• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2011 года N 396-п


О внесении изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2011 N 37-п


    
     В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011»
     
     Правительство Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28 января 2011 г. N 37-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 232-п), изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2011 г.



И.о.председателя
Правительства края
 И.Н.Орлов

Приложение. Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году


Приложение
к постановлению Правительства Пермского края
от 1 июля 2011 года N 396-п

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Пермского края
от 28 января 2011 года N 37-п

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году

I. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края

Агентство по занятости населения Пермского края (далее - Агентство)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011»

Участники Программы

Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края, организации Пермского края, работодатели Пермского края, работники, находящиеся под риском увольнения, незанятое население, безработные, женщины, работающие во вредных и тяжелых условиях труда, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, врачи

Срок реализации Программы

2011 год

Этапы Программы

1 этап - январь-февраль 2011 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы;
2 этап - март-декабрь 2011 г. - реализация мероприятий Программы

Цель Программы

Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста регистрируемой безработицы в Пермском крае

Задачи Программы

1. Повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, в том числе для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
3. Стабилизация ситуации на рынках труда моногородов

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами (далее - опережающее профессиональное обучение, стажировка).
2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (далее - опережающее профессиональное обучение женщин, стажировка женщин).
3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.
Профессиональная переподготовка врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2011 г. N 151-п (далее - профессиональная переподготовка врачей).
4. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда (далее - организация общественных работ и временного трудоустройства).
5. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.
6. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
7. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011 г. - 539,4 млн. рублей, в том числе:
субсидии из федерального бюджета - 512,4 млн. рублей, средства бюджета Пермского края - 27,0 млн. рублей

Целевой показатель Программы

Стабилизация уровня регистрируемой безработицы не выше 1,87% к численности экономически активного населения Пермского края (далее - ЭАН).
Снижение коэффициента напряженности на рынке труда Пермского края до 1,5 ед.

Показатели результативности Программы

1. Организация прохождения опережающего профессионального обучения не менее 5930 работников, из них 3303 чел., находящихся под угрозой увольнения, 2627 чел., работающих на предприятиях, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства, 603 чел. - в монопрофильных поселениях с высоким уровнем регистрируемой безработицы, 234 чел. - работников органов внутренних дел, находящихся под угрозой увольнения.
2. Проведение переподготовки 125 женщин с целью их вывода с вредного производства.
3. Организация профессионального обучения 571 женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
4. Организация профессиональной переподготовки 69 врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2011 г. N 151-п.
5. Организация общественных работ и временного трудоустройства для 4149 чел., из них 3810 чел., проживающих в монопрофильных населенных пунктах.
6. Организация стажировки 1195 выпускников образовательных учреждений с участием в стажировке 372 наставников.
7. Возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - не менее 900 рабочих мест.
8. Создание не менее 4221 рабочих мест в сфере самозанятости и малого предпринимательства, в т.ч. 2000 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; 331 - в монопрофильных поселениях с высоким уровнем регистрируемой безработицы

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

Управление реализацией Программы осуществляет Агентство на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы и Федеральной службой по труду и занятости.
Агентство ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и один раз в год, не позднее 15 января очередного финансового года, - отчет о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края

2.1.1. Социально-экономическая ситуация


     Общая динамика экономического развития Пермского края в 2010 г. характеризуется продолжением восстановительных процессов в промышленности.
     
     В результате темп роста объема производства товаров и услуг в Пермском крае, измеряемый величиной индекса промышленного производства, составил в январе-ноябре 2010 г. 117,9% (86,9% - здесь и далее в скобках приведены данные соответствующего периода 2009 г.).
     
     Наиболее быстрыми темпами восстанавливаются обрабатывающие производства, в которых по итогам прошлого года наблюдалось самое существенное снижение объемов производства, - 123,5% (84,8%).
     
     Основной вклад в рост как обрабатывающих производств, так и промышленности в целом внесло химическое производство, темп роста которого составил 137,2% (73,4%).
     
     Положительная динамика зафиксирована в большинстве обрабатывающих производств:
     
     в производстве транспортных средств и оборудования - 189,3% (99,0%);
     
     в металлургическом производстве - 123,5% (74,9%);
     
     в производстве минеральной продукции - 119,3% (53,8%);
     
     в текстильном и швейном производстве - 115,7% (104,5%);
     
     в производстве машин и оборудования - 115,7% (85,8%);
     
     в производстве пищевых продуктов - 110,8% (100,8%);
     
     в целлюлозно-бумажном производстве - 106,0% (94,0%).
     
     Восстановительные процессы в деятельности обрабатывающих и добывающих производств обусловили увеличение объемов потребляемых энергоресурсов, в результате чего индекс в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 102,8% (89,1%).
     
     Вместе с тем сохраняются признаки воздействия кризиса в строительстве, инвестиционной сфере, сфере торговли и общественного питания, где темпы прироста остаются ниже докризисного уровня (99,5%, 103,8%, 100,5% и 97,8% к соответствующему периоду прошлого года).
     
     В результате неблагоприятных климатических условий лета текущего года, приведших к существенному снижению урожайности большинства сельскохозяйственных культур, в целом за 11 месяцев 2010 г. произведено продукции сельского хозяйства 103,0% к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимой оценке), что ниже темпов 2009 г. (108,0%).
     
     Сводный индекс потребительских цен на все товары и платные услуги в Пермском крае за 11 месяцев 2010 г. составил 108,8%, в том числе на продовольственные товары - 112,1%.
     

Денежные доходы населения Пермского края в ноябре 2010 г. составили 18,6 тыс. рублей в среднем на душу населения и по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились на 12,4%. Реальные (скорректированные на индекс потребительских цен) и реальные располагаемые (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения Пермского края впервые с начала кризиса возросли соответственно на 2,% и 2,5%.
     
     Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника по учитываемому кругу крупных и средних организаций Пермского края в октябре 2010 г. составила 18,5 тыс. рублей и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 11,1%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, по отношению к аналогичному периоду 2009 г. увеличилась на 2,5%.
     
     Таким образом, в большинстве секторов экономики Пермского края укрепляется тенденция восстановительного роста, что должно создавать условия для увеличения спроса на рабочую силу. Вместе с тем рост цен на фоне снижения реальных доходов значительной части населения продолжает стимулировать приток ищущих работу граждан в органы службы занятости населения.

2.1.2. Высвобождение работающих из экономики


     Общая численность работников, получивших предупреждения о планируемом увольнении в течение января-декабря 2010 г., составила 23335 чел. (57,8% от соответствующего показателя 2009 г.). Наиболее значительна численность работников, получивших уведомления о высвобождении, в г. Перми (5994 чел.), Пермском муниципальном районе (1541 чел.), г. Березники (1440 чел.), Чайковском (1387 чел.) и Краснокамском (1075 чел.) муниципальных районах (рис.1).

Рисунок 1. Динамика высвобождений из экономики Пермского края в 2009-2011 гг.

