ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2004 года N 928

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение населения
Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы"

(с изменениями на 25 сентября 2008 года)

____________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:     
      постановлением областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347;
      постановлением областного Собрания депутатов от 25.09.2008 N 467.  
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области", областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы".

2. Объемы финансирования программы на 2005-2010 годы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления создать необходимые условия для реализации программы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств местных бюджетов.


Исполняющий полномочия

председателя областного

Собрания депутатов                                                                                                                    В.Г. Каленский

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 16.12.2004 N 928

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ на 2005-2010 годы"

ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ на 2005-2010 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы"

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации области от 27.08.2004 N 647-р

Областной заказчик Программы

Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347)

Разработчик Программы

Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области (отдел минерально-сырьевых ресурсов, лицензирования пользования недрами, водоснабжения и водоотведения), муниципальные образования и предприятия водопроводно-канализационного комплекса

Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов с привлечением инвестиций; улучшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению с одновременным снижением затрат; снижение уровня загрязнения окружающей природной среды; обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, согласно требованиям Сан ПиН.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

обеспечить финансовое оздоровление предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению; обеспечение государственной поддержки процесса модернизации водопроводно-канализационного комплекса на основе современных технологий и оборудования

Срок реализации Программы

2005-2010 год

I этап - 2005 годы

II этап - 2006-2010 годы

Мероприятия Программы

В целях реализации Программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы водопроводно - канализационного комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации отрасли, сокращение затрат материально-технических ресурсов и повышение эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов водопроводно-канализационного комплекса

Объем и источники финансирования Программы

Для реализации Программы необходимо привлечение финансовых ресурсов на выполнение мероприятий по модернизации объектов водоснабжения и канализации в сумме 2191,55 млн. руб. (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347)

В том числе:

из федерального бюджета -535,02 млн. руб.;

из областного бюджета - 485,97 млн. руб.

2005 г. - 94,55 млн. руб;

2006 г. - 105,35 млн. руб.;

2007 г. - 83,99 млн. руб.;

2008 г. - 82,0 млн. руб.;

2009 г. - 64,98 млн. руб.;

2010 г. - 55,1 млн. руб.

Из местного бюджета - 413,5 млн. руб.;

средства предприятий - 33,76 млн. руб.;

инвестиции - 723,34 млн. руб.

На выполнение первоочередных мероприятий по ремонту водопроводных сетей и сооружений в сельской местности в 2008 году - 20,0 млн. руб. из областного бюджета  (абзац дополнительно включен постановлением областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347)        

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы будут обеспечены повышение эффективности, качества услуг водоснабжения и водоотведения, надежность работы централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов.

Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий водопроводно-канализационного комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных монополий, государственной поддержки модернизации водопроводно-канализационного комплекса

Контроль за реализацией Программы

Администрация области. Областное Собрание депутатов

I. Введение

Областная целевая программа "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы" (далее - Программа) включает в себя комплекс мероприятий, повышающих эффективность и надежность функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов, направленных на своевременную ликвидацию аварийных ситуаций, улучшение качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения с одновременным снижением непроизводительных издержек, снижение уровня загрязнения окружающей природной среды и обеспечение населения доброкачественной питьевой водой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, осуществление гарантированного пожаротушения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

оснащение жилых зданий муниципального фонда приборами учета воды.

В результате решения этих задач повысится качество оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, эффективность и надежность работы централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов области.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами


В настоящее время в городах и населенных пунктах области сложилась неблагополучная обстановка по обеспечению населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, очистке сбрасываемых сточных вод и снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду. Кризисная ситуация затронула весь водопроводно-канализационный комплекс области, поэтому вышеназванная проблема стала актуальной для нашего региона и требует комплексного решения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Псковской области водоснабжение и водоотведение относятся к группе отраслей, имеющих стратегическое значение для развития области в целом.

Начавшаяся с 1992 года передача в Псковской области централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения в муниципальную собственность, прекращение финансирования модернизации отрасли из бюджета, отказ от либерализации цен в этой сфере и дальнейший процесс децентрализации в жилищно-коммунальном хозяйстве привели к негативным структурным изменениям и полной разбалансированности в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Вертикальная система хозяйствования была разрушена, а создание местной системы тормозилось из-за финансовых проблем муниципальных образований. Это объясняется тем, что, с одной стороны, органы местного самоуправления, являясь собственниками водопроводно-канализационного комплекса и неся бремя ответственности по его эффективному использованию и технической эксплуатации, должны были принимать экономически оправданные решения по повышению доходности принадлежащей им собственности и повышению качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой стороны, поскольку такие решения связаны с повышением оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, они не являются популярными среди населения.

Отсутствие инвестиций, убыточные тарифы, непогашенная задолженность за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения (в основном долги муниципальных бюджетов), постоянно растущее налоговое бремя, кредитование организациями ВКХ льгот по оплате услуг, предоставленных действующим законодательством многочисленным категориям граждан, привели к кризисной ситуации одной из основных систем жизнеобеспечения населения.

