Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2005 года N 367-ПП/11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУКИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 25.05.2006 N 200-ПП/5, от 30.01.2007 N 34-ПП/1, от 05.12.2008 N 594-ПП}

В целях научного обеспечения реализации постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа).

2. Департаменту экономического развития Мурманской области (Рузанкин А.Д.) и департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2006, 2007 и 2008 годы предусмотреть расходы на финансирование Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Мурманской области

Ю. Евдокимов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 27.09.2005 N 367-ПП/11
{в редакции постановлений
Правительства Мурманской области
от 25.05.2006 N 200-ПП/5,
от 30.01.2007 N 34-ПП/1}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы"

Паспорт региональной целевой программы "Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы"


Наименование Программы

Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы (далее Программа)

Основание для разработки Программы

постановления Правительства Мурманской области:
 - от 04.06.2004 N 190-ПП "О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы";

 - от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года";

 - от 11.04.2005 N 129-ПП "О разработке региональной целевой программы "Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы"

Государственный заказчик

- департамент экономического развития Мурманской области

Цель Программы

- повышение конкурентоспособности экономики за счет развития и эффективного использования научного потенциала в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения Мурманской области

Задачи
 Программы

- обеспечение проведения научных исследований и проектно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, связанных с реализацией Стратегии экономического развития Мурманской области;

 - продолжение формирования организационных, правовых и финансовых механизмов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности;

 - обеспечение подготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области;

 - продолжение формирования инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

 - создание не менее 30 малых инновационных предприятий

Показатели и индикаторы

Наименование

2006

2007

2008

затраты на исследования и разработки по крупным и средним научным организациям области (млн. руб.)

1100

1280

1470

затраты на технологические инновации в расчете на 1 предприятие (по обследованному кругу), млн. рублей

6,4

7,6

8,2

доля инновационной продукции (работ, услуг), в % к общему объему отгруженной продукции

3,8

4,1

4,5

удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью по ежегодно обследуемым крупным и средним предприятиям (%)

15

18

21

Этапы и сроки реализации Программы

2006 -2008 годы (с ежегодной корректировкой контрольных показателей)

Объемы и источники финансирования

"Всего
 (тыс.руб.)

2006
 (тыс.руб.)

2007
 (тыс.руб.)

2008
 (тыс.руб.)

областной бюджет

10437,5

2312,5

2975

5150

федеральный бюджет

210580

61710

72850

76020

РФФИ

10362,5

2322,5

3140

4900

РГНФ

1000

1000

ФПМП НТС

15000

6000

9000

внебюджетные источники

89515

20575

31395

37545

Итого

336895

92920

119360

124615

Основные разработчики

- департамент экономического развития Мурманской области;

 - Президиум Кольского научного центра Российской академии наук;

 - Мурманский государственный технический университет;

 - Мурманский государственный педагогический университет

Исполнители
 основных мероприятий

- Горный институт КНЦ РАН (ГоИ);

 - Геологический институт КНЦ РАН (ГИ);

 - Институт экономических проблем КНЦ РАН (ИЭП);

 - Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И.В. Тананаева КНЦ РАН (ИХТРЭМС);

 - Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН (ИППЭС);

 - Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН (ИИММ);

 - Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФ ПетрГУ);

 - Кольский филиал Геофизической службы РАН (КФГС РАН),
 ОАО "Кольский геологический информационно-лабораторный центр" (КГИЛЦ);

 - Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН (ММБИ);

 -__________ Мурманский государственный технический университет (МГТУ);

 - Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ);

 - ФГУ "Мурманский ЦНТИ" (ЦНТИ);

 - Научно-производственный центр "Кольская сверхглубокая" МПР РФ (НПЦ КСГС);

 - Полярный геофизический институт КНЦ РАН (ПГИ);

 - Полярно-альпийский ботанический сад-институтим. Н.А. Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ);

 - Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича (ПИНРО);

