ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 июля 2011 года N 1274-р

 [Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (далее - Программа) - Минприроды России;

государственными заказчиками Программы - Минприроды России, Минрегион России, Росприроднадзор, Росгидромет, Роснедра, Росводресурсы и Росрыболовство.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на 2012-2020 годы составляет 48,5 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минприроды России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2011 года N 1274-р

Концепция федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Концепция федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 сентября 2009 года N Пр-2378.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и отмечается, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, предусматривают разработку механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности, развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, разработку критериев отнесения территорий к категории территорий, находящихся в критическом или околокритическом состоянии по экологическим показателям, и проведение соответствующей оценки экологического состояния территорий.

Указанные задачи социально-экономического развития Российской Федерации напрямую относятся к проблеме охраны озера Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне.

В 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал был принят Федеральный закон "Об охране озера Байкал", в соответствии с которым на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, запрещающий или ограничивающий виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на озеро Байкал.

Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее 10-летие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер.

Решение проблемы сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Необходимость комплексного решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

масштабность, сложность и многообразие проблем, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий Программы, решение организационно-технических, экономических и других задач, скоординированных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

межотраслевой и межведомственный характер проблем, заключающийся в потребности координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов, природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Применение программно-целевого метода при максимальной открытости и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов обеспечит согласованную работу органов государственной власти и местного самоуправления, консолидацию финансовых ресурсов и вовлечение всех участников в процесс достижения поставленной цели.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

В состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния.

Байкальская природная территория играет важную роль в социально-экономическом развитии образующих ее субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). Ресурсы территории лежат в основе производственных циклов находящихся на ней предприятий, а сама Байкальская природная территория обладает высоким рекреационным потенциалом.

Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в целом привело к существенным негативным изменениям в экологической системе озера и его прибрежных территорий.

Объем выбросов от стационарных источников на Байкальской природной территории увеличился с 398 тыс. тонн в 2003 году до 520 тыс. тонн в 2008 году (в 1,31 раза). Сбросы в поверхностные водные объекты возросли с 354 млн. куб. метров до 527 млн. куб. метров (в 1,49 раза). Образование отходов производства и потребления увеличилось с 10 413 тыс. тонн до 12 354 тыс. тонн (в 1,19 раза), поэтому инфраструктура для обезвреживания, хранения и захоронения отходов требует развития и модернизации.

В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями:

Иркутская область - выбросы составили 391,5 тыс. тонн, сбросы - 30,1 млн. куб. метров, образование отходов 275,7 тыс. тонн;

Республика Бурятия - выбросы составили 117,6 тыс. тонн, сбросы - 495,4 млн. куб. метров, образование отходов 11 712 тыс. тонн;

Забайкальский край - выбросы составили 10,9 тыс. тонн, сбросы - 1,3 млн. куб. метров, образование отходов 366,6 тыс. тонн.

В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили:

выбросы - 17,9 процента;

сбросы - 17,5 процента;

образование отходов - 4,5 процента.

Наиболее известным загрязнителем вод озера Байкал является открытое акционерное общество "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", однако значительное влияние на загрязнение озера оказывает р.Селенга (около половины притока речных вод в озеро Байкал). Основным загрязнителем р.Селенги на территории России является г.Улан-Удэ, где очистные сооружения не справляются с очисткой до нормативного уровня сточных вод промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении 30 последних лет остается нерешенной проблема загрязнения р.Селенги нефтепродуктами в районе пос.Стеклозавод. Большинство очистных сооружений в небольших населенных пунктах бассейна озера Байкал находится в аварийном состоянии, в частности, реконструкции требуют очистные сооружения, расположенные в поселках городского типа Тарбагатай, Бада, в пос. Гусиное озеро, пос.Новокижинск, в селах Петропавловка, Иволгинск, Кижинга и других. В ряде населенных пунктов очистные сооружения канализации отсутствуют.

Часть загрязнения вод озера Байкал поступает из Забайкальского края. Загрязняющие вещества поступают в озеро по р.Чикой и р.Хилок, являющимся главными притоками р.Селенги.

Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что в настоящее время представляет реальную угрозу уникальной экологической системе озера Байкал и Байкальской природной территории.

Проблема размещения отходов потребления особо актуальна для Республики Бурятия, так как здесь практически во всех населенных пунктах (кроме гг.Улан-Удэ и Северобайкальска, пос.Саган-Нур) отсутствуют полигоны для размещения отходов. Однако и на других участках Байкальской природной территории значительное количество объектов также не имеют специально оборудованных полигонов захоронения отходов, в том числе муниципальных, или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.

Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют отходы хозяйственной деятельности предприятий, расположенных в населенных пунктах Байкальск, Слюдянка, Листвянка, Култук, Новоснежная, Байкал, а также в населенных пунктах Ольхонского и Иркутского районов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

За последние 10-летия усугубилась негативная тенденция в области утилизации накапливающихся отходов. Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г.Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году - 51,213 тыс. тонн).