О внесении изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2011 N 37-п


     Наибольшая численность работников, получивших предупреждения о высвобождении в январе-декабре 2010 г., приходится на обрабатывающие производства (классы 15 - 37) - 6516 чел./27,9 % (из них: класс 29 - 2008 чел., класс 27 - 803 чел., класс 21 - 647 чел.,), класс 80 «Образование» (2760 чел./11,8%), класс 75 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение» (2160 чел./9,3%), класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (1615 чел./6,9 %), класс 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» (1443 чел./6,2 %), класс 01 «Сельское хозяйство» (1261 чел./5,4 %), класс 64 «Связь» (1153 чел./4,9 %).

2.1.3. Массовые высвобождения и неполная занятость


     По данным еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников (далее - Мониторинг), проводимого Агентством с октября 2008 г., высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простои) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы наблюдались во всех муниципальных образованиях Пермского края.
     
     За период проведения Мониторинга из краевого перечня предприятий выбыло 311 организаций в связи с возобновлением производственной деятельности и отменой режимов неполной занятости, и в настоящее время в Мониторинг входит более 1000 организаций, осуществляющих мероприятия по высвобождению в 2010 г., а также представивших сведения о неполной занятости.
     
     Анализ ситуации в сфере массовых высвобождений и неполной занятости показал, что наиболее интенсивно эти процессы возрастали в начале 2009 г., со второй половины 2009 г. начался процесс их стабилизации, а в 2010 г. в сфере высвобождений и неполной занятости сформировалась устойчивая тенденция к улучшению показателей (табл. 1).

Таблица 1. Информация о принятии работодателями решения об увольнении работников, поступившая в Агентство в 2009-2010 гг.


Таблица 1

N п/п

Наименование причины

Количество человек

2009 г. (на конец года)

2010 г. (данные на 01.01.2011)

1

2

3

4

5

1

Об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников

Сокращение штата

15512

13497

Ликвидация предприятия

4267

4144

Сокращение численности работников

4017

3187

2

О введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое)

Режим неполного рабочего времени

26191

13460

Режим простоя

5109

1585

3

О предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы по инициативе администрации

Отпуска без сохранения заработной платы

423

320


     Крупные высвобождения в течение 2009 г. прошли на 33 предприятиях Пермского края, из них наиболее массовые: ОАО ПАО «Инкар» - 2027 чел., ООО «Камский кабель» - 2004 чел., ОАО «Чусовской металлургический завод» - 906 чел., ООО «Завод строительно-дорожных машин» - 638 чел., ОАО «НПО горного и нефтяного машиностроения» - 608 чел., ООО «Металлургический завод «Камасталь» - 500 чел., ООО «Лысьвенский завод тяжелого машиностроения «Привод» - 498 чел., ОАО «Кунгурский машзавод» - 491 чел., ООО «Технология-сервис» - 440 чел., ООО «Арматурный завод «ЮГОКАМА» - 439 чел., ОАО «Гипсополимер» - 435 чел., ОАО «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» - 433 чел., ОАО «Пермский завод «Машиностроитель» - 430 чел., ОАО «Целлюлозно-бумажный комбинат «Кама» - 409 чел. Кроме того, еще на 17 предприятиях были отмечены высвобождения работников в количестве от 100 до 400 чел.
     
     В течение 2010 г. крупные высвобождения были отмечены уже только на 16 предприятиях Пермского края: ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» - 1135 чел., ОАО «Платошинская птицефабрика» - 445 чел., ОАО «Уралсвязьинформ» Пермский филиал электросвязи - 444 чел., ФПК «Пермский пороховой завод» - 413 чел., ООО «Деревообрабатывающий комбинат Гремячинский» - 382 чел., ООО «ПЛПК» - 299 чел., ЗАО «Уралалмаз» - 295 чел., ОАО «ТЕЛИЭМ» - 239 чел., ОАО «Бератон» - 194 чел., «АВИСМА филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»« - 184 чел., филиал ООО «ГСИ Ухтанефтехиммонтаж» - 174 чел., ОАО «Пермский племенной конный завод N 9» - 171 чел., ООО «ДВП-ЭНЕРГО» - 169 чел., ЗАО «Металлист-ПМ» - 140 чел., ООО «Ремэнергомонтаж» - 126 чел., ЗАО «Курорт Усть-Качка» - 116 чел.
     
     Из них:
     
     5 предприятий было ликвидировано в связи с банкротством или убыточностью;
     
     на 9 предприятиях проходила реорганизация производства и, как следствие, оптимизация численности работников, при которой от 20 до 90% персонала остались работать на прежнем месте работы или нашли работу во вновь созданных подразделениях, т.е. процессы высвобождений на этих предприятиях носили частичный характер.
     
     Всего за период проведения Мониторинга (с октября 2008 г.) уведомления о предстоящем высвобождении получили более 40 тыс. человек, из них около 44,3% (18 тыс. чел.) высвобождений приходится на 2010 год.
     

Из числа работников, получивших уведомления о планируемом увольнении за период проведения Мониторинга:
     
     уволено - 34,8 тыс. чел., из них в 2010 г. -15,3 тыс. чел.;
     
     общие объемы трудоустройства составили 14,9 тыс. чел., из них в 2010 г. - 5,8 тыс. чел., в т.ч. 2,4 тыс. чел. трудоустроено на своих предприятиях;
     
     обратились в краевые органы службы занятости 16,0 тыс. чел., из них 5,6 тыс. чел. в 2010 г.;
     
     10,8 тыс. человек из числа высвобожденных было признано безработными, в т.ч. 3,8 тыс. чел. в 2010 г.
     
     Анализ высвобождений показал, что 30% высвобождений традиционно приходится на предприятия государственной формы собственности и 70% на предприятия других форм собственности.
     
     Необходимо отметить, что на сегодняшний день получены сведения о текущих и предстоящих высвобождениях с 16 градообразующих предприятий Пермского края, с начала текущего года с них предполагается высвободить 2,8 тыс. чел., что составляет около 15% от общего объема высвобождений текущего года.
     
     Одним из негативных последствий экономического кризиса остается неполная занятость работников (табл. 2), в декабре 2010 г. в режиме неполной занятости находилось 15,4 тыс. чел.

Таблица 2. Численность работников, охваченных различными формами неполной занятости в конце 2009 и в 2010 гг.


Таблица 2


(на конец месяца)

Период(1)

Работали неполное рабочее время, чел.

Находились в простое, чел.

Предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации, чел.

1

2

3

4

Декабрь 2009 года

26191

5109

423

Январь 2010 года

25317

6609

404

Февраль 2010 года

20053

3653

291

Март 2010 года

21295

4177

311

Апрель 2010 года

20445

2946

302

Май 2010 года

21526

1767

340

Июнь 2010 года

19143

1706

673

Июль 2010 года

17204

1678

329

Август 2010 года

16797

1498

330

Сентябрь 2010 года

16590

1410

351

Октябрь 2010 года

16886

1597

360

Ноябрь 2010 года

15257

1316

321

Декабрь 2010 года

13460

1585

320

_________________________________________________
     (1) По состоянию на конец месяца.
_________________________________________________
     
     По отношению к концу 2009 г.:
     
     численность работающих в режиме неполного рабочего времени сократилась в 1,9 раза;
     
     численность работников, находящихся в простое, уменьшилась в 3,2 раза;
     
     численность работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, снизилась в 1,3 раза.
     
