№ 383-ЗЗК  

ЗАКОН
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу
"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра
и государственного учета объектов недвижимости (2009-2011 годы)",
утвержденную Законом Забайкальского края от 26 декабря 2008 года № 95-ЗЗК


Принят
Законодательным Собранием
Забайкальского края
26 мая 2010 года.


Статья 1

Внести в краевую долгосрочную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2009-2011 годы)", утвержденную Законом Забайкальского края от 26 декабря 2008 года № 95-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 30 декабря 2008 года, № 253; 6 июля 2009 года, № 123-124; 8 декабря 2009 года, № 227; 21 декабря 2009 года, № 239-242), следующие изменения:

1) в паспорте:

а) раздел "Государственный заказчик программы" дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в сфере территориального развития края.";

б) раздел "Цели и задачи программы" дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";

абзацы восьмой - восемнадцатый считать соответственно абзацами девятым - девятнадцатым;

дополнить абзацем следующего содержания:

"осуществление кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";

в) в разделе "Важнейшие целевые индикаторы и показатели":

в абзаце одиннадцатом слова "(40936 км)" заменить словами "(386 поселений)";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Образование 631 земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";

г) в разделе "Объемы и источники финансирования программы":

цифры "119514" заменить цифрами "68962,95";

цифры "66077" заменить цифрами "15528,95";

цифры "36223" заменить цифрами "36220";

д) раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности" дополнить абзацем следующего содержания:

"образование земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";

2) разделы 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики по созданию условий устойчивого экономического развития на территории Забайкальского края является решение следующих проблем, возникших в сфере регулирования имущественных и земельных отношений:

в системах учета имеют место дублирование функций и погрешности в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах;

на территории Забайкальского края переведено в электронный вид не более 0,1 процента дел от количества дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации;

отсутствует современная цифровая (картографическая) основа проведения государственного кадастрового учета земельных участков;

отсутствует государственная регистрация права собственности публичных собственников на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю;

отсутствует факт кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей.

Таким образом, возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием современных автоматизированных систем и информационных технологий учета и оценки объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)".

Для достижения целей, поставленных данной подпрограммой, на территории Забайкальского края необходимо проведение ряда мероприятий, требующих привлечения значительных финансовых средств. Масштабность и ресурсоемкость задач, связанных с созданием инфраструктуры пространственных данных на всей территории Забайкальского края, с актуализацией кадастровой стоимости земельных участков на основе усовершенствованной методической базы, с разграничением государственной собственности на землю, требуют четкой межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета и бюджета края, что невозможно без применения программно-целевых методов.

В рамках системных мероприятий программы планируется продолжить работы по разграничению государственной собственности на землю и созданию автоматизированных систем управления недвижимостью на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.

До 1 июля 2006 года существовала проблема разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, обусловленная законодательно установленным усложненным механизмом разграничения государственной собственности на землю, что отрицательно сказалось на результатах разграничения и, соответственно, на эффективности использования и распоряжения земельными участками. Отсутствие соответствующего публичного собственника на земельные участки порождало неопределенность в реализации полномочий по распоряжению землями.

Программа будет способствовать реализации стратегических задач по проведению мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в соответствии с нормами Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом формирование таких земельных участков осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Забайкальского края, а также земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством осуществляется исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Формирование таких земельных участков, в том числе внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, означает пополнение соответствующей информационной базы государственного кадастра недвижимости и создание новых объектов налогообложения.

На территории Забайкальского края отсутствуют описанные и утвержденные в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы муниципальных образований.

В настоящее время в Забайкальском крае из-за несовершенства действующего земельного законодательства остается сложной ситуация по упорядочению оборота земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности. В ряде поселений Забайкальского края по-прежнему общими собраниями дольщиков не утверждены местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, схемы массивов невостребованных земельных долей для последующего признания права собственности муниципальных образований на земельные участки. Выдел земельных участков в счет земельных долей производится бессистемно и не соответствует требованиям рационального землепользования. Все это мешает процессу перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между эффективно хозяйствующими субъектами и вовлечению их в хозяйственный оборот.