На загрязнение озера оказывает влияние текущая хозяйственная деятельность предприятий, расположенных во всех 3 экологических зонах, а также промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств. Одним из примеров экологических последствий деятельности ликвидированных предприятий являются отходы, накопленные в 1934-2001 годах, в период деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината, в результате чего около одной третьей территории г.Закаменска подверглось повышенному загрязнению, а в озеро Байкал до сих пор попадают различные химические элементы высокого класса опасности. По гидрохимическим показателям р.Модонкуль в районе г.Закаменска в результате сбросов загрязняющих веществ в составе шахтных вод Джидинского вольфрамомолибденового комбината до сих пор характеризуется как самая загрязненная река на Байкальской природной территории.

Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.

Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.

Требуется развитие системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории на основе комплексного подхода, предусматривающего в том числе интеграцию в единую информационную систему данных о состоянии поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и других компонентов природной среды с одновременным увеличением количества контролируемых параметров, что позволит обеспечить органы государственной власти и управления информацией, необходимой для принятия оперативных управленческих решений.

Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края и муниципальных образований в области охраны окружающей среды в основном сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, что не обеспечивает устранение угроз уникальному объекту природного наследия.

Расходы в 2011 и 2012 годах на обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения составляют 170,93 млн. рублей ежегодно.

Росгидрометом осуществляются мероприятия по государственному экологическому мониторингу с объемом финансирования 5,3 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета осуществляется в 2011-2013 годах финансовое обеспечение мероприятий в сфере водных отношений на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края (субвенции, субсидии) в размере 178,34 млн. рублей ежегодно.

Расходные обязательства Республики Бурятия в 2011 году на охрану окружающей среды составляют 155,72 млн. рублей, в том числе субсидии и субвенции из федерального бюджета - 105,07 млн. рублей.

Расходными обязательствами Иркутской области предусмотрены расходы на обеспечение реализации мер по охране окружающей среды в размере 143,56 млн. рублей (на 2011 год - 43,37 млн. рублей, на 2012 год - 47,71 млн. рублей, на 2013 год - 52,48 млн. рублей).

Расходные обязательства Забайкальского края в 2011-2013 годах обеспечивают финансирование природоохранных мероприятий в пределах Байкальской природной территории, осуществляемое из средств краевого бюджета, и составляют 3,1 млн. рублей ежегодно.

В 2011 году за счет средств федерального бюджета будет осуществлен комплекс первоочередных природоохранных мероприятий, предусматривающий решение ряда экологических проблем, связанных с наличием экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, отвечающих основным направлениям Программы.

Бюджетные ассигнования на финансирование первоочередных мероприятий на Байкальской природной территории предусмотрены в размере 1003 млн. рублей, в том числе на развитие особо охраняемых природных территорий (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузинский заповедники, Забайкальский, Прибайкальский национальные парки) 227,24 млн. рублей и на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и развитие государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории - 775,76 млн. рублей.

Наиболее острой проблемой, требующей неотложных действий, является наличие хранилищ лежалых хвостов обогащения полезных ископаемых бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината г.Закаменска, содержащих отходы 1-3-го классов опасности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

Всего за период работы комбината образовалось 44,5 млн. тонн отходов обогащения полезных ископаемых, складированных в 2 хвостохранилищах, которые являются источником загрязнения г.Закаменска, р.Модонкуль, а также р.Джиды, впадающей в озеро Байкал.

В рамках Программы в 2015 году предусматривается осуществить первоочередной комплекс следующих мер по устранению последствий, связанных с хозяйственной деятельностью комбината:

ликвидация негативных воздействий на окружающую среду техногенных хвостов обогащения полезных ископаемых;

рекультивация нарушенных земель;

проведение мероприятий по снижению риска здоровью населения г.Закаменска.

В результате прошлой хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" накоплены отходы производства. Для хранения накопленных за период эксплуатации комбината отходов были задействованы карты-накопители, содержащие отходы лигнина. Суммарная масса накопленных отходов превышает 6 млн. тонн.

Реализация мероприятий по совершенствованию государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал предполагает формирование модели организации мониторинга и непосредственно шаги по укреплению материально-технической базы пунктов мониторинга, расширению их количества, увеличению числа и видов измерений, а также создание информационно-аналитической базы данных. Развитие системы экологического мониторинга будет продолжено в рамках Программы.

Реализация природоохранных мероприятий по сохранению природных комплексов на особо охраняемых природных территориях федерального значения предусматривает сохранение объектов животного мира, мониторинг объектов животного и растительного мира, охрану лесов от пожаров, развитие экологического просвещения и рекреационное обустройство на этих территориях.

Без использования программно-целевого метода при реализации природоохранных мер на Байкальской природной территории не будет достигнуто сбалансированное решение задач социально-экономического развития Байкальского региона и задач по охране озера Байкал от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, что приведет к развитию тенденции загрязнения озера и возникновению риска утраты его уникальных характеристик как объекта всемирного природного наследия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»