Недействующий

   

Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по
управлению государственным имуществом
от 5 апреля 1999 г. N 111
"Об утверждении Временного Методического положения по оценке
стоимости имущественного комплекса при приватизации государственных
(республиканских и коммунальных) предприятий в Республике Татарстан"

В целях приведения нормативных правовых актов о приватизации в соответствие с Законом Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" и до утверждения Кабинетом Министров Республики Татарстан Методического положения по оценке стоимости имущественного комплекса при приватизации государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в Республике Татарстан Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Временное Методическое положение по оценке стоимости имущественного комплекса при приватизации государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в Республике Татарстан.

2. Методическое положение по оценке стоимости имущественного комплекса при приватизации государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в Республике Татарстан, утвержденное Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по приватизации государственного имущества от 25.12.1995 г. N 118 с последующими изменениями и дополнениями, считать утратившим силу.

Председатель Государственного комитета
Республики Татарстан по управлению
государственным имуществом                                    Д.М.Бикбов


Временное Методическое положение
по оценке стоимости имущественного комплекса при приватизации
государственных (республиканских и коммунальных) предприятий
в Республике Татарстан
(утверждено постановлением ГКИ РТ от 5 апреля 1999 г. N 111)

I. Общие положения

1.1. Временное Методическое положение (далее - Методическое положение) разработано в соответствии с Законом Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" и устанавливает способы и порядок определения оценочной стоимости и величины уставных капиталов приватизируемых предприятий.

1.2. Методическое положение предусматривает оценку стоимости имущества предприятия как единого имущественного комплекса производственных фондов и других активов (включая объекты непроизводственного назначения), находящихся в его хозяйственном ведении.

1.3. Оценка имущества осуществляется на основе данных полной инвентаризации, проводимой в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 г. N 49, а также настоящим Методическим положением.

Оценка имущества проводится независимым оценщиком за исключением случаев, предусмотренных настоящим Методическим положением.

Дата оценки (приватизации) определяется на первое число месяца, следующего за кварталом принятия решения о приватизации.

Материалы оценки имущества представляются комиссией по приватизации в составе плана приватизации государственных предприятий для рассмотрения и утверждения Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом (далее Госкомитет), а по коммунальным предприятиям - соответствующими комитетами по управлению коммунальным имуществом городов и районов Республики Татарстан (далее - местные комитеты), которые в случае необходимости могут назначить повторную оценку или инвентаризацию имущества предприятия.

Ответственность за достоверность проведения инвентаризации имущества несут руководитель и главный бухгалтер приватизируемого предприятия, а за достоверность оценки стоимости имущества - комиссия по приватизации, независимый оценщик, аудитор согласно действующему законодательству.

II. Состав оцениваемого имущества предприятия

В состав оцениваемого имущества предприятия включаются внеоборотные и оборотные активы. При этом из состава имущества по решению Госкомитета (местного комитета) выделяются объекты, остающиеся в государственной собственности (не вошедшие в уставный капитал преобразованного предприятия):

- объекты незавершенного строительства (расположенные за территорией предприятия, и при отсутствии средств на продолжение строительства);

- неустановленное (излишнее) оборудование;

- долгосрочные финансовые вложения;

- валюта на замороженных счетах во Внешэкономбанке СССР в 1992 г.;

- излишки административно-бытовых, производственных и складских площадей;

- объекты социальной сферы, в том числе жилье;

- другие объекты, имеющие особый порядок приватизации.

Указанные объекты в установленном порядке могут быть переданы преобразованному предприятию в доверительное управление, долгосрочную аренду, безвозмездное пользование, либо реализованы (проданы) другим юридическим или физическим лицам.

Перечень выделенных из имущественного комплекса предприятия и остающихся в государственной собственности объектов с расшифровкой инвентарного номера, наименования объекта, площади, первоначальной балансовой стоимости, износа, остаточной балансовой стоимости на дату оценки, адреса, прикладывается к плану приватизации.

III. Определение оценочной стоимости приватизируемого
имущества предприятия

3.1. Особенности оценки отдельных видов имущества и статей актива баланса.

