Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 1994 года N 1173


О Федеральной целевой программе
"Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 1447) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы.

2. Определить государственным заказчиком по реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

3. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995-1997 годы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы и обеспечить их финансирование за счет средств соответствующих бюджетов.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации
В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1994 года N 1173

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
на 1995 - 1997 годы

Обоснование разработки

Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство.

В структуре населения Российской Федерации женщины составляют более 53 процентов. Среди них большая часть - 36 миллионов, или 45,7 процента от числа женского населения, находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15 - 49 лет), то есть способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода.

Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.

Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения, и прежде всего беременных женщин, среди которых у 57 процентов отмечается дефицит фолиевой кислоты, 59 процентов - витамина В_2, 61 процентов - аскорбиновой кислоты. Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей. Распространенность анемии беременных возросла с 1985 года в 4,5 раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в 2,3 раза - мочеполовой системы, в 1,9 раза токсикозами беременности.

Другим важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 миллиона женщин, а 285 тысяч - трудятся в особо тяжелых и вредных условиях.

В последнее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд важных документов, защищающих права женщин, семьи и материнства. Однако в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям эти решения периодически нуждаются в коррекции. Это прежде всего касается системы льгот, пособий, компенсаций для поддержки семьи, материнства и детства.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.

В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом две трети случаев смерти женщин предотвратимы.

Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско-гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий.

Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально-техническое оснащение не адекватно современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам.

В стране имеется огромный дефицит специальной литературы по формированию здорового образа жизни, семейному воспитанию, планированию семьи. Слабо развита сеть учреждений, занимающихся подготовкой молодежи к семейной жизни, психолого-педагогическим, медицинским и правовым консультированием населения.

Актуальность поднятых проблем требует незамедлительного принятия комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы (приложение N 1).

Цели и задачи Программы

В создавшихся условиях социально-экономического положения населения, падения рождаемости федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы (далее - Программа) призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации.

Программа формировалась с учетом действующей федеральной программы "Дети России", включающей шесть подпрограмм: "Планирование семьи", "Дети Севера", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Индустрия детского питания" и программ: "Анти-СПИД", "О федеральной программе совершенствования и развития скорой медицинской помощи на 1995 - 1996 годы", "О государственной программе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994 - 1996 годы", "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также других разрабатываемых в настоящее время проектов федеральных программ и проекта федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Программа разработана Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации с участием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской ассоциации "Планирование семьи", других заинтересованных ведомств и организаций, прошла экспертизу во Всемирной организации здравоохранения.

Основными задачами Программы являются:

разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения дополнений и изменений в систему государственных льгот, гарантий, пособий, существующих законодательных актов, стимулирующих здоровый образ жизни, безопасные условия труда, способствующих детородной функции женщин в условиях, снижающих риск по отношению к здоровью и жизни беременных женщин;

улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышения квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе;

совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений;

проведение специальных научных исследований в области акушерства;

разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Безопасное материнство" является Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение
реализации Программы

Затраты на осуществление Программы в 1995 - 1997 годах составят 104868,13 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 40634,74 млн.рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 64233,39 млн.рублей.

На 1995 год затраты составят 31908,63 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10497,5 млн.рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации 21411,13 млн.рублей (приложения N 2 и 3).

Ожидаемые конечные результаты

Реализация Программы и разработанных на ее основе региональных программ позволит:

укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству;

внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения;

обеспечить высокий уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери;

снизить уровень материнской смертности на 15 процентов, а в отдельных регионах - на 30 процентов, в том числе: от внематочной беременности - на 30 процентов, абортов - 15-20 процентов, кровотечений - 15 процентов, токсикозов беременности - 10 процентов, гнойно-септических заболеваний - на 15 процентов.

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Безопасное материнство"
на 1995 - 1997 годы

МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации федеральной целевой программы
"Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы

+---------------------------------------------------------------------------------------+
¦    ¦                              ¦       ¦Стоимость       ¦          ¦               ¦
¦ N  ¦                              ¦Срок   ¦(млн.руб.)*)    ¦Источники ¦               ¦
¦п/п ¦   Наименование мероприятий   ¦испол- ¦----------------¦финансиро-¦   Исполнители ¦
¦    ¦                              ¦нения  ¦всего ¦1995 год ¦вания     ¦               ¦
+---------------------------------------------------------------------------------------+

I. Меры государственной поддержки безопасного материнства

1.    Разработать проект федераль-   1995 г.                              Минздравмедпром
      ного закона о внесении из-                                          России
      менений в Закон Российской                                          Фонд социального
      Федерации от 4 апреля 1992                                          страхования
      г. N 2662-1 "О дополнитель-                                         Российской
      ных мерах по охране мате-                                           Федерации
      ринства и детства" в части                                          Минэкономики
      увеличения размера пособия                                          России
      женщинам, вставшим на учет                                          Минфин России
      в связи с беременностью в                                           Минсоцзащиты
      ранние сроки (до 12 недель),                                        России
      до размеров минимальной                                             Минюст России
      заработной платы за счет                                            ФНПР
      средств Фонда социального
      страхования Российской
      Федерации

