Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2010 года N 260

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы"

(с изменениями на 20 июня 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 18.04.2014 N 150

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:      
    постановлением Администрации области от 02.12.2010 N 472;
    постановлением Администрации области от 02.06.2011 N 203;
    постановлением Администрации области от 25.08.2011 N 321;
    постановлением Администрации области от 20.12.2011 N 518;     
    постановлением Администрации области от 14.03.2012 N 119;
    постановлением Администрации области от 15.05.2012 N 238;
    постановлением Администрации области от 14.03.2013 N 117;
    постановлением Администрации области от 20.06.2013 N 267.
__________________________________________________________________

             

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы".

2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" на 2010 год в Законе области от 28 декабря 2009 г. N 930-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.


Губернатор области                                                                              А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 05.07.2010 N 260

     

Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010-2016 годы"

(наименование Программы в редакции постановления Администрации области от 02.12.2010 N 472)


1. Паспорт
областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010-2016 годы"

(Паспорт Программы в редакции постановления Администрации области от 02.12.2010 N 472)

Наименование программы

"Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы" (далее - программа)

Основание для разработки программы

Распоряжение Администрации области от 02 декабря 2010 г. N 325-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации области от 18 июня 2010 г. N 168-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы"

Разработчик программы

Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию

Исполнитель-координатор программы

Государственный комитет Псковской области по культуре

  (Раздел в редакции постановления Администрации области от 14.03.2013 N 117)     

Исполнители программы

Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;
Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию;
Главное управление МЧС России по Псковской области (далее - ГУ МЧС России по Псковской области);
местные администрации муниципальных районов и городских округов;
государственное бюджетное учреждение "Информационно-туристский центр";
ГКУ ПО "Управление капитального строительства";
государственное бюджетное учреждение культуры "Псковский областной центр народного творчества";
инвесторы  

(Раздел в редакции постановления Администрации области от 14.03.2013 N 117)

Цели и задачи программы

 Цели:
1. Повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.
2. Диверсификация туристского продукта области за счет развития новых видов туризма, которые будут выступать в качестве поддерживающих для культурно-познавательного туризма.
3. Повышение эффективности туристской деятельности на территории региона.
Задачи:
1. Развитие туристско-рекреационного кластера "Псковский".
2. Развитие кластера творческих индустрий.
3. Развитие туристской инфраструктуры.
4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма (в том числе внутреннего).
5. Обеспечение кадрами туристской сферы.
6. Классификация объектов туристской индустрии.
7. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих на территории Псковской области

  (Раздел в редакции постановленияАдминистрации области от 25.08.2011 N 321)

Основные целевые индикаторы

Целевые индикаторы решения задачи 1 "Создание туристско-рекреационного кластера "Псковский", Псковская область":
площадь номерного фонда коллективных средств размещения;
инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания);
количество койко-мест в коллективных средствах размещения;
количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения;
количество лиц, работающих в туристских фирмах;
объем платных туристских услуг, оказанных населению;
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Целевые индикаторы решения задачи 2 "Развитие кластера творческих индустрий":
количество брендов аутентичной продукции.
Целевые индикаторы решения задачи 3 "Развитие туристской инфраструктуры":
номерной фонд (за исключением г. Пскова).
Целевые индикаторы решения задачи 4 "Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма (в том числе внутреннего)":
количество организованных мероприятий (или в которых принято участие), направленных на продвижение туристского потенциала Псковской области;
количество событийных мероприятий, организованных Государственным комитетом Псковской области по культуре;
количество участников мероприятий, организованных Государственным комитетом Псковской области по культуре.
Целевые индикаторы решения задачи 5 "Обеспечение кадрами туристской сферы":
количество организованных мероприятий, направленных на повышение привлекательности профессий в сфере туризма.
Целевые индикаторы решения задачи 6 "Классификация объектов туристской индустрии":
количество мероприятий, направленных на привлечение объектов туриндустрии к классификации.
Целевые индикаторы решения задачи 7 "Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих на территории Псковской области":
количество организованных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристов

(Раздел в редакции постановления Администрации области от 14.03.2013 N 117)    

