ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Концепции инвестиционной политики органов
местного самоуправления города Пскова



Принято на 63-й сессии Псковской городской Думы второго созыва

С целью активизации инвестиционной деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата, формирования и продвижения делового имиджа города, способствующих стабилизации его социально-экономического развития и в соответствии с Федеральными законами от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 9.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Закона Псковской области от 26.07.2001 N 146-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области", ст. 28 Устава города Пскова Псковская городская Дума постановила:

1. Одобрить Концепцию инвестиционной политики органов местного самоуправления города Пскова согласно Приложению.

2. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".

Председатель Псковской                         Мэр города Пскова

городской Думы

                    Л.Н. Трифонов                         М.Я. Хоронен

Псков

2 ноября 2001 года

N 512

Приложение к Постановлению
Псковской городской Думы
N 512 от 2.11.2001

КОНЦЕПЦИЯ
инвестиционной политики местного самоуправления города Пскова

Содержание

1. Обоснование необходимости принятия Концепции.

2. Состояние инвестиционного климата в городе Пскове.

3. Оценка современного уровня развития экономики и инвестиционного процесса.

4. Цели, принципы инвестиционной политики, приоритетные направления инвестиционной деятельности.

5. Механизмы реализации Концепции.

- Формирование благоприятного хозяйственного климата.

- Партнерские взаимоотношения органов местного самоуправления с участниками инвестиционного процесса.

- Информационное и организационное обеспечение реализации Концепции.

1. Обоснование необходимости принятия Концепции

Концепция инвестиционной политики - рассматривается как составная часть социально-экономической политики органов местного самоуправления города Пскова. Необходимость ее разработки связана с пониманием того, что одним из путей динамичного развития экономики является привлечение инвестиций. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономическом комплексе города, не позволяет достичь желаемых результатов экономического роста. В конечном счете, резко сужаются возможности решения проблем социальной сферы.

Концепция рассматривает проблемы нового управленческого процесса, вызванного к жизни возрастающей конкуренцией между городами в привлечении инвестиций.

Псковская область и город Псков в числе 11 субъектов Федерации входят в состав Северо-Западного Федерального округа, к экономике которого в настоящее время проявляется большой интерес со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов. В каждом регионе сложилась своя инвестиционная обстановка. Регионы, муниципальные образования имеют различный потенциал природных ресурсов, уровень развития промышленности. В связи с этим принципиально важным является то, что инвесторы придут в те регионы, в те отрасли, где смогут получить наибольшую отдачу.

Город Псков по своим инвестиционным возможностям не уступает многим городам Северо-Запада. Однако о городе, его бизнесе, желаниях и возможностях плохо заявлено. В инвестиционном процессе, как и в любой другой области экономики, есть соревнование. Не удастся нашему городу заинтересовать инвесторов - инвестиции уйдут в другие регионы. Маркетинг города, как элемент местной экономической политики, связанный с имиджем города, рекламой его бизнеса, требует точного определения проблем, выбора и обоснования системы развития, разработки комплексных мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, эффективное использование местных инвестиционных ресурсов.

Настоящая Концепция основывается на анализе того, что необходимо сделать в городе для привлечения инвестиций, развивающих экономику города, какие нужно принять меры, чтобы город стал комфортным для инвестиционных ресурсов. Концепция не декларирует преимущества, а, обозначая недостатки, показывает готовность органов местного самоуправления преодолеть их, двигаться навстречу партнерам.

В этой связи Концепция - как документ, должен стать важным элементом делового имиджа города.

