Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июля 2005 года N 265-ПП

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ SOS НА 2006-2007 ГОДЫ

{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 31.03.2006 N 106-ПП, от 29.12.2006 N 541-ПП, от 12.04.2007 N 187-ПП, от 04.12.2007 N 590-ПП}

В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ \"О наркотических средствах и психотропных веществах\", Законом Мурманской области от 04.07.2001 N 287-01-ЗМО "Об основах организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 21.06.2005 N 234-ПП "О разработке региональной целевой программы "SOS" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу \"SOS\" (меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006-2007 годы (далее Программа \"SOS\").

2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2006 год и 2007 год предусмотреть расходы на финансирование Программы \"SOS\".

3. Управлению по делам молодёжи Мурманской области (Мостовой Л.Л.) обеспечить координацию действий между исполнителями Программы \"SOS\".

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области разработать программы по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, предусмотрев финансирование программ за счёт местных бюджетов.

5. Контроль за выполнением Программы \"SOS\" возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Л. А. Чистову.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Губернатора

Мурманской области

А. Селин

Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 05.07.2005 N 265-ПП
{в редакции постановлений
Правительства Мурманской области
от 31.03.2006 N 106-ПП,
от 29.12.2006 N 541-ПП,
от 12.04.2007 N 187-ПП,
от 04.12.2007 N 590-ПП}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "S O S"

(меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-

инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006 - 2007 годы

ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование
 программы

"SOS"
 (меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006 - 2007 годы

Дата принятия решения о разработке программы,
 дата её утверждения

постановление Правительства Мурманской области от 21.06.2005 N 234-ПП "О разработке региональной целевой программы "SOS";

 постановление Правительства Мурманской области от 05.07.2005 N 265-ПП "О региональной целевой программе "SOS" на 2006-2007 годы"

Заказчики
 программы

управление по делам молодежи Мурманской области;

 комитет по здравоохранению Мурманской области;

 комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области

Заказчик-
 координатор
 программы

управление по делам молодёжи Мурманской области

Основные разработчики программы

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Мурманской области;

 управление по делам молодежи Мурманской области;

 комитет по здравоохранению Мурманской области;

 комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области;

 отдел по вопросам межведомственной координации социальной политики Правительства Мурманской области;

 межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области

Цели и задачи
 программы

дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции, в первую очередь среди молодёжи и несовершеннолетних;

 создание необходимых условий для сдерживания процесса распространения наркомании, ВИЧ-инфекции и незаконного оборота наркотических средств в Мурманской области;

 совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики;

 расширение и укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих лечебную, социально-реабилитационную и профилактическую работу по наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции, их кадровое обеспечение;

 поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании

Сроки реализации
 программы

2006 - 2007 годы

Целевые
 индикаторы
 и показатели

сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости наркоманиями:2005 - 20,5;
2006 - 22;
2007 - 22;

 сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (при условии отсутствия резкого расширения обследуемого контингента, например, введения каких-либо"всеобщих" и обязательных наркологических обследований, а также с коррекцией на возможность увеличения подучётного контингента в связи с массовыми отравлениями (передозировками) наркотиками):
 2005 - 25,7;
2006 - 25;
2007 - 25;

 уменьшение в общей статистике заболеваемости ВИЧ доли случаев, связанных с наркогенным путём заражения:
 2005 - 63%;
2006 - 60%;
2007 - 55%;

 сохранение в пределах 2% числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков:
 2005 - 2%;
2006 - 2%;
2007 - 2%;

 рост обращаемости за наркологической помощью (как показатель мотивированности и заинтересованности в получении специализированной помощи):
 2005 - 440 чел;
2006 - 500 чел;
2007 - 550 чел;

 снижение числа случаев госпитализации в связи с отравлениями наркотическими средствами (передозировками):
 2005 - 103 чел;
2006 - 90 чел;
2007 - 80 чел;

 отсутствие снижения средней возрастной границы первой пробы наркотиков (контингент до 15 лет не выше 20% по всем выборкам в среднем):
 2005 - 18%;
2006 - 18%;
2007 - 17%;

 снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах различных категорий учащихся на вопрос об опыте употребления наркотиков, (по результатам социологических исследований):
 2005 - 45%;
2006 - 42-43%;
2007 - 39%;

 увеличение числа адекватных ответов на вопросы анонимных анкет, касающихся отношения к наркотикам и представления о самом явлении наркотизма (по результатам социологических исследований):
 2005 - 15-17%;
2006 - 20%;
2007 - 25%

Сроки и этапы реализации
 программы

2006 год
 2007 год

Объёмы и источники
 финансирования
 программы:
 (тыс. руб.)