 - Президиум Кольского научного центра (КНЦ);

 - НП "Технопарк Апатиты" (Технопарк - Апатиты);

 - НО "Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области" (ФОРМАП);

 - Центр гуманитарных проблем Баренц региона КНЦ РАН (ЦГП);

 -__________ Центр физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН (ЦФТПЭС);

 - НУ "Дом науки и техники";

 - Департамент промышленности и транспорта Мурманской области;

 - Мурманское отделение Российского Союза научных и инженерных общественных организаций
 - Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- удовлетворение возрастающего спроса органов государственного управления и производственного комплекса Мурманской области на научно-техническую продукцию;

 - создание благоприятных условий для сотрудничества научных организаций, учреждений высшего профессионального образования, промышленных предприятий, органов государственного управления Мурманской области и других участников инновационного процесса;

 - увеличение на 50% организаций и предприятий, на которых используются инновации;

 - создание к 2008 году не менее 30 малых инновационных предприятий с общей численностью не менее 300 рабочих мест;

 - формирование научно-технического комплекса, необходимого для присвоения городу Апатиты статуса наукограда Российской Федерации;

 - создание и развитие региональной инфраструктуры инновационной деятельности в Мурманской области

Система управления и контроля за исполнением Программы

Управление Программой осуществляется департаментом экономического развития Мурманской области (государственным заказчиком) и Координационным советом Мурманской области по научно-технической и инновационной политике. Информация о ходе выполнения Программы и расходовании бюджетных средств представляется Правительству Мурманской области в установленном порядке

1. Содержание проблемы


В Мурманской области научными исследованиями и разработками заняты 29 научных организаций, два государственных университета - технический и педагогический, а также ряд филиалов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска. Ядром научного комплекса области являются 11 научных организаций Кольского научного центра РАН. В проведении прикладных рыбохозяйственных исследований ведущая роль принадлежит ПИНРО. В 2004 году общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила 2595 человек, в том числе 4 академика РАН, 105 докторов и 383 кандидата наук. Общие затраты на научные исследования и разработки в 2004 году составили 1119,6 млн. рублей.

В последние три года Правительством Мурманской области были приняты меры по укреплению регионального научно-технического потенциала: утверждена Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года, в которой сформулированы предложения науки для промышленности; реализованы две региональные целевые научно-технические Программы - на 2003 и 2004-2005 годы. Проекты научных исследований, финансируемые из региональных источников, стали более четко сфокусированы на актуальных проблемах развития Мурманской области. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским фондом фундаментальных исследований и Фондом поддержки малых и средних предприятий в научно-технической сфере, проявились положительные тенденции в формировании инновационного комплекса Мурманской области. В г. Апатиты ведется работа по подготовке программы развития города Апатиты как наукограда Российской Федерации. Начал работу ключевой для внедрения научных разработок объект инфраструктуры - "Технопарк - Апатиты", в КНЦ РАН создан региональный Центр трансфера технологий. Число организаций, использовавших передовые производственные технологии, выросло с 50 в 2001 году до 154 в 2004 году. За этот же период существенно повысился уровень использования информационных технологий. В 2004 году 66% обследованных организаций использовали локальные и глобальные информационные сети.

В ближайшие три года для эффективного использования и развития имеющегося научного и инновационного потенциала в Мурманской области предстоит осуществить мероприятия, среди которых: создание информационных систем поддержки работы и управления природно-техническими комплексами, разработка новых технологий поиска, разведки, добычи и переработки комплексного минерального сырья и биологических ресурсов, разработка базового пакета технологий и механизма формирования национального резерва стратегических материалов на основе рудно-сырьевых ресурсов Кольского полуострова, обеспечение условий для коммерциализации разработок научных коллективов КНЦ РАН, ПИНРО, МГТУ, других организаций, создание системы подготовки и переподготовки кадров для осуществления научно-инновационной деятельности. В 2006-2008 годы продолжатся структурные преобразования в государственном управлении и местном самоуправлении, которые существенно повлияют на процессы взаимодействия экономики, науки и образования. Нарастающие процессы глобализации и вступление России в ВТО также заметно отразятся на состоянии научно-технического потенциала Мурманской области. Это требует от органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, научных и образовательных организаций Мурманской области деятельного участия в создании национальной инновационной системы.

