, превышающих предельно допустимые концентрации. Следовательно, с течением времени, спустя 18 лет после проведения захоронения пестицидов при нарушении технологии хранения (частичное разрушение грунтового наката) отмечено последействие присутствия пестицидов в почве. При обследовании почвы, взятой с близлежащей к захоронению пестицидов в Краснопартизанском районе территории, обнаружено остаточное количество гранозана 0,21 мг/кг, что не допускается Гигиеническими нормативами содержания пестицидов в объектах окружающей среды ГН 1.2.1323-03, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 2 мая 2003 года, протразина 0,7 мг/кг (предельно допустимая концентрация ПДК - 0,5 мг/кг).

Большинство химических соединений обладает высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относится к наиболее опасным загрязнителям природной среды. Будучи чуждыми природе, пестициды, накапливаясь и провоцируя процессы биоаккумуляции, биотрансформации и взаимотоксификации (увеличение токсичности), неизбежно ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям в экосистемах, подавляют иммунитет человека и растений, губительно влияют на все живое в почве, воде и воздухе, обладают мутагенной и канцерогенной активностью.

Пестициды "мигрируют по пищевым цепям" и в результате попадают в организм человека и животных. Данный процесс сопровождается эффектом кумуляции, то есть в каждом последующем звене пищевой цепи концентрация пестицидов возрастает многократно с течением времени. При этом в наибольшей степени страдает человек как конечное звено пищевой цепи, например:




Почва

(концентрация-1)



     



Зерновые и бобовые культуры (мука, крупы, корм)

(концентрация-10)





     



Сельскохозяйственные животные (мясо, молоко)

(концентрация-100)



     




Человек

(концентрация-1000)


Как следствие этого процесса может возникнуть угроза отравления человека: острого либо хронического. По физиологическим свойствам пестициды способны аккумулироваться в живых организмах и с течением времени производить мутационные изменения в генной структуре. То есть, эти препараты и продукты их распада, хранящиеся на складах в хозяйствах, бывших объединениях "Сельхозхимия" обладают канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на организм человека и представляют реальную угрозу для генофонда области. Всего в районах хранения пестицидов проживают 759 тыс. человек, или 28,7 процента от общего числа жителей области.

Саратовская область является одним из наиболее развитых индустриально-аграрных регионов, природные комплексы которого претерпели значительные изменения вследствие интенсивного техногенного и антропогенного воздействия, продолжающегося до настоящего времени.

Географическое положение области на стыке различных климатических зон (лесостепи, степи, полупустыни), с одной стороны, обусловило наличие разнообразных природных комплексов и ассоциаций, с другой, - сделало их наиболее уязвимыми к внешним воздействиям. При этом экологическая ситуация на территории области остается достаточно сложной и напряженной.

Наличие большого количества ядохимикатов (пестицидов), распределенных по территории области и не имеющих надежной изоляции, гарантирующей полное отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, является мощным фактором отрицательного воздействия на окружающую среду и население области.

Следовательно, существует настоятельная необходимость принятия и реализации Программы по ликвидации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, которая затрагивает интересы 28,7 процента населения области.

В силу чрезвычайной токсичности пестицидов, их опасности для здоровья и жизни людей проведение мероприятий по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов должно выполняться по программе централизованно, в соответствии с законодательством.

Проведение рейдовых проверок, принятие административных и иных мер не могут повлиять на общий ход решения проблемы без реальных вложений финансовых средств.

II. Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации


Целью Программы является утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность и запрещенных к применению, имеющихся на территории области; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона.

Задачи Программы:

проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области;

проведение работ по перезатариванию пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование перезатаренных пестицидов в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение;

транспортировка, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области;

осуществление мониторинга состояния компонентов окружающей среды на объектах хранения пестицидов;

проведение обезвреживания складов и рекультивации участков и мест хранения пестицидов.

Программа рассчитана на 2006-2008 годы.

Программой предусматривается проведение утилизации и захоронения (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов за пределами области на основании экономически целесообразных и экологически безопасных технологий.

III. Система программных мероприятий


Программа состоит из четырех основных разделов:

1. Проведение инвентаризации


Инвентаризация пестицидов предусматривает идентификацию обезличенных препаратов, перезатаривание препаратов в герметические емкости и этикетирование, определение возможности обоснованного использования некоторых пестицидов по назначению, размещение на складах, обеспечивающих их сохранность и безопасность для окружающей среды. Инвентаризация непригодных и запрещенных к применению пестицидов проводится с целью установления их ассортимента и объемов запасов препаратов, обеспечения оптимальных условий хранения, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения экологического риска при хранении, определения порядка утилизации или захоронения.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации в 2004 году разработан ряд проектов, касающихся решения проблемы утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, в которых установлены: порядок определения класса опасности смесей пестицидов и их влияния на окружающую среду и здоровье населения; экологические требования при утилизации и уничтожении пестицидов, непригодных к дальнейшему применению.

Работы по перезатариванию, идентификации и подготовке к хранению пестицидов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиями по обеспечению пожарной и экологической безопасности.

2. Утилизация и захоронение пестицидов


Утилизация (уничтожение) пестицидов предусматривает сжигание препаратов до полного разрушения токсичных компонентов или приводящее к существенному уменьшению их опасности использование биологических, химических и физических методов обработки на предприятиях за пределами области. Получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня технологий обезвреживания, утилизации (уничтожения) непригодных и запрещенных к применению пестицидов нет. Министерством природных ресурсов Российской Федерации разработан проект порядка обеспечения утилизации (уничтожения) пестицидов, непригодных к дальнейшему использованию, порядок экологической паспортизации территорий вокруг предприятий по производству пестицидов и агрохимикатов, а также вокруг мест хранения и захоронения пестицидов и агрохимикатов.

Захоронение предусматривает временные меры по способу хранения пестицидов до выработки приемов утилизации, проведение перезатаривания пестицидов в герметические емкости и транспортировку на специализированном транспорте.

Захоронение пестицидов, не подлежащих утилизации, осуществляется на специально оборудованных полигонах за пределами области. Таким полигоном является ГУ "Полигон Красный Бор" Ленинградской области.

В п.Мирный Дергачевского района захоронено 1,5 тыс. тонн пестицидов, где в рамках Программы необходимо провести ремонтные работы верхнего покрытия с целью сохранения экологической безопасности области и подготовки к дальнейшему уничтожению этих пестицидов и тары из-под них.

3. Осуществление мониторинга состояния компонентов окружающей среды на объектах хранения пестицидов


Одним из средств минимизации воздействия на окружающую среду при реализации программных мероприятий является система экологического мониторинга окружающей среды, обеспечивающая контроль за эффективностью природоохранных мероприятий, изучение тенденций изменения компонентов природной среды, выявление причинно-следственных связей и оперативного прогноза их будущего состояния в зависимости от фактического воздействия планируемых работ.

Конкретная программа мониторинга с обоснованием размещения точек отбора проб измеряемыми параметрами и периодичностью контроля будет разрабатываться и реализовываться аккредитованными специализированными организациями в соответствии с нормативными документами соответствующих уполномоченных органов.

Предусмотрено выполнение мониторинговых наблюдений за состоянием компонентов природной среды (почва, поверхностные и подземные воды) на трех объектах захоронения непригодных пестицидов, расположенных в Дергачевском, Краснопартизанском и Романовском районах области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»