Разработка программы обусловлена также необходимостью координации мероприятий правового, организационного, производственного, технологического и образовательного характера. Выполнение программных мероприятий возможно при осуществлении межведомственной координации, проводимой специально уполномоченным представителем федеральных органов в Забайкальском крае. Это связано также с необходимостью создания и внедрения специального программного обеспечения по управлению земельными участками и иной недвижимостью, масштабностью и ресурсоемкостью решаемых в рамках программы задач, связанных с разграничением государственной собственности на землю.

За период реализации аналогичной областной целевой программы, действовавшей в 2003-2007 годах:

сформировано 2812 земельных участков, из них 2229 земельных участков фонда перераспределения земель в составе категории земель сельскохозяйственного назначения;

проведена инвентаризация сведений о 52021 ранее учтенном земельном участке, проинвентаризированы земли населенных пунктов на площади более 10 тыс. га;

проведены работы по государственной кадастровой оценке всех категорий земель, подготовлены сведения для исчисления земельного налога от кадастровой стоимости на 314396 земельных участков;

созданы и обновлены картографические материалы (цифровые ортофотопланы и топопланы) на 478 населенных пунктов.


Раздел 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основными целями программы являются:

создание автоматизированной системы эффективного управления недвижимостью, находящейся в собственности Забайкальского края, переход к единой системе государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;

совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям, гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

разграничение государственной собственности на землю;

повышение эффективности управления недвижимостью;

обеспечение проведения работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

описание границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;

выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;

создание с использованием единых методологических и программно-технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о данных объектах, и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;

обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости за счет получения и ввода в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, межевания и государственной кадастровой оценки земельных участков;

подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров в системе государственного управления землей и иной недвижимостью, а также кадров, обеспечивающих проведение работ по созданию инфраструктуры пространственных данных, по государственной кадастровой оценке земель, массовой оценке объектов недвижимости;

освоение и внедрение нормативно-методической базы, обеспечивающей реализацию государственной политики в области управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;

развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных:

по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Забайкальского края, и прочно связанными с ними объектами недвижимости;

по контролю за использованием земель, находящихся в собственности Забайкальского края;

по обеспечению поступления платежей за землю в бюджеты всех уровней;

вовлечение объектов недвижимости в гражданский оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан;

освоение и внедрение автоматизированной системы учета объектов недвижимости, обеспечивающей информационную поддержку управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;

осуществление кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации программных мероприятий являются:

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края, получаемых от сбора земельного налога и налогов на имущество за счет более полного учета объектов недвижимости и проведения работ по актуализации кадастровой стоимости земельных участков, увеличится к 2011 году в среднем в 1,2 раза, в том числе:

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Поступление земельного налога
млн. рублей
темпы роста, процентов


298
100


312,9
105


328,5
105


345,0
105


362,2
105

Поступление налогов на имущество
млн. рублей
темпы роста, процентов



1014
100



1064,7
105



1117,9
105



1173,8
105



1232,5
105

Всего поступление налогов
млн. рублей
темпы роста, процентов


1312
100


1377,6
105


1446,4
105


1518,8
105


1594,7
105



;

увеличение количества земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края:

в 2009 году - на 30 земельных участков;

в 2010 году - на 30 земельных участков;

в 2011 году - на 30 земельных участков;

вовлечение в хозяйственный оборот:

в 2009 году - 5 земельных участков;

в 2010 году - 5 земельных участков;

в 2011 году - 5 земельных участков;

описание границ муниципальных образований (386 поселений).

Образование 631 земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.

Срок реализации программы:

2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап.

Условиями досрочного прекращения реализации программы может быть досрочное достижение целей и выполнение задач программы, а также недостижение установленных значений целевых индикаторов программы по годам при условии ее полного финансирования.


Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края и составляет 68962,95 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 17214 тыс. рублей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»