Письмо Национального банка Республики Татарстан
от 17 мая 2000 г. N 16-1/13-114
"О результатах работы коммерческих банков и РКЦ
по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами
порядка работы с денежной наличностью за 1 квартал 2000 года"



     Национальный банк РТ рассмотрел проведенную кредитными организациями и расчетно - кассовыми центрами работу по организации контроля за соблюдением обслуживающими предприятиями условий работы с денежной наличностью за 1 квартал 2000 года и отмечает, что в этом направлении работа проведена в недостаточной мере.
     Показатель охвата предприятий проверками за 1 квартал составил в целом по республике лишь 10%, что на уровне соответствующего периода прошлого года и ниже, чем предусмотрено Положением N 14-П (12,5% за квартал).
     Незначительное количество проверок проведено такими банками, как Автоградбанк - 3,4% от количества контролируемых предприятий, Акибанк - 5%, его филиал в Альметьевске - 3,7%, Волжско - Камский банк - 3%, его филиал в г. Чистополе - 9%, Идельбанк - 3,6%, Интеркамабанк - 5,1%, Казанский - 2,6%, Казанский филиал Камского банка - 1,3%, Казанский филиал банка "Кара Алтын" - 6,7%, Энергобанк - 6%. Системой Татагропромбанка проверено всего 78 предприятий, что составляет 4,8% к числу контролируемых, причем большинство доп. офисов в 1 квартале т.г. не сделали ни одной проверки.
     Приведенные факты свидетельствуют, в первую очередь, о неисполнении комбанками возложенных на них обязанностей, а также их незаинтересованности в осуществлении государственного контроля за исполнением своими клиентами установленных правил работы с наличными деньгами.
     При попустительстве банков 321 предприятие допустило нарушения на общую сумму 13,3 млн. руб., по 155 из них сообщено в органы Госналогслужбы, что составило 48% к числу предприятий, допустивших нарушения (в 1 квартале п.г. этот показатель составлял 53%). Основные виды нарушений: превышение установленных норм расходования выручки (на 9,4 млн. руб. или 70,9% от общей суммы нарушений), превышение лимита остатка кассы (на 1,8 млн. руб. или 13,6%), нецелевой расход денежных средств, полученных в банке (на 1,5 млн. руб. или 11,3%).
     Особо следует отметить, что учреждениями банков недостаточное внимание уделяется организации последующего контроля за целевым использованием клиентами полученных в банке денежных средств, в частности на закуп сельхозпродукции. Имели место факты, когда получая значительные суммы на сельхоззакуп, то есть обналичив денежные средства в одном банке, организации закрывали счета и переходили в другие, продолжая ту же деятельность по обналичиванию денежных средств.
     В результате выдачи на закупки сельхозпродуктов в 1 квартале т.г. возросли по сравнению с 1 кварталом 1999 года в 2 раза и послужили одной из причин резкого увеличения эмиссии денег в республике (в 3,5 раза).
     Исходя из изложенного, Национальный банк Республики Татарстан обращает Ваше внимание на необходимость усиления контрольных функций со стороны банка за работой клиентов с денежной наличностью в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета Директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 года N 40, "Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 года N 14-П, а также Указами Президентов Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 и Республики Татарстан от 27 июля 1996 года N УП-454 с последующими изменениями и дополнениями.
     В том числе рекомендует повысить действенность проверок и эффективность мер воздействия на предприятия за допущенные нарушения установленного порядка налично - денежного обращения и правил ведения кассовых операций, более жестко контролировать выдачу денежных средств на закупку сельхозпродукции. В частности, в обязательном порядке проверять целевое использование средств, полученных из касс банка на эти цели (символ 46), наличие первичных оправдательных документов, а также соответствие фактической работы юридического лица деятельности, предусмотренной Устном.
     Отсутствие последующих проверок за целевым использованием полученных в кассе банка средств, а также бездействие банков по этому кругу вопросов в дальнейшем будет расценено Национальным банком РТ как содействие незаконному обналичиванию денежных средств.
     Срок представления информации о произведенных учреждениями банков проверках соблюдения порядка работы с денежной наличностью за II квартал и 1 полугодие 2000 года - не позднее 14 июля т.г.

Первый заместитель Председателя
Национального банка Республики Татарстан                      В.М.Петров

 


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»