2006 г. - 3088;
2007 г. - 2769;

 бюджет Мурманской области

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономичес кой
 эффективности

установление контроля над "второй волной" наркоэпидемии в Мурманской области через "снижение спроса" на наркотики: уберечь от экспериментов с наркотиками тех, кто не имеет знакомства с ними, создать мотивацию на отказ от наркотиков у тех, кто потребляет их эпизодически, привлечь к полноценному лечению систематических потребителей;

 сохранение трудового, интеллектуального потенциала Мурманской области;

 повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове за счёт сокращения числа преступлений и правонарушений;

 снижение вероятности техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций и происшествий по причине
 совмещения трудовой деятельности и употребления наркотиков;

 снижение "давления наркогенной среды" за счёт повышения обращаемости за наркологической помощью

I. Характеристика проблемы

Наркоугроза остаётся в Мурманской области серьёзным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодёжи всегда приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов \"B\",\"C\").

Необходимо отметить, что благодаря предыдущим программам "SOS", которые принимались в области каждые два года, начиная с 1998 и до 2005, удалось остановить наркоэпидемию так называемой первой волны и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (диаграмма 1).

Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для программы "SOS" средствами можно воздействовать на динамику незаконного оборота наркотиков. Основными выбранными средствами являлись:

первичная профилактика или информирование подростков, молодёжи об опасности экспериментов с наркотиками;

обучение специалистов, работающих с подростками и молодёжью, методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;

вторичная и третичная профилактика или раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;

обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов;

стимулирование деятельности правоохранительных структур по борьбе с наркоторговлей и незаконным употреблением наркотиков.

Однако за последнее время в областной наркологической ситуации обозначились опасные тенденции.

Во-первых, меняется структура потребляемых и "популярных" в молодёжной среде наркотических веществ (диаграмма 2).

Эти изменения таковы: при снижении выявляемости опийных наркотиков (традиционно героина) наблюдается рост потребления продуктов конопли (марихуана, гашиш). В 2004 году показатель каннабисной группы (28%) даже превысил показатель опийной (19%). При условии, что скрытых потребителей каннабисных наркотиков всегда гораздо больше, чем скрытых потребителей наркотиков прочих групп, соответственно неофициальная распространённость каннабисной наркомании, как и заболеваемость, достигает огромных размеров.

Также из диаграммы следует, что снижается удельный вес наркотиков амфетаминовой группы. Однако, в первую очередь, это касается кустарно изготавливаемых препаратов, потребляемых внутривенно. Что касается синтетических психостимуляторов, известных как "клубные" наркотики (speed, экстази), то по информации, получаемой из различных достоверных источников, злоупотребление ими среди молодёжи приобретает угрожающие размеры.

По-прежнему высоким остаётся и показатель сочетанного употребления различных наркотических и психотропных веществ, что осложняет лечение и реабилитационную работу с такими пациентами.

Во-вторых, в незаконном обороте появился наркотик - синтетический аналог опиатов, который характеризуется высочайшей токсичностью.

В 2004 году этот наркотик (триметилфентанил и его разновидность альфаметилфентанил) унёс жизнь 101 человека, из них 24 - в апреле. Только в г. Мурманске было зафиксировано 2179 вызовов бригад скорой помощи в связи с передозировками. Эти трагические события ещё раз напомнили о разнице между официальной статистикой и количеством неучтённых наркопотребителей.

2004 год отмечен всплеском (после двухгодичного снижения) заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (диаграмма 3).

Этот всплеск свидетельствует о внушительности размеров "теневой" части наркопотребителей, а значит и высоком давлении так называемой "наркогенной субкультуры", носители которой и толкают "новичков" к экспериментам с наркотиками.

В третьих, либерализация федерального законодательства и установление завышенных размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ привели к упрощению уличной "розничной" торговли наркотиками, а значит, их большей доступности.

Обозначенные тенденции позволяют говорить о "второй волне" наркоэпидемии в Мурманской области. Первая характеризовалась вовлечением молодёжи практически сразу в употребление героина. Сейчас вовлечение происходит преимущественно через наркотики каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как "лёгкие", не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости.

Существует высокий риск, что все сегодняшние потребители этих наркотиков в скором времени перейдут на внутривенные опиаты (высочайшая вероятность перехода от так называемых "лёгких наркотиков" к более "тяжёлым" давно доказана). В условиях присутствия на рынке наркотиков фентанилов этот переход станет причиной многих смертей от передозировки. В данной ситуации главным направлением борьбы с наркотиками вновь становится снижение спроса, а главным инструментом - простое человеческое слово во всех его ипостасях.

II. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели

Целью реализации программных мероприятий является:

- дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции, в первую очередь среди молодёжи и несовершеннолетних;

- создание необходимых условий для сдерживания процесса распространения наркомании, ВИЧ-инфекции и незаконного оборота наркотических средств в Мурманской области;

- совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.

Задачей реализации программных мероприятий является:

- расширение и укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих лечебную, социально-реабилитационную и профилактическую работу по наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции, а также обеспечение данных учреждений квалифицированными кадрами;

- поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании.

Сроки реализации Программы: 2006-2007 годы.

Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:

N

Индикаторы и показатели

Годы

2005

2006

2007

1.

Сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости наркоманиями

20,5

22

22

2.

Сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (при условии отсутствия резкого расширения обследуемого контингента, например, введения каких-либо"всеобщих" иобязательных наркологических обследований, а также с коррекцией на возможность увеличения подучётного контингента в связи с массовыми отравлениями "передозировками" наркотиками)

25,7

25

25

3.

Уменьшение в общей статистике заболеваемости ВИЧ доли случаев, связанных с наркогенным путём заражения

63%

60%

55%

4.

Сохранение в пределах 2% числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков

2%

2%

2%

5.

Рост обращаемости за наркологической помощью (как показатель мотивированности и заинтересованности в получении специализированной помощи)

440

500

550

6.

Снижение числа случаев госпитализации в связи с отравлениями наркотическими средствами (передозировками)

103

90

80

7.

Отсутствие снижения средней возрастной границы первой пробы наркотиков (контингент до 15 лет не выше 20% по всем выборкам в среднем)

18%

18%

17%

8.

Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах различных категорий учащихся на вопрос об опыте употребления наркотиков, (по результатам социологических исследований)

45%

42-43%

39%

9.

Увеличение числа адекватных ответов на вопросы анонимных анкет, касающихся отношения к наркотикам и представления о самом явлении наркотизма (по результатам социологических исследований)

15-17%

20%

25%

III. Перечень мероприятий региональной целевой программы "SOS"

{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 04.12.2007 N 590-ПП}

N

Мероприятие

Сроки
 реализации
 (годы)

Всего (тыс. руб.)

В том числе (тыс. руб.)

Исполнители

областной
 бюджет

прочие
 источники

2006 год

2007 год

областной
 бюджет

прочие
 источники

областной
 бюджет

прочие
 источники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.1

Социологические исследования на тему латентного наркопотребления в молодёжной среде (приобретение бланков, канцелярских принадлежностей, организационные расходы)

весь период

10

исключён
 из
 финансирования

10

комитет по здравоохранению Мурманской области,
 ГУЗ "Мурманский областной центр медицинской профилактики"

Увеличение стоимости материальных запасов

10

10

1.2

Обеспечение участия делегаций Мурманской области в выездных профилактических мероприятиях и мероприятиях, пропагандирующих альтернативу злоупотреблениям в молодежной среде (конференции, фестивали, семинары и пр.)

весь
 период

115

35

80

управление по делам молодежи
 Мурманской области

Прочие расходы

115

35

80

1.3

Пополнение информационно-аналитической базы данных центра информационной и правовой поддержки молодёжи ГУК "Мурманская областная детско-юношеская библиотека" по темам "Наркомания", "ВИЧ/СПИД" (книги, периодика, электронные материалы, в т.ч. видеоматериалы)

весь период

50

25

25

управление по делам молодежи
 Мурманской области,
 Мурманская областная детско-
 юношеская библиотека (центр
 информационной и правовой
 поддержки молодежи)

прочие расходы

50

25

25

1.4

Круглые столы на тему взаимодействия в сфере профилактики наркомании/ВИЧ в учреждениях уголовно-исполнительной системы

весь период

20

исключён
 из
 финансирования

20

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной центр
 по профилактике и борьбе со
 СПИД,
 управление исполнения
 наказаний по Мурманской
 области (соисполнитель)

увеличение стоимости
 материальных запасов

20

20

1.5

Увеличение фонда ГУК "Мурманская областная универсальная научная библиотека" по теме "Наркомания и смежные проблемы" (книги, периодика, электронные материалы, в т.ч. видеоматериалы)

весь период

50

25

25

комитет по культуре
 и искусству Мурманской
 области,
 Мурманская областная
 универсальная научная
 библиотека

