Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2012-2014 годы" (с изменениями на 21 апреля 2014 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом на ведомственном уровне


Одним из ключевых направлений развития Псковской области является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие области могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Псковской области, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения области от негативного воздействия вод, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах.

Выбор мероприятий программы основан на анализе экологической ситуации в Псковской области, выявившем наиболее острые проблемы.

1. Необходимость восстановления и охраны водных объектов на территории области предполагает организацию проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Псковской области. В настоящее время система наблюдений за морфометрическими характеристиками(1) дна, берегов водных объектов в Псковской области отсутствует. Наблюдения проводятся по отдельным заданиям и носят нерегулярный характер.

Необходимость принятия первоочередных мер по сохранению водных объектов и защите населения от воздействия паводкоопасных вод на территории области требует постоянного анализа паводковой информации.

2. Необходимость обеспечения благоприятной экологической обстановки и сохранения природного биоразнообразия на территории Псковской области требует дальнейшего формирования и сохранения системы особо охраняемых природных территорий(2) регионального значения (далее - ООПТ).

Сеть ООПТ Псковской области насчитывает 43 объекта. На территории Псковской области расположены: водно-болотное угодье международного значения "Псковско-Чудская приозерная низменность", 3 ООПТ федерального значения (национальный парк "Себежский", государственный природный заповедник "Полистовский" и государственный природный зоологический заказник "Ремдовский"), 11 государственных природных зоологических заказников регионального значения, 15 памятников природы регионального значения, два курорта регионального значения - санатории "Череха" и "Голубые озера" и 11 особо охраняемых природных территорий местного значения.

Сеть ООПТ области достаточно хорошо развита: ООПТ расположены равномерно, площадь их составляет около 8% от общей площади области.     

---------------------------------

<1> - Морфометрические характеристики представляют собой количественные показатели водных объектов.

<2> - Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.


Для сохранения научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения необходимо как можно больше установить информационных знаков (щитов-аншлагов) на ООПТ, которые информировали бы об ограничении деятельности на этих территориях.

Сеть ООПТ области достаточно хорошо развита: ООПТ расположены равномерно, площадь их составляет около 8% от общей площади области. Для сохранения научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения необходимо как можно больше установить информационных знаков (щитов-аншлагов) на ООПТ, которые информировали бы об ограничении деятельности на этих территориях.

Одним из способов сохранения биологического разнообразия является мониторинг состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории области. Мониторинг проводится по отдельным заданиям и не носит планового характера.

Из одиннадцати субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, только два субъекта не имеют Красной книги: Псковская область и Ненецкий автономный округ.

С принятием Положения о ведении Красной книги, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 26.10.11 N 430, появилась возможность сбора и внесения в Красную книгу Псковской области информации о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

3. Для решения экологических проблем Псковской области типичных для многих регионов России - загрязнения атмосферного воздуха, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами необходимо развитие системы экологического контроля.

Объектами хозяйственной и иной деятельности государственного экологического контроля в Псковской области являются 2056 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Деятельность государственного контроля в области охраны окружающей среды заключается в предотвращении, выявлении и пресечении нарушений природоохранного законодательства, в обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4. Проблема недостаточной открытости экологической информации. Участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования обозначена Экологической доктриной Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р), в числе одного из принципов государственной политики в области экологии.

В настоящее время организация экологического просвещения и воспитания не достаточна по причине несформированности системы просветительской работы среди населения, отсутствия широкого доступа граждан к информации экологического характера, и как следствие - низкого уровня информированности жителей города о существующих экологических проблемах, о возникновении возможных негативных экологических ситуаций и правильном экологически безопасном поведении.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

Таким образом, проблемы экологии и природопользования на территории области требуют обеспечения непрерывного и комплексного подхода к их решению с использованием программно-целевого метода. Решение указанных проблем предполагается в рамках ведомственной целевой программы, что позволит обеспечить достижения целей и задач социально-экономического развития в сфере охраны окружающей среды Псковской области в соответствии с полномочиями Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.