2. Состояние инвестиционного климата в городе Пскове

Благоприятное влияние на развитие инвестиционной деятельности оказывают:

- выгодное географическое положение, обусловленное близостью к крупным промышленным центрам России, относительной близостью к европейскому сектору мирового рынка и возможностью кратчайшего выхода к морским портам Балтийского моря. Приграничное положение региона предопределяет возможность активизации приграничного сотрудничества;

- мягкий, умеренный климат, не ограничивающий хозяйственную деятельность, экологическая чистота, привлекательный ландшафт;

- наличие международного аэропорта, таможенного терминала, магистральных железных и автомобильных дорог республиканского значения;

- ранее накопленный промышленный потенциал и сложившаяся специализация предприятий. Структура промышленности города отличается высокой долей наукоемких производств, значителен удельный вес предприятий машиностроения, металлообработки, приборостроения, электротехнической, автомобильной промышленности. Определенная часть экономики города адаптировалась к реальным условиям, и устойчиво развивается;

- наличие подготовленного, высококвалифицированного кадрового потенциала, неполное использование его возможностей;

- достаточное количество свободной земли и производственных площадок;

- развитая сеть банков, страховых компаний, учебных заведений,

- устойчивая социальная и политическая обстановка, отсутствие национальных антагонизмов;

- относительно спокойная криминогенная обстановка;

- огромный историко-культурный потенциал Пскова и окрестностей, характеризующийся наличием большого количества памятников истории и культуры, превращающий наш город в регион, где могут одновременно процветать промышленность и международный туризм.

Именно это определяет инвестиционную привлекательность города, создает предпосылки для активизации инвестиционного процесса. Многие инвесторы рассматривают наш город как серьезную альтернативу для реализации своих проектов.

В то же время активность отечественных и иностранных инвесторов в городе сдерживается целым рядом нерешенных проблем и вопросов. В их числе - условия хозяйственной деятельности, нормативно-правовая база, информационное поле, не являющиеся привлекательными факторами в инвестиционной деятельности. Действующие Постановления городской Думы N 246 от 17.07.97 "О порядке предоставления налоговых льгот производителям товаров и услуг при реализации конкретных инвестиционных проектов на вновь создаваемые мощности" и  от 25.06.98 N 36 "О приоритетах городской экономической политики и налоговых льготах для их поддержки" во многом утратили актуальность и значимость, не раскрывают механизм их реализации.

3. Оценка современного уровня развития экономики и инвестиционного процесса

В целом в экономике города в последнее время наблюдаются позитивные процессы. В 2000 году объем выпуска промышленной продукции увеличился в сравнении с предшествующим годом на 16 %, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда - на 13%, ввод в действие жилой площади - на 18%, коммерческий грузооборот - на 24 %, оборот розничной торговли на 20%, объем платных услуг на 6%. Большинство предприятий работало с прибылью. Объем выпуска промышленной продукции за 9 месяцев 2001 года составил 2900,0 млн. рублей, что на 37% больше соответствующего периода 2000 года.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция увеличения объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (1998 год - 524,5 млн. руб., 1999 год - 711,9 млн. руб., 2000 год - 1432,4 млн. рублей. Сохраняется эта тенденция и в текущем году.

У города есть хороший опыт привлечения заимствованных кредитных средств на выгодной основе. Успешно реализуется проект Всемирного банка по оснащению автобусного парка автобусами, решается вопрос получения кредита Всемирного банка на модернизацию системы городского водопроводного хозяйства по долгосрочной программе "Чистая вода". Осуществляется совместный проект с Правительством Дании по модернизации очистных сооружений.

Отдельные псковские предприятия являются активными участниками внешнеэкономической деятельности, успешно сотрудничают с западными фирмами в вопросах внедрения новых технологий, обучения кадров. К их числу относятся ЗАО "Псковская фабрика "Славянка", ОАО "Псковский Кабельный завод", ОАО "АВАР" и ряд других предприятий.