На решение этих проблем, а также на обеспечение в 2006-2008 г.г. реализации Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года направлена очередная Программа. В Программе учтены научно-технические и технологические приоритеты Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Мурманской области на период 2004-2008 годы.

Применение программно-целевых методов управления научно-техническими разработками и продвижение их результатов на рынок инноваций позволит обеспечивать координацию межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств в научно-технической сфере, с наименьшими издержками разрешать возможные проблемные ситуации, а также успешно взаимодействовать с федеральными органами в решении задач интеграции науки, образования, научно-технического и инновационного развития Мурманской области. Ожидается, что такой подход к управлению научной и инновационной сферой региона повысит конкурентоспособность экономики Мурманской области за счет развития научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения.

Правовой основой разработки и реализации Программы являются: федеральные законы от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", законы Мурманской области от 08.11.2001 N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 N 484-01-3МО "Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области", постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области до 2015 года", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области.

2. Цели и задачи Программы


Главная цель Программы - повысить конкурентоспособность экономики за счет развития научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения Мурманской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- сконцентрировать доступные ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, связанных с реализацией стратегии экономического развития Мурманской области;

- создать организационные условия для интеграции научного, образовательного и технологического потенциала Мурманской области;

- обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала для научной, научно-технической и инновационной сферы Мурманской области;

- обеспечить формирование в регионе информационной и инновационной инфраструктуры;

- создать не менее 30 малых инновационных предприятий.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий включает два раздела.

В первом разделе "Научные исследования по приоритетным направлениям" содержатся приоритетные для региона проекты фундаментальных и прикладных научных исследований. С целью обеспечения скоординированного подхода они сгруппированы в четыре группы, соответствующие главным проблемам, для решения которых требуется проведение мультидисциплинарных исследований:

Проблема 1. "Комплексные исследования экономического, социального, политического и историко-культурного развития Мурманской области в условиях глобализации". В рамках 14 проектов научных исследований учеными КНЦ РАН, МГТУ, МГПУ будут продолжены поиск бесконфликтных сценариев устойчивого экономического роста региона и разработка рекомендаций по гармонизации социально-гуманитарной сферы в Баренц регионе.

Проблема 2. " Разработка научных основ расширения и укрепления минерально-сырьевого, энергетического и биоресурсного потенциала региона". 17 проектов нацелены на поиск возможностей для вовлечения в хозяйственное использование новых видов природных ресурсов и поддержание сырьевой базы промышленного сектора Мурманской области.

Проблема 3. "Развитие экосистемного подхода к решению проблем природопользования, восстановления нарушенных земель и сохранения биоразнообразия в зонах промышленного освоения Европейского Севера (включая акваторию Западной Арктики)". 27 проектов ориентированы на опережающую проработку различных аспектов обеспечения стабильности природной среды Севера в условиях интенсификации промышленного производства.

Проблема 4. "Разработка технологий рациональной эксплуатации природных ресурсов и технологического сырья в Мурманской области". Тематика этих научных исследований нацелена на удовлетворение инновационных потребностей промышленных предприятий Мурманской области в новых технологиях и включает 46 проектов, в том числе по добыче и комплексной переработке природного сырья, созданию новых материалов и новых видов продукции.

Включение в Программу большей части исследовательских проектов обусловлено необходимостью координации деятельности научных коллективов и промышленных предприятий Мурманской области, а также обеспечения продвижения научной продукции на рынок. В 2006 в по итогам совместного конкурса "Север-2004", проведенного Правительством Мурманской области и Российским фондом фундаментальных исследований, в Программу году включены 15 проектов научных исследований. В связи с их завершением в 2006 и 2007 годах предусмотрено проведение очередных совместных конкурсов "Север".

