ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЗАКОН

ПЕРМСКОГО КРАЯ


О краевой целевой Программе развития политической
культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы

(с изменениями на 4 октября 2010 года)
(редакция, действующая с 22 октября 2010 года)

____________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермского края от 14 декабря 2007 года N 160-ПК (Пермская краевая газета "Звезда" от 20 декабря 2007 года N 211 (31212)) (вступает в силу с 31 декабря 2007 года);

Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК ("Российская газета" N 265 от 26 декабря 2008 года) (вступает в силу с 27 декабря 2008 года);

Законом Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 23 от 15 июня 2009 года) (вступает в силу с 26 июня 2009 года);

Законом Пермского края от 9 октября 2009 года N 495-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 41 от 19 октября 2009 года) (вступает в силу с 30 октября 2009 года);

Законом Пермского края от 4 октября 2010 года N 685-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 40 от 11 октября 2010 года) (вступает в силу с 22 октября 2010 года).

____________________________________________________________

____________________________________________________________     

Действие закона приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 2335,1 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 9 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК,  Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в объеме 2 335,1 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года в объеме 2 996,4 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК.    

____________________________________________________________    

Принят Законодательным Собранием
      Пермской области и Законодательным
      Собранием Коми-Пермяцкого
      автономного округа 30 ноября 2006 года

Статья 1

Утвердить краевую целевую Программу развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы (прилагается).

Статья 2

Объем финансирования краевой целевой Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы определять ежегодно при формировании краевого бюджета отдельной строкой.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.

Губернатор
 Пермского края
О.А.Чиркунов

от 23.12.06 N 43-КЗ    



Приложение
к Закону Пермского края
от 23 декабря 2006 года N 43-КЗ
(в редакции Законов Пермского края
от 14 декабря 2007 года N 160-ПК, от 8 июня 2009 года N 434-ПК,
от 9 октября 2009 года N 495-ПК, от 4 октября 2010 года N 685-ПК)

Краевая целевая программа
развития политической культуры и гражданского образования
населения Пермского края на 2007-2011 годы  


Паспорт программы  

Наименование
Программы

Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы

Основание разработки Программы

Распоряжение губернатора Пермского края от 30.10.2006 N 352-р «О разработке проекта краевой целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы»
Гражданский запрос, подписанный 20-ю общественными организациями Пермского края (письмо на имя губернатора Пермского края О.А.Чиркунова от 26.02.2006, вх. N 01-19-108)
Закон Пермской области от 05.10.2001 N 1761-310 «Об областной целевой Программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы»
Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 28.09.2006 N 86 «О концепции краевой целевой Программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы»
Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 22.06.2006 N 27 «О концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 гг. и на период до 2015 г.»

Государственный заказчик
Программы

Администрация губернатора Пермского края

Руководство реализацией Программы

Общее руководство реализацией Программы осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края
Оперативное руководство реализацией Программы осуществляет председатель департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края

Основные разработчики Программы

Департамент политики Пермской области и группа экспертов Общественного совета по гражданскому образованию на основе гражданского запроса, подписанного 20-ю общественными организациями Пермского края

Исполнители
основных мероприятий Программы (в редакции Законов Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК, от 4 октября 2010 года N 685-ПК)

Администрация губернатора Пермского края, Министерство образования Пермского края, избирательная комиссия Пермского края, территориальные избирательные комиссии Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края, Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края, Законодательное Собрание Пермского края

Участники Программы (в редакции Закона Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК)

Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, территориальные избирательные комиссии, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, политические партии

Цели и задачи Программы

Цель:
Объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, общественных и общественно-политических организаций для обеспечения стабильного позитивного развития политических процессов в Пермском крае
Задачи:
Повышение у населения региона уровня доверия к институтам власти, формирование и развитие политической компетентности, навыков конструктивного участия в политической жизни
Обеспечение проведения на высоком профессиональном уровне, с высокой явкой избирателей выборов органов власти всех уровней
Профилактика политического экстремизма
Содействие развитию партий как институтов политической самоорганизации и самоопределения граждан
Активизация информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края, образовательных и научных учреждений, избирательных комиссий всех уровней, политических партий и общественно-политических объединений по вопросам развития политической ситуации, политической и правовой культуры
Создание системы информирования о целях, приоритетах и результатах деятельности органов власти через поддержку деятельности средств массовой информации по развитию политической и правовой культуры

Сроки реализации Программы

2007-2011 гг.

