Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

от 5 февраля 1992 года N 1403-XII


О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

(в ред. Закона РТ от 27.05.1998 N 1558, с изм., внесенными решением Верховного суда РТ от 14.05.2002 N 3п-1-42/2002)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 июля 2004 года на основании Закона РТ от 26.07.2004 N 43-ЗРТ.
____________________________________________________________________

Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы, порядок приватизации государственного имущества в Республике Татарстан, находящегося в республиканской собственности (республиканского имущества), в коммунальной собственности (коммунального имущества), и направлен на создание условий для развития предпринимательской деятельности, формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Понятие приватизации государственного имущества


Для целей настоящего Закона под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение в собственность физических и юридических лиц находящегося в государственной (республиканской и коммунальной) собственности имущества (объектов приватизации).

 Статья 2. Правовое регулирование приватизации государственного имущества


Правовое регулирование приватизации государственного имущества Республики Татарстан осуществляется настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

 Статья 3. Ограничение сферы действия настоящего Закона


1. Действие настоящего Закона не распространяется на:

приватизацию имущества Республики Татарстан, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;

восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано или другим способом изъято против их воли в собственность государства;

приватизацию земли;

приватизацию природных ресурсов;

приватизацию жилищного фонда;

приватизацию государственного резерва;

отношения, возникающие при распоряжении государственными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

случаи выполнения обязательств Республики Татарстан по международным договорам и договорам с Российской Федерацией и ее субъектами.

2. Участие иностранных юридических лиц и граждан в приватизации регулируется настоящим Законом, если законодательством об иностранных инвестициях не установлено иное.

3. Законами Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться суммарные квоты на покупку имущества, приобретенного в результате приватизации, а также временный запрет на перепродажу и другое отчуждение имущества.

 Статья 4. Субъекты, приобретающие право собственности в результате приватизации государственного имущества (покупатели)


1. При приватизации государственного имущества субъектами, приобретающими право собственности ( покупателями), не могут быть государственные (республиканские и коммунальные) предприятия, казенные предприятия, государственные учреждения, а также иные юридические лица, в уставных (складочных) капиталах (имуществе) которых доля государства превышает 25 процентов.

2. Обязанность доказать свое право на приобретение государственного имущества возлагается на покупателей. Если впоследствии будет установлено, что на момент отчуждения государственного имущества покупатель не имел законных прав на его покупку, сделка признается недействительной в соответствии с законодательством.

3. Перечень документов, представляемых покупателями, и порядок их представления определяется настоящим Законом и положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.

 Статья 5. Органы, уполномоченные осуществлять приватизацию государственного имущества

1. Приватизацию имущества, находящегося в республиканской собственности, осуществляет Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом (далее - Госкомитет); имущества, находящегося в коммунальной собственности - комитеты по управлению коммунальным имуществом городов и районов Республики Татарстан (далее - местные комитеты), в соответствии с их компетенцией.

2. Госкомитет в пределах своей компетенции представляет интересы государства в отношении республиканской собственности, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в республиканской собственности в соответствии с законодательством. Госкомитет вправе передавать осуществление части своих полномочий по приватизации республиканского имущества местным комитетам. Госкомитет действует на основании положения, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Госкомитет в соответствии с законодательством:

разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные настоящим Законом, другими законами, Государственной программой приватизации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации и распоряжения государственным имуществом, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных правовых актов, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства Республики Татарстан о приватизации;

от имени Республики Татарстан является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

от имени Республики Татарстан осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в республиканской собственности;

создает комиссии по приватизации;

предоставляет льготы при приватизации в соответствии с законодательством;

является продавцом имущества, в том числе долей (паев), акций, находящихся в республиканской собственности;

выдает покупателю приватизированного имущества после выполнения последним условий договора купли - продажи по оплате, а также социальных и инвестиционных условий свидетельство о регистрации акта приватизации в государственном реестре актов приватизации государственного имущества Республики Татарстан (далее - свидетельство о приватизации);

осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью местных комитетов;

в установленном порядке дает разрешение открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации республиканского имущества, вклад государства в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, на отчуждение и иное распоряжение имуществом, в том числе залог, аренду, внесение имущественных вкладов в уставные (складочные) капиталы организаций на период действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.

4. Госкомитет финансируется за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан.

