Письмо Национального банка Республики Татарстан
от 11 февраля 1999 г. N 55/13-30



В отчетном году в республике в соответствии с указаниями Росцентрбанка и Национального банка РТ проводилась работа, направленная на ужесточение контроля со стороны кредитных учреждений и РКЦ за соблюдением предприятиями установленных правил работы с денежной наличностью. За год банками и РКЦ проверено 8081 предприятия, что на 18,4% больше, чем в 1997 году, проверками было охвачено 35,4% организаций от числа подлежащих контролю по данному вопросу (в 1997 году - 30,6%).

Наиболее активно такая работа проводилась банком "Девон-Кредит" и его филиалами, Интеркамабанком, Татэкобанком и его филиалом "Универсалбанк", банками: "Заречье", "Аверс", "Камский Горизонт", филиалом "Межкомбанка", "Автоградским" филиалом Камского банка, доп. офисами АКБ СБС-Агро: Аксубаевским, Высокогорским, Зеленодольским, Бугульминским, Нижнекамским, Мензелинским, Кукморским, Заинским, Сабинским, где проверками охвачено свыше 50% обслуживаемой клиентуры.

В то же время у целого ряда банков процент охвата проверками значительно ниже среднереспубликанского показателя, что свидетельствует об ослаблении контроля со стороны банков за деятельностью своей клиентуры.

Так, Агрызский, Азнакаевский, Актанышский, Альметьевский, Бавлинский, Вахитовский, Спасский, Сармановский, Лаишевский, Мамадышский, Уруссинский, Дрожжановский, Советский, Набережночелнинский, Чистопольский доп. офисы СБСАгро, а также Акибанк, Автоградбанк, Волжско-Камский банк проверили от 9% до 20% предприятий от количества подлежащих проверке, причем некоторые из перечисленных выше банков (Лаишевский, Кайбицкий доп. офисы СБС-Агро) в IV квартале 1998 года проверки не производили совсем. Елабужский доп. офис СБС-Агро в отчетном году не произвел ни одной проверки.

Нарушения требований порядка работы с денежной наличностью и Указа Президента РТ от 27.07.96 г. N УП-454 (с учетом изменений и дополнений, изложенных в Указе от 7.05.97 г. N УП-227) выявлены в 2059 организациях ( или в каждой четвертой) на общую сумму 100,2 млн. руб.

Характерными нарушениями по-прежнему остаются: превышение нормы расходования из выручки (69,8 млн.руб.), превышение лимита остатка кассы (18,5 млн.руб.), нецелевой расход денежных средств, полученных в банке (6 млн.руб.), несоблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами (3,4 млн.руб.).

За отчетный год по каждому второму предприятию, допустившему нарушения порядка ведения кассовых операций, материалы были направлены в налоговые органы для рассмотрения и принятия ими мер финансового и административного воздействия.

В тоже время большинство учреждений банков при выявлении нарушений продолжает ограничиваться мерами предупредительного характера, не информируя органы Госналогслужбы на местах по фактам установленных в ходе проверок нарушений.

К примеру, Азнакаевским доп. офисом СБС-Агро в 15 проверенных предприятиях установлено различных нарушений на общую сумму 2839,5 тыс.руб., а материалы проверок в налоговую инспекцию не направлялись ни по одному из них. Аналогичная ситуация и по Альметьевскому, Верхнеуслонскому, Тюлячинскому доп. офисам СБСАгро, Нижнекамскому филиалу "Ак Барс" банка, банку "Казанский".

Заслуживает внимания практика проведения совместных проверок с налоговыми, правоохранительными органами доп. офиса с. Базарные Матаки СБС-Агро, которыми проведено за год 13 совместных проверок. А в целом по республике было проведено 408 таких проверок.

Исходя из изложенного и учитывая необходимость дальнейшего улучшения организации наличного денежного оборота, Национальный банк предлагает:

- обеспечить неукоснительное выполнение рекомендаций Центрального банка России, Национального банка РТ, направленных на повышение эффективности, контроля за соблюдением предприятиями и организациями порядка ведения кассовых операций условий работы с денежной наличностью;

- в течение 1 квартала т.г. пересмотреть (установить) лимиты остатков касс и нормы расходования из выручки по обслуживаемой клиентуре;

- активизировать работу по проведению на местах проверок соблюдения условий работы с денежной наличностью, при установлении фактов нарушений материалы направлять органам Госналогслужбы, не ограничиваясь предупредительными мерами;

- чаще практиковать совместные проверки с налоговыми и правоохранительными органами;

- своевременно и качественно представлять информацию о проделанной работе по указанным вопросам. При представлении отчета просим учесть: цифровая информация должна быть представлена по разработанной ранее Нацбанком форме в тыс. руб. (см. наше письмо от 22 февраля 1997 года N 55/13-368) с обязательным приложением пояснительного текста.

Срок представления информации за 1 квартал 1999 года - не позднее 15 апреля т.г..



Первый заместитель Председателя
Национального банка Республики Татарстан                      В.М.Петров

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»