Недействующий



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 1998 г. N 98



Об утверждении временного Положения о порядке изъятия, предоставления, продажи земельных участков и другим вопросам регулирования земельных отношений на территории Ульяновской области


В соответствии со статьей 23 п. 2 Устава Ульяновской области, постановляю:

1. Утвердить Временное положение о порядке изъятия, предоставления, продажи земельных участков и другим вопросам регулирования земельных отношений на территории области (прилагается).

2. Городским, районным, поселковым и сельским администрациям области руководствоваться настоящим Положением при решении вопросов земельных отношений на подведомственной территории с учетом местных условий.

3. Считать утратившим силу постановление Главы администрации от 25.10.93 N 326 "Об утверждении Примерного порядка изъятия и предоставления земельных участков на землях городов районного подчинения, рабочих поселков и сельских населенных пунктов Ульяновской области и Примерного порядка изъятия и предоставления земельных участков в городах областного подчинения области".

4. Просить Законодательное Собрание области отменить решение малого Совета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 20.07.93 N 164 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное, межрегиональное и областное значение".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Яроша В. Ф.



 Глава администрации области
                                   Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ




                                        Утверждено
                              постановлением Главы
                              администрации области
                                   от 09.06.98 N 98



ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ПРОДАЖИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ДРУГИМ ВОПРОСАМ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


  

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Временное Положение (далее Положение) разработано в соответствии с Указом Президента РФ N 2162 от 16.12.93 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", определяет правовой порядок предоставления земель для несельскохозяйственных и других нужд и действует до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельные участки могут быть изъяты и предоставлены в соответствии с настоящим Положением юридическим лицам и гражданам для целей строительства, реконструкции, расширения объектов, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства, установки временных зданий и сооружений, а также проведения изыскательских работ и других целей.

Настоящее Положение распространяется на все земли, независимо от того, в чьем владении, пользовании и распоряжении они находятся.

Территориальные границы земельного участка устанавливаются на основании распоряжения (постановления) администрации Ульяновской области, исполнительных органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной п. 2.1. - 2.4. настоящего Временного Положения о предоставлении земли, и определяется в натуре (на местности) межеванием.

В результате проведения землеустроительных работ комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают собственникам, пользователям, владельцам, арендаторам земель документы, удостоверяющие право на землю.

1.2. Земельные участки на территории Ульяновской области предоставляются гражданам в собственность, бесплатно - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в пределах норм, установленных органами власти.

В остальных случаях они предоставляются в бессрочное (постоянное), временное пользование, аренду или выкупаются в установленном порядке.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным организациям, иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются только на условиях аренды.

Арендодателем земельного участка может быть собственник земли или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во временное пользование земельные участки передаются по решению исполнительного органа местного самоуправления гражданам и юридическим лицам собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами этих земель по договору временного пользования земельным участком, который до создания учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрируется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города). Предельный срок временного пользования - три года.

1.3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около жилого дома могут быть предоставлены в меньшем размере установленной предельной нормы. Дополнительные площади, до установленной местной администрацией нормы предоставляются за пределами жилой зоны населенного пункта из земель, находящихся в ведении сельской администрации. Собственники земельных долей вправе расширить до установленного исполнительным органом местного самоуправления размера земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства за счет земельной доли.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства при прочих равных условиях предоставляются в первую очередь гражданам, постоянно проживающим по месту нахождения участков.

Для других видов строительства, реконструкции, расширения объектов, установки временных зданий и сооружений размеры земельных участков принимаются в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и нормами отвода земель для этих целей.

1.4. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании закона и установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, осуществляется в пределах, определяемых его назначением.

1.5. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении участка.

1.6. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе продавать его, дарить, и иным способом отчуждать его. Залог права бессрочного (постоянного) пользования и сдача в аренду пользователем земельного участка, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования, допускается с разрешения собственника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. При оформлении предоставления земель для расширения существующих объектов проверяется использование ранее отведенных земель, изучается возможность размещения объекта на существующей территории, состояние работ по рекультивации нарушенных земель.