3.1.1. Внеоборотные активы:

а) нематериальные активы оцениваются по балансовой стоимости с исключением начисленной амортизации (акт по форме согласно приложению 1 к настоящему Методическому положению);

б) основные средства оцениваются, исходя из их балансовой стоимости, определяемой по бухгалтерскому балансу, в котором отражены результаты переоценки основных средств, произведенной предприятием на последнюю отчетную дату, предшествующую дате приватизации. При этом, полная восстановительная стоимость объектов недвижимости определяется на основании отчета независимого оценщика, имеющего лицензию Госкомитета.

Балансовая стоимость основных средств, выявленных при инвентаризации как неучтенные, определяется экспертным путем.

Основные средства (кроме объектов недвижимости) с износом более 95 процентов, находящиеся в эксплуатации, оцениваются экспертным путем, но не менее 5 процентов от первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости. Объекты недвижимости с износом более 90 процентов, находящиеся в эксплуатации, оцениваются экспертным путем, но не менее 10 процентов от первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости.

Амортизация (износ) основных средств пересчитывается, исходя из норм амортизации объектов основных средств на дату приватизации.

Остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения восстановительной стоимости на сумму износа. Результаты оценки основных средств отражаются в акте по форме согласно приложению 2 к настоящему Методическому положению;

в) земельные участки оцениваются согласно действующего законодательства (акт по форме согласно приложению 3 к настоящему Методическому положению);

г) капитальные вложения и авансы оцениваются исходя из балансовой стоимости на дату приватизации на основании материалов инвентаризации. При этом:

- незавершенное строительство оценивается, исходя из фактических затрат, по данным баланса, увеличенным на соответствующие коэффициенты (индексы) цен по капитальным вложениям с даты последней переоценки на дату приватизации с учетом износа (воздействия природно-климатических условий и морального износа), определяемого экспертным путем (акт по форме согласно приложению 4 к настоящему Методическому положению);

- неустановленное оборудование оценивается, исходя из балансовой стоимости на дату приватизации (акт по форме согласно приложению 5 к настоящему Методическому положению);

д) долгосрочные финансовые вложения оцениваются по балансовым данным с учетом приносимого ими дохода, определяемого по данным соответствующих договоров, а ценные бумаги оцениваются по курсовой стоимости, но не ниже их номинальной стоимости (акт по форме согласно приложению 6 к настоящему Методическому положению);

е) прочие статьи по разделу баланса "Внеоборотные активы" оцениваются по фактическим балансовым данным.

3.2.2. Оборотные активы.

Оборотные активы (кроме дебиторской задолженности и валютных средств) оцениваются на дату приватизации по балансовой стоимости:

а) дебиторская задолженность оценивается по балансовой стоимости на дату оценки имущества предприятия. Комиссия но приватизации осуществляет анализ дебиторской задолженности с целью выявления безнадежной задолженности (по сроку давности, ликвидации должника и по другим причинам). Результат анализа и решение комиссии о величине дебиторской задолженности, передаваемой в составе приватизируемого имущества, оформляется актом по форме согласно приложению 7 к настоящему Методическому положению;

б) валютные счета и статьи бухгалтерского баланса предприятия в иностранной валюте оцениваются по курсу валюты на дату приватизации. Материалы переоценки должны быть предъявлены комиссии по приватизации и приложены к акту оценки стоимости имущества предприятия (акт по форме согласно приложению 8 к настоящему Методическому положению).

3.2.4. Убытки, числящиеся на балансе предприятия, подразделяются на:

а) убытки, полученные в результате хозяйственной деятельности;

б) убытки по причинам, независимым от работы предприятия.

Убытки, полученные в результате хозяйственной деятельности предприятия, должны быть перекрыты имеющимися средствами: резерва на покрытие убытков, фонда потребления и нераспределенной прибыли. Оставшаяся на балансе неперекрытая сумма убытков в стоимость имущества не включается и не увеличивает величину уставного капитала. К материалам переоценки имущества прилагается расшифровка суммы убытков, остававшейся на балансе после перекрытия специальными фондами и средствами.

3.3. Определение оценочной стоимости имущества предприятия.

Оценочная стоимость имущественного комплекса предприятия (Сик) определяется по формуле:

                          Сик = Сп + Сги, где:

Сп - оценочная стоимость приватизируемого имущества;

Сги - стоимость объектов, остающихся в государственной собственности.