В городе, начиная с 1992 года, зарегистрировано 215 предприятий с участием иностранного капитала. В настоящее время в законодательство не внесены изменения, касающиеся вопросов ликвидации неработающих предприятий с иностранным капиталом, в связи с чем существует проблема числящихся, но не работающих предприятий. Их около половины. В основном это относится к предприятиям, зарегистрированным в 1992-1996 годах. В 2000 и текущем году на территории города зарегистрировано 31 предприятие с иностранным капиталом, в том числе со 100% капиталом 19. Общий размер их уставного капитала составляет 2137,5 тысяч рублей. Из этого числа предприятий с эстонским капиталом - 15, с латвийским - 12. Среди стран участников также присутствуют США, Англия, Украина, Франция. Из видов деятельности преобладают заготовка, переработка древесины - 26%, торгово-закупочная - 19%, строительные работы -11%, транспортные услуги -11%.

Предприятия с иностранным участием пока играют незначительную роль в экономике. Объем произведенной ими продукции составляет лишь около 1% всей произведенной продукции в городе.

Однако положение экономики города, и инвестиционной сферы в частности, остается сложным. Город Псков по отдельным показателям социально-экономического развития отстает от городов соседних регионов.

Общий объем инвестиций в 2000 году в сопоставимых ценах составил 10 % от уровня 1990 года, что практически блокирует возможность прогрессивных структурно-технологических преобразований в сфере производства. Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в сферу производства как минимум до 25 %, ныне эта доля составляет 9.3%. Только таким образом можно обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием, создать условия для расширенного воспроизводства. Около половины предприятий (независимо от форм собственности) направляет свои доходы на развитие производства. Другая часть предпочитает использовать их или держать в форме финансовых накоплений. Частные инвесторы не заинтересованы в направлении своих ресурсов в реальный сектор экономики прежде всего из-за нестабильности экономической и политической ситуации.

Многие инвестиционные проекты финансируются за счет собственных средств предприятий, которых недостаточно для дальнейшего развития.

4. Цели, принципы инвестиционной политики, приоритетные направления инвестиционной деятельности

Цели:

- привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития города и улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество;

- создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса в городе;

- повышение уровня конкурентоспособности города;

- содействие в привлечении передовых отечественных и зарубежных технологий, научных разработок и передового управленческого опыта, создании новых производств, выводе предприятий из кризиса после банкротства;

- повышение занятости и доходов населения;

- пополнение бюджета города;

- формирование и продвижение имиджа города как региона привлекательного для инвестиций.

Принципы:

- соответствие основных целей, направлений и приоритетов инвестиционной деятельности интересам населения;

- гарантии, дающие инвестору определенную уверенность в защищенности его вложений в связи с возможными изменениями законодательства;

- равноправие инвесторов;

- доброжелательность в отношениях с инвесторами и взаимная ответственность участников инвестиционного процесса;

- презумпция добросовестности инвесторов;

- открытость и доступность информации для всех инвесторов;

- объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях.

Приоритетные направления инвестиционной деятельности:

- инвестиции с целью увеличения объемов производства товаров и услуг, создания новых рабочих мест, снижения затрат и повышения прибыльности;

- инвестиции в объекты производственной структуры жилищно-коммунального хозяйства города, привлекаемые с целью внедрения новых энергосберегающих технологий и модернизации системы городского водоснабжения;

- инвестиции, предполагающие сокращение средств бюджета на первоочередные социальные расходы;

- инвестиции в реконструкцию, благоустройство города.

5. Механизмы реализации Концепции

- Формирование благоприятного хозяйственного климата

Принять необходимые нормативно-правовые акты в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечить единство требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления к оформлению инвестиционных проектов, порядку их рассмотрения и предоставления налоговых льгот.

Создать информационную базу данных о незадействованных промышленных площадках, их правовом статусе, инженерных сетях и коммуникациях, экологическом состоянии, дорожно-транспортной системе, условиях, стоимости аренды и приобретения площадки в собственность.

Завершить работу по составлению земельного кадастра. Создать адресный перечень свободных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры, которые могут быть использованы в инвестиционном процессе.

Провести инвентаризацию объектов недвижимости, незавершенного строительства, которые могут представлять интерес для инвесторов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»