Кризисное состояние водопроводно-канализационного комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Водопроводно-канализационный комплекс как отрасль экономики является вторым по величине водопользователем нашей области. По данным госстатотчетности по форме N 1-водопровод и форме N 1-канализация, за 2003 год подача воды в водопроводную сеть предприятиями ВКХ составила 65490,4 тыс.м3/год, в том числе отпуск воды потребителям - 42076,1 тыс.м3/год, утечка и неучтенные расходы воды - 23362,7 тыс.м3/год, или 35,7 %, пропущено сточных вод через очистные сооружения канализации - 39091,8 тыс.м3/год, в том числе на полную биологическую очистку - 38899,8 тыс.м3/год. Протяженность водоводов и водопроводных сетей составляет - 1257,5 км, канализационных сетей - 701,7 км. Число аварий на водопроводных сетях - 1043, на канализационных сетях - 86. Протяженность ветхих водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составляет 346,4 км, канализационных сетей - 121,7 км. Это показывает, что сети и сооружения водопроводно-канализационного комплекса области нуждаются в проведении неотложных работ по их реконструкции, модернизации и капитальному ремонту. В худшем состоянии находятся объекты ВКХ сельских поселений, передаваемые и подлежащие передаче в муниципальную собственность.

В последние годы положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях приняло критический характер: если системы, построенные в основном 25-30 лет назад, не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений. По причине систематического недофинансирования у муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства отсутствует возможность пополнения обязательного аварийного запаса оборудования, материалов, реагентов, дезинфектантов и т.д. Износ водозаборных сооружений и сооружений водоподготовки обострил проблему вторичного загрязнения питьевой воды.

Содержание водопроводно-канализационного комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, так и для бюджетной сферы.

Недостаток средств бюджетного финансирования водопроводно-канализационного комплекса на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Упадок отрасли также связан с недостаточной государственной поддержкой в решении проблем водоснабжения и водоотведения, расходы по которым, согласно ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, должны финансироваться не только из местного, но и из федерального и областного бюджетов. В условиях низкой рентабельности услуг водоснабжения и водоотведения при существующих ставках банковского кредита саморазвитие отрасли невозможно.

Ежегодное недофинансирование предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, а также накопление задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, привели к резкому ухудшению финансового состояния предприятий ВКХ, а как следствие - к низкому уровню оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что создает угрозу здоровью населения.

Канализационные сети крайне изношенные. Фактический срок эксплуатации канализационных коллекторов и уличных сетей колеблется от 52 лет в г. Великие Луки до 15 лет в г. Печоры. Доля главных и уличных коллекторов, давно требующих замены, составляет более 50% в городах Пскове, Великие Луки и около 30% - в других городах области. Физический износ главных канализационных коллекторов в среднем по области превысил 54%, уличных канализационных сетей - 52%.

Анализ состояния питьевого водоснабжения для населения области показал, что качество питьевой воды, уровень её потребления и регулярность подачи не отвечают нормативным требованиям, а в ряде муниципальных образований эта проблема приобрела кризисный характер. Доля физического износа водоводов и уличных сетей колеблется от 30% до 100%.

Основными недостатками организации обеспечения населения качественной питьевой водой и очистки сточных вод являются:

прогрессирующее ухудшение качества воды в водных объектах;

старение основных производственных фондов- сетей и сооружений ВКХ, износ которых в среднем по области составляет около 63 %;

применение устаревших технологий водоподготовки, ухудшающееся состояние водопроводных сетей и нарушение режимов их эксплуатации, приводящее к неоправданным потерям питьевой воды;

нестабильность финансового состояния предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;

слабая база лабораторного контроля качества питьевой воды на всех этапах поступления её к потребителю;

несовершенство законодательной базы, устанавливающей нормативные и правовые основы деятельности предприятий ВКХ.

Предприятия водопроводно-канализационного комплекса работают в условиях, когда органами местного самоуправления несвоевременно пересматриваются тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.

Проверка правильности расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях области показала следующие распространенные отклонения от Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения на территории Псковской области, утвержденных приказом начальника Главного управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области от 19.11.2001 N 19-ОД:

потери воды в водопроводной сети и потребление воды для собственных нужд зачастую не учитываются при расчете затрат на производство;

некоторые фактически уплаченные налоги и платежи, в том числе плата за забор воды, не учитываются как затраты на производство и не принимаются в расчет при установлении тарифа.

В большинстве случаев тарифы рассчитывались не на основе калькулирования экономически обоснованных затрат на производство, а по уровню фактических затрат за прошедший период (чаще всего за год).

Не вызывает сомнений, что такая "тарифная политика", применяемая в муниципальных образованиях, которым, согласно постановлению Правительства от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", было предоставлено право утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, значительно подорвала финансовую жизнеспособность всех предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования водопроводно-канализационного комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

Различные пути повышения надежности обеспечения населения питьевой водой и повышение эффективности очистки канализационных стоков окажут положительное влияние на экологическую обстановку региона.

Развитие и применение новых природо- и водоохранных технологий по очистке питьевой воды и сточных вод - важные части Программы.


Основные цели Программы:

повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов;

улучшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению с одновременным снижением затрат;

снижение уровня загрязнения окружающей природной среды;

обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, соответствующей требованиям Сан ПиН.

Основными задачами Программы являются:

финансовое оздоровление предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению путем реструктуризации и ликвидации их задолженности, и доведение тарифов на услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня;

обеспечение государственной поддержки процесса реконструкции и модернизации водопроводно-канализационного комплекса на основе современных технологий и оборудования путем предоставления бюджетных средств.

Приоритетными направлениями Программы являются:

завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах водоснабжения и водоотведения (перекладка ветхих сетей, ремонт водозаборных скважин, насосных станций, очистных сооружений, канализации);

использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах водоснабжения;

установка в домах приборов учета потребления воды.

IV. Сроки и этапы реализации Программы


Программа будет выполняться поэтапно в течение 2005-2010 годов.

Планируется завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов водопроводно-канализационного комплекса, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт водопроводно-канализационного комплекса, внедрение энергосберегающих технологий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»