Сроки реализации программы

2010-2016 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы в 2010-2016 годах - 10136,8773 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 5,7 млн. рублей;
2011 г. - 1853,837 млн. рублей;
2012 г. - 2132,7 млн. рублей;
2013 г. - 2026,54 млн. рублей;
2014 г. - 2397,5 млн. рублей;
2015 г. - 1122,7 млн. рублей;
2016 г. - 597,9 млн. рублей;
в том числе: средства федерального бюджета - 1832,0 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 0 млн. рублей;
2011 г. - 547,3 млн. рублей;
2012 г. - 415,7 млн. рублей;
2013 г. - 400,1 млн. рублей;
2014 г. - 367,2 млн. рублей;
2015 г. - 55,0 млн. рублей;
2016 г. - 46,7 млн. рублей;
средства областного бюджета - 489,97726 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 5,7 млн. рублей;
2011 г. - 102,937 млн. рублей;
2012 г. - 72,2 млн. рублей;
2013 г. - 88,44 млн. рублей;
2014 г. - 96,8 млн. рублей;
2015 г. - 60,2 млн. рублей;
2016 г. - 63,7 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 108,9 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 0 млн. рублей;
2011 г. - 8,6 млн. рублей;
2012 г. - 12,8 млн. рублей;
2013 г. - 14,0 млн. рублей;
2014 г. - 23,5 млн. рублей;
2015 г. - 22,5 млн. рублей;
2016 г. - 27,5 млн. рублей;
внебюджетные источники - 7706,0 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 0 млн. рублей;
2011 г. - 1195,0 млн. рублей;
2012 г. - 1632,0 млн. рублей;
2013 г. - 1524,0 млн. рублей;
2014 г. - 1910,0 млн. рублей;
2015 г. - 985,0 млн. рублей;
2016 г. - 460,0 млн. рублей

(Раздел в редакции постановления Администрации области от 20.06.2013 N 267)    

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Увеличение туристского потока в область с 239 тыс. человек в 2009 г. до 700 тыс. человек в 2016 г. (рассчитывается по останавливающимся в коллективных средствах размещения).
2. Увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения с 56,15 тыс. кв. м в 2009 г. до 87 кв. м в 2016 г.
3. Рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) с 699 млн. руб. в 2009 г. до 2 746 млн. руб. в 2016 г.
4. Повышение количества койко-мест в коллективных средствах размещения с 1 443 единиц в 2009 г. до 2 835 единиц в 2016 г.
5. Повышение количества работающих в коллективных средствах размещения с 5,25 тыс. человек в 2009 г. до 7,5 тыс. человек в 2016 г.
6. Повышение количества лиц, работающих в туристских фирмах, с 0,37 тыс. человек в 2009 г. до 0,6 тыс. человек в 2016 г.
7. Рост объема платных туристских услуг, оказанных населению, с 1029 млн. руб. в 2009 г. до 4 292 млн. руб. в 2016 г.
8. Рост объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения с 1128 млн. руб. в 2009 г. до 5 147 млн. руб. в 2016 г.

 (Раздел в редакции постановления Администрации области от 20.12.2011 N 518)


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     
2.1. Основные вызовы развитию культурно-познавательного туризма в Псковской области


2.1.1. Высокий уровень конкуренции на рынках специализации, обострившийся в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

Псковская область имеет четко выраженную специализацию на культурно-познавательном туризме. В настоящее время в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм. Традиционным конкурентом в сегменте культурного туризма для области выступает Новгородская область, положение которой по отношении к "ядру рынка" (Санкт-Петербургу) более выгодное.

По отношению к потокам въездного туризма Псковская область находится на периферии так называемого "Большого туристического кольца", куда входят Москва, Санкт-Петербург, "Золотое кольцо", и практически не получает потока иностранных туристов.

По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня", преимущественно с познавательными целями.

На рынках туризма выходного дня основными конкурентами Псковской области выступает большинство областей Золотого кольца, часть регионов северо-запада России (Новгородская область, Республика Карелия, Вологодская область, Калининградская область), ряд регионов Поволжья (для Московского рынка), сопредельные государства: Прибалтика, Финляндия и более отдаленные страны. Удешевление авиаперелетов, внедрение информационных технологий существенно расширяет географию конкуренции Псковской области в сегменте "выходного дня".

Основные конкуренты Псковской области в последние годы реализуют активную инвестиционную и маркетинговую политику в туризме, что позволило им:

а) запустить процесс инфраструктурного обновления;

б) существенно обновить и диверсифицировать предложение;

в) сформировать собственный "бренд".

Сохранение текущей ситуации для Псковской области обостряет риски "захвата" традиционных рыночных ниш области более форматизированными, технологичными, активными с точки зрения маркетинга и выгодно расположенными туристскими центрами, даже имеющими меньший культурный и исторический ресурс.