     По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - Пермьстат), широко распространена практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника, на конец ноября 2010 г. численность работников данной категории предприятий всех форм собственности составила 14,45 тыс. человек.
     
     В режиме неполной занятости находятся на конец ноября 2010 г. 3,0 тыс. работников градообразующих предприятий Пермского края, что составляет 19,4% от общего числа работников, находящихся в режиме неполной занятости, или 5,5% от среднесписочной численности работников градообразующих предприятий, вошедших в Мониторинг.

2.1.4. Задолженность по выплате заработной платы


     На 1 декабря 2010 г. суммарная задолженность организаций по заработной плате в целом по Пермскому краю составила 148,8 млн. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 73,8 млн. рублей, в сельском хозяйстве и лесозаготовках - 19,6 млн. рублей, в строительстве - 19,5 млн. рублей, в транспорте - 19,4 млн. рублей, в научных исследованиях и разработках - 9,4 млн. рублей, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 3,1 млн. рублей и в добыче полезных ископаемых - 2,4 млн. рублей.
     
     По состоянию на 1 декабря 2010 г. численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность, составила 5,7 тыс. человек.

2.1.5. Состояние рынка труда


     Ситуация на рынке труда Пермского края в 2010 г. характеризуется устойчивыми тенденциями к улучшению.
     
     Значительные позитивные сдвиги отмечаются в показателях общей безработицы (по методологии МОТ).
     
     В целом по Пермскому краю в IV квартале 2010 г. в сравнении с I кварталом (табл. 3):
     
     численность занятого населения Пермского края выросла на 10,8 тыс. человек (+ 0,8%);
     
     общая численность безработных снизилась на 36,0 тыс. чел. (- 29,4%) и составила 122,6 тыс. чел. (I квартал 2010 г. - 158,6 тыс. чел.).

Таблица 3. Динамика показателей общей и регистрируемой безработицы в Пермском крае в 2009-2010 гг. (тыс. чел.)

Таблица 3


Динамика показателей общей и регистрируемой безработицы в Пермском крае в 2009-2010 гг. (тыс. чел.)(2)

__________________________________________
     (2) Показатели представлены в среднем за квартал.
__________________________________________

Период

ЭАН

В том числе:

Уровень безработицы, в % к ЭАН

занятые

безработные

общей (по МОТ)

регистрируемой

всего
(по МОТ)

зарегистрированные в ГУ ЦЗН Пермского края (далее - ГКУ ЦЗН)

доля зарегистрированных в ГКУ ЦЗН, %

1

2

3

4

5

6

7

8

I квартал 2009 года

1460,2

1291,1

169,0

41,1

24,3

11,6

2,8

II квартал 2009 года

1399,9

1254,6

145,3

47,8

32,9

10,4

3,4

III квартал 2009 года

1483,8

1360,4

123,4

46,9

38,0

8,3

3,2

IV квартал 2009 года

1451,4

1303,8

147,6

47,5

32,2

10,2

3,3

2009 год

1448,8

1302,5

146,3

45,8

31,3

10,1

3,2

I квартал 2010 года

1430,8

1272,1

158,6

55,4

34,9

11,1

3,9

II квартал 2010 года

1432,6

1302,9

129,8

46,0

35,4

9,1

3,2

III квартал 2010 года

1469,4

1356,8

112,6

34,4

30,6

7,7

2,3

IV квартал
2010 года

1441,6

1318,4

122,6

669,8

34,1

8,5

2,4


     Показатели регистрируемой безработицы также сохраняют достигнутую ранее стабильность. На регистрируемом рынке труда продолжают доминировать следующие тенденции:
     
     снижение потока обращающихся в органы государственной службы занятости населения, вызванное улучшением ситуации в реальном секторе экономики. В течение 2010 г. в ГКУ ЦЗН обратилось за содействием в поиске работы 159,2 тыс. чел. (снижение по сравнению с 2009 г. на 19,3%), безработными признано 86,6 тыс. чел. (- 20,6%);
     
     рост заявленного работодателями в ГКУ ЦЗН спроса на рабочую силу, позволивший значительно повысить эффективность работы по предоставлению государственных услуг и показатели трудоустройства. В течение 2010 г. в ГКУ ЦЗН было подано 142,4 тыс. вакансий (+ 15,3%), что позволило трудоустроить при содействии ГКУ ЦЗН 98,2 тыс. чел. (годовой плановый показатель - 92,0 тыс. чел.).
     
     В результате воздействия сложившегося комплекса факторов динамика показателей регистрируемой безработицы продолжает сохранять стабильность:
     
     удалось не допустить значительного роста численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Пермского края, по естественным (сезонным) причинам и в связи с завершением финансирования активных мероприятий - в декабре численность безработных возросла лишь до 34,1 тыс. чел., или на 14,8%, по сравнению с минимальным годовым значением (октябрь - 29,7 тыс. чел.) (рис.2).

Рисунок 2. Динамика численности зарегистрированных безработных в Пермском крае в 2009-2010 гг. (тыс. чел.)

О внесении изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2011 N 37-п


     На 1 января 2011 г. уровень регистрируемой безработицы в Пермском крае составляет 2,4%, то есть близок к среднероссийскому (по сравнению с I кварталом снижение на 1,6 п.п.), а коэффициент напряженности на рынке труда (количество ищущих работу незанятых граждан в расчете на 1 вакансию) - 2,6 (01.01.2010 - 7,1).
     
     Вместе с тем сохранилась напряженная ситуация в 13 территориях Пермского края, в которых уровень регистрируемой безработицы превышает среднекраевой более чем в 2 раза (4,8%): Б.-Сосновский муниципальный район (8,7%), Кочевский муниципальный район (8,3%), Еловский муниципальный район (7,5%), Юсьвинский муниципальный район (6,9%), Красновишерский муниципальный район (6,6%), Гремячинский муниципальный район (5,9%), Гайнский муниципальный район (5,7%), Кишертский муниципальный район (5,5%), Суксунский муниципальный район (5,5%), Ординский муниципальный район (5,4%), Осинский муниципальный район (5,3%), Оханский муниципальный район (5,3%) и Очерский муниципальный район (4,9%).

2.1.6. Рынок труда выпускников


     По оценке Министерства образования Пермского края из общей численности выпускников 2009/10 учебного года всех уровней профессионального образования проблемы с трудоустройством предполагались у выпускников групп специальностей «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Металлургия», «Машиностроение».
     
     Агентством постоянно осуществляется учет, сбор и обобщение информации (далее - наблюдения) о состоянии рынка труда выпускников учебных заведений (далее - выпускники) и востребованности выпускников по специальностям профессионального образования на рынке труда Пермского края.
     
     Результаты проводимых Агентством наблюдений о состоянии рынка труда выпускников показывают, что в условиях увеличения спроса на рабочую силу ситуация на регистрируемом рынке труда выпускников по сравнению с прошлым годом улучшилась.
     
     По предварительным данным, в течение 2010 г. в органы службы занятости населения обратилось более 8 тыс. выпускников, из них 42% нашли постоянную работу.
     
