Письмо Национального Банка Республики Татарстан
от 18 июля  1997 г. N 55/13-328



По фактам, изложенным в представлении Прокуратуры РТ правительству республики (N 7/3-311-97 от 28.04.97 г.) отдельными банковскими учреждениями республики допускаются серьезные нарушения требований законодательства при перечислении налоговых и иных обязательных платежей налогоплательщиков в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, а также обеспечении порядка при обращении наличных денежных средств.

В целях устранения выявленных и недопущения впредь подобных или иного рода нарушений Национальный банк РТ направляет для ознакомления информацию о результатах проверок, проведенных органами прокуратуры.

Материалы проверок свидетельствуют, что многие коммерческие банки в нарушение требований ст. 849 ГК РФ и действующих других нормативных актов надлежаще не выполняют свои обязанности по своевременному и полному перечислению средств налогоплательщиков не позже следующего дня, незаконно задерживая у себя направляемые средства, увеличивая тем самым объемы непоступлений в бюджеты. Недоимка, по данным налоговых органов, за 1996 год составила 2,9 трлн. рублей, в первом квартале 1997 года - 3,8 трлн. рублей. По вине коммерческих банков в 1996 году допущен 15232, в текущем году - 2651 случай задержек перечислений и в бюджеты и внебюджетные фонды. Только по этой причине своевременно не поступило более 383 млрд. рублей. В текущем году допущено 2637 случаев задержек перечислений на 30 и более дней, имеются факты задержек в течение нескольких месяцев. Например, Елабужским филиалом межрегионального народного банка "Континент" допущено 128 случаев несвоевременного перечисления средств, задержки составили от 4 до 329 дней, а одно из инкассовых поручений налоговой инспекции от 6 февраля 1996 года о перечислении со счета Елабужских электрических сетей 7,2 млн. рублей в Дорожный фонд не исполнялось более года. До 200 - 300 дней задерживал перечисляемые суммы Зеленодольский филиал Татсоцбанка. По четыре - пять месяцев не исполнялись платежные поручения предприятий "Магздол", "Союз", "Березка" и некоторых других о перечислении налогов Зеленодольским отделением Татпромстройбанка. До 90 - 170 дней задерживало исполнение платежных поручений акционерных обществ "Агрохимсервис", "Кулагинское ХПП" Кайбицкое отделение Татагропромбанка. Около 140 случаев задержек перечислений в бюджеты было допущено коммерческими банками на территории Октябрьского района, в результате чего своевременно не поступило более 1 млрд. рублей от налогоплательщиков этого района. Подобные нарушения были также допущены банками, в основном - отделениями Татагропромбанка и банка "Татарстан", в Алькеевском, Тюлячинском, Аксубаевском и некоторых других районах.

Особенно много таких нарушений допускается банковскими учреждениями в гг. Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Зеленодольске, Лениногорске, Нижнекамске. Например, коммерческими банками г. Н. Челны в 1161 случаев были несвоевременно исполнены платежные поручения налогоплательщиков Тукаевского района, в результате чего в бюджеты не поступило в установленные сроки более 4 млрд. рублей. Наиболее крупные задержки при этом были допущены "Каминбанком", филиалом N 4 МНБ "Континент", КБ "Урожай", отделением Татпромстройбанка, в связи с чем руководители этих банков были неоднократно привлечены к административной ответственности в объеме 50 - 100-кратных минимальных размеров оплаты труда.

Всего за задержки платежей на эти банки начислены пени на общую сумму 2,6 млрд. рублей, на руководителей банков наложены административные штрафы на общую сумму 21,2 млрд. рублей.

В г. Казани допущено 2917 случаев задержек перечислений на сумму более 30,8 млрд. рублей, за что к банкам предъявлены санкции на 6,2 млрд. рублей. По фактам нарушений порядка перечислений платежей к административной ответственности привлечено 26 должностных лиц с наложением штрафов в сумме 72,1 млн. рублей, из которых взыскано 67 млн. рублей. Систематические и наиболее крупные задержки платежей допускали Татпромстройбанк и Ленинское отделение этого банка (только в первом квартале т.г. - 49,1 млрд. рублей), Татсоцбанк и его филиалы "Партнер", "Капитал" и "Дербышки", Казбизнесбанк. В связи с неудовлетворительным выполнением банковских операций в первом квартале приняты решения о закрытии филиалов Татсоцбанка "Партнер" и "Капитал", у Казбизнесбанка отозвана лицензия на проведение банковских операций.

Отдельные коммерческие банки, грубо нарушая действующую очередность проведения платежей, по-прежнему нередко направляют средства, поступающие на счета клиентов, имеющих задолженность перед бюджетом, на погашение их кредитных задолженностей перед банком, задолженность перед партнерами или иных их расходов. Так, Новошешминское отделение Татагропромбанка в феврале т.г. поступившие на счет МСО средства в сумме 30,8 млн. рублей при наличии бюджетных задолженностей направило на погашение процентов по кредиту. Аналогичные нарушения этим учреждением допускались и ранее, когда также были погашены кредитные долги этого объединения в сумме 41,8 млн. рублей, а также средства АО "Новая Шешма", "Агрохимсервис" при наличии других обязательств полностью направлялись только на выплату заработной платы. За допущенные нарушения на отделение банка начислены пени на сумму 213 млн. рублей, управляющий отделением привлечен к административной ответственности.

Сабинское отделение Татагропромбанка также половину поступающих на счет ПМК-159 средств направляло на погашение кредита банка.

