Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2011 г. N 42/412-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ
РАЗВИТИЮ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОДДЕРЖКА
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ

(с изменениями на 22 июля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/409-П
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Постановления Правительства Ульяновской области от 20.08.2012 N 32/398-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 03.06.2013 N 22/204-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/308-П
____________________________________________________________________

     

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольческой (волонтерской) деятельности в Ульяновской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).

2. Министерству внутренней политики Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области ежегодно при формировании проекта областного бюджета Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

3. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 03.06.2013 N 22/204-П.

Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

     



Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 29 августа 2011 г. N 42/412-П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ

Паспорт Программы

Наименование          - областная целевая  программа  "Содействие  развитию
Программы               институтов  гражданского   общества   и   поддержка
                        социально      ориентированных       некоммерческих
                        организаций   и   добровольческой    (волонтерской)
                        деятельности в Ульяновской области" на 2012 -  2014
                        годы.                                       

Основания             - Федеральный  закон  от   12.01.1996   N   7-ФЗ   "О
для разработки          некоммерческих организациях";
Программы               Закон Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО  "О
                        взаимодействии   органов   государственной   власти
                        Ульяновской    области     с     негосударственными
                        некоммерческими организациями".

Государственный       - Министерство   внутренней   политики    Ульяновской
заказчик Программы      области.

Руководитель          - Министр  внутренней  политики  Ульяновской  области.
Программы

Разработчики          - Министерство   внутренней   политики    Ульяновской
Программы               области.

Цель Программы        - создание правовых, экономических и  организационных
                        условий  для  дальнейшего   становления   социально
                        ориентированных некоммерческих  организаций  (далее
                        -  НКО),  развития  добровольческой  (волонтерской)
                        деятельности и обеспечение их эффективного  участия
                        в социально-экономическом развитии региона.

Целевые индикаторы    - количество   мероприятий,    проведенных   органами
Программы               государственной   власти   Ульяновской  области   и
                        органами   местного   самоуправления  муниципальных
                        образований   Ульяновской   области   с    участием
                        социально ориентированных НКО;
                        количество   социально     ориентированных     НКО,
                        получивших субсидии на возмещение затрат, связанных
                        с   осуществлением   уставной   деятельности  и   с
                        реализацией социальных проектов (далее - субсидии);
                        количество   проектов,   реализованных    социально
                        ориентированными НКО;

                        количество занятых социально ориентированными НКО

                        добровольцев (волонтеров) для реализации проектов

                        "Добровольный социальный год" и "Добровольный

                        экологический год."

Сроки и этапы         - 2012 - 2014 годы.
реализации              I этап - 2012 год;
Программы               II этап - 2013 год;
                        III этап - 2014 год.

Объемы  и  источники - общий объем  финансирования  мероприятий  Программы
финансирования      с   составляет 62372,0  тыс.  рублей  за  счет  средств
разбивкой по этапам     областного  бюджета  Ульяновской  области,  в   том
                        числе по этапам:
                        I этап (2012 год) - 4000,0 тыс. рублей;
                        II этап (2013 год) - 33631,0 тыс. рублей;
                        III этап (2014 год) - 24741,0 тыс. рублей.

Основные              - Министерство   внутренней   политики    Ульяновской
исполнители             области;
мероприятий             Министерство лесного хозяйства,  природопользования
Программы               и экологии Ульяновской области;
                        Министерство   труда   и    социального    развития
                        Ульяновской области.

Показатели оценки     - правовое  поле   социально   ориентированных   НКО;
эффективности           организационные        возможности        социально
мероприятий             ориентированных НКО;
Программы               финансовая        жизнеспособность        социально
                        ориентированных НКО;
                        защита     общественных     интересов     социально
                        ориентированных НКО;
                        оказание  услуг  социально   ориентированными  НКО;
                        инфраструктура поддержки социально  ориентированных
                        НКО;
                        репутация   социально   ориентированных    НКО    в
                        обществе.

