АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 апреля 2011 года N 73-р


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области на 2011-2015 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области на 2011-2015 годы".

2. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области на 2011-2015 годы" Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.

3. Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области на 2011-2015 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 мая 2011 г.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.


Губернатор области                                                        А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации области
от 06.04.2011 N 73-р

     

Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области на 2011-2015 годы"

     

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Разработка и принятие областной долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области" на 2011-2015 годы" (далее - программа) направлены на оптимизацию процесса обращения с отходами на территории области, повышение уровня экологической безопасности и эффективности управления потоками отходов производства и потребления (далее также - отходы) с учетом их современного состояния и выполнения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Одной из целей Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации Псковской области от 16 июля 2010 г. N 193-р, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, что неразрывно связано с улучшением экологической ситуации.

Вместе с тем, на территории области наблюдается проблема накопления отходов производства и потребления, невозможность их своевременной и эффективной утилизации, что влечет за собой причинение ущерба окружающей среде. Негативное воздействие отходов выражается в поступлении в природную среду вредных химических и токсичных веществ, которые загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. В муниципальных образованиях Псковской области неудовлетворительно решаются вопросы сбора, утилизации, переработки и сбора образующихся отходов производства и потребления, следствием чего является ухудшение санитарно-гигиенического состояния территорий муниципальных образований Псковской области.

Анализ существующей ситуации в области обращения с отходами производства и потребления на территориях муниципальных образований, проведенный Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в июне 2010 года, выявил следующие основные проблемы:

отсутствуют самостоятельные органы по координации и управлению процессом обращения с отходами на территории Псковской области и на территориях муниципальных образований Псковской области;

отсутствует информационно-справочная система по учету обращения с отходами;

отсутствует система работы с населением по проблеме обращения с отходами;

низкий уровень контроля за осуществлением перевозки отходов;

отсутствуют генеральные схемы очистки территорий муниципальных образований Псковской области;

объекты сбора и размещения отходов не соответствуют требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды;

отсутствуют полигоны отходов, позволяющие защитить окружающую среду от негативного воздействия;

отсутствуют специализированные мусороперерабатывающие комплексы;

отсутствует достаточный парк контейнеров и специальной техники для сбора и транспортировки отходов;

не соблюдаются правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территориях муниципальных образований Псковской области;

отсутствует организованный раздельный сбор опасных отходов и вторичного сырья по видам на территориях муниципальных образований Псковской области;

отсутствуют площадки по сбору крупногабаритных отходов, кузовов автомашин, шин, ртутьсодержащих (энергосберегающих) ламп от населения;

не решены проблемы по утилизации медицинских и биологических отходов;

все образующиеся отходы без сортировки размещаются на санкционированных местах размещения отходов (свалках);

отсутствует организационная и экономическая поддержка инфраструктуры вторичного использования отходов;

действующий размер тарифов на сбор и прием отходов не стимулируют население и предприятия к раздельному сбору отходов;

недостаточный уровень привлечения инвестиций из различных источников в области обращения с отходами;

отсутствует законодательство области, регулирующее вопросы обращения с отходами;

отсутствует порядок по обращению с отходами на территории муниципальных образований области, предусматривающий разделение их по видам;

отсутствуют утвержденные на местном уровне перечни отходов, подлежащие захоронению в санкционированных местах размещения отходов.

На территории Псковской области расположено 26 муниципальных образований, в т.ч. города Псков и Великие Луки с общей численностью проживающего населения 694 тыс. человек. В соответствии с данными, представленными муниципальными образованиями, планово-регулярным сбором и вывозом твердых бытовых отходов (далее - ТБО) охвачено в среднем 69 процентов населения. Санитарной очисткой от отходов охвачено всего 186 из 8385 населенных пунктов области, причем в 16 муниципальных образованиях Псковской области осуществляется очистка всего от 2 до 5 населенных пунктов, включая административные центры муниципальных районов. В остальных населенных пунктах отходы не собираются, не свозятся в специально отведенные места, а оседают на несанкционированных свалках или частично уничтожаются (сжигаются, закапываются) населением. Также не учитываются возрастающие потребности области по сбору и утилизации ТБО в период активного туристического сезона.

Ни одно муниципальное образование Псковской области не имеет объектов размещения бытовых отходов (полигонов), построенных и эксплуатируемых без нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Практически все санкционированные свалки области действуют более 30 лет (в г. Пскове - с 1947 года, в Локнянском районе - с 1948 года, в Пустошкинском районе - с 1957 года, в Пушкиногорском районе - с 1960 года и т.д.). Большинство свалок заполнены более чем на 70 процентов. В городах Псков, Великие Луки, в Гдовском, Плюсском, Дновском, Островском, Порховском, Опочецком районах заполнение свалок составило от 100 процентов до 130 процентов.

