АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2011 года N 31


Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы".

2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы" на 2011 год в областном бюджете.

3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Перникова С.Г.


Губернатор области                                      А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 01.02.2011 N 31

     

Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы"

____________________________________________________________________

Реализация областной долгосрочной целевой программы прекращена досрочно на основании постановления Администрации области от 11.03.2013 N 103. - Примечание изготовителя базы данных.

_____________________________________________________________________  

Паспорт
областной долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы"

Наименование программы

"Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы" (далее - программа)

Основание для разработки программы

Распоряжение Администрации области от 20 января 2011 г. N 14 "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Псковской области на 2011-2013 годы", Поручение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2010 г. N ПР-2827

Разработчик программы

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

Исполнитель-координатор программы

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

Исполнители программы

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области; предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности всех форм собственности

 Цель и задачи программы

Целью программы является:
увеличение объемов производства и реализации продуктов питания собственного производства и повышение эффективности производства пищевой и перерабатывающей промышленности.
Задачи программы:
увеличение производства продуктов питания предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности;
продвижение продукции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем потребительских рынках

Основные целевые индикаторы программы

Индекс производства продукции в процентах к предыдущему году;
увеличение среднегодовой производственной мощности на предприятиях отрасли за счет модернизации действующих предприятий и строительства новых современных производств с учетом новейших достижений:
по первичной переработке скота к 2013 году на 60 тонн в смену;
по первичной переработке молока к 2013 году на 340 тонн в сутки

Сроки реализации программы

2011-2013 годы

Объем и источники финансирования программы

Общий объем средств, направленных на реализацию программных мероприятий, составляет 8322,7 млн. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 330,8 млн. рублей, из областного бюджета - 109,8 млн. рублей; из внебюджетных источников - 7882,1 млн. рублей, в том числе по годам:
2011, всего - 2389,6 млн. рублей; в том числе:
федеральный бюджет - 101,6 млн. рублей, областной бюджет - 35,8 млн. рублей, внебюджетные источники - 2252,2 млн. рублей;
2012, всего - 2790,7 млн. рублей; в том числе:
федеральный бюджет - 112,1 млн. рублей, областной бюджет - 39,2 млн. рублей, внебюджетные источники - 2639,4 млн. рублей;
2013, всего - 3142,4 млн. рублей; в том числе:
федеральный бюджет - 117,1 млн. рублей, областной бюджет - 34,8 млн. рублей, внебюджетные источники - 2990,5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Увеличение среднегодовой производственной мощности на предприятиях отрасли за счет модернизации действующих предприятий и строительства новых современных производств с учетом новейших достижений:
по первичной переработке скота к 2013 году на 60 тонн в смену;
по первичной переработке молока к 2013 году на 340 тонн в сутки

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана во исполнение пункта 1а Поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N Пр-2742 и Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 сентября 2010 г. Пр-2827 по разработке региональной целевой программы по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, предусматривающей комплекс мер по созданию предприятий районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта, направлена на решение проблемы по закупу, хранению и переработке молочной и мясной продукции.

Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест промышленного комплекса Псковской области, оказывает значительное влияние на состояние всей экономики области и, в первую очередь, на сельское хозяйство, обеспечивает рабочими местами значительную часть трудоспособного населения области. Ее особенностью является тесная взаимозависимость с сельскохозяйственным производством и зависимость от результатов его деятельности.

Отрасли данного сектора экономики Псковской области вырабатывают практически все необходимые для населения продукты питания: хлеб и хлебобулочные изделия, молочную и мясную продукцию, кондитерские изделия.

От эффективного функционирования пищевой и перерабатывающей промышленности зависит уровень продовольственной безопасности области, устойчивое обеспечение всех слоев населения качественными продуктами питания, улучшение демографического состояния и здоровье людей.

В общем объеме промышленного производства области доля пищевой и перерабатывающей промышленности составляет около 35%. В 2009 году наибольший удельный вес в общем объеме отгруженных пищевых продуктов по крупным и средним организациям занимали "производство мяса и мясопродуктов" (55,3 %), "производство молочных продуктов" (23 %), "производство хлеба, хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий" (16,1 %).

Пищевая и перерабатывающая промышленность области представлена мясомолочной, хлебопекарной, кондитерской, рыбоперерабатывающей отраслями, объединяющими более 50 хозяйствующих субъектов с общей численностью работающих порядка 5 тыс. человек. Предприятия пищевой промышленности области вырабатывают широкий ассортимент продуктов питания для населения.

Производственный потенциал пищевой и перерабатывающей промышленности способен ежегодно перерабатывать до 200 тыс. тонн молока, более 20 тыс. тонн мяса.

Рынок пищевой и перерабатывающей промышленности обладает высокой производственной емкостью и является привлекательным для инвестиций.

В основной капитал пищевой и перерабатывающей промышленности за последние два года направлено около 1 млрд. рублей.

Основными направлениями инвестиций стали:

внедрение новых технологий с расширением ассортимента выпускаемой продукции и увеличением выпуска фасованной продукции;

автоматизация существующего производственного оборудования и замена физически изношенного.