     Из общего числа трудоустроенных выпускников 436 чел. получили государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
     
     В результате увеличения востребованности у работодателей численность выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости в качестве безработных, за год снизилась в 2,4 раза (по сравнению с соответствующим показателем прошлого года).
     
     Однако обращаемость выпускников в службу занятости остается выше предкризисного уровня.

2.1.7. Оценка потребности региона в реализации дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов


     В Пермском крае 264 тыс. инвалидов, из них более 53 тыс. имеют индивидуальные программы реабилитации с показаниями к труду, более 32 тыс. инвалидов работают. Вместе с тем остается главная проблема, препятствующая трудоустройству инвалидов (имеющих показания к труду) на вакантные рабочие места, которая заключается в том, что работодатель повсеместно не заинтересован в работнике с инвалидностью.
     
     В 2011 г. на фоне продолжающихся восстановительных процессов в экономике Пермского края наблюдается незначительное снижение числа граждан с инвалидностью, обращающихся в ГКУ ЦЗН за содействием в поиске работы (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика обращаемости граждан с инвалидностью в ГУ ЦЗН в2006-2010 гг.

О внесении изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2011 N 37-п


     Увеличение размера возмещения работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (с 30 до 60 тыс. рублей) будет способствовать созданию новых рабочих мест для таких граждан и, как следствие, приведет к уменьшению доли незанятых инвалидов.
     
     В рамках мер по стимулированию создания рабочих мест важное значение имеет создание системы поддержки предпринимательских инициатив безработных граждан, направленной на расширение занятости за счет малого бизнеса и самозанятости.

2.1.8. Ситуация в моногородах


     В перечень монопрофильных поселений Пермского края входит 9 городов (Александровск, Горнозаводск, Губаха, Добрянка, Красновишерск, Нытва, Очер, Чусовой, Соликамск) и 4 поселка (Пашия, Теплая Гора, Уральский, Юго-Камский), соответствующих критериям, установленным решением Межведомственной рабочей группы Министерства регионального развития Российской Федерации по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации от 28 июля 2009 г. (наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% ЭАН, наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства).
     
     Градообразующие предприятия монопрофильных поселений Пермского края представляют следующие виды деятельности: машиностроение (г. Александровск, г. Очер, п. Юго-Камский); металлургия и производство готовых металлических изделий (г. Красновишерск, г. Нытва, г. Чусовой, п. Теплая Гора, п. Пашия); производство промышленных и строительных материалов (п. Уральский, г. Горнозаводск); химическое производство (г. Губаха,); энергетика (г. Добрянка).
     
     Монопрофильные поселения Пермского края также характеризуются:
     
     значительной зависимостью доходной части бюджета от деятельности градообразующих предприятий;
     
     низкой диверсификацией сфер занятости населения (однородный профессиональный состав);
     
     высокой степенью зависимости развития поселения от политики собственника градообразующего предприятия.
     
     Как правило, монопрофильные поселения и градообразующие предприятия функционируют и развиваются неразрывно, фактически предприятие обеспечивает условия жизнедеятельности поселения, неся значительную социальную нагрузку. Котельные, системы водоснабжения, очистные сооружения, как правило, находятся на балансе предприятий, которые являются поставщиками коммунальных услуг.
     
     Поэтому в условиях экономической нестабильности градообразующих предприятий развитие значительной части монопрофильных поселений Пермского края оказалось крайне неустойчивым и столкнулось с большим количеством проблем, наиболее острыми из которых являются: финансовое неблагополучие, безработица, социальные проблемы, политическая нестабильность.
     

В целях типологизации проблем монопрофильных поселений и выработки направлений их решения департаментом муниципального развития Аппарата Правительства Пермского края в 2010 г. была проведена работа по исследованию и анализу социально-экономической ситуации в указанных поселениях, в результате которой были выделены следующие типы проблем:
     
     1. Кризис существенно не затронул деятельность предприятия, положение поселения стабильное (г. Губаха).
     
     2. Имеются временные трудности с реализацией продукции из-за резкого сокращения рынков сбыта, задолженность по платежам, рост напряженности на рынке труда (г. Александровск, г. Горнозаводск, г. Добрянка, п. Пашия, г. Красновишерск, г. Чусовой, г. Очер, п. Уральский).
     
     Возможные инструменты решения проблем: краткосрочная поддержка (кредитное финансирование, мероприятия по содействию занятости населения).
     
     3. Существуют проблемы с производством и сбытом продукции, высокий износ основных фондов, рост задолженностей и социальной напряженности (г. Нытва, п. Юго-Камский, п. Теплая Гора).
     
     Возможные инструменты решения проблем: содействие в модернизации производства, стимулирующие меры (финансирование проектов, направленных на модернизацию производства, финансовое оздоровление, кредитное финансирование); содействие диверсификации или переориентации производства, переобучению персонала (стимулирование разработки комплексных инвестиционных планов развития с проработкой сценариев диверсификации экономики, программы занятости и трудовой миграции граждан, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, льготы, мероприятия, направленные на развитие туризма).
     
     Агентством ведется мониторинг ситуации на рынке труда монопрофильных поселений Пермского края.
     
     Ситуация на рынках труда моногородов, имеющих достаточно значительную численность населения и высокий промышленный потенциал, остается стабильной, хотя и испытывает воздействие сезонных факторов. К ним относятся г. Соликамск (уровень регистрируемой безработицы 1,6%), г. Губаха (1,4%), г. Чусовой (2,0%).
     
     В остальных монопрофильных поселениях Пермского края экономическая ситуация остается нестабильной или продолжает ухудшаться, уровень регистрируемой безработицы существенно выше среднероссийского (на 01.05.2011 - 2,1%), что требует принятия дополнительных мер по снижению напряженности на рынках труда данных территорий Аналитическая информация о ситуации в сфере высвобождений и неполной занятости работников градообразующих предприятий Пермского края в 2010 г. приведена в приложении 1.
     

Снизилась, хотя и осталась выше среднего по Пермскому краю, напряженность на рынках труда г. Александровска (2,3%, снижение на 0,8 проц. пункта - здесь и далее в скобках сравнение с показателями на 01.01.2011), г. Горнозаводска (2,7%, снижение на 0,2 проц. пункта), п. Пашия (2,6%, снижение на 1,2 проц. пункта), г. Добрянки (3,2%, снижение на 0,1 проц. пункта), г. Нытвы (3,6%, снижение на 1,5 проц. пункта), г. Очера (3,5%, снижение на 0,9 проц. пункта), п. Юго-Камский (1,9%, снижение на 5,1 проц. пункта), п. Уральский (3,8%, снижение на 0,9 проц. пункта). Тенденция роста напряженности на рынке труда к началу года сохранилась лишь в г. Красновишерске (7,6%, рост на 0,9 проц. пункта, однако по сравнению с предыдущим месяцем снижение на 0,5 проц. пункта).
     
     Наибольшие опасения вызывает ситуация на рынке труда в г. Красновишерске и п. Теплая Гора, где сохраняется самая высокая напряженность, хотя с началом реализации мероприятий Программы в данных монопоселениях обозначилась тенденция к снижению уровня регистрируемой безработицы.
     