При этом текущий мировой финансовый и экономический кризис вряд ли позволит области в ближайшее время сократить отставание по качеству предоставляемых услуг, уровню развития инфраструктуры путем масштабных инвестиционных вложений. По большинству оценок, туристский сектор уже испытал существенное снижение инвестиционной активности, а финансовые потоки в отрасль возобновятся не ранее 2011 года.

2.1.2. Последствия мирового финансового и экономического кризиса заставляют переоценить значение туризма в экономике Псковской области.

Турпоток в Псковскую область составил 283 тыс. человек, что соответствует шестому месту среди регионов северо-запада России. В сфере туризма, отдыха и развлечения Псковской области занято 9607 человек - более 5 % занятых в экономике. При этом в структуре экономики Псковской области туристический комплекс на сегодняшний день оценивается всего в 1,2% валового регионального продукта (далее - ВРП). Несмотря на то, что этот показатель не учитывает мультипликативный эффект от туризма, недостаточно объективно оценивает значение отрасли для экономики области, пока реальный эффект от туристского потока достаточно мал. Так, если сопоставить данные опросов по затратам туристов со средней длительностью пребывания в 1,5 - 2 дня, экономика Псковской области получила от туризма в 2008 году не более 1,71 млрд. рублей, что очевидно меньше потенциала территории.

Туризм оказался одним из наиболее устойчивых секторов экономики области. В Псковской области в кризисном 2008 году произошло увеличение потока, которое составило 1 - 3%. При этом следует отметить, что в целом в России внутренний туризм менее пострадал от экономического кризиса, чем въездное и выездное направления. Псковская область в краткосрочной перспективе может использовать кризисные явления в экономике (падение курса рубля и соответствующее удорожание зарубежных поездок, снижение потребительской активности в "дорогих" сегментах отдыха и пр.) для развития туризма, замещающего выездной туризм, при условии формировании адекватного предложения по соотношению цена - качество. Однако, следует учитывать как усиление конкуренции на рынках внутреннего туризма, так и необходимость работать с долгосрочными факторами конкурентоспособности области.

В условиях "сжатия" рынка труда, осложнения ситуации в секторах традиционной индустрии, именно развитие туризма, способно не допустить роста безработицы. В начале 2009 года уровень безработицы в области составил 9,8%, что практически соответствует среднероссийскому показателю. Однако, если кризисные явления в экономике будут усугубляться, это может привести к росту безработицы и усилению социальной напряженности. Туризм в условиях прогноза среднесрочного снижения темпов роста ряда секторов специализации Псковской области (строительство и строительные материалы, электротехника, машиностроение) может стать "буфером" при реструктуризации экономики и рынка труда - вместить выбывающие кадры, обеспечить рост малого и среднего бизнеса.

Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации. Для городов Псковской области малые, "рассеянные" инвестиции могут служить источником развития, обновления городской среды в условиях снижения объемов крупных инвестиционных потоков: отмена крупных, "амбициозных" инвестиционных проектов, спад на рынке недвижимости и строительства и др.

2.1.3. При развитии туризма Псковской области требуется учитывать актуальные средне- и долгосрочные тенденции развития основных рынков специализации, а также изменение потребительских предпочтений.

Анализ тенденций долгосрочного развития рынков специализации свидетельствует о необходимости формирования "уникального" продукта, включающего весь спектр услуг: от размещения и питания до сувенирной продукции, местных продуктов питания, товаров потребления. Только в этом случае удастся воспользоваться относительно благоприятной конъюнктурной ситуацией.

Таблица 1. Тенденции развития существующих и потенциальных рынков специализации Псковской области

Рынок

Средние темпы роста

Тенденции на рынке

Возможности (ограничения) для Псковской области

Краткосрочные поездки с познавательными целями

10 - 15 %

Рост интереса к недорогим турам выходного дня. Возвратность за счет постоянного обновления (быстрый рост новых объектов показа). Расширение традиционных сезонов. Увеличение трат туристов на сопутствующие товары и услуги

(+) Привлекательность за счет относительно низкой стоимости услуг.
(-) Однообразие туров не создает потока возвратных туристов.
(-) Низкое качество оказания туристских услуг по сравнению с конкурентами. Ограниченные возможности времяпровождения

Городской культурный туризм

5 - 10%

Рост интереса россиян к внутреннему туризму. Удешевление самой поездки (дискаунтеры, хостелы). Расширение спектра продуктов и услуг и трат на них. Активный маркетинг малых и средних городов Европы и России