1.8. Земельные участки под разработку общераспространенных полезных ископаемых открытым способом и добычу торфа предоставляются, как правило, во временное пользование или в аренду после рекультивации ранее отведенных земельных участков для этих целей, и возврата их прежним землепользователям.

1.9. Изъятие и (или) предоставление земельных участков для строительства, реконструкции, расширения объектов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для данной территории градостроительными нормами.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам.

При размещении объектов в соответствии с утвержденными генеральными планами и проектной документацией на строительство, изъятие и предоставление земельных участков производится в одну стадию без предварительного согласования места размещения объекта.

При отсутствии генерального плана, или размещения объекта не в состоянии с градостроительной документацией предоставление земельных участков производится в две стадии: предварительное согласование места размещения объекта (расширения, реконструкции), являющееся основанием для проведения проектно - изыскательских работ; изъятие и предоставление земельного участка на основании утвержденного проекта застройки.

1.10. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются, как правило, земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего по кадастровой оценке качества. Из земель лесного фонда для указанных целей предоставляются земельные участки в соответствии с Лесным кодексом.

1.11. Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Изъятие особо ценных продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно - исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно - заповедного фонда и историко - культурного назначения и других, особо охраняемых территорий, не допускается.

1.12. Материалы по изъятию, предоставлению, продаже земельных участков и другим вопросам регулирования земельных отношений формируются в землеустроительные дела, которые готовятся организациями или гражданами, имеющими лицензию на выполнение землеустроительных работ. В состав землеустроительных дел включаются материалы предварительного согласования места размещения объекта.

В случае отвода под объект земель нескольких административных районов землеустроительные дела оформляются по каждому из районов.

1.13. Приступать к освоению земельных участков разрешается после установления их границ в натуре (на местности), выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, аренды или пользования на этот участок, возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, а также потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и разрешения органов архитектуры на строительство.

1.14. Убытки собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель, а также потери сельскохозяйственного производства определяются в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1176.



2. ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ВО ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ,
А ТАКЖЕ ПЕРЕДАЧИ ИХ В СОБСТВЕННОСТЬ


2.1. Сельские, поселковые администрации изымают, предоставляют в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты населенных пунктов, а также из других земель, находящихся в их ведении для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, под размещение объектов социальной сферы и производственных объектом местного значения.

2.2. Городские администрации изымают, предоставляют в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, находящихся в их ведении для жилищного строительства, размещения производственных и промышленных объектов местного значения, а также строительства объектов социальной сферы.

2.3. Районные администрации (кроме районных администраций в городах) изымают, предоставляют в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из земель за пределами населенных пунктов для размещения производственных объектов местного значения жилищного строительства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства, огородничества и животноводства, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций, учреждений, строительства линейных сооружений, добычи общераспространенных полезных ископаемых, торфа и других целей.

2.4. Администрация Ульяновской области, по согласованию с местными администрациями, изымает, предоставляет земельные участки: для строительства объектов, имеющих областное, межрегиональное и федеральное значение совместным предприятиям с участием российских и иностранных юридических лиц, иностранным юридическим лицам и гражданам, международным организациям; при продаже земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения.

2.5. Перевод лесных земель в нелесные (включая леса на землях сельскохозяйственного назначения и других категорий земель) для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится: в лесах первой группы - в исключительных случаях, в связи с обнаружением под участком месторождения ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры, здравоохранения, образования, а также дорог, линий электропередач и магистральных трубопроводов с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с администрацией Ульяновской области; в лесах второй группы - распоряжением администрации области.

Аренда земель лесного фонда регулируется Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. N 345 и Лесным кодексом Российской Федерации.



3. ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА
РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА


3.1. Юридические лица и граждане, заинтересованные в строительстве или расширении объектов, обращаются в местную администрацию, обладающую в соответствии с пунктами 2.1. - 2.4. настоящего Положения правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения. К ходатайству прилагаются: пояснительная записка с изложением характеристики объекта, обоснованием необходимости строительства, расчеты по укрупненным показателям мощности объекта, примерные размеры испрашиваемого земельного участка, сроков и вида пользования.

До момента предварительного согласования места размещения объекта должны быть выполнены предпроектные работы, обосновывающие возможность размещения, на этой территории данного объекта.

К заявке о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагается лицензия (разрешение) на право пользования недрами.

3.2. Для согласования места размещения объектов, имеющих федеральное, межрегиональное и областное значение, а также при предоставлении земель в случаях, указанных в пункте 2.4. настоящего Положения, материалы представляются в администрацию области.

3.3. Администрация области, исполнительный орган местного самоуправления, в соответствии с их компетенцией, решают вопрос о целесообразности строительства или расширения объекта, принимают решение о начале работ по определению места расположения объекта или дают отказ в его размещении.

Для проведения работ по выбору земельных участков при администрации области, города, района создается постоянно действующая комиссия в составе: председателя (заместителя) главы администрации и членов комиссии - председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству, главный архитектор, председатель комитета по охране окружающей среды, представителей санитарного и пожарного надзора и при необходимости с включением других служб в зависимости от специфики объектов и других факторов.

3.4. В определенных законодательством Российской Федерации случаях местная администрация информирует население, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов о возможном (предстоящем) изъятии и предоставлении земельных участков для размещения объектов, деятельность которых затрагивает их интересы, выясняет их мнение по данному вопросу через местные референдумы, собрания, сходы граждан и учитывает его при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

При решении вопросов о размещении объекта комиссией рассматриваются варианты ТЭО, из которых выбирается оптимальный, определяющий наиболее рациональное использование территории, финансовых затрат и условий безопасности для населения.

Результаты работ оформляются актом выбора земельного участка, который приобщается в землеустроительное дело.

3.5. К материалам по выбору земельного участка прилагаются:

- справка комитета по геологии и использованию недр (Ульяновсгеолком) об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при наличии - разрешение этого комитета и органов госгортехнадзора на застройку данного участка; заключения собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи интересы затрагиваются предполагаемым отводом, в соответствии с их Уставами, Положениями; решение соответствующей местной администрации о согласовании земельного участка под размещение объекта;

- акт на возмещение убытков сельскохозяйственного производства, включая упущенную выгоду;

- акт определения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства;

- картографический материал (выкопировка из генерального плана, плана землепользования и др.) с нанесенными на них вариантами размещения объекта с указанием границ со смежными землями собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подписанный членами комиссии и заинтересованными организациями;

- экспликации земель по каждому собственнику, землевладельцу, землепользователю и арендатору с указанием площади изымаемых земель;

- протокол о намерениях между продавцом - собственником земли и покупателем о совершении сделки продажи земельного участка для размещения объекта;

В состав материалов по выбору земельного участка должны быть включены сведения об ограничениях и обременениях (сервитутах) по использованию выбираемого земельного участка и непосредственно примыкающих к нему.

3.6. Материалы предварительного согласования размещения объектов федерального, межрегионального и областного значения дополнительно согласовываются с иными органами государственной власти, в пределах их компетенции (комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по охране природы, главное управление архитектуры и градостроительства, комитет по геологии и использованию недр, санитарно - эпидемиологический центр, противопожарная и аварийно - спасательная служба, главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).

3.7. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются постановлением (распоряжением) местной администрации или администрацией области. Решение является основанием для проведения проектно - изыскательских работ.

3.8. Предварительно согласованный для размещения объекта земельный участок до принятия решения об его изъятии, выкупе или истечении срока предварительного согласования используется собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором без изменения целевого назначения и режима его использования.

3.9. Предварительное согласование места размещения объекта для проведения проектно - изыскательских работ действительно в течении трех лет. Указанный срок может быть продлен органами, которые принимают решение о предварительном согласовании.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»