Этапы реализации Программы

1 этап (2007 год) - разработка новых и совершенствование существующих моделей развития политической культуры по отдельным направлениям, в первую очередь через гражданское образование; начало реализации комплекса мероприятий
2 этап (2008-2010 годы) - осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы, апробация моделей развития политической культуры
3 этап (2011 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, экспертиза

Общая стоимость Программы

31988,0 тыс. руб. - краевой бюджет, из них
2007 год: 4193 тыс. руб. (в редакции Закона Пермского края от 14 декабря 2007 года N 160-ПК)

Ожидаемые конечные результаты
Программы

Формирование моделей конструктивного участия и позитивного опыта гражданского участия в политической и общественной жизни у населения
Расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора, снижение уровня ситуационно необоснованного абсентеизма и риска применения манипулятивных избирательных технологий
Развитие новых форм гражданских практик и расширение применения уже освоенных форм гражданского участия в политической жизни
Повышение информированности населения Пермского края о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, конституционных механизмах реализации интересов граждан и защиты их прав
Снижение числа некорректных и неэтичных проявлений публичной политической деятельности, в том числе в условиях предвыборной борьбы

Контроль за реализацией Программы (в редакции Закона Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК)

Отчет о ходе исполнения и реализации Программы предоставляется руководителю Администрации губернатора Пермского края, Законодательному Собранию Пермского края, Контрольно-счетной палате Пермского края. Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий осуществляется на основе мониторингов (данные избирательной комиссии Пермского края, СМИ, социологические опросы и т.п.), анализа поквартальных и годовых отчетов и информации основных исполнителей

1. Общие положения  


1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы

Объектом данной Программы являются политические процессы и политические отношения в Пермском крае, политическое сознание жителей региона. Предметом регулирования служит деятельность, оказывающая воздействие на складывающийся в регионе тип политической культуры, формы политического поведения и участия как широких слоев населения, так и наиболее вовлеченных в политический процесс акторов. Сфера действия Программы охватывает всю область функционирования государственно-управленческих, партийно-политических, общественных, научных, информационных и других структур, оказывающих непосредственное воздействие на трансформацию политической культуры в регионе, выбор форм политического поведения и участия.  

1.2. Понятия и термины, используемые в Программе


Политическая культура как явление общественной жизни определяется через совокупность ценностных ориентаций, стереотипов восприятия и типовых образцов поведения, характеризующих взаимоотношения граждан и власти. Составляющими элементами политической культуры являются: прошлый политический опыт; основные политические ценности и убеждения; стереотипная оценка политических событий и процессов; навыки политического поведения; уровень политической информированности населения; характер политических ожиданий населения и т.д.

Характеристиками политической культуры того или иного сообщества в современных условиях являются: уровень профессионализации политической деятельности, т.е. количество подготовленных политических кадров (депутатов различных уровней, специалистов среди государственных и муниципальных служащих, организаторов политических процессов и др.); политическая и правовая грамотность населения; наличие соответствующих аналитических и экспертных центров; уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти; степень политической толерантности; правовое сознание и др.

Существуют различные типы политической культуры и различные направления ее возможных трансформаций. Сохранению политической стабильности, устойчивому и эффективному функционированию политических институтов в наибольшей степени благоприятствует гражданский тип политической культуры. Политическая культура гражданского типа включает политическое доверие (в том числе способность сотрудничать с разными группами в различных акциях), ориентации по отношению к режиму (веру в его легитимность, отношение к политическим символам, готовность оказать поддержку или сопротивление), правила игры (знания, чувства, отношения, обязательства), политическую действенность (вера в ответственность правительства, в важность гражданской активности и участия, в возможность политических перемен), политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о политических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам), политические ориентации (удовлетворенность проводимой политикой, знания об ее действии, влиянии и факторах принятия решений), навыки политического поведения (участие в голосовании и принятие ответственных и взвешенных решений на выборах, поиск наиболее эффективных конструктивных путей отстаивания своих интересов в органах власти).

Гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры.

Гражданское образование - это социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений. Гражданское образование является интегративным по своей природе, т.е. не может быть локализовано в какой-либо одной сфере человеческой деятельности и, по сути, является единственным направлением системы воспитания, непосредственно связанным с основными компонентами и явлениями окружающей среды.    

