ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 октября 2011 года № 375
Об утверждении краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012-2015 годы)»
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, поручением Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года № Пр-781, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Забайкальского края Правительство Забайкальского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую инвестиционную программу «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012-2015 годы)».
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края разработать аналогичные муниципальные целевые программы.
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края
при обращении с отходами производства и потребления (2012-2015 годы)»
Наименование программы | Краевая долгосрочная целевая инвестиционная программа «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012-2015 годы)» (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 21 сентября 2011 года № 481-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012- 2015 годы)». |
| Постановление Правительства Забайкальского края от 18 октября 2011 года № 375 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012-2015 годы)». |
Государственный заказчик | Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края. |
Основной разработчик программы | Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края; Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Цель и задачи программы | Цель программы - разработка и реализация комплекса мер, направленных на: обеспечение экологически безопасного размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды; повышение степени вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; ликвидацию объектов прошлого экологического ущерба; уменьшение объема размещаемых отходов. Задачи: строительство новых, отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов); проведение рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов; реализация пилотных проектов по внедрению современных технологий переработки и хранения отходов производства и потребления; создание краевой системы управления обращением с отходами производства и потребления. |
Важнейшие целевые индикаторы программы | Количество построенных полигонов твердых бытовых отходов - 4 ед.; количество построенных полигонов опасных отходов - 2 ед.; количество законсервированных и рекультивированных объектов прошлого экологического ущерба - 4 ед.; количество ликвидированных несанкционированных свалок - 600 ед.; рекультивация территорий, загрязненных отходами, - 400 га; количество созданных специализированных предприятий по переработке отходов производства и потребления - 4 ед. |
Сроки и этапы реализации программы | 2012-2015 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании программы | Объем финансирования программы из средств краевого бюджета составляет 306,113 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 24,6 млн. рублей; 2013 год - 71,6 млн. рублей; 2014 год - 111,0 млн. рублей; 2015 год - 98,913 млн. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реализация мероприятий программы будет способствовать: уменьшению объема размещаемых отходов и локализации негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; увеличению ресурсно-сырьевого потенциала края и объема товарной продукции, производимой из отходов производства и потребления; созданию и отработке эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов; улучшению санитарного состояния населенных пунктов и рекреационных зон; экономии сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет повышения вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот; снижению антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы Байкальской природной территории; сокращению площади земель, загрязненных отходами, на 75%; созданию 60 новых рабочих мест; улучшению условий жизнедеятельности населения Забайкальского края; улучшению экологической обстановки. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Сложившаяся в Забайкальском крае (далее также - край) критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории края является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала края.
Виды и величина отходов, имеющихся в крае, определяются, прежде всего, степенью и историческими особенностями его промышленного освоения, а также условиями гражданско-промышленного и дорожно-транспортного строительства. В крае отходы образуются на предприятиях топливно-энергетического комплекса, металлургической, горнодобывающей, лесной, деревообрабатывающей, строительной и транспортно-дорожной отраслей и при прочих видах экономической деятельности.
В крае накоплено значительное количество отходов горнодобывающей промышленности (хвосты обогащения и хвостохранилища, отвалы пустых пород и забалансовых руд), топливно-энергетического комплекса (золошлакоотвалы), различных предприятий и коммунальных служб. Именно указанные выше отходы представляют основную экологическую опасность для окружающей среды и населения.
Предприятия топливно-энергетического комплекса, а это теплоэлектростанции и котельные, образуют большое количество золошлаковых отходов, так как большинство из них работают на угле. Отходы хранятся, как правило, в гидрозолоотвалах, не имеющих противофильтрационного экрана. В результате происходит загрязнение подземных вод тяжелыми металлами, мышьяком и серой, которые содержатся в инфильтрационных водах. Отвалы пылят, загрязняя почвы. Многие золоотвалы нуждаются в замене или реконструкции. В то же время накопившиеся золошлаковые отходы могут быть использованы в строительной промышленности в качестве наполнителей и в дорожном строительстве.
Согласно официальным данным, объем образования отходов на территории края в 2010 году составил в среднем около 78 млн. тонн, значительная часть которых представляет собой неиспользуемые отходы - выведенные из хозяйственного оборота безвозвратно теряемые вторичные материальные ресурсы.
Отходы V класса опасности в основном представлены многотоннажными отходами от добычи угля и других полезных ископаемых (81808,4 тыс. тонн), а также строительными отходами (28,8 тыс. тонн). Среди отходов IV класса опасности отмечаются золошлаковые отходы (581,3 тыс. тонн), бытовые отходы (926,8 тыс. тонн) и отходы лесопереработки (87,3 тыс. тонн).
Среди наиболее опасных промышленных отходов I и II классов опасности значительные объемы образования приходятся на ртутные лампы (I класс опасности - 8,9 тонны) и отработанные аккумуляторы (II класс опасности - 35,3 тонны).
Одними из наиболее проблемных для любой территории являются твердые бытовые отходы (далее - ТБО). Основная масса ТБО приходится на жилой сектор - 362,7 тыс. тонн, предприятия торговли - 9,1 тыс. тонн, промышленные предприятия - 375,0 тыс. тонн, предприятия, оказывающие услуги населению, в том числе услуги транспорта и связи, - свыше 200,0 тыс. тонн.
