Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 1997 года N 696

Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области

<Утратил силу: постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 01 декабря 2004 года N 137>

<В целях реализации настоящего постановления принято постановление администрации Калининградской области от 14 февраля 2000 г. N 57 "Об издании пособия для работников ЖКХ в Калининградской области" >

<Во исполнение настоящего постановления издано распоряжение Мэра г. Калининграда от 9 февраля 1998 г. N 124-р "О создании исполнительного Координационного Совета по разработке схемы управления жилищно - коммунальным хозяйством города и созданию служб "Заказчика">

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О Федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг"

постановляю :

1. Утвердить Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области согласно приложению N 1 и План мероприятий по реализации Программы жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области согласно приложению N 2.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления на основе данной региональной программы в срок до 15 октября т.г. разработать муниципальные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

3. Комиссии по разработке программы реформы жилищно-коммунального хозяйства, созданной в соответствии с распоряжением администрации области от 14 июля 1997 года N 272-р, в срок до 30 сентября т.г. разработать и представить для утверждения региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

4. Финансовому управлению администрации области (Васильковой Д.Б.), комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу администрации области (Лебедеву В.С.) при формировании областного бюджета на 1998 год, органам местного самоуправления при формировании муниципальных бюджетов на 1998 год учитывать положения и региональные стандарты, определяемые указанной Программой.

5. Информационно-аналитическому управлению администрации области (Миронову А.С.) обеспечить опубликование постановления и приложения к нему в газете "Калининградская правда".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Топазлы Г.Ф.

7. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Глава администрации области Л. Горбенко

Приложение N 1

к постановлению

Главы администрации области

от 11 сентября 1997 г. N 696

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области


Содержание

1.   Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства              

          Калининградской области                                       

2.   Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства  

3.   Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ      

3.1. Снижение стоимости и повышения качества услуг ЖКХ             

3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли                   

3.3. Реформирование социальной политики сферы ЖКХ                  

3.4. Обеспечение государственного контроля за  состоянием  жилищного

          фонда                                                         

4.   Управление реализацией программы                              

4.1. Функции управления реализацией программы на уровне области    

4.2. Рекомендации по организации управления реализацией программы на

          уровне органов местного самоуправления                        

5.   Нормативно-правовое обеспечение реализации программы          

          реформирования ЖКХ                                            

5.1. Отношения собственности                                       

5.2. Развитие договорных отношений                                 

5.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ                

5.4. Защита прав потребителей                                      

6.   Финансовое обеспечение реализации программы.                  

6.1. Механизм формирования межбюджетных взаимоотношений,           

          направленных на стимулирование проведения реформы ЖКХ         

6.2. Методы использования внебюджетных источников                  

7.   Организация обеспечения реализации программы                  

7.1. Организационное обеспечение реализации программы на областном 

          уровне                                                        

7.2. Рекомендации  по организационному обеспечению реализации      

          программы реформирования ЖКХ на муниципальном уровне          

8.   Информационное обеспечение реализации программ ЖКХ. Мониторинг

          хода реформирования ЖКХ. Освещение хода реформирования в      

          органах массовой информации                                   

9.   Этапы реализации программы                                     

1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства

Калининградской области

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, началось в первой половине 90-х годов.

Сформированная в 1990-1996 годах законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления перехода этой сферы на рыночные методы хозяйствования в сочетании с социальной поддержкой малообеспеченных слоев населения, обозначила основные пути развития жилищно-коммунального хозяйства региона.

Произошли значительные изменения в структуре собственности жилищного фонда и обслуживающих объекты жилищно-коммунального хозяйства организаций. В результате проводимой в области приватизации жилья доля частного жилищного фонда возросла с 14 % в 1991 г. до 47 % в 1996 г. Жилищно-коммунальное хозяйство региона обслуживает 259 организаций различной организационной и правовой формы, 101 из них имеет статус муниципального предприятия.

Другой характерной особенностью стало значительное увеличение доли платежей населения в покрытии эксплуатационных издержек и рост тарифов на коммунальные услуги в 1994-1996 годах. Удельный вес платежей населения в затратах на финансирование отрасли вырос за последние четыре года с 2-3 % до 30-40 %.