     На конец мая 2011 г. получены сведения о текущих и предстоящих высвобождениях с 14-ти градообразующих предприятий Пермского края, с начала текущего года с них предполагается высвободить 1371 чел., что составляет 12,7% от общего объема высвобождений текущего года.
     
     В режиме неполной занятости находятся на сегодняшний день 1354 работника 5-ти градообразующих предприятий Пермского края, что составляет 9,4% от общего числа работников, находящихся в режиме неполной занятости, или 2,5% от среднесписочной численности работников градообразующих предприятий, вошедших в данный мониторинг.
     
     Таким образом, пока муниципалитеты вместе с бизнесменами и краевыми властями не разработают стратегию развития своих монопоселений, решение проблем занятости в них сохранит актуальность в предстоящий период текущего года и потребует увеличения финансовых вливаний для дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда монопрофильных поселений.

2.1.9. Оценка потребности региона в реализации дополнительных мероприятий по организации профессионального обучения женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда


     Экономика Пермского края представляет собой многоотраслевой комплекс, исторически и технологически имеющий значительную долю занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда.
     
     По данным Пермьстата, численность женщин, занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда, составляет в 2010 г. по крупным и средним предприятиям Пермского края около 30 тыс. чел., причем наибольший удельный вес отмечен в обрабатывающих производствах (74,5%), на транспорте и связи (16,1%) (табл. 4).

Таблица 4. Численность женщин, занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда, в 2010 г.


Таблица 4

Вид экономической деятельности

Численность женщин, занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда, чел.

1

2

Всего по обследуемым видам экономической деятельности, в том числе:

30572

добыча полезных ископаемых

448

обрабатывающие производства

22767

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1994

строительство

434

транспорт и связь

4929


     Одним из ключевых приоритетов Пермского края является экономический рост на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом региональном продукте на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию и эффективного использования научно-технического потенциала Пермского края.
     
     Модернизация экономики Пермского края приведет к сокращению рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, в том числе занятых женщинами.
     
     Согласно проведенному социологическому обследованию среди женщин, занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда, работники, не выработавшие льготный стаж за работу во вредных и тяжелых условиях труда, не изъявили желание переобучаться и перейти на другие рабочие места. Лишь 6% опрошенных женщин, выработавших льготный стаж, желали пройти опережающее профессиональное обучение с перспективой их вывода с вредного производства, в том числе 0,7% готовы приступить к обучению в 2011 г.
     
     Особое внимание в 2011 г. будет уделено опережающему профессиональному обучению женщин, занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда в обрабатывающих производствах и транспорте.

2.1.10. Оценка потребности региона в реализации дополнительных мероприятий по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет


     По данным Пермьстата, демографическая ситуация в Пермском крае в 2007-2010 гг. характеризовалась повышением уровня рождаемости, о чем свидетельствуют следующие данные (табл.5).

Таблица 5. Динамика рождаемости в Пермском крае в 2007-2010 гг. (тыс. чел.)


Таблица 5

Наименование показателя

2007

2008

2009

2010

Число родившихся

33,3

35,5

36,1

37,4


     Уровень рождаемости в 2009-2010 гг. в Пермском крае стал самым высоким за последние 17 лет. В 2010 г. число родившихся детей превысило уровень прошлого года на 4%.
     
     С учетом коэффициента детности и тенденции рождаемости прогнозная расчетная численность женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, составит в 2011 г. 107,7 тыс. чел.
     
     Согласно проведенному социологическому обследованию среди женщин, имеющих детей до 3 лет:
     
     31,4% желают пройти опережающее профессиональное обучение и трудоустроиться, в том числе 16,8 % женщин планируют вернуться на прежнее место работы и 14,6% планируют сменить место работы после завершения обучения;
     
     81,9% хотели бы приступить к трудовой деятельности до исполнения ребенку 3 лет;
     
     19,2% указали на несоответствие уровня своей профессиональной квалификации требованиям работодателя;
     
     68,6% из числа желающих пройти опережающее обучение указали, что повышение квалификации или профессиональное обучение в период ухода за ребенком до 3 лет будет способствовать трудоустройству в дальнейшем;
     
     1,7% из числа желающих пройти опережающее обучение готовы приступить к обучению в 2011 г.
     
     В то же время 46,7% опрошенных не желают пройти профессиональное обучение или повысить квалификацию до исполнения ребенку 3 лет. Полученные результаты отражают мотивацию значительной части обследуемой категории женщин Пермского края, в котором уже третий год реализуется краевой проект «Мамин выбор». В рамках данного проекта родители более 38 тыс. детей, не посещающих дошкольные учреждения, получают бюджетные компенсации в размере до 5 тыс. рублей. Из них 73% - это дети в возрасте от 1,5 до 3 лет, 27% - в возрасте от 3 до 5 лет.
     
     Проект пользуется большой популярностью и не стимулирует активности женщин, направленной на поиск работы, или ранний выход из отпуска по уходу за ребенком.

2.1.11. Оценка потребности региона в профессиональной переподготовке врачей


     Число работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края (физических лиц) в 2009 г., составляло 39567 человек. За последние пять лет их число уменьшилось на 6,2% (на 2595 работников).
     
     Стратегия оптимизации кадрового потенциала, реализуемая в Пермском крае в целях обеспечения сбалансированности расходов и эффективности реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Пермского края на 2010 год, позволила сократить число штатных должностей работающих в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения Пермского края на 1970 физических лиц (за 2008 г. - 275, за 2009 г. - 1478, за 2010 г.- 217 человек).
     
     Укомплектованность штатными врачебными кадрами в лечебно-профилактических учреждениях в 2009 г. в целом по Пермскому краю составила 62,5%, в том числе сельских лечебно-профилактических учреждениях - 56%.
     
     По данным Пермьстата, в 2009 г. в учреждениях здравоохранения Пермского края работало 14720 врачей, 30022 специалиста среднего звена. Обеспеченность врачами в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения в 2009 г. составила 54,5 в расчете на 10 тыс. населения (табл. 6). По Российской Федерации показатель составляет 44,1, по Приволжскому федеральному округу - 41,5 на 10 тыс. населения.
     
     Коэффициент совместительства врачей в 2009 г. в среднем по Пермскому краю составил 1,48, среднего медперсонала - 1,32 (2005 г.: врачи - 1,5, средний медицинский персонал - 1,38), что свидетельствует как о недостаточном числе врачей ряда специальностей, так и о высокой интенсивности их труда. Кроме того, совмещение в ряде случаев обусловлено стремлением компенсировать недостаточный уровень заработной платы за счет более высокой нагрузки. Таким образом, несмотря на то что обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в Пермском крае в целом выше, чем в среднем по России, в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения из-за низкого уровня заработной платы и возрастающей нагрузки на 1 врача и высокого уровня совместительства имеется дефицит врачей по ряду «труднокомплектуемых» врачебных специальностей (врачи клинической лабораторной диагностики, функциональной диагностики, сердечно-сосудистые хирурги, травматологи, эндоскописты и др.). Особенно острый дефицит медицинских кадров наблюдается в сельской местности.