Во второй раздел "Интеграция научного, образовательного и производственного технологического потенциала" входят мероприятия по повышению уровня инновационной культуры в регионе, стимулированию предприятий и организаций к использованию инноваций, содействию созданию малых инновационных предприятий.

С целью обеспечения благоприятных условий для продвижения результатов научных разработок планируется организация участия Мурманской области в ежегодных международных выставках-салонах "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции" в Санкт-Петербурге и Москве. Продвижению на рынок научных достижений будут способствовать региональные конференции, симпозиумы, семинары по актуальным вопросам, конкурсное издание монографий и научных трудов, направленных на инновационное развитие Мурманской области, подготовка и организация презентаций инновационных проектов.

Для информационной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности планируется создание специализированного сайта в интернете, обеспечивающего доступ к информационным ресурсам научных организаций Мурманской области, и ежегодное издание мультимедийного информационного ресурса "Научное обеспечение развития технобиосферы Заполярья: база знаний и пакет инновационных предложений". Предусматривается целенаправленная работа по экономическому обоснованию и поиску источников финансирования перспективных инновационных проектов. С целью популяризации достижений научно-технической деятельности планируется проведение ежегодных конкурсов "Инженер года".

Развитие региональной инновационной инфраструктуры как составной части инновационной системы России предусматривает создание технико-внедренческой особой экономической зоны в г. Апатиты, регионального фонда финансовой поддержки научно-технической деятельности и проектно-конструкторских работ. Дальнейшее развитие получат: Технопарк - Апатиты и Кольский центр трансфера технологий, необходимые для придания городу Апатиты статуса наукограда; планируется также создание Арктического университета. На основе научных разработок КНЦ РАН, МГТУ, ПИНРО за счет государственно-частного партнерства, в том числе адресной государственной поддержки за счет областного бюджета, использования средств Фонда поддержки развития малых предприятий в научно-технической сфере (ФПМП НТС) и других источников, будет создано более 30 малых инновационных предприятий.

Важная роль в инновационном развитии Мурманской области принадлежит системе подготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности. В этой связи в аспирантурах будет уделено внимание изучению механизмов коммерциализации научных достижений, в МГТУ, МГПУ, филиалах высших учебных заведений будет осуществляться подготовка студентов по специальностям "Управление качеством" и "Прикладная информатика в экономике", с преподаванием ряда курсов по инновационному менеджменту. Специалистами Технопарка - Апатиты, ЦНТИ и КНЦ РАН будут проведены краткосрочные курсы повышения квалификации и семинары для руководителей предприятий по программам "Повышение инновационной активности предприятий и организаций", "Основы коммерциализации интеллектуальной собственности" и другим. Планируется проведение ежегодного конкурса инновационных проектов молодых ученых Мурманской области.

Перечень основных мероприятий Программы, с указанием сроков реализации и объемов финансирования представлен в разделе 7.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется в установленном законом порядке. Многие проекты научных исследований, развития инновационной структуры и мероприятия по продвижению на рынок и использованию на практике научной продукции предполагают долевое финансирование за счет средств бюджета всех уровней и привлечение исполнителями внебюджетных средств. Финансирование мероприятий Программы за счет федерального и областного бюджета, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере осуществляется в установленном порядке и подлежит ежегодному уточнению после принятия федерального и регионального бюджетов.

Всего для фундаментальных и прикладных научных исследований, а также для проведения мероприятий по продвижению научных разработок, в Программе предусматривается 336895 тыс. рублей, в том числе:

- целевые бюджетные средства Мурманской области -10437,5 тыс. рублей (в 2006 г. - 2312.5 тыс. рублей, в 2007 г. - 2975 тыс. рублей, в 2008 г. - 5150 тыс. рублей);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»