Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2012 года № 483-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года


____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 574-ПП.
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации» Правительство Мурманской области постановляет:

1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.07.2010 № 340-ПП/12 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 01.08.2012 № 395-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации , предусмотренных Программой.

Губернатор Мурманской области
                                      М. Ковтун




Приложение
к постановлению Правительства
      Мурманской области
от 01.10.2012 № 483-ПП

«Долгосрочная целевая программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП)

Постановление Правительства Мурманской области от 30.10.2009 № 510-ПП «О стратегии развития энергосбережения в Мурманской области»

Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует программа         

Повышение конкурентоспособности экономики региона

Государственный заказчик - координатор программы       

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Государственные заказчики программы

- Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;

- Министерство труда и социального развития Мурманской области;   

- Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области

Цель программы

Стимулирование ресурсосбережения и повышения энергоэффективности   

Задачи программы  

1. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов.            

2. Увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.             

3. Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Целевые показатели (индикаторы) реализации программы

1. Энергоемкость валового регионального продукта

2. Суммарная экономия топлива

3. Суммарная экономия тепловой энергии  

4. Суммарная экономия электрической энергии

5. Суммарная экономия воды

Сроки и этапы реализации программы

1 этап: 2010 - 2015 годы.  2 этап: 2016 - 2020 годы.      

Мероприятия и объемы финансирования 2 этапа будут разработаны и определены в 2013 году

Краткая характеристика программных мероприятий

Мероприятия программы направлены на создание правовых, организационных, экономических, технических и технологических условий для энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики Мурманской области            

Объемы и источники финансирования (всего, в том числе по годам реализации, тыс. рублей)

По источникам финансирования

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

Федеральный бюджет     

0,0

196 503,1

322 918,6

0,0

0,0

0,0

519 421,7

Областной бюджет

0,0

324 510,2

179 076,1

166 019,2

166 019,2

166 019,2

1 001 643,9

Внебюджетные источники

0,0

257 658,0

1 188 273,0

1 003 421,0

985 948,0

611 396,0

4 046 696,0

ИТОГО

0,0

778 671,3

1 690 267,7

1 169 440,2

1 151 967,2

777 415,2

5 567 761,6

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности    

Сокращение в 2015 году по отношению к 2007 году энергоемкости ВРП не менее чем на 30% с перспективой увеличения показателя до 40% в 2020 году.      

Достижение суммарной экономии в рамках реализации программы к 2015 году:            

- топлива - 162 тыс. т.у.т.;    

- электрической энергии - 383 тыс. МВт/ч;          

- тепловой энергии - 905 тыс. Гкал;        

- воды - 15771 тыс. м(3).    

Адрес размещения программы в сети Интернет

http://minzhkh.gov-murman.ru/efficiency/programs/

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Общие сведения


Мурманская область образована 28 мая 1938 года, является субъектом Российской Федерации (входит в состав Северо-Западного федерального округа), расположена на северо-западе европейской части России (на юго-западе граничит с Республикой Карелия, на западе и северо-западе - с Финляндией и Норвегией). Большая часть территории расположена севернее Полярного круга.

Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Занимаемая площадь - 144,9 тыс. кв. км (8,6% территории СЗФО и 0,85% РФ). Население Мурманской области по состоянию на 2012 год составляет 787579 человек, плотность населения - 5,4 чел./км?, удельный вес городского населения - 92,74%.

Климат Мурманской области арктически-умеренный, морскойи благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим мягкий по сравнению с другими северными регионами.

Кольский край характеризуется многообразием ландшафтов, уникальными экосистемами, в том числе районами, практически не затронутыми хозяйственным освоением (восточная часть области).


Энергетическая система

Основу энергосистемы Мурманской области составляют 17 гидроэлектростанций филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1», 3 блок-станции, 2 теплоэлектроцентрали - ОАО «Мурманская ТЭЦ» и Апатитская ТЭЦ филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1», филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» и сеть магистральных и распределительных ЛЭП, объединяющая генерирующие станции в энергосистему Мурманской области, которая в свою очередь входит в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России (транзиты 110 и 330кВ пропускной способностью 580 МВт). Оперативно-диспетчерское управление энергосистемой осуществляется филиалом ОАО «СО ЕЭС» Кольское РДУ.

Электроэнергетика Мурманской области обладает следующими основными характеристиками:

- наличие избыточной мощности (обеспечивается в полном объеме спрос на электроэнергию в регионе, часть электроэнергии передается как в ЕЭС России, так и в энергосистему Nordel (Норвегия, Финляндия)),

- уникальный баланс генерирующих мощностей (ГЭС 42%, АЭС 47%, ТЭЦ 9%, другие 2%).

Основные проблемы электроэнергетики Мурманской области:

- физическое и моральное старение генерирующих мощностей и электрических сетей;

- недостаточная пропускная способность электрической сети на основных транзитах, что приводит к снижению надежности электроснабжения потребителей, выдачи мощности электростанций, недоиспользованию мощности электростанций и уменьшению возможной выработки ими электроэнергии.