Таблица 6. Динамика основных показателей здравоохранения Пермского края


Таблица 6


(на конец года)

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность врачей:

всего, человек

14014

14161

15731

15115

15003

14982

14669

14767

14430

14720

на 10000 человек населения

46,4

48,1

55,0

54,2

54,2

54,5

53,7

54,3

53,3

54,5

Численность среднего
медицинского персонала:

всего, человек

37809

34109

33216

33022

32621

31898

31627

32190

30737

30022

на 10000 человек населения

125,1

115,9

116,2

118,3

117,8

116,1

115,8

118,4

113,5

111,1

Число больничных учреждений

287

257

234

208

200

186

158

157

147

137

Число больничных коек:

всего

45883

41755

38582

33249

33439

32237

28470

27806

24922

23684

на 10000 человек населения

151,8

141,9

135,0

119,1

120,7

117,3

104,3

102,3

92,0

87,7

Число врачебных
амбулаторно-поликлинических
учреждений

371

342

349

343

336

318

225

295

244

261

2.1.12. Реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2010 г.


     Важнейшим фактором, обеспечившим улучшение показателей занятости и безработицы в регионе, стала начавшаяся в 2010 г. реализация Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2009 г. N 976-п и одобренной на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова (протокол от 28 декабря 2009 г. N АЖ-П12-75пр).
     
     Основными мероприятиями Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2009 г. (далее - Программа - 2010), являются:
     
     1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) - 3744 чел.
     
     2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, - 23944 чел.
     
     3. Важным направлением Программы - 2010 является организация стажировки выпускников с целью получения практических навыков и дальнейшего трудоустройства - 2050 чел. (в т.ч. 1210 выпускников и 840 наставников).
     
     4. Содействие трудоустройству инвалидов - 151 чел.
     
     5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - 4607 чел.
     
     Объемы и источники финансирования Программы - 2010:
     
     общий объем финансирования Программы - 2010 - 863,7 млн. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета - 812,7 млн. рублей, средства бюджета Пермского края - 51,0 млн. рублей.
     
     Целевой показатель Программы - 2010 - сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне не более 2,8 - 2,9 % к численности ЭАН (на конец года).
     
     Ниже приведены итоги реализации мероприятий Программы - 2010 по состоянию на 1 января 2011 г.
     

По мероприятию «Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения» заключены договоры с 233 организациями и приступили к обучению 4737 чел. (126,5% к плану). В моногородах приступили к переобучению 887 работников (93,4% к плану).
     
     По мероприятию «Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу», как и в прошлом году, работы ведутся на основе договоров, заключаемых между работодателями и органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
     
     В 2010 г. были заключены договоры с 1470 организациями и приступили к работе 35409 чел. (147,9% к плану), значительная часть которых (7433 чел.) - работники, находящиеся под угрозой массового увольнения.
     
     В моногородах в общественных работах приняли участие 7880 чел. (194,7% к плану).
     
     Основные виды общественных работ по заключенным договорам: ремонт и благоустройство территории поселений и предприятий, содержание и использование жилищного фонда и объектов социальной сферы (учреждений образования, здравоохранения, домов престарелых), ремонт и строительство дорожного полотна, приведение в порядок воинских захоронений, экологические мероприятия (очистка прудов и рек, лесовосстановительные работы).
     
     По мероприятию «Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений» ГКУ ЦЗН совместно с 487 работодателями организовано трудоустройство 1372 выпускников при участии 1112 наставников (121,2% к плану).
     
     По мероприятию «Содействие трудоустройству инвалидов» ГКУ ЦЗН заключены договоры с 35 организациями и организовано трудоустройство 151 инвалида (100,0% к плану).
     
     По мероприятию «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» выделено 4607 субсидий на организацию и расширение собственного дела (100,0 % к плану), из них 2795 субсидий - для безработных, зарегистрировавших бизнес в текущем году, 1390 субсидий - для безработных, трудоустраиваемых на созданные ими рабочие места, 422 субсидии - под развитие бизнеса предпринимателей, зарегистрировавших собственное дело в 2009 г.
     
     В моногородах субсидии получили 816 безработных (101,8% к плану).
     

Всего в мероприятиях Программы - 2010 приняли участие 47389 чел. (137,1% к плану), освоено 853,8 млн. рублей из выделенных средств федерального и краевого бюджетов (98,9% от запланированного объема финансирования).
     
     Важнейшим итогом реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в рамках Программы - 2010 стало снижение по сравнению с наиболее острым периодом текущего года, сложившимся к началу марта, коэффициента напряженности в 2,6 раза (с 7,0 до 2,6 человек на 1 вакансию) и уровня регистрируемой безработицы с 4,0 до 2,4% к численности ЭАН, что свидетельствует о достижении значительно более высокой эффективности указанных мероприятий по сравнению с запланированным целевым показателем.

2.2. Прогноз на 2011 год

2.2.1. Динамика макроэкономических показателей

В соответствии со сценарными условиями для формирования вариантов развития экономики Пермского края на период до 2013 г., разработанными департаментом макроэкономики Администрации губернатора Пермского края, в 2011 г. в большинстве отраслей экономики региона появятся признаки экономического роста (табл. 7).

Таблица 7. Сценарные условия развития экономики Пермского края в 2011 году


Таблица 7

Показатели

2010 г.

2011 г. - варианты прогноза:

пессимистический

базовый

оптимистический

1

2

3

4

5

6

1

Индекс промышленного производства, % к пред. году

118,7

101,7

103,8

106,4

2

Продукция сельского хозяйства, % к пред. году в сопоставимых ценах

104,7

102,5

103,2

104,5

3

Ввод жилых домов, % к пред. периоду

86,8

101,4

108,6

114,5

4

Среднесписочная численность работников, тыс. чел.

900,4

897,6

907,4

914,0

5

Реальная заработная плата, темп роста, %

104,9

96,1

99,7

103,1


     Вместе с тем в низкоконкурентных сегментах производства и на проблемных предприятиях сохранятся условия для продолжения процессов снижения объемов производства вплоть до полной остановки и, соответственно, высвобождения работников по инициативе работодателей.
     
     К ним в первую очередь относятся предприятия, на которых в настоящее время запущена процедура банкротства (ОАО «Платошинская птицефабрика», с. Платошино Пермского муниципального района; ОАО «Пермский племенной конный завод» Пермского муниципального района; ОАО «Тепличный комбинат «Муллинский» Пермского муниципального района; ОАО «ТЕЛИЭМ» п. Теплая Гора Горнозаводского муниципального района), а также предприятия, активно использующие разные формы неполной занятости работников.
     
     В ноябре-декабре 2010 г. наиболее значительные объемы неполной занятости наблюдались в ООО «Металлургический завод «Камасталь» (2546 чел.), ОАО «Чусовской металлургический завод» (1360 чел.), «Чайковский завод газовой аппаратуры» филиал ОАО «Газмаш» (848 чел.); ОАО «Александровский машиностроительный завод» (780 чел.), ООО «Нестле Россия» (738 чел.), ООО «Сода-Хлорат» (700 чел.). Еще на 16 предприятии численность сотрудников, работающих в режиме неполной занятости, составляет от 100 до 500 человек.
     