(+) Возможность наращивания потока туристов в Псков и малые города.
(-) Города Псковской области сами по себе не привлекательны для туриста.      
(-) Конкуренция с активными европейскими и российскими городами по разнообразию и качеству предложения, а также по отношению "цена/качество"

Деловой и конгресс-туризм

25 - 30%

Активное развитие выставочной и конгресс-сферы в России

(+) Возможность выхода на рынок за счет более низкой стоимости услуг.
(-) Удаленность от основных рынков, бедный собственный деловой календарь

Рекреационный туризм, в том числе сельский

15 - 20%

Рост интереса к природе, сельскому образу жизни со стороны горожан. Высокое значение местной специфики, уникальности, "подлинности". Всесезонность. Потребление товаров и услуг местного производства

(+) Возможность включиться в растущий внутренний рынок.
(-) Наличие активных конкурентов с более высоким уровнем развития инфраструктуры и рынка сельского туризма

Оздоровительный и лечебный туризм

20 - 25%

Активное развитие сектора в России

(+) Наличие ресурсов.
(-) Отсутствие инфраструктуры


Долгосрочные изменения "портрета" потребителей, которые необходимо учитывать при развитии туристской инфраструктуры:

1) индивидуализация - самостоятельность планирования и проведения отдыха: 70% россиян путешествуют без помощи турагентств, 66% используют Интернет-ресурсы при планировании поездки;

2) сокращение длительности и дальности поездки: рост спроса на "насыщенный" туризм выходного дня;

3) рост ценности экологичного и здорового отдыха;

4) ценность личного участия в реальной, но при этом аутентичной жизни, контакта с местными жителями - стремление к особенностям и традициям местной, в том числе родной культуры;

5) повышение мобильности и интереса к путешествиям категорий граждан, обладающих низкими доходами: спрос на недорогие поездки.

Указанные тенденции позволяют Псковской области по-прежнему ориентироваться на россиян из близлежащих регионов, Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо принять во внимание, что нарастить поток туристов в область возможно, только если обеспечить качественные услуги по размещению и питанию туристов, информационные услуги и сервисы для индивидуальных туристов, разнообразие времяпровождения в городах и центрах рекреации области.

2.1.4. Для большинства городов Псковской области - как для областного центра, сформированных туристских направлений: - Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, так и для малых городов и деревень области, пока не привлекающих туристов, уникальное историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития туризма.

Однако, пока это наследие не капитализировано и не стало значимой частью экономики и рынка труда. Между тем, мировая практика показывает, что культурно-историческое наследие, местные традиции и ремесла рассматриваются не только как важный ресурс для привлечения туристов, но и как значимая часть развития и диверсификации региональной экономики, форма развития малого бизнеса, регулирования ситуации на рынке труда, часть промышленной политики, один из важнейших элементов внешнеторговой политики - товары местного производства выступают одними из наиболее важных экспортных продуктов, инструмент национальной культурной политики. Предварительный аудит традиционных ремесел, их связи с городской средой и экономикой, основными рынками сбыта позволил зафиксировать следующее:

1) ремесленная продукция местного производства обладает слабой рыночной позицией: как географической (область практически не производит и не экспортирует в промышленно значимых масштабах уникального местного продукта, хотя обладает высоким потенциалом), так и отраслевой. Товары ремесленников обращаются на рынках сувенирной продукции и ни по дизайну, ни по качеству пока не соответствуют требованиям, предъявляемым к вещам на рынках потребительских товаров;

2) устаревшие технологии проектирования, производства и дистрибуции товаров делают ремесло неэффективным экономически, ресурсно затратным, экологически грязным видом экономической деятельности;

3) кадровый дефицит, отсутствие институционализированных школ, образовательных программ не позволяют превратить ремесла в современный вид творческой деятельности, а сохраняет их лишь как один из видов традиционного ручного труда. Ремесло сегодня непривлекательно для талантливой и активной молодежи, поскольку не предоставляет возможности самореализации и динамичного карьерного роста;

4) слабые связи ремесел и других сфер культуры (музеев, театров), а также городской среды;

5) отсутствие в области мер поддержки ремесла не как элемента культуры, а как актива экономического развития.

Таким образом, необходима комплексная работа по формированию кластера креативных индустрий на основе историко-культурного наследия Псковской области. Наиболее актуальными задачами представляются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»