Основные понятия и термины, используемые в Программе

Гражданское общество - отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений, имеющих различную сферу реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства, совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора.

Институты гражданского общества - некоммерческие негосударственные организации: общественные объединения, профессиональные союзы, религиозные конфессии, национально-культурные автономии.

Социальное партнерство (то же, что и межсекторное взаимодействие) - совместная деятельность участников партнерства (общественных объединений, органов государственной власти, коммерческих организаций), предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников.

Гражданская инициатива - совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации общественными объединениями, профессиональными союзами, религиозными конфессиями, национально-культурными автономиями предложений по решению вопросов жизнедеятельности.

Общественная экспертиза - процедура изучения уполномоченными органами общественных объединений либо отдельным общественным объединением, профессиональным союзом, религиозной конфессией, национально-культурной автономией вопросов жизнедеятельности, проектов нормативных правовых актов.

Развитие институтов гражданского общества - правовое, политическое, экономическое и социальное содействие некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога.

Фонд местных сообществ - фонд, в котором аккумулируются и распределяются на конкурсной основе для решения задач социального развития территории средства из местного бюджета и внебюджетных источников.

1. Введение. Характеристика проблем, на решение
которых направлена Программа

Одной из стратегических целей развития Ульяновской области, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), является переход к инновационной социально ориентированной модели развития, что подразумевает особое внимание не только к технологическим, но и, в первую очередь, - к социальным инновациям, определяет приоритетность вопросов развития человеческого капитала, развития институтов гражданского общества и социального партнерства.

Реализация данных направлений невозможна без активного участия общественности в решении социально-экономических задач региона. Исследования показывают, что в развитых странах активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал. Гражданская инициатива является тем самым элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.

Институты гражданского общества в Ульяновской области имеют необходимый интеллектуальный потенциал и конструктивный настрой, чтобы внести свой вклад в поддержку процессов консолидации всего общества и объединение его общим стремлением к достижению поставленных в Стратегии целей. Общественному сектору необходимо объективно и четко, исходя из его особенностей и возможностей, определить свое место для участия в решении приоритетных и актуальных задач, вставших перед регионом, найти свои, наиболее эффективные для этой работы, методы и формы.

На 1 июня 2011 года в Ульяновской области осуществляют свою уставную деятельность 1358 НКО, обеспечивающих выполнение общественно значимых функций в различных сферах деятельности.

Общие свойства НКО заключаются в том, что предметом их деятельности является нематериальная сфера с проявлением результатов и социально-экономических последствий этой деятельности, как правило, в долгосрочной перспективе.

Место и роль НКО в системе взаимодействия с органами государственной власти Ульяновской области, с коммерческими организациями, населением определяются федеральным и областным законодательством. Значительное изменение потенциала развития некоммерческого сектора произошло в связи с наделением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по поддержке социально ориентированных НКО и принятием Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".

Управляемое и эффективное развитие социально ориентированных НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности является:

1) одним из организационных условий развития институтов гражданского общества. Так, создание любой НКО в соответствии с законодательством (товарищество собственников жилья, саморегулируемая организация и т.д.) автоматически формирует совокупность прав и обязанностей этого субъекта деятельности, возможность передачи этих прав и обязанностей от государства населению, возможность более широкой защиты конституционных прав соответствующих социальных групп населения;

2) одним из методов реализации государственно-частного партнерства, в котором НКО могут являться носителями интересов различных социальных групп населения и партнерами в выполнении общественно значимых функций в публичной сфере через участие в государственном и муниципальном социальном заказе, в аутсорсинге отдельных административных функций;

3) одной из форм активизации продуктивной деятельности граждан, ориентированных на создание полезных и востребованных социальных услуг и защиту своих прав, а не на извлечение прибыли.