     Кроме того, выход на траекторию посткризисного роста потребует от успешных предприятий принятия энергичных мер по повышению эффективности производства и производительности труда, что также потребует оптимизации структуры и численности персонала. Эти процессы активно пойдут на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых («Большая химия» Березниковско-Соликамской агломерации), металлургического производства (ОАО «Чусовской металлургический завод»), авиакосмического и оборонного машиностроения, пищевой, легкой промышленности.
     
     По оценке департамента экономического развития Аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождений из экономики региона в 2011 г. по сравнению с текущим годом сократятся, но составят не менее 26-30 тыс. чел., или 2% от численности занятого населения.
     
     Существенной причиной потери работы, как и в текущем году, останется увольнение работников по собственному желанию, расторжение трудовых договоров по соглашению сторон и т.д. Масштабность данной причины позволяют оценить данные о движении численности работников крупных и средних предприятий Пермского края за 10 месяцев 2010 г.: общая численность выбывших с предприятий в связи с сокращением составила 5,2 тыс. чел., а выбывших по собственному желанию и соглашению сторон - 61,6 тыс. чел., то есть в 11,8 раза больше.
     

Общий объем выбытия работников в этот период составил 87,3 тыс. чел., а приема - 79,1 тыс. чел., что обусловило восполнение выбытия на 90,6%, то есть отмечается сокращение среднесписочной численности персонала крупных и средних предприятий Пермского края.
     
     По прогнозной оценке сокращение численности работников по причинам текучести кадров (без учета «холостого оборота», то есть увольнения с последующим трудоустройством) составит около 10-15 тыс. чел.
     
     По отраслям экономики основной объем увольнений придется на обрабатывающие производства (3-4,5 тыс. чел.), торговлю (1-1,5 тыс. чел.), бюджетную сферу (1,5-2,5 тыс. чел.), транспорт и связь (1-1,5 тыс. чел.), жилищно-коммунальное хозяйство (1-1,5 тыс. чел.), сельское хозяйство (1-1,5 тыс. чел.), государственное управление (1-1,5 тыс. чел.).
     
     По профессионально-квалификационным группам увольнения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (20-30% от общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (30-40%).
     
     В соответствии с указом губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. N 55 «О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы», утвердившим цели, задачи и целевые показатели деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 гг., в 2011 г. планируется создание до 20,0 тыс. рабочих мест (раздел 2 цель 2.1).
     
     Прогнозный баланс рынка труда Пермского края в 2011 г. приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
     
     В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2011 г. могут закрепиться тенденции стагнации показателей занятости и общей безработицы (по методологии МОТ), среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) может оказаться ниже 1300 тыс. чел., что соответствует уровню занятости менее 62% (факт 62,1%). Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 154,3 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 10,7% к численности ЭАН (III квартал 2010 г. - 112,6 тыс. чел., или 7,7%).

2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда


     Деятельность Агентства по реализации переданных полномочий осуществляется на основе Закона Пермского края от 16 декабря 2010 г. N 726-ПК «О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», а также ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы», утвержденной приказом Агентства от 05 декабря 2008 г. N 126/1.
     
     В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности Агентства в рамках реализации переданных полномочий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, на 2011 г. предполагается:
     
     обеспечить обращение в ГКУ ЦЗН за содействием в поиске работы не менее 140 тыс. чел.;
     
     оказать содействие в трудоустройстве не менее 92,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - 40,0 тыс. чел.;
     
     направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 8,0 тыс. чел.;
     
     поддерживать численность зарегистрированных в установленном порядке безработных не более 26,5 тыс. чел. (в среднегодовом исчислении);
     
     обеспечить поддержание регистрируемой безработицы в целом по Пермскому краю на уровне 1,87%.
     
     В целом за счет реализации переданных полномочий государственные услуги в сфере содействия занятости должны получить не менее 250,0 тыс. жителей Пермского края.
     
     Однако в связи с сохранением низкого спроса экономики на рабочую силу, в том числе и после завершения Программы - 2010 численность граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в ГКУ ЦЗН, может возрасти и составить более 250 тыс. чел. (рост в 1,2 раза по сравнению с 2010 г.). В условиях ограниченных возможностей трудоустройства может вновь начаться рост численности безработных (до 36,6 тыс. чел. в среднемесячном исчислении) и уровня регистрируемой безработицы (до 2,6% к численности ЭАН). В монопрофильных поселениях на отдаленных и депрессивных территориях уровень регистрируемой безработицы может возрасти до 15-20%, что создаст угрозу социальной стабильности.

2.3. Основные направления стабилизации ситуации на рынке труда


     Для закрепления положительных тенденций на рынке труда Пермского края, достигнутых в 2010 г. в результате принятия комплекса антикризисных мер, необходимо обеспечить дальнейшую поддержку взаимодействия всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края (далее - работодатели). Инструментом реализации выработанных в течение текущего года технологий этого взаимодействия является настоящая Программа, продолжающая реализацию выработанных в предыдущие годы антикризисных мер в сфере занятости населения. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
     
     повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения; работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;
     
     опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, в целях получения новой или смежной специальности, что позволит им трудиться на других менее опасных рабочих местах;
     
     профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в целях повышения их квалификации или получения новой профессии для ускорения процесса адаптации на рынке труда;
     
     профессиональная переподготовка врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2011 г. N 151-п (далее - Программа модернизации здравоохранения Пермского края на 2011- 2012 гг.);
     
     организация общественных работ для работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, что будет способствовать сохранению кадрового состава организаций;
     
     создание рабочих мест временного характера для безработных граждан и граждан, ищущих работу в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях, монопрофильных населенных пунктах и территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;
     
     организация стажировки под руководством наставников будет способствовать началу трудовой деятельности и приобретению опыта работы выпускников образовательных учреждений на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах по полученной квалификации (профессии, специальности);
     
     вовлечение работодателей в процесс создания рабочих мест для граждан с инвалидностью.

2.3.1. Регулирование трудовой миграции


     Регулирование трудовой миграции будет являться дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения региона.
     
     В 2010 г. Пермскому краю определена квота на привлечение иностранных работников в размере 16337 чел., в том числе для визовых стран - 5226 чел., для безвизовых стран (СНГ) - 11111 чел.
     
     По данным Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, в течение 2010 г. получат разрешение на работу в регионе более 11000 чел., выполнение квоты составит 67,3%, в том числе 1500 граждан из визовых стран (28,7% от квоты) и 9500 граждан из стран СНГ (85,5% квоты).
     
     Таким образом, общие объемы привлечения в регион иностранной рабочей силы не превышают 0,8% от численности ЭАН, то есть не оказывают существенного влияния на объем предложения рабочей силы.
     
     Предложения Пермского края на 2011 г. по квотированию иностранной рабочей силы составляют 12 901 чел. и предполагают снижение на 21%.
     
     Политика привлечения трудовых ресурсов в Пермском крае предполагает в 2011 г. приоритетное использование труда отечественных работников. В целях сокращения численности привлекаемых иностранных работников органами ГКУ ЦЗН будет проводиться работа по замещению отечественными работниками рабочих мест, планируемых организациями для иностранной рабочей силы. Данная работа является адресной, учитывающей экономические и социальные последствия, особенности привлечения иностранной рабочей силы (страна происхождения, категория, квалификация иностранных работников, привлечение инвестиций и др.).