увеличение стоимости основных
 средств

50

25

25

1.6

Создание и издание сводного каталога материалов по наркомании/ВИЧ (на всех видах носителей), имеющихся в распоряжении межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области

2006

7

7

комитет по культуре и
 искусству Мурманской
 области,
 Мурманская областная детско-
 юношеская библиотека (центр
 информационной и правовой
 поддержки молодежи)

увеличение стоимости
 материальных запасов

7

7

Итого по разделу 1,
 в том числе:

252

92

160

увеличение стоимости основных средств

50

25

25

увеличение стоимости материальных
 запасов

37

7

30

прочие расходы

165

60

105

Раздел 2. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ЛЕЧЕБНУЮ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ

2.1

Приобретение для центра медицинской профилактики комплекта компьютерной техники для обработки данных наркологического мониторинга

2006

исключен
 из
 финансирования

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной центр
 медицинской профилактики

увеличение стоимости основных
 средств

2.2

Приобретение для ГУЗ "Мурманский областной наркологический диспансер" полуавтоматического биохимии-ческого анализатора для диагностики и лечения наркомании

2006

120

120

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной
 наркологический диспансер

увеличение стоимости основных
 средств

120

120

2.3

Приобретение расходных материалов для обеспечения бесперебойной работы по диагностике наркотического опьянения в ГУЗ "Мурманский областной наркологический диспансер" методом поляриза-ционного флюороимунного анализа

весь период

600

300

300

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной
 наркологический диспансер

увеличение стоимости
 материальных запасов

600

300

300

2.4

Оснащение отделения медико-социальной реабилитации наркозависимых Мурманского областного наркологического диспансера аппаратом "Трансаир"

2006

60

60

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной
 наркологический диспансер

увеличение стоимости основных
 средств

60

60

2.5

Организация рабочего места для создания службы кругло-суточного телефонного консультирования по проблемам наркозависимости при ГУЗ "Мурманский областной наркологический диспансер"

2006

исключен
 из
 финансирования

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной
 наркологический диспансер

услуги по содержанию имущества
 (текущий ремонт)

увеличение стоимости основных
 средств

2.6

Приобретение для центра информационной и правовой поддержки молодёжи ГУК "Мурманская областная детско-юношеская библиотека" комплекта компьютерной техники для создания информационного банка данных по наркомании и смежным проблемам

2006

исключен
 из
 финансирования

комитет по культуре и
 искусству Мурманской
 области,
 Мурманская областная детско-
 юношеская библиотека (центр
 информационной и правовой
 поддержки молодежи)

увеличение стоимости основных
 средств

Итого по разделу 2,
 в том числе:

780

480

300

увеличение стоимости основных средств

180

180

увеличение стоимости материальных
 запасов

600

300

300

Раздел 3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ

3.1

Обучение специалиста методике проведения социологических исследований для оценки наркоугрозы в области на базе факультета психологии СПбГУ (согласно п. 2.1 решения 6-2 окружной антинаркотической комиссии 29.10.2004)

2006

30

30

комитет по здравоохранению
 Мурманской области,
 Мурманский областной центр
 медицинской профилактики

прочие расходы

30

30

3.2

Стажировка специалистов учреждений молодёжной сферы по профилактике злоупо-треблений психоактивными веществами, в т.ч. обучение методике проведения социологических исследований для оценки наркоугрозы в области на базе факультета психологии СПбГУ (согласно п. 2.1 решения 6-2 окружной антинаркотической комиссии от 29.10.2004)

весь период

160

110

50

управление по делам молодежи
 Мурманской области

прочие расходы

160

110

50

3.3

Цикл выездных комплексных
 мероприятий по профилактике
 наркомании в молодежной среде

весь период

162

62

100

управление по делам молодежи
 Мурманской области,
 комитет по делам молодежи
 администрации г. Мурманска

прочие расходы

162

62

100

3.4

Проведение областных семинаров-
 тренингов для специалистов
 учреждений социального
 обслуживания семьи и детей
 формам и методам работы по
 профилактике употребления
 психоактивных веществ,
 профилактике ВИЧ-инфекции среди
 воспитанников учрежде ний

весь период

32

16

16

комитет по труду и
 социальному развитию
 Мурманской области

увеличение стоимости
 материальных запасов

8

4

4

прочие расходы

24

12

12

3.5

Проведение областного
 межведомственного семинара
 "Профилактика аддиктивного
 поведения подростков"

весь период

10

исключен
 из
 финансирования

10

комитет по образованию
 Мурманской области

прочие расходы

10

10

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»