ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 1998 года N 451
О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области
___________________________________________________________
Утратило силу с 12 февраля 2010 года на основании постановления
Правительства Забайкальского края от 02 февраля 2010 года № 30
___________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации",
постановляю:
1. Одобрить концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 сентября 1998 года разработать концепции и программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, принимая во внимание, что программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области разработана и утверждена постановлением главы администрации области от 17.07.97 г. N 687.
3. Возложить на отдел жилищно-коммунального хозяйства областной администрации (Вершинин Н.Е.) координацию работы по реализации и организационно-методической помощи органам местного самоуправления в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Глава администрации
Р. Гениатулин
КОНЦЕПЦИЯ
реформы жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области
г.ЧИТА - 1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области | 5 |
2.1. | Направления региональной политики в жилищно-коммунальной сфере. Состояние и проблемы | 5 |
2.2. | Особенности региональной политики в жилищно-коммунальной сфере | 12 |
3. | Основные цели и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства | 14 |
4. | Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области | 15 |
4.1. | Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства | 15 |
4.1.1. | Функции и методы управления | 15 |
4.1.2. | Обеспечение государственного регулирования и контроля | 19 |
4.1.3. | Стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) | 20 |
4.2. | Реформирование системы обслуживания населения | 22 |
4.2.1. | Формирование системы отношений между собственниками | 22 |
4.2.2. | Развитие конкурентной среды и демонополизация в жилищно-коммунальном хозяйстве | 22 |
4.3. | Совершенствование механизмов финансирования отрасли | 23 |
4.3.1. | Принципы реформы финансирования | 23 |
4.3.2. | Оплата жилья и коммунальных услуг | 25 |
4.3.3. | Определение социальных стандартов и источников бюджетной поддержки отрасли | 29 |
4.3.4. | Создание среды привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве | 30 |
4.4. | Обеспечение социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства | 31 |
4.4.1. | Введение обязательного страхования жилья | 33 |
4.4.2. | Обеспечение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг | 35 |
4.5. | Совершенствование системы налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства | 40 |
4.6. | Энергосбережение и снижение издержек производства | 41 |
5. | Механизм реализации концепции | 41 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночной экономики в Читинской области оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни:
- меняется характер деятельности всех уровней управления;
- изменяется структура и функции органов государственной власти и местного самоуправления;
- реформируется финансово-кредитная система;
- хозяйствуют предприятия различных форм собственности;
- происходит организационно-структурная перестройка экономики;
- претерпевает изменения социально-экономическая политика. Все эти изменения не могут не воздействовать на жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ).
Эффективное функционирование жизнеобеспечивающей отрасли в условиях рыночных отношений связано с решением большого комплекса проблем. Особенности этих проблем связаны, с одной стороны, с их возникновением и накоплением прошлой экономической системой, а с другой - с целым комплексом вопросов, появившихся в последние годы в связи с требованиями рынка.
В то же время, создание условий обеспечения населения жильем с определенным уровнем благоустройства продолжает оставаться основной социальной задачей, осуществляемые при этом меры социальной поддержки для малообеспеченного населения определяют уровень социально-экономического развития общества.
Исторически сложилось так, что функции социальной защиты в части жилищно- коммунального обслуживания населения возлагались на Минжилкомхоз РСФСР, которое при централизованной системе управления народным хозяйством, имело защищенную (целевую) статью расходов для покрытия убытков ЖКХ, возникающих из-за разницы в оплате жилищно- коммунальных услуг (далее - ЖКУ) населением и их стоимостью, а также при предоставлении льгот различным категориям граждан, при этом осуществлялся жесткий контроль за целевым использованием выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Согласно действующему в настоящее время законодательству все права и обязанности по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей переданы на уровень местного самоуправления, где должны происходить необходимые преобразования финансово-хозяйственных отношений в этой сфере.
Однако реформировать хозяйственный механизм и систему управления ЖКХ на местах без ощутимой финансовой поддержки, как показывает практика последних лет, не представляется возможным. Остаточный принцип финансирования и материально-технического обеспечения отрасли из бюджета и прежде, и в настоящее время связано с тем, что население оплачивает 50 % стоимости потребляемых ЖКУ. В результате имеем, большой физический износ большинства объектов ЖКХ.
Все руководители и специалисты, занимающиеся организацией функционирования этой социально-значимой отрасли народного хозяйства, должны четко уяснить, что в настоящее время она объединяет в себе два, совершенно разных-по смыслу и содержанию, направления деятельности:
1. Выполнение хозяйственных функций по производству и реализации концепции ЖКХ потребителям.
