Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 1998 года N 451


О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области

___________________________________________________________
Утратило силу с 12 февраля 2010 года на основании постановления
 Правительства Забайкальского края от 02 февраля 2010 года № 30
___________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации",

постановляю:

1. Одобрить концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 сентября 1998 года разработать концепции и программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, принимая во внимание, что программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области разработана и утверждена постановлением главы администрации области от 17.07.97 г. N 687.

3. Возложить на отдел жилищно-коммунального хозяйства областной администрации (Вершинин Н.Е.) координацию работы по реализации и организационно-методической помощи органам местного самоуправления в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Глава администрации
Р. Гениатулин

     
Утверждена
постановлением главы администрации области
от 09 июня 1998 года N 451

     

КОНЦЕПЦИЯ
реформы жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области

г.ЧИТА - 1998 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

3

2.

Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области

5

2.1.

Направления региональной политики в жилищно-коммунальной сфере. Состояние и проблемы

5

2.2.

Особенности региональной политики в жилищно-коммунальной сфере

12

3.

Основные цели и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства

14

4.

Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области

15

4.1.

Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства

15

4.1.1.

Функции и методы управления

15

4.1.2.

Обеспечение государственного регулирования и контроля

19

4.1.3.

Стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)

20

4.2.

Реформирование системы обслуживания населения

22

4.2.1.

Формирование системы отношений между собственниками

22

4.2.2.

Развитие конкурентной среды и демонополизация в жилищно-коммунальном хозяйстве

22

4.3.

Совершенствование механизмов финансирования отрасли

23

4.3.1.

Принципы реформы финансирования

23

4.3.2.

Оплата жилья и коммунальных услуг

25

4.3.3.

Определение социальных стандартов и источников бюджетной поддержки отрасли

29

4.3.4.

Создание среды привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве

30

4.4.

Обеспечение социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства

31

4.4.1.

Введение обязательного страхования жилья

33

4.4.2.

Обеспечение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

35

4.5.

Совершенствование системы налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства

40

4.6.

Энергосбережение и снижение издержек производства

41

5.

Механизм реализации концепции

41

1. ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночной экономики в Читинской области оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни:    

- меняется характер деятельности всех уровней управления;

- изменяется структура и функции органов государственной власти и местного самоуправления;

- реформируется финансово-кредитная система;

- хозяйствуют предприятия различных форм собственности;

- происходит организационно-структурная перестройка экономики;

- претерпевает изменения социально-экономическая политика. Все эти изменения не могут не воздействовать на жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ).

Эффективное функционирование жизнеобеспечивающей отрасли в условиях рыночных отношений связано с решением большого комплекса проблем. Особенности этих проблем связаны, с одной стороны, с их возникновением и накоплением прошлой экономической системой, а с другой - с целым комплексом вопросов, появившихся в последние годы в связи с требованиями рынка.

В то же время, создание условий обеспечения населения жильем с определенным уровнем благоустройства продолжает оставаться основной социальной задачей, осуществляемые при этом меры социальной поддержки для малообеспеченного населения определяют уровень социально-экономического развития общества.

Исторически сложилось так, что функции социальной защиты в части жилищно- коммунального обслуживания населения возлагались на Минжилкомхоз РСФСР, которое при централизованной системе управления народным хозяйством, имело защищенную (целевую) статью расходов для покрытия убытков ЖКХ, возникающих из-за разницы в оплате жилищно- коммунальных услуг (далее - ЖКУ) населением и их стоимостью, а также при предоставлении льгот различным категориям граждан, при этом осуществлялся жесткий контроль за целевым использованием выделяемых на эти цели бюджетных средств.

Согласно действующему в настоящее время законодательству все права и обязанности по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей переданы на уровень местного самоуправления, где должны происходить необходимые преобразования финансово-хозяйственных отношений в этой сфере.

Однако реформировать хозяйственный механизм и систему управления ЖКХ на местах без ощутимой финансовой поддержки, как показывает практика последних лет, не представляется возможным. Остаточный принцип финансирования и материально-технического обеспечения отрасли из бюджета и прежде, и в настоящее время связано с тем, что население оплачивает 50 % стоимости потребляемых ЖКУ. В результате имеем, большой физический износ большинства объектов ЖКХ.

Все руководители и специалисты, занимающиеся организацией функционирования этой социально-значимой отрасли народного хозяйства, должны четко уяснить, что в настоящее время она объединяет в себе два, совершенно разных-по смыслу и содержанию, направления деятельности:

1. Выполнение хозяйственных функций по производству и реализации концепции ЖКХ потребителям.