Оценочная стоимость приватизируемого имущества (Сп) определяется по формуле:

             Сп = (А1 + А2) - (П2 - ФП - ДБП - РПРП), где:

А1 - оценочная стоимость внеоборотных активов, в том числе нормативная цена земельного участка;

А2 - оценочная стоимость оборотных активов;

П2 - V, VI разделы Пассива баланса ("Долгосрочные пассивы" и "Краткосрочные пассивы");

ФП - стр.650 "Фонды потребления";

ДБП - стр.640 "Доходы будущих периодов";

РПРП - стр.660 "Резервы предстоящих расходов и платежей".

Определенная таким образом оценочная стоимость приватизируемого имущества будет его начальной ценой при его продаже по конкурсу, на аукционе, при преобразовании в общество с ограниченной ответственностью (сводный акт - по форме согласно приложению 9 к настоящему Методическому положению).

3.4. Период между датой оценки имущества и датой утверждения плана приватизации Госкомитетом (местным комитетом) не может превышать 6 месяцев. В случае превышения указанного срока, решение о необходимости дополнительной оценки имущества принимается Госкомитетом (местным комитетом).

IV. Определение размера уставного капитала

4.1. При преобразовании государственных предприятий в открытые акционерные общества уставный капитал (УК) определяется по следующей формуле:

                        УК = (Сп + Ви) х К, где:

Сп - оценочная стоимость приватизируемого имущества;

Ви - вклад инвестора, осуществляемый им в установленном порядке для производственного, технологического, социального развития предприятия;

К - поправочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от величины коэффициента текущей ликвидности, исчисленного по данным бухгалтерской отчетности на дату оценки.

        +-------------------------------------------------------+
        ¦Коэффициент текущей ликвидности¦Поправочный коэффициент¦
        +-------------------------------+-----------------------¦
        ¦до 1                           ¦         0,7           ¦
        ¦от 1 до 2                      ¦         0,8           ¦
        ¦от 2 до 2,5                    ¦         0,9           ¦
        ¦свыше 2,5                      ¦         1             ¦
        +-------------------------------------------------------+

4.2. При преобразовании государственных предприятий в общество с ограниченной ответственностью уставный капитал (УК) определяется следующим образом

                             УК = Сп, где:

Сп - оценочная стоимость приватизируемого имущества.

4.3. При преобразовании государственных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности, оценочная стоимость приватизируемого имущества и размер уставного капитала определяется комиссией по приватизации по бухгалтерскому балансу, подтвержденному аудиторским заключением.

4.4. По отдельным решениям Кабинета Министров Республики Татарстан уставный капитал может быть определен по оценке бизнеса предприятия.

V. Оформление результатов оценки имущества предприятия

5.1. На основании проведенной работы комиссия по приватизации составляет акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и результаты оценки имущества предприятия, подписываемые всеми членами комиссии.

Оценочная стоимость имущества предприятия устанавливается в сводном акте оценочной стоимости имущества предприятия (акт по форме приложения N 8).

Все перечисленные акты по республиканским предприятиям рассматриваются Госкомитетом, а по коммунальным предприятиям - местными комитетами. На основании их Госкомитетом (местным комитетом) принимается решение об утверждении результатов оценки объектов приватизации, либо о повторной оценке.

Преобразование предприятия оформляется составлением учредительного (вступительного) бухгалтерского баланса на дату регистрации его устава и учредительного договора. В учредительном (вступительном) балансе стоимость имущества предприятия указывается по оценочной стоимости на дату регистрации с учетом оценки стоимости имущества на дату приватизации.

Учредительный (вступительный) бухгалтерский баланс подписывается директором и главным бухгалтером предприятия и утверждается Госкомитетом (местным комитетом).

Обязательными приложениями к актам оценки имущества предприятия являются: документы, отражающие результаты инвентаризации, заключение независимого оценщика, аудиторов (в случае привлечения их к работе комиссии).

5.2. Несоблюдение администрацией предприятия требований настоящего Методического положения является основанием для расторжения контрактов найма, заключенных с соответствующими должностными лицами.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»