Аналогичные нарушения допущены Кукморским отделением Татагропромбанка, рядом банков в г. Заинске, в связи с чем на эти учреждения начислены крупные пени.

Филиалом "Атлант" КБ "Заречье" часть поступившей в 1996 году выручки треста "Строймеханизация-3" в сумме 9,3 млрд. рублей также была направлена на погашение кредита и процентов по нему. Материалы направлены в ГНИ по Ново-Савиновскому району для принятия мер.

Наличие нескольких расчетных счетов отдельные налогоплательщики используют для уклонения от своевременной уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Например, Мамадышское РПУ БОН, имея задолженность в Пенсионный фонд и находясь на картотеке в местном отделении Татагропромбанка, активно проводил текущие расчеты через счет в филиале комбанка "Заречье", о чем внесено представление Прокуратурой об усилении контроля со стороны налоговых органов за деятельностью банков по этому вопросу.

Многочисленные нарушения законности по-прежнему допускаются в сфере оборота наличных денежных средств. Вопреки требованиям Указа Президента РТ от 27 июля 1996 г. N УП-454 "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств" и необходимости обеспечения обязательного обращения наличных денежных средств через банковские учреждения, многие из коммерческих банков не принимают надлежащих мер к обеспечению безусловного соблюдения требований законности, мало проводят проверок по этим вопросам или проводят их формально, не охватывают проверками всех клиентов. Например, Аксубаевским отделением Татагропромбанка из 196 клиентов проверены в 1996 году всего 60, у 31 из них выявлены нарушения, для принятия мер в налоговую инспекцию направлены всего семь материалов, по которым к административной ответственности привлечены четыре должностных лица. Зеленодольским отделением Татсоцбанка за весь 1996 год проведены по указанным вопросам четыре проверки, нарушений не обнаружено. АКИ-банком проверены из общего числа клиентов всего 3,9%. В Октябрьском районе, в основном, только налоговая инспекция проводила проверки по этим вопросам, коммерческие банки материалы в налоговую инспекцию для рассмотрения по существу не передавали.

Факты непередачи материалов в ГНИ по выявленным нарушениям и оставления нарушителей без должного наказания допустили в Тукаевском отделении Татагропромбанка (из 33 переданы всего 21), АКИ-банке (при общей сумме выявленных нарушений в 67,6 млн. рублей в ГНИ материалы не были направлены). Факты незаконного освобождения виновных от административной ответственности, вопреки положениям ст. 22 КоАП РФ, были допущены также ГКБ "Автоградбанк", Каминбанком, Набережно-Челнинскими отделениями Татпромстройбанка и КМБ "Аверс". Руководителям вышеуказанных банковских учреждений внесены представления с требованием принять меры к устранению и предупреждению выявленных нарушений, в отношении 12 должностных лиц возбуждены производства об административных правонарушениях и поставлен вопрос о привлечении их к административной ответственности.

По-прежнему имеются еще факты неустановления коммерческими банками и хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы лимитов остатка денежной наличности в кассе и нарушения норм расходования наличных денег из выручки. Например,отделением Татпромстройбанка в Н. Челны лимиты не были установлены 6, Каминбанком - 33, АКИ-банком - 45 хозяйствующим субъектам, автомеханический завод, ПО "Здоровье", ТОО "Ташкын", "Эдгюр", физкультурно-оздоровительное объединение, АООТ "ЗЯБ" и некоторые другие допускали факты превышения лимита кассы, норм расходования наличных средств. Факты превышения норм расходования были допущены также Алексеевским и Кулангинским потребительскими обществами, Зеленодольским горпищекомбинатом и Васильевским лесокомбинатом, АО "Полимерфото", КПХФО "Татхимфармпрепараты" и некоторыми другими.

Пользуясь попустительством со стороны банковских органов, некоторые предприятия - Менделеевское "Торгово-производственное предприятие", АООТ "Татсиб" в Елабуге, АООТ "Раифа", "Куйбышевская сельхозтехника", "Спасское АТП", АО "Полимерфото", "Болгарагропромснаб", "Спасское МСО" и некоторые другие в отдельные месяца вообще не сдавали выручку, расходуя ее полностью на собственные нужды. По результатам проверок приняты меры к привлечению виновных к административной ответственности, внесены представления с требованием устранить выявленные нарушения и принять меры к предупреждению.

Одной из причин несоблюдения лимита кассовых остатков и сверхнормативного расходования собирающихся средств является неудовлетворительное исполнение до настоящего времени хозяйствующими субъектами требования п. 4 Указа Президента РТ от 27 июля 1996 года N УП-454 "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств" об обязательном инкассировании и перевозке денежных средств всеми предприятиями республики вне зависимости от организационно-правовых форм исключительно через Татарское республиканское управление инкассации. По данным Управления, только в г. Казани более 200 предприятий, имея договоры, не производят инкассацию своих денежных средств установленным образом, а более 80 предприятий вообще не заключали эти договоры или расторгли их (АО "Холод" и некоторые другие).

В связи с вышеизложенным, Национальный банк Республики Татарстан считает необходимым:

- усилить контроль со стороны комбанков по соблюдению хозорганами порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, организуя работу в тесном контакте с налоговыми органами, неукоснительно выполняя требования Указов Президента РТ от 27.07.96 г. N УП-454, от 7.05.97 г. N УП-227;

- обеспечить выполнение установленного Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 порядка открытия налогоплательщика расчетного или иных счетов.



Заместитель Председателя Национального
Банка Республики Татарстан                                  И.Ш.Тукмаков

          

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»