1.3. Правовая основа для принятия Программы


Органы государственной власти Пермского края принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного формирования и развития политической культуры гражданского типа на территории края и содействия всесторонней реализации политических и гражданских прав жителей края в рамках единой государственной политической системы в Российской Федерации.

Проект Программы основан на распоряжении губернатора Пермского края от 30.10.2006 N 352-р «О разработке проекта краевой целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы» и гражданском запросе, который подписали представители 20-ти гражданских организаций края, что свидетельствует о высокой общественной заинтересованности в решении задач в данном направлении программно-целевым методом. Программа является продолжением областной целевой Программы развития политической и правовой культуры на 2002-2006 годы и основывается на ее опыте.

Программа разрабатывалась на основе постановления Законодательного Собрания Пермской области от 28.09.2006 N 86 «О концепции краевой целевой Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы», а также на основе концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 гг. и на период до 2015 г.

Программа предполагает взаимосвязь с рядом принятых и разрабатываемых региональных и федеральных целевых программ, в частности с Программой развития образования в Пермского крае на 2006-2010 гг., Программой патриотического воспитания населения Пермского края.

2. Содержание проблемы, анализ причин
и возможный сценарий развития проблемной ситуации


2.1. Анализ состояния сферы деятельности Программы

Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала. Последнее во многом зависит от участия людей в модернизационных процессах. Именно в этом - ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Пермского края в средней и долгосрочной перспективе. Только активные граждане, взявшие на себя ответственность за свою судьбу и за будущее региона и страны, могут проложить путь к стабильности и благополучию.

Органы государственной власти Пермской области своевременно оценили значимость проблемы. Реализация областной целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы, принятой Законодательным Собранием Пермской области 20 сентября 2001 года, позволила:

повысить уровень информированности населения Пермской области о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, механизмах реализации прав и интересов граждан;

снизить случаи срыва проводимых выборов из-за низкой явки избирателей;

увеличить количество реализованных политических инициатив политических партий.

В результате реализации Программы 2002-2006 годов выстроена институциональная система взаимодействия органов власти и общества с целью повышения доверия населения к органам власти в регионе и эффективного политического развития. По данным социологического исследования «Весна-2006», проведенного в июне 2006 года, 92,4% отвергают возможность своего участия в несанкционированных акциях протеста. С 2002 по 2006 годы изменилась степень интереса пермяков к политике: в 2002 году 18,1% респондентов выражали высокую степень интереса к политике, а в 2006 году уже 28,2% опрошенных жителей Пермского края вошли в эту группу.

Нельзя не заметить высокую степень развития неправительственных организаций и общественных инициатив в Пермском крае, успешный опыт конструктивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.

Кроме того, в Пермском крае сформировалось одно из самых сильных и значимых в России научных сообществ ученых-политологов, имеется система подготовки специалистов в данной сфере.

В целом реализация Программы и деятельность гражданских организаций позволили сохранить политическую стабильность в регионе. Однако долговременных гарантий стабильности не существует. Вектор политических настроений жителей региона может непредсказуемо измениться. Возможно увеличение влияния экстремистских сил. Постоянно меняется и политическая, и общественная ситуация, поэтому существует острая необходимость создать условия для постоянного развития политической культуры и системы гражданского образования как ресурсов политической стабильности и социально-экономического развития Пермского края.

При всех успехах формирования политической корректности в целом, в то же время не получилось поставить надежный заслон неэтичным технологиям предвыборной борьбы. Нет заметных сдвигов в обеспечении разнообразных отраслей политической и общественной деятельности высококвалифицированными специалистами.

Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона, более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу. Достаточно высоким остается в регионе уровень абсентеизма, особенно на выборах органов власти низового звена. Помимо ситуационных факторов причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение. Избиратели часто руководствуются не представлениями о том, кто из кандидатов в большей степени обладает качествами, необходимыми для работы в органах власти, а соображениями сиюминутной выгоды, поверхностными симпатиями и антипатиями.

Профессионализм, квалификация, уровень толерантности политических менеджеров и экспертов, мотивация их деятельности, этические нормы, которыми они руководствуются, находятся в Пермском крае в настоящее время на уровне развития, недостаточном для