2. Разработать проект федераль- 1995 г.                                     --"----
      ного закона о предоставлении
      отпуска по беременности и
      родам при многоплодии с 28
      недель беременности за счет
      средств Фонда социального
      страхования Российской
      Федерации

3.    Подготовить и представить для  1995 г.                              Минздравмедпром
      утверждения в Правительство                                         России
      Российской Федерации Перечень                                       Минсоцзащиты
      социальных показаний для                                            России
      искусственного прерывания
      беременности

4.    Пересмотреть и представить на  1995 г.                              Минтруд России
      утверждение в Правительство                                         Минздравмедпром
      Российской Федерации списки                                         России
      производств, профессий и работ                                      Госкомсанэпид-
      с тяжелыми и вредными условиями                                     надзор России
      труда, на которых запрещается                                       Минэкономики
      использование труда женщин                                          России
      детородного возраста и                                              Минюст России
      беременных                                                          ФНПР

5.    Разработать проект федераль-   1995 г.                              Минздравмедпром
      ного закона о внесении изме-                                        России
      нений в Кодекс законов о труде                                      Минтруд России
      Российской Федерации в части,                                       Минсоцзащиты
      касающейся предоставления                                           России
      беременным женщинам возмож-                                         Минюст России
      ности медицинского обследо-                                         ФНПР
      вания в рабочее время с
      сохранением заработной платы
      по основному месту работы
      (до 12 недель беременности -
      1 день, с 12 до 20 недель -
      2 дня, с 20 до 30 недель -
      3 дня)

6.    Рекомендовать органам исполни-
      тельной власти субъектов
      Российской Федерации:

6.1.  Обеспечить беременным женщинам 1995-                     бюджеты    органы исполни-
      и кормящим матерям возможность 1997 гг.                  субъектов  тельной власти
      приобретения продуктов и ви-                             Российской субъектов
      таминных препаратов в соответст-                         Федерации  Российской
      вии с рекомендациями, утвержден-                         Федерации
      ными Министерством здравоохранения
      и медицинской промышленности
      Российской Федерации

6.2.  Предусмотреть бесплатную вы-   1995-                     бюджеты    органы исполни-
      дачу медикаментов в женских    1997 гг.                  субъектов  тельной власти
      консультациях беременным                                 Российской субъектов
      женщинам для профилактики и                              Федерации  Российской
      лечения анемии в соответствии                                       Федерации
      с рекомендациями Министерства
      здравоохранения и медицинской
      промышленности Российской
      Федерации

6.3.  Компенсировать транспортные    1995-                       -"-         -"-
      расходы беременным женщинам,   1997 гг.
      направляемым на консультацию,
      лечение в специализированные
      медицинские учреждения (центры,
      клиники) других городов в
      пределах Российской Федерации
                                                                 -"-         -"-
6.4.  Предусмотреть обеспечение      1995-
      женщин из малообеспеченных     1997 гг.
      семей бесплатными комплектами
      для новорожденных детей при
      выписке из родильного дома
      по перечню предметов, реко-
      мендованных Министерством
      здравоохранения и медицин-
      ской промышленности
      Российской Федерации

6.5.  Создать медико-педагогические  1995-                         -"-    органы исполни-
      школы на базе учреждений       1997 гг.                             тельной власти
      системы образования и здраво-                                       субъектов
      охранения для подготовки                                            Российской
      учащихся к семейной жизни                                           Федерации
                                                                          Минобразование
                                                                          России
                                                                          Минздравмедпром
                                                                          России

6.6.  Организовать центры для        1995-                          -"-   органы исполни-
      беременных, находящихся в      1997 гг.                             тельной власти
      трудных социально-бытовых                                           субъектов
      условиях, для проведения                                            Российской
      медико-социальной реа-                                              Федерации
      билитации                                                           Минсоцзащиты
                                                                          России
                                                                          Минздравмедпром
                                                                          России
                                                                          Российская
                                                                          ассоциация
                                                                          "Планирование
                                                                          семьи"

6.7.  Организовать молодежные центры 1995-                     бюджеты    органы исполни-
      планирования семьи в 6 терри-  1997 гг.                  субъектов  тельной власти
      ториях субъектов Российской                              Российской субъектов
      Федерации (гг.Миасс, Орск,                               Федерации  Российской
      Самара, Ставрополь, Тула, Улан-                                     Федерации
      Удэ)                                                                Российская
                                                                          ассоциация
                                                                          "Планирование
                                                                          семьи"

7.    Организовать санитарно-ку-     1995 г.                              Минздравмедпром
      рортное отделение для                                               России
      реабилитации девочек-подростков,
      страдающих нарушением репродук-
      тивной функции, на базе санатория
      имени С.М.Кирова Министерства
      здравоохранения и медицинской
      промышленности Российской
      Федерации (г.Пятигорск)

8.    Разработать программы и органи-   1995 г.                           Минздравмедпром
      зовать на базе высших учебных                                       России
      заведений Министерства здраво-                                      Минсоцзащиты
      охранения и медицинской про-                                        России
      мышленности Российской Федерации,                                   Госкомвуз России
      Министерства социальной защиты
      населения Российской Федерации,
      Государственного комитета
      Российской Федерации по высшему
      образованию подготовку специа-
      листов по социальной работе и
      социальных работников для
      акушерско-гинекологических
      учреждений

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»