Для Мурманской области характерен высокий уровень централизации теплоснабжения. В Мурманске более 90% всего жилищного фонда обеспечивается теплом от 4 теплоисточников (260 - 461 Гкал/ч): Мурманской ТЭЦ (включающей, помимо собственно ТЭЦ, Южную и Восточную котельные) и Северной котельной. В г. Апатиты весь жилищный фонд подключен к Апатитской ТЭЦ. В остальных городах централизованные системы теплоснабжения запитаны от ведомственных ТЭЦ, крупных и небольших котельных, обеспечивающих более 90% потребности в тепле. На территории региона порядка 130 котельных находится в ведомственном подчинении Министерства обороны.

К проблемам систем теплоснабжения региона относятся:

- высокий уровень морального и физического износа оборудования источников и сетей теплоснабжения;

- низкая эффективность использования топлива;

- отсутствие приборного учета и эффективного регулирования потребления тепловой энергии;

- высокая доля использования мазута в качестве топлива для выработки тепловой энергии.

В сфере водоснабжения и водоотведения (канализации) на территории области по состоянию на 2010 год оказывают услуги порядка 70 организаций различных форм собственности. Для централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения населения, предприятий и организаций области используются 63 источника, в том числе 11 подземных и 52 поверхностных.

Фактическая обеспеченность населения области централизованным водоснабжением составляет 95,8%, в том числе: городское население - 100%, сельское - 91,6%. 93,7% водопотребителей области пользуется водой из поверхностных источников.

В целях успешного функционирования системы водопользования и коммунального комплекса предстоит решить следующие задачи:

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры за счет реализации целевых программ, инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;

- снижение удельного водопотребления и минимизация потерь воды на основе внедрения энергосберегающих технологий и энергоэффективной техники;

- при строительстве и модернизации объектов водопользования основополагающими являются устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциация подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения городов и сельских поселений.

Природный газ на территории Мурманской области не добывается, газоснабжение осуществляется сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ), поставляемым от компаний-производителей СУГ в область в железнодорожных цистернах.

Хранение газа осуществляется в резервуарах Мурманской и Апатитской газонаполнительных станций (ГНС), с которых осуществляется последующая доставка СУГ потребителям специализированным транспортом.

К основным проблемам газовой промышленности относятся:

- недостаточная газификация населенных пунктов региона;

- высокая степень износа основных фондов газовой промышленности, газификация которых осуществлялась в середине прошлого века;

- недостаточная степень инвестирования в развитие отрасли, в том числе низкие темпы геолого-разведочных работ при освоении месторождений континентального шельфа арктических морей.

Реализация проектов освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и планируемая газификация Мурманской области природным газом позволит создать единую газотранспортную систему и благоприятные условия для формирования всего комплекса промышленно-социальной инфраструктуры, повышения надежности энергоснабжения, развития малой энергетики, улучшения экологической ситуации на территории области.

Основными направлениями государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии установлено целевое значение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) на уровне 4,5% к 2020 году. Для достижения намеченных объемов производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии необходимо в указанный период обеспечить ввод соответствующих генерирующих объектов на территории Мурманской области.

К основным проблемам развития возобновляемой энергетики относятся:

- недостаточный уровень нормативно-технической базы, регулирующей сооружения генерирующих объектов, использующих возобновляемые источники энергии;

- недостаточная заинтересованность инвесторов в использовании местных видов топлива в региональных энергетических балансах (отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности, торф).

В системе потребления энергетических ресурсов следует выделять жилищный фонд, промышленные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

В целом система производства и потребления энергоресурсов Мурманской области характеризуется высоким потенциалом энергосбережения.

Программа ориентирована:

- на создание эффективной региональной структуры управления энергосбережением;

- на проведение мероприятий в бюджетной сфере, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;

- на создание благоприятных условий для перехода экономики на энергоэффективный путь развития;

- на усиление роли информационного воздействия на население с целью вовлечения жителей области в процесс энергосбережения.

Повышение энергоэффективности региона требует разработки и внедрения механизмов, направленных на мониторинг, управление и финансовую поддержку процесса энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях.

Реализация программы предполагается в 2 этапа.

На I этапе (2010-2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Мурманской области, включая:

- формирование системы управления энергосбережением и комплекса взаимосвязанных программных мероприятий;

- переход на расчеты за использование энергетических ресурсов по приборам учета с последующей автоматизацией этого процесса;

- организация и проведение обязательных энергетических обследований;

- использование механизма энергосервисного контракта для формирования адресных мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, в жилищном фонде и коммунальной инфраструктуре;

- повышение образованности населения в области энергосбережения, формирование энергосберегающего образа жизни, развитие нормативно-правовой базы в области энергосбережения;

- определение потенциала энергосбережения по видам энергетических ресурсов.

На II этапе (2016-2020 годы)  предполагается обеспечить развитие экономики Мурманской области по энергоэффективному пути, реализуя мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях экономики и социальной сфере Мурманской области в процессе нового строительства и модернизации.

2. Цель, задачи программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели


Система целевых показателей и индикаторов сформирована в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и представлена в таблице № 1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»