Мероприятия, проводимые Госкомитетом по вопросам приватизации и развития фондового рынка, а также по иным направлениям его деятельности, финансируются за счет средств Фонда приватизации Республики Татарстан.

5. Местный комитет в пределах своей компетенции владеет, пользуется, распоряжается имуществом, находящимся в коммунальной собственности, в соответствии с законодательством.

Местный комитет действует на основании положения, разрабатываемого в соответствии с Типовым положением о комитете по управлению коммунальным имуществом, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан. Положение о местном комитете утверждается главой администрации соответствующего района (города).

Местный комитет:

представляет Госкомитету на согласование проект программы приватизации коммунального имущества, разработанный с учетом положений Государственной программы;

является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации в соответствии с законодательством;

осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в коммунальной собственности; создает комиссии по приватизации;

предоставляет льготы при приватизации в соответствии с законодательством;

является продавцом коммунального имущества, долей (паев), акций, находящихся в коммунальной собственности.

Местные комитеты финансируются за счет средств местных бюджетов. Мероприятия, проводимые местными комитетами по вопросам приватизации и развития фондового рынка, а также по иным направлениям их деятельности, финансируются из соответствующих фондов приватизации, а при отсутствии последних - за счет средств, полученных от приватизации коммунального имущества (и распоряжения им иным образом), аккумулируемых на специальных счетах местных комитетов.

Местные комитеты в своей деятельности подконтрольны Госкомитету.

 Статья 6. Полномочия государства в отношении отдельных открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации

1. В целях обеспечения безопасности Республики Татарстан, эффективности использования государственного имущества, защиты прав и законных интересов граждан Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет при преобразовании государственных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже акций открытых акционерных обществ, находящихся в республиканской собственности, могут принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права ("золотой акции") на участие Республики Татарстан в управлении указанными открытыми акционерными обществами.

2. Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают представителей государства в совет директоров (наблюдательный совет) и представителей государства в ревизионную комиссию (ревизора) открытого акционерного общества.

3. Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров, заседания совета директоров и предлагаемой повестке дня представителя государства в порядке, установленном законодательством.

4. В открытых акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, и по которым принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), представители государства участвуют в деятельности коллегиальных органов управления обществом, имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров, требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, а также право вето при принятии общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом) общества, если рассматриваемые вопросы отнесены к его компетенции, следующих решений:

о внесении изменений и дополнений в устав или утверждении устава в новой редакции;

о реорганизации общества;

о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

об изменении размера уставного капитала;

об участии общества в холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах, иных организациях;

о заключении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в соответствии с федеральным Законом "Об акционерных обществах";

о назначении (избрании) руководителя исполнительного органа общества.

5. Представители государства имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайн, а также имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг открытого акционерного общества данные об имени (наименовании) зарегистрированных в указанном реестре владельцев ценных бумаг общества, о количестве, категории (типе), номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

6. Представители государства вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении убытков в соответствии с федеральным Законом "Об акционерных обществах".

7. Представители государства являются членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества. Места представителей государства в совете директоров (наблюдательном совете) не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета). Представители государства - члены совета директоров (наблюдательного совета) имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством.

8. Представителями государства с использованием специального права ("золотой акции") назначаются государственные служащие, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.

9. Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимает орган, принявший решение о введении его в действие. Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

10. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

 Статья 7. Представление интересов Республики Татарстан в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной собственности


В целях обеспечения безопасности Республики Татарстан, эффективности использования государственного имущества, защиты прав и законных интересов граждан Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет, администрации районов и городов Республики Татарстан, местные комитеты могут принять решение о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в государственной собственности и назначить представителей государства в органы управления указанных акционерных обществ из числа государственных служащих в соответствии с нормативными правовыми актами.

 Статья 8. Порядок действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации


1. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации в Республике Татарстан, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, действуют с даты регистрации общества до момента отчуждения государством 75 процентов принадлежащих ему акций, либо не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного общества.

2. В целях защиты интересов государства открытые акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства составляет 25 и более процентов, осуществляют эмиссию акций на условиях, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. В период действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, порядок голосования на общих собраниях акционеров в открытых акционерных обществах, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 25 процентов, при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) определяется Госкомитетом.

Раздел II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

 Статья 9. Государственная программа приватизации государственного имущества Республики Татарстан, программы приватизации коммунального имущества


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»