По данным социологического исследования, проведенного Федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением "Ульяновский государственный университет", в деятельности НКО в Ульяновской области участвуют 3 процента опрошенных людей. При этом помощью НКО пользовались 13,2 процента населения, принимали участие в мероприятиях НКО - 11,1 процента опрошенных. Проявляют интерес к деятельности НКО - 18,4 процента респондентов, а положительный ответ на вопрос "Хотели бы вы участвовать в общественной жизни?" дали 24 процента опрошенных. Эти данные говорят о значительном потенциале развития некоммерческого сектора.

Эффективной реализации потенциала НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности препятствует ряд проблем, основными из которых являются:

недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности;

разрозненность и сравнительно небольшой опыт отстаивания собственных объединенных интересов;

слабо развитая инфраструктура поддержки деятельности НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности;

отсутствие механизмов распространения новых подходов и передового опыта в решении НКО социально значимых проблем региона;

неравномерный профессионализм и недостаточный уровень качества экспертной деятельности внутри самого некоммерческого сектора;

отсутствие массовой общественной поддержки деятельности НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности со стороны граждан;

отсутствие действенных механизмов продвижения результатов деятельности институтов гражданского общества среди населения Ульяновской области, а также исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, коммерческих организаций и средств массовой информации (далее - СМИ).

Некоторые данные пилотного исследования НКО Ульяновской области: среднее количество штатных работников - 1 человек; среднее количество совместителей, работающих в НКО, - 6 человек; среднее количество постоянных добровольцев - 10 человек, а временных - 30 человек.

Достаточно редко НКО участвуют в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, это связано, в первую очередь, с финансовыми трудностями НКО.

Интернет-ресурсами располагают 60 процентов опрошенных НКО, при этом самыми популярными являются следующие ресурсы: собственный сайт (у 40 процентов НКО) и группы в социальных сетях (также у 40 процентов НКО). Но при этом у большинства НКО сайты в "замороженном" состоянии, то есть не обновляются регулярно. Взаимосвязи с печатными и телевизионными СМИ носят эпизодический характер.

В целом в Ульяновской области сохраняется тенденция снижения активности НКО. Так, среднее количество социальных проектов, разработанных и реализованных в 2010 году НКО, составляет - 6 единиц, а в первое полугодие 2011 года этот показатель немного снизился. При этом процент участия целевой группы в этих же проектах снижается достаточно резко, по средним показателям практически в 3,5 раза.

Результаты анализа современного состояния институтов гражданского общества свидетельствуют о том, что некоммерческий сектор сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

В этих условиях необходимы меры по системной поддержке социально ориентированных НКО на всех уровнях (региональном, муниципальном), по развитию межсекторного и внутрисекторного взаимодействия, поддержке "низовой" активности населения.

Требует решения сохраняющаяся проблема неудовлетворенной потребности как самих НКО, так и населения Ульяновской области в широком освещении социально направленной деятельности и социальных инициатив некоммерческого сектора.

Некоммерческий сектор, являясь важной составляющей гражданского общества, призван мобильно и эффективно реагировать на вновь возникающие проблемы и запросы населения Ульяновской области, возрастающие запросы населения к качеству предоставляемых социальных услуг.

В настоящее время этого не происходит. Более того, для некоммерческого сектора характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с целевой аудиторией.

Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования социальных и благотворительных программ НКО коммерческими организациями, а также практика использования в решении социальных проблем механизмов государственно-частного партнерства.

Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере развития социально ориентированного сегмента некоммерческого сектора в том числе добровольчества. Без этого решения проблемы и противоречия в некоммерческом секторе не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие региона.

По-прежнему бессистемный характер будет носить работа с НКО разных направлений деятельности (благотворительных, правозащитных и других).

Сохранятся проблемы низкой гражданской активности населения, неся негативный потенциал для нового поколения россиян.

Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в некоммерческом секторе Ульяновской области.

Таким образом, проблема требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода.

Использование этого метода предполагает создание целевой программы с обеспечением единства ее четко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения.

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед Ульяновской областью в 2012 - 2014 годах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»