Вместе с тем положение в коммунальной сфере, осложняемое общей социально-экономической ситуацией в Калининградской области, является сложным. Недостаточный объем финансирования, низкий уровень собираемости платежей и налогов порождают задолженность предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В то же время имеют место нерациональное, экономически необоснованное использование выделяемых финансовых ресурсов, недостаточный контроль за их расходованием. Положение с финансированием отрасли усугубляется наличием в регионе 42 льготных категорий граждан, что составляет более 50 % квартиросъемщиков.

Подобное положение вызывает нарастающий износ основных фондов, снижает надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Преодоление этого кризисного состояния возможно только при переходе от бюджетного дотирования к полной оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг при условиях экономического стимулирования их качества и обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения. Сложившаяся ситуация требует проведения тарифной политики, учитывающей как необходимость поддержания работоспособности и дальнейшего развития систем инженерного жизнеобеспечения так и реальные доходы граждан. Если на предыдущем этапе увеличение доли платежей населения происходило в основном за счет увеличения тарифов, то на новом этапе реформирования необходимо сосредоточить внимание на всем комплексе мер экономического и организационно-технического характера.

2. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального

хозяйства региона

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

- обеспечение условий проживания населения области, отвечающих необходимым стандартам качества;

- уменьшение производственных издержек на обслуживание и ремонт, соответствующее снижение тарифов;

- выработка эффективных механизмов социальной защиты, смягчающих для населения переход к бездотационному, безубыточному функционированию отрасли.

Реализация поставленных целей определяется решением ряда первоочередных задач, которые необходимо решить в рамках региональной жилищно-коммунальной реформы.

Основные задачи реформирования:

- совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона;

- развитие конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг, переход на систему договорных отношений;

- совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и социальной защиты, упорядочение системы льгот.

Совершенствование управления направлено на повышение роли органов местного самоуправления, повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов. Одним из основных моментов совершенствования управления ЖКХ является разделение функции заказчика и подрядчика на оказание жилищно-коммунальных услуг. Его организационной формой является создание на муниципальном уровне службы "Заказчика" по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Развитие конкуренции должно способствовать преодолению негативного влияния монопольного (доминирующего) положения (в т.ч. технически обоснованного) организаций жилищно-коммунального хозяйства; предоставлению потребителю возможности, исходя из цены и качества, выбирать подрядчика на необходимые работы и обслуживание.

Основные направления, способствующие развитию этого процесса

- формирование муниципального заказа на выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере;

- внедрение системы договоров на выполнение работ и предоставление услуг, предусматривающих систему расчетов и санкций при нарушении обязательств;

- предоставление равных возможностей организациям всех форм собственности по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Переход к новому ценообразованию, устраняющему разрыв с ценами в других отраслях будет осуществляться на постепенной основе с учетом всей совокупности социальных факторов. При этом не преследуется цель механического увеличения платежей населения, а повышение их доли при создании стимулов снижения затрат на содержание коммунальной сферы. Меры социальной защиты включают в себя ограничения максимальной доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в пределах социальной нормы. В 1997 году он составляет 16 %, в 2003 году достигнет 25 %. Одновременно с этим получит широкое развитие служба начисления гражданам жилищных субсидий. Кроме того, социальная защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилья состоит в недопущении:

- включения в тарифы затрат, связанных с монопольным положением предприятий ЖКХ;

- введения неоправдано высоких ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму и тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;

- необоснованного снижения качества услуг, предусмотренного соответствующими договорами;

- сдерживания развития программы предоставления субсидий.

Обеспечение необходимого качественного состояния жилищного фонда и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг обеспечивается путем государственного контроля, осуществляемого органами местного самоуправления и Государственной жилищной инспекцией по Калининградской области. Общие вопросы государственного регулирования реформирования жилищно-коммунальной сферы региона осуществляет администрация области.

Цели и задачи областной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона структурно представлены на рис.1.

                                --------------

                               |Цель программы|

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»