По состоянию на 2001 год требовалось закрытие 10 свалок, расположенных в Псковском, Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Островском, Плюсском, Порховском, Себежском, Струго-Красненском, Великолукском районах. Ввиду отсутствия финансовых средств в местных бюджетах наиболее сложные в общей проблеме обращения с отходами вопросы организации мест конечного размещения отходов - полигонов (мусороперерабатывающих комплексов), соответствующих всем требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, не решаются.

Основные источники образования отходов производства и потребления на территории области - города Псков и Великие Луки (более 50 процентов всех отходов) не могут организовать места конечного размещения отходов на территории городского округа.

На протяжении многих лет на санкционированных местах размещения отходов производства и потребления не соблюдается технология складирования отходов, прием отходов осуществляется без учета степени их токсичности, не ведется мониторинг окружающей среды, что влечет за собой загрязнение и захламление территорий, ухудшение состояния земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха.

Ежегодно на всех санкционированных местах размещения отходов производства и потребления размещается более 200 тыс. тонн отходов. Отсутствие инфраструктуры по переработке отходов приводит к увеличению площадей объектов размещения отходов. При этом многие виды отходов производства и потребления (порядка 50 процентов) являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов. Вовлечение их в хозяйственный оборот позволит более эффективно решать социально-экономические проблемы области. Ориентировочный морфологический состав отходов производства и потребления Псковской области приведен в следующей таблице.

Таблица


Морфологический состав отходов производства и потребления

N п/п

Наименование составляющего отхода производства и потребления

Содержание в общей массе, процентов

1

Черные металлы

3,5

2

Цветные металлы

0,12

3

Макулатура

30,0

4

ПЭТФ тара

4,0

5

Остальные пластмассы, полимерная тара

6,5

6

Текстиль

4,0

7

Стекло

8,5

Итого

56,62

Прочие отходы

43,38

Всего

100


Из приведенных данных видно, что более чем наполовину образующиеся отходы состоят из пригодных к вторичному использованию материалов. В настоящее время на рынке вторичных материалов на 100 процентов востребованы черные металлы, цветные металлы, макулатура, ПЭТФ тара. Также востребованы некоторые пластмассы и полимерная тара, стекло.

Наиболее правильным будет внедрение в области технологии, при которой образующиеся отходы производства и потребления перед их окончательным захоронением на полигоне будут подвергаться переработке, а именно, тщательной сортировке.

Не находит решения вопрос по сбору ртутьсодержащих отходов (люминесцентных и энергосберегающих ламп) от населения и бюджетных организаций, не регулируются вопросы по биологическим, медицинским отходам и отходам от строительства и сноса, также не урегулирован вопрос о координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов производства и потребления.

Отсутствует на местном уровне контроль за процессом управления отходами, не предусмотрена ответственность за неисполнение полномочий.

Реализация программы позволит решить проблему обращения с отходами производства и потребления на территории области, улучшить качество среды обитания человека, санитарно-гигиеническую обстановку в области, уменьшить площади мест размещения (захоронения) отходов, что соответствует целям и задачам социально-экономического развития области.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все полномочия по сбору, вывозу, утилизации и переработки отходов производства и потребления относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Однако необходимость ускоренного создания эффективно работающей системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях Псковской области, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

носят комплексный характер и требуют решения различных задач правового, финансового, информационного, организационного направлений, затрагивающих интересы различных групп общества, реализации соответствующего комплекса мероприятий на территориях всех муниципальных образований Псковской области, которые окажут существенное положительное влияние на охрану окружающей среды и охрану здоровья населения, общее экономическое развитие производства по переработке и вторичному использованию отходов;

носят межотраслевой и межведомственный характер с учетом содержания перечня задач, требующих консолидации и координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления Псковской области, коммерческих организаций;

носят длительный характер решения проблем в течение ряда лет путем осуществления комплекса мероприятий на территориях муниципальных образований Псковской области, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиции достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов до 2015 года включительно.

С учетом изложенного использование программного метода представляется наиболее целесообразным для создания эффективной системы управления отходами производства и потребления на территории Псковской области, минимизации негативного воздействия на окружающую среду и обеспечения контроля за целевым использованием средств.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


В предыдущих разделах настоящей концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы в области обращения с отходами производства и потребления на территории Псковской области. При сохранении сложившихся тенденций основными недостатками в области обращения с отходами производства и потребления без использования программно-целевого метода являются:

отсутствие целенаправленного и комплексного подхода к решению вышеобозначенных проблем в целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

отсутствие государственной поддержки, стимулирующей развитие вторичной переработки отходов производства и потребления;

отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение межмуниципальных проблем в области обращения с отходами производства и потребления, а также деятельности органов исполнительной власти области и коммерческих структур.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:

решении приоритетных задач и реализации мероприятий в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;

соответствии основных мероприятий, выполняемых для создания и развития системы управления с отходами производства и потребления, организационно-правовым мероприятиям, осуществляемым в области;

эффективности расходования средств областного бюджета.

Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения результатов, возрастут, а отдельные поставленные задачи достигнуты не будут. Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем, что может нанести вред окружающей среде, здоровью и жизни людей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»