АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 декабря 2010 года N 325-р


О внесении изменений в распоряжение Администрации области от 18 июня 2010 г. N 168-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы"



На основании Закона области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" внести в распоряжение Администрации области от 18 июня 2010 г. N 168-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" следующие изменения:

1. В наименовании распоряжения и в пунктах 1 - 4 слова "на 2010-2014 годы" заменить словами "на 2010-2016 годы".

2. Концепцию областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы", утвержденную указанным распоряжением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.


И.п. Губернатора области                                          М.К. Жаворонков

Приложение
к распоряжению Администрации области
от 02.12.2010 N 325-р

     
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации области
от 18.06.2010 N 168-р

     

Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы"



1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Туристскую отрасль Псковской области по праву считают одной из наиболее перспективных, но в то же время недооцененных сфер экономики области.

Туризм является одним из трех наиболее приоритетных секторов экономики в силу:

1) высокого потенциала роста;

2) высокого уровня мультипликативного эффекта (влияния на другие секторы экономики: транспорт, сельское хозяйство, связь, общественное питание и т.д.);

3) высокого уровня влияния на развитие территорий (занятость населения, развитие малого бизнеса и т.д.);

4) возможности включения в экономический оборот слабоиспользуемых ресурсов (бальнеологических, рекреационных и прочих).

Основными ресурсами для развития туризма на территории области являются:

1) объекты историко-культурного наследия, а также культовые объекты;

2) ресурсы городской среды;

3) рекреационные ресурсы (озера, ландшафты);

4) экологические ресурсы, в том числе сеть особо охраняемых природных территорий.

В настоящее время наиболее активно используемым является первый тип ресурсов, что определило специализацию области на туристском рынке.

Сегодня в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм.

По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня" (средняя длительность пребывания 1,5 - 2 дня) преимущественно с познавательными целями.

Наличие традиционных брендов: Пушкинские Горы, Псково-Печерский монастырь, Изборск, Псков.

Основной проблемой туристического комплекса области является его низкая эффективность (в структуре экономики области туристический комплекс оценивается всего в 1,2% валового регионального продукта), что связано с:

1) устаревшим и неформатированным туристским продуктом;

2) неразвитостью секторов, обеспечивающих капитализацию туристской деятельности (творческие индустрии);

3) слабым развитием туристской инфраструктуры (гостиничной, общественного питания и т.д. - в особенности за пределами административного центра области);

4) низким уровнем городской среды и объектов рекреационного отдыха.

На выполнение поставленных целей и задач будут направлены мероприятия областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы" (далее - программа), в результате осуществления которых планируется повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Обозначенные выше проблемы требуют:

1) межведомственного подхода в реализации;

2) активизации действий со стороны органов местного самоуправления;

3) разработки системных и последовательных действий органов исполнительной власти области, осуществляющих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области развития туризма, инвестиционной политики, в области развития малого и среднего предпринимательства, в области транспорта, культуры и образования.

Долгосрочные ориентиры определяют программно-целевую политику области в среднесрочной перспективе: определение среднесрочных задач развития туризма, разработка и реализация пусковых проектов, постановка среднесрочных показателей реализации политики поддержки туризма.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Реализация мероприятий программы потребует консолидации в работе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, инвесторов.

Сохранение текущей ситуации для Псковской области обостряет риски "захвата" традиционных рыночных ниш более форматизированными, технологичными, активными с точки зрения маркетинга и выгодно расположенными туристскими центрами, даже имеющими меньший культурный и исторический ресурс.

При этом текущий мировой финансовый и экономический кризис вряд ли позволит области в ближайшее время сократить отставание по качеству предоставляемых услуг, уровню развития инфраструктур путем масштабных инвестиционных вложений. По большинству оценок, туристский сектор уже испытал существенное снижение инвестиционной активности, а финансовые потоки в отрасль возобновятся не ранее 2011 года.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Использование программного метода дает возможность создания уникального и современного продукта на основе культурного наследия параллельно с работой по диверсификации предложения, созданию новых центров туристских аттракций и обеспечению инфраструктурного развития всей территории Псковской области.

Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, возникающие под воздействием социально-экономических проблем, выраженные в недостаточности финансирования мероприятий программы.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом


Предлагаемые сроки реализации программы: 2010 - 2016 годы.

6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации программы по годам


Цели программы:

1. Повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.

2. Диверсификация туристского продукта области за счет развития других видов туризма, которые будут выступать в качестве поддерживающих для основных видов туризма.

3. Повышение эффективности туристской деятельности на территории области.

Задачи программы:

1. Развитие туристско-рекреационного кластера "Псковский".

2. Развитие кластера креативных индустрий.

3. Развитие туристской инфраструктуры.

4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма, в том числе внутреннего.

7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


В результате реализации мероприятий Программы к концу 2016 года ожидается увеличение ежегодного регистрируемого туристского потока до 700 - 750 тыс. человек (рост на 10 - 12% в год), средней продолжительности пребывания туристов в области - до 4 - 5 суток, номерного фонда средств размещения - на 3000 мест (включая реконструкцию). Экономический эффект реализации программы - повышение вклада туристской отрасли в валовый региональный продукт Псковской области, увеличение совокупных ежегодных расходов туристов на пребывание в области до 12,5 млрд. рублей.

8. Предложения по исполнителям программы


Исполнители программы:

Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию;

Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;

Государственное управление образования Псковской области;

Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи;

Государственный комитет Псковской области по культуре;

органы местного самоуправления;

инвесторы.

9. Предложения о разработчике программы и исполнителе-координаторе программы


Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.

10. Предложения по объемам и источникам финансирования программы


Финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников будет осуществляться на условиях софинансирования.

Основные механизмы реализации программы:

Финансирование мероприятий программы, предусматривающих софинансирование из средств областного бюджета и местных бюджетов, будет осуществляться при условии принятия муниципальными образованиями соответствующих муниципальных долгосрочных целевых программ.

Средства областного бюджета для реализации проектов по развитию туристской инфраструктуры будут предоставляться на условиях софинансирования соответствующих мероприятий программы за счет средств местных бюджетов и средств внебюджетных источников. Формирование организационно-правовых механизмов с целью привлечения частных инвестиций будет осуществляться путем заключения Администрацией области соответствующих соглашений о намерениях, а также инвестиционных соглашений с организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников.".


Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»