2. Доставшаяся от прежней экономической системы социальная поддержка малоимущим слоям населения и гражданам, пользующимся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, которая осуществляется, как правило, через механизм занижения платежей производителю услуг потребителями, без достаточных мер компенсации выпадающих доходов предприятий из бюджетов всех уровней.
Учитывая это, необходимо разграничить хозяйственный и социальный аспекты деятельности ЖКХ.
Рассматривая вопросы социальной (финансовой) поддержки малообеспеченных категории граждан, а также лиц, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, следует обратить внимание на определение источников погашения такой помощи, на механизм их выделения, а также на органы, которые обязаны осуществлять функции социальной помощи гражданам.
Главное в этой работе это то, что орган, осуществляющий расчет и выплату субсидий (компенсаций) и льгот за жилье и коммунальные услуги, не должен являться предприятием, производящим и реализующим ЖКУ.
Существующий механизм оплаты труда, когда работники всех отраслей получают на руки не многим более 20 % себестоимости произведенного труда, а остальное изымается у них в виде налогов и сборов, затем перераспределяется в форме субсидий и льгот, необходимо незамедлительно менять. Следует включить в прожиточный минимум затраты по нормативному потреблению ЖКУ, приравняв минимальные заработную плату и пенсию к прожиточному минимуму.
Крайне неотложно упорядочить систему возмещения затрат, возникающих в областном и местном бюджетах в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и выплатой субсидий гражданам за услуги, цены на которые регулируются на уровне субъекта Российской Федерации, руководствуясь ст. 133 Конституции Российской Федерации по принципу: федеральная льгота или цена - средства на покрытие выпадающих доходов местных бюджетов из федерального бюджета.
Задачи по реформированию жилищно- коммунального хозяйства, его адаптации к условиям рыночной экономики необходимо решать комплексно, с обязательным изучением динамики происходящих в ходе реформы изменений а финансовом обеспечении, в хозяйственном механизме, структуре управления, платежеспособности населения и с оперативной корректировкой этих процессов, направляя свои усилия на повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания потребителей.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Направления региональной политики в жилищно-коммунальной сфере. Состояние и проблемы.
Процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в области периода 1993-1997 гг. был достаточно динамичным, как в нормотворчестве, так и в апробировании новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере. В этот период времени были уточнены основные цели преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и созданы необходимые правовые основы для проведения реформы.
Сформированная в эти годы законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления реформы ЖКХ на основе взвешенного перехода на рыночный принцип хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания.
С целью реализации жилищной реформы, в соответствии с законодательством Российской федерации, в области приняты следующие нормативные документы:
- утвержден порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
- утвержден и действует порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
- разработан ряд документов и рекомендаций по переводу отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг на договорные отношения (договор социального найма, перечень платных услуг на техническое обслуживание квартир, договор на содержание и ремонт жилого фонда, примерные договора на оказание коммунальных услуг);
- постановления главы Администрации области "Об организации учета расхода воды, газа и тепловой энергии в городах и населенных пунктах области", "Об установлении социальной нормы площади жилья", "Об областных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год", "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области".
Решающим шагом в этом направлении явилось принятие постановления главы Администрации области от 04.11.96 г. N 771 "Об упрощенной системе оплаты жилья и коммунальных услуг", которым был предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 2003 году 100 % покрытия затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан с одновременным переходом к социальной поддержке низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
В 1995 году в области создана Государственная жилищная инспекция.
На территориях городов и районов области введен порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в общежитиях, а также внедряется порядок предоставления им компенсаций (субсидии) по оплате за жилье и коммунальные услуги. Однако сложившееся состояние ЖКХ и уровень качества выполняемых работ и предоставляемых услуг не соответствует современный требованиям.
Жилищно-коммунальное хозяйство области - сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят:
- жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное обслуживание;
- водоснабжение и водоотведение (очистные сооружения, перекачивающие насосные станции и водопровод, водохранилища);
- коммунальная энергетика (электро-, теплоснабжение);
- внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых и пищевых отходов);
- гостиничное хозяйство;
- предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы:
- технологические фонды;
- производственные фонды.
Технологические фонды определяют инженерную инфраструктуру:
- сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и др.
Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы:
- гаражи, мастерские, производственные здания и др.
В настоящее время ЖКХ области оказалось в сложных хозяйственных и финансово-экономических условиях.
Передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета, а местные власти пока еще не обладают необходимыми ресурсами. Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения ЖКХ по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время в области составляет критическую величину.
Жилищный фонд Читинской области составляет 20,3 млн. кв. м, при этом:
- степень благоустройства муниципального жилого фонда в среднем составляет 78 %;