2.3.2. Угрозы и риски


     Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда Пермского края могут стать:
     
     несистемное решение стоящих задач в области занятости, нескоординированные усилия исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, работодателей;
     
     неэффективное расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, привлечение незначительных средств из внебюджетных источников для решения проблем с занятостью высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников;
     
     низкая активность работодателей в решении вопросов занятости высвобождаемых работников в случае угрозы массового высвобождения;
     
     рост напряженности на рынке труда Пермского края.
     
     Вместе с тем на процесс реализации Программы могут повлиять внешние факторы, а именно изменения законодательства, ухудшающие ситуацию в сфере занятости населения и рынка труда по сравнению с действующим законодательством.

III. Цель и задачи программы


     3.1. Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста регистрируемой безработицы в Пермском крае.
     
     3.2. Для реализации указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
     
     3.2.1. Повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы.
     
     3.2.2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, в том числе для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
     
     3.2.3. Стабилизация ситуации на рынке труда моногородов.

IV. Сроки и этапы реализации программы


     4.1. Срок реализации Программы: 2011 г.
     
     4.2. Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
     
     1 этап - январь-февраль 2011 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы. В этот период будут разработаны и утверждены предусмотренные Программой нормативные правовые акты, проведены информационная кампания с привлечением региональных СМИ и обучение исполнителей Программы.
     
     2 этап - март-декабрь 2011 г. - реализация мероприятий Программы.

V. Система мероприятий программы


     5.1.Система мероприятий и задачи Программы приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
     
     5.2. При осуществлении мероприятий Программы реализуются следующие задачи.

5.2.1. Содействие повышению качества и профессиональной мобильности рабочей силы

5.2.1.1. Опережающее профессиональное обучение, стажировка


     В рамках данной задачи предполагается организация опережающего профессионального обучения и стажировки:
     
     работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства;
     
     работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников).
     
     Участниками мероприятия будут являться:
     
     работодатели, осуществляющие реструктуризацию и модернизацию производства;
     
     работодатели, работники которых находятся под угрозой увольнения, в том числе вошедшие в мониторинг высвобождений и неполной занятости и выразившие готовность переобучить высвобождаемых работников под имеющиеся вакансии.
     
     Численность участников, перечень и объем работ по мероприятию «Опережающее профессиональное обучение, стажировка работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников)» приведены в приложении 4 к настоящей Программе. Численность участников, перечень и объем работ по мероприятию «Опережающее профессиональное обучение, стажировка работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами» приведены в приложении 4.1 к настоящей Программе. Иные работодатели, не входящие в данный перечень, могут участвовать в реализации мероприятия в соответствии с решением Межведомственной комиссии, созданной приказом Агентства (далее - Комиссия Агентства).
     
     Перечень образовательных учреждений Пермского края, на базе которых будет организовано опережающее профессиональное обучение, стажировка, приведен в приложении 16 к настоящей Программе.

5.2.1.2. Опережающее профессиональное обучение женщин, стажировка женщин


     В рамках данной задачи предполагается организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда.
     
     Участниками мероприятия будут являться работодатели, предполагающие вывод женщин с вредного производства.
     
     Численность участников, перечень и объем работ по мероприятию «Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства» приведены в приложении 5 к настоящей Программе. Для оперативного реагирования на возможные изменения в составе участников мероприятия предусмотрен резерв финансовых средств. Иные работодатели, не входящие в данный перечень, могут участвовать в реализации мероприятия в соответствии с решением Комиссии Агентства.
     
     Перечень образовательных учреждений Пермского края, на базе которых будет организовано опережающее профессиональное обучение женщин, стажировка женщин, приведен в приложении 16 к настоящей Программе.

5.2.1.3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности


     Участниками мероприятия будут являться:
     
     женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
     
     работодатели, осуществляющие обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
     
     Численность участников и объемы финансирования по мероприятию «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности» приведены в приложении 6 к настоящей Программе. Иные работодатели, не входящие в данный перечень, могут участвовать в реализации мероприятия в соответствии с решением Комиссии Агентства.
     
     Перечень образовательных учреждений Пермского края, на базе которых будет организовано профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возращение к трудовой деятельности, приведен в приложении 16 к настоящей Программе.

5.2.1.4. Профессиональная переподготовка врачей


     Участниками мероприятия будут являться:
     
     врачи, которые будут направлены на профессиональную переподготовку в рамках Программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы.
     
     Численность участников, перечень специальностей, по которым будет организована переподготовка, перечень образовательных учреждений, на базе которых будет организована переподготовка, и объемы финансирования по мероприятию «Профессиональная переподготовка врачей» приведены в приложении 7 к настоящей Программе.

5.2.2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

5.2.2.1. Организация общественных работ и временного трудоустройства


     Общественные работы будут организованы на социально значимых объектах муниципальных образований Пермского края и в организациях.
     
     При организации временного трудоустройства в качестве работодателей могут выступать организации различных организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.
     
     Приоритетной категорией участников станут жители монопрофильных населенных пунктов и территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.
     
     Примерный перечень организаций, которые могут участвовать в реализации мероприятия «Организация общественных работ для работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда», в разрезе органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края приведен в приложении 8 к настоящей Программе.
     
     Примерный перечень работодателей, которые могут участвовать в реализации мероприятия «Организация временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда», в разрезе ГКУ ЦЗН Пермского края приведен в приложении 9 к настоящей Программе.
     
     Иные работодатели, не входящие в примерный перечень, могут участвовать:
     
     в организации общественных работ - в соответствии с решением межведомственной комиссии муниципального района (городского округа) Пермского края;
     
     в организации временного трудоустройства - в соответствии с решением Комиссии Агентства.
     
     Субсидии, передаваемые бюджетам органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края, ГКУ ЦЗН на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пермского края, по мероприятию «Организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда», отражены в приложении 10 к настоящей Программе.

5.2.2.2. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы


     В качестве работодателей могут выступать организации различных организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.
     
     Перечень работодателей, которые могут участвовать в реализации мероприятия «Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы», в разрезе профессиональных образовательных учреждений приведен в приложении 11 к настоящей Программе. Иные работодатели, не входящие в данный перечень, могут участвовать в реализации мероприятия в соответствии с решением Комиссии Агентства.

5.2.2.3. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей


     Мероприятие предусматривает возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, а также на заработную плату незанятых инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места.
     
     В качестве работодателей могут выступать организации различных организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.
     
     Примерный перечень работодателей, которые могут участвовать в реализации мероприятия «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей», в разрезе ГКУ ЦЗН Пермского края приведен в приложении 12 к настоящей Программе. Иные работодатели, не входящие в данный перечень, могут участвовать в реализации мероприятия в соответствии с решением Комиссии Агентства.

О внесении изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2011 N 37-п

Название документа: О внесении изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2011 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2011 N 37-п

Номер документа: 396-п

Вид документа: Постановление Правительства Пермского края

Принявший орган: Правительство Пермского края

Статус: Действующий

Опубликован: "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 27 от 11 июля 2011 года
Дата принятия: 01 июля 2011

Дата начала действия: 22 июля 2011