В то же время финансово-экономическое положение большинства организаций остается сложным.

Динамика производства продуктов питания за последние годы и анализ экономических показателей производственной деятельности показывают, что организации пищевой и перерабатывающей промышленности работают на одном уровне, не увеличивая объемов производства и экономических показателей.

Таблица 1


Динамика производства основных видов продукции

Показатели

Единицы

Годы

измерения

2008

2009

2010

Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко)

тыс. тонн

98,9

97,2

97,2

Производство мяса, включая субпродукты 1 категории

тыс. тонн

18,9

32,1

32,5

Таблица 2


Основные экономические показатели, характеризующие производственную деятельность организаций пищевой и перерабатывающей промышленности

Показатели

Единицы

Годы

измерения

2007

2008

2009

Индекс производства, в процентах к предыдущему году

%

103,1

102,7

97,4

Объем отгруженных товаров собственного производства

Млн. рублей

10488,3

12393,3

12739,9

Рентабельность реализованной продукции

%

4,2

1,5

0,7

Инвестиции в основной капитал

Тыс. рублей

931968

881620

1409166

Степень износа основных фондов

%

41,2

42,3

34

Коэффициент обновления основных фондов

%

16,1

22,3

37,8

Индекс цен производителей пищевых продуктов

%

120,1

110,2

104,9


Износ основных производственных фондов в 2009 году составил 34%, коэффициент обновления составил 37,8 %.

Производственные мощности большинства организаций, производящих пищевые продукты, в 2007-2010 годах использовались на 50-70%, что крайне недостаточно для ведения эффективного производства. По причине низкого коэффициента использования производственных мощностей продукция выпускается в небольших объемах, имеет высокую себестоимость, является неконкурентоспособной, само производство - нерентабельным. Ввиду отсутствия свободных финансовых средств на предприятиях в ограниченных объемах проводится обновление производственных фондов, внедрение новых энергосберегающих и инновационных технологий. Модернизация и реконструкция производства проводится, в основном, в организациях, работающих с инвесторами, в малых и средних организациях если и проводится, то в минимальных объемах и за счет собственных средств, так как кредиты большинству организаций пищевой и перерабатывающей промышленности недоступны.

Дефицит сырья, который испытали организации перерабатывающей промышленности (в первую очередь молоко- и мясоперерабатывающие) в годы реформ, несовершенство системы закупок сырья, опережающий рост цен на энергоносители и оборотные средства, недоступность кредитов стали тормозом эффективного развития большинства из них. В итоге большинство перерабатывающих организаций не имеют финансовых средств на замену морально и физически устаревшего оборудования, выпускают неконкурентоспособную продукцию, что приводит к потере внутреннего потребительского рынка и неразвитости системы оптовой торговли с другими регионами.

Либерализация межрегиональной и межгосударственной торговли, учитывая приграничное расположение области, стала для местных товаропроизводителей фактором конкуренции на внутреннем потребительском рынке, который предъявляет высокие требования к качеству и безопасности продуктов питания и стоимости производимой продукции.

Улучшение качества продукции до мировых стандартов и повышение показателей безопасности и конкурентоспособности продуктов питания невозможно без внедрения на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности современных систем качества и безопасности с их последующей сертификацией в рамках разработанных стандартов. В то же время в области всего 5 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности внедрили системы менеджмента качества.

Из-за неустойчивого финансового положения организаций пищевой и перерабатывающей промышленности данный сектор экономики характеризуется нехваткой высококвалифицированных кадров рабочих специальностей и инженерно-технических работников, что отражается на результатах их производственной деятельности.

Стабилизация пищевой и перерабатывающей промышленности и создание предпосылок для ее возрождения и успешной конкурентоспособной работы в современных условиях является задачей стратегической важности и высочайшей востребованности обществом.

Современная экономическая ситуация в пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется:

отсутствием стабильного роста объемов производства продукции;

недостаточно широким ассортиментом выпускаемой продукции;

недостаточной обеспеченностью качественным сырьем;

высокой степенью изношенности технологического оборудования;

необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения модернизации и реконструкции производства, внедрения новых ресурсосберегающих технологий и технологического оборудования;

недостатком инвестиций в реконструкцию и модернизацию производства;

нехваткой квалифицированных кадров;

слабой маркетинговой деятельностью;

недостаточно развитой службой логистики предприятий.

В создавшейся ситуации возникает необходимость программного подхода к развитию отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, повышению их технологического и технического уровня за счет:

проведения технического перевооружения предприятий с внедрением технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;

расширения существующих и развития новых производств;

повышения уровня использования производственного потенциала;

внедрения современных систем качества и безопасности продуктов питания;

расширения ассортимента и повышения качества и безопасности продуктов питания;

привлечения инвесторов и льготного кредитования их проектов;

укрепления рыночных позиций.

Выход из сложившейся ситуации без принятия программы и финансовой поддержки на региональном и федеральном уровнях может затянуться на неопределенное время.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»