Распределение объемов образования ТБО по территории края связано с плотностью населения и экономическим развитием районов, наибольшее количество ТБО образуется в городе Чите - 84%.
Объемы образования отходов на душу населения края весьма значительны (4,5 тонны на человека в год). При этом в крае практически отсутствует их переработка. Только 0,7% образующихся отходов используется, однако направления использования отходов на территории края немногочисленны и малоэффективны. Масштабной переработке большинства видов отходов препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов производства и потребления.
Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время основная часть отходов размещается на объектах захоронения и длительного хранения.
На территории края имеется 632 объекта размещения отходов производства и потребления, из которых 18 объектов имеют разрешительную проектную документацию, 543 объекта представлено санкционированными свалками, которые были введены в эксплуатацию свыше 10 лет назад и на момент их открытия не требовалось заключение органов и учреждений Госсанэпиднадзора.
В крае имеется около 700 свалок общей площадью около 500 га, на которых размещено почти 200 тыс. тонн ТБО. В настоящее время на территории края становятся массовыми несанкционированные свалки мусора, размещенные по обочинам дорог, в санитарно-защитной зоне городов, поселков, сел, - все это ухудшает качественное состояние земель.
При условии значительных объемов образования отходов и отсутствии их переработки площадь отчуждаемых земель под их размещение будет продолжать расти.
Имеет место недостаток точных данных о характере, степени и масштабах загрязнения почв отходами на территории Забайкальского края.
Определенные сложности при организации системы учета в области обращения с отходами на территории края, имеющие место разрозненность и противоречивость информации создают проблемы для осуществления контроля, принятия управленческих решений и развития бизнеса в сфере обращения с отходами.
Существующая система правового регулирования обращения с отходами состоит из незначительного количества принятых на различных уровнях актов, касающихся отдельных аспектов проблемы. Вместе с тем данные документы не обеспечивают эффективного развития системы обращения с отходами.
Таким образом, исходя из интересов стратегического развития края и учитывая, что проблема обращения с отходами является многогранной и объемной, для ее эффективного решения необходимо осуществление комплекса программных мероприятий.
Следовательно, обозначенная проблема соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края и Российской Федерации в целом, а также поручению Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года № Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Программа разработана для достижения основной цели - разработки и реализации комплекса мер, направленных на:
обеспечение экологически безопасного размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды;
повышение степени вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
ликвидацию объектов прошлого экологического ущерба;
уменьшение объема размещаемых отходов.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
строительство новых, отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов);
проведение рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов;
реализацию пилотных проектов по внедрению современных технологий переработки и хранения отходов производства и потребления;
создание краевой системы управления обращением с отходами производства и потребления.
Основные пути решения программных задач:
создание нормативной правовой и технологической базы в сфере обращения с отходами производства и потребления;
создание системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;
реализация первоочередных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов производства и потребления на территории края.
Сроки реализации мероприятий программы: 2012-2015 годы. Программа реализуется в один этап.
Система программных мероприятий представлена следующими направлениями:
создание инженерной инфраструктуры обращения с отходами;
строительство полигонов твердых бытовых и промышленных отходов на территории Забайкальского края;
ликвидация объектов прошлого экологического ущерба.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены следующие целевые индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий:
Целевые индикаторы | Показатели по годам | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Количество построенных полигонов ТБО | - | 1 | - | 3 |
Количество построенных полигонов опасных отходов | - | 1 | - | 1 |
Количество законсервированных и рекультивированных объектов прошлого экологического ущерба | - | 2 | 2 | - |
Количество ликвидированных несанкционированных свалок | 150 | 150 | 150 | 150 |
Рекультивация территорий, загрязненных отходами, га | 100 | 100 | 100 | 100 |
Количество созданных специализированных предприятий по переработке отходов производства и потребления | 1 | - | 3 | - |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края.
Потребность в финансировании программы из средств краевого бюджета составляет 306,113 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 24,6 млн. рублей;
2013 год - 71,6 млн. рублей;
2014 год - 111,0 млн. рублей;
2015 год - 98,913 млн. рублей.
Объемы финансирования обеспечиваются в размерах, установленных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год.
Финансирование мероприятий программы из средств краевого бюджета позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Объем привлекаемых средств федерального бюджета ориентировочно составляет 85,5 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 43,0 млн. рублей;
2015 год - 42,5 млн. рублей.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы» в части строительства полигонов ТБО.
Объем привлекаемых средств местных бюджетов ориентировочно составляет 369,5 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 132,5 млн. рублей;
2013 год - 123,0 млн. рублей;
2014 год - 57,0 млн. рублей;
2015 год - 57,0 млн. рублей.
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.
Внебюджетными источниками будут служить средства организаций, направляемые на переработку, обезвреживание отходов производства и потребления. Ориентировочно объем привлекаемых внебюджетных средств составляет 10,1 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 0,3 млн. рублей;
2013 год - 5,05 млн. рублей;
2014 год - 4,75 млн. рублей.