ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об областной целевой программе "Безопасное материнство"
на 1997 - 1998 годы
Рассмотрев представленный проект целевой программы "Безопасное материнство" на 1997-1998 годы, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную целевую программу "Безопасное материнство" на 1997-1998 годы (Прилагается).
Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А. Шматов
Псков
30 января 1997 год
N 334
Утверждена
Постановлением областного
Собрания депутатов N 334
от 30 января 1997 года
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1997-1998 года
ПАСПОРТ
областной программы "Безопасное материнство"
на 1997 -1998 годы
Наименование программы "Безопасное материнство"
Наименование, дата и номер решения Указ Президента
о разработке программы Российской Федерации от
20 апреля
1993 г. N 468
"О неотложных мерах по
обеспечению здоровья
населения Российской
Федерации"
на 1995- 1997 годы"
Заказчик программы Комитет здравоохранения
Администрации области
Разработчик программы Комитет здравоохранения
Администрации области
Цель и задачи программы разработка дополнительных
мер поддержки семьи,
материнства и детства
улучшение подготовки
медицинских кадров
совершенствование организации
и качества акушерско -
гинекологической помощи
разработка и внедрение
системы информационного
обеспечения по вопросам
безопасного материнства
Ожидаемые конечные результаты совершенствование
организации и качества
акушерско -
гинекологической
помощи
укрепление материально-
технической базы
родовспомогательных учреждений
снижение материнской смертности
Контроль за исполнением программы Администрация области
Комитет здравоохранения
Администрации области
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1997-1998 ГОДЫ
ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих рождение живых детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство.
В структуре населения Псковской области женщины составляют более 54%. Среди них 41,5% от числа женского населения находятся в детородном (репродуктивном) возрасте (15-49 лет), т.е. способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода.
Ухудшение показателей воспроизводства населения в области происходит на фоне снижения качества здоровья беременных женщин.
Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения, прежде всего беременных женщин, среди которых у 57% отмечается дефицит фолиевой кислоты, у 59% витамина В2, у 61% - аскорбиновой кислоты. Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей.
Распространенность анемии беременных возросла с 1990 г. в четыре раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в два раза - мочеполовой системы и токсикозами беременности.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в последние годы не имеет тенденции к снижению. В структуре материнской смертности ведущими причинами являются кровотечения, токсикозы и аборты. Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско - гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий.
Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально - техническое оснащение не адекватно современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам.
В последнее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд важных документов, защищающих права женщин, семьи и материнства. Однако в условиях перехода общества к рыночным отношениям эти решения периодически нуждаются в коррекции. Это прежде всего касается системы льгот, пособий, компенсации для поддержки семьи, материнства и детства.
Актуальность поднятых проблем требует принятия комплекса мер неотложного и перспективного характера, утверждения областной целевой программы "Безопасное материнство" на 1997-1998 гг. общей стоимостью 1 млрд.225,4 млн.руб.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Областная целевая программа "Безопасное материнство" на 1997 1998 гг. призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин - матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Псковской области.
Программа формулировалась с учетом реализации действующей федеральной программы "Безопасное материнство".
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения в дополнений систему государственных льгот, гарантий, пособий, способствующих детородной функции женщин в условиях, снижающих риск по отношению к здоровью и жизни беременных женщин.
улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышение квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе.
совершенствование организации и повышения качества акушерско гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, укрепления материально - технической базы родовспомогательных учреждений.
разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения, мониторного слежения за состоянием здоровья беременных с оценкой степени риска акушерской патологии.
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Затраты на осуществление программы в 1997 - 1998 гг. составляют 1 млрд.225,4 млн.руб. (приложение N 1)
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы позволит:
укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству.
внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров,работающих в учреждениях родовспоможения.
обеспечить высокий уровень медицинских технологий, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери.
снизить уровень материнской смертности;
снизить уровень перинатальной смертности;
снизить уровень экстрагинетальной патологии;
снизить уровень поздних токсикозов.
Реализация мероприятий целевой программы
"Безопасное материнство" по Псковской области,
финансируемых из областного бюджета на 1997 - 1998 годы
1. Меры государственной поддержки безопасности материнства
--------------------------------------------------------------------------------
NN Наименование мероприятий срок стоимость Источники Исполнители
пп исполн. (млн.руб.) финансиров.
-------------
всего 1997г.
--------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7
_________________________________________________________________________________
1.Предусмотреть бесплатную 1997- 257,4 128,7 Областной Комитет
выдачу медикаментов в женских 1998 бюджет здравоохранения
консультациях беременным для Администрации
профилактики и лечения анемии области
в соответствии с рекомендациями
Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
2.Компенсировать транспортные 1997- 100,8 50,4 Областной Комитет
расходы беременным женщинам, 1998 бюджет здравоохранения
направляемым на консультацию, Администрации
лечение в специализированные области
медицинские учреждения (центры,
клиники) Российской Федерации
ВСЕГО: по разделу 358,2 179,1
2. Совершенствование подготовки и повышение квалификации медицинских кадров
1. Внедрить компьютерный тестовый 1997- 42,9 27,9 Областной Комитет
контроль при проведении аттестации 1998 бюджет здравоохранения
врачей акушеров-гинекологов по Администрации
методике, утвержденной Министерством области
здравоохранения и медицинской
промышленности Российской
Федерации
2.В соответствии с 1997- 57,2 28,6 Областной Комитет
ежегодными планами проводить 1998 бюджет Здравоохранения
усовершенствование акушеров- Администрации
гинекологов на центральных области
и местных базах по актуальным
вопросам акушерства и
гинекологии
3.Проводить научно-практические 1997- 5,8 2,9 Областной Комитет
конференции врачей акушеров- 1998 бюджет здравоохранения
гинекологов, анестезиологов- Администрации
реаниматологов по актуальным области
проблемам акушерства и
гинекологии
ВСЕГО: по разделу 2 105,9 59,4
3. Совершенствование организации и качества акушерско-
гинекологической помощи
1. Внедрить автоматизированную 1997- 25,5 15,0 Областной Комитет
систему слежения за состоянием 1998 бюджет здравоохранения
здоровья беременных с оценкой Администрации
степени риска акушерской и области
перинатальной патологии
2.Оснастить родовспомогательные 1997- Областной Комитет
учреждения медицинской 1998 бюджет здравоохранения
аппаратурой с использованием Администрации
современных медицинских области
технологий, в т.ч.:эндоскопическое,
фетальные мониторы
ультразвуковые сканнеры,
инкубаторы для новорожденных
3.Обеспечить родовспомогательные 1997- 226,0 113,0 Областной Комитет
учреждения наборами и реактивами 1998 бюджет здравоохранения
для определения свертывающей Администрации
системы крови области
4.Организовать и оснастить 1997- 509,8 Областной Комитет
выездные специализированные 1998 бюджет здравоохранения
бригады для оказания Администрации
неотложной помощи беременным, области
роженицам и новорожденным при
крупных родильных домах гг.
Великие Луки и Пскова
ВСЕГО по разделу 761,3 128,0
4. Информационное обеспечение