2. Доставшаяся от прежней экономической системы социальная поддержка малоимущим слоям населения и гражданам, пользующимся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, которая осуществляется, как правило, через механизм занижения платежей производителю услуг потребителями, без достаточных мер компенсации выпадающих доходов предприятий из бюджетов всех уровней.

Учитывая это, необходимо разграничить хозяйственный и социальный аспекты деятельности ЖКХ.

Рассматривая вопросы социальной (финансовой) поддержки малообеспеченных категории граждан, а также лиц, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, следует обратить внимание на определение источников погашения такой помощи, на механизм их выделения, а также на органы, которые обязаны осуществлять функции социальной помощи гражданам.

Главное в этой работе это то, что орган, осуществляющий расчет и выплату субсидий (компенсаций) и льгот за жилье и коммунальные услуги, не должен являться предприятием, производящим и реализующим ЖКУ.

Существующий механизм оплаты труда, когда работники всех отраслей получают на руки не многим более 20 % себестоимости произведенного труда, а остальное изымается у них в виде налогов и сборов, затем перераспределяется в форме субсидий и льгот, необходимо незамедлительно менять. Следует включить в прожиточный минимум затраты по нормативному потреблению ЖКУ, приравняв минимальные заработную плату и пенсию к прожиточному минимуму.

Крайне неотложно упорядочить систему возмещения затрат, возникающих в областном и местном бюджетах в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и выплатой субсидий гражданам за услуги, цены на которые регулируются на уровне субъекта Российской Федерации, руководствуясь ст. 133 Конституции Российской Федерации по принципу: федеральная льгота или цена - средства на покрытие выпадающих доходов местных бюджетов из федерального бюджета.

Задачи по реформированию жилищно- коммунального хозяйства, его адаптации к условиям рыночной экономики необходимо решать комплексно, с обязательным изучением динамики происходящих в ходе реформы изменений а финансовом обеспечении, в хозяйственном механизме, структуре управления, платежеспособности населения и с оперативной корректировкой этих процессов, направляя свои усилия на повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания потребителей.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Направления региональной политики в жилищно-коммунальной сфере. Состояние и проблемы.


Процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в области периода 1993-1997 гг. был достаточно динамичным, как в нормотворчестве, так и в апробировании новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере. В этот период времени были уточнены основные цели преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и созданы необходимые правовые основы для проведения реформы.

Сформированная в эти годы законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления реформы ЖКХ на основе взвешенного перехода на рыночный принцип хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания.

С целью реализации жилищной реформы, в соответствии с законодательством Российской федерации, в области приняты следующие нормативные документы:

- утвержден порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

- утвержден и действует порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;

- разработан ряд документов и рекомендаций по переводу отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг на договорные отношения (договор социального найма, перечень платных услуг на техническое обслуживание квартир, договор на содержание и ремонт жилого фонда, примерные договора на оказание коммунальных услуг);

- постановления главы Администрации области "Об организации учета расхода воды, газа и тепловой энергии в городах и населенных пунктах области", "Об установлении социальной нормы площади жилья", "Об областных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год", "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области".

Решающим шагом в этом направлении явилось принятие постановления главы Администрации области от 04.11.96 г. N 771 "Об упрощенной системе оплаты жилья и коммунальных услуг", которым был предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 2003 году 100 % покрытия затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан с одновременным переходом к социальной поддержке низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

В 1995 году в области создана Государственная жилищная инспекция.

На территориях городов и районов области введен порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в общежитиях, а также внедряется порядок предоставления им компенсаций (субсидии) по оплате за жилье и коммунальные услуги. Однако сложившееся состояние ЖКХ и уровень качества выполняемых работ и предоставляемых услуг не соответствует современный требованиям.

Жилищно-коммунальное хозяйство области - сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят:

- жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное обслуживание;

- водоснабжение и водоотведение (очистные сооружения, перекачивающие насосные станции и водопровод, водохранилища);

- коммунальная энергетика (электро-, теплоснабжение);

- внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых и пищевых отходов);

- гостиничное хозяйство;

- предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).

Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы:

- технологические фонды;

- производственные фонды.

Технологические фонды определяют инженерную инфраструктуру:

- сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и др.


Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы:

- гаражи, мастерские, производственные здания и др.


В настоящее время ЖКХ области оказалось в сложных хозяйственных и финансово-экономических условиях.

Передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета, а местные власти пока еще не обладают необходимыми ресурсами. Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения ЖКХ по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время в области составляет критическую величину.

Жилищный фонд Читинской области составляет 20,3 млн. кв. м, при этом:

- степень благоустройства муниципального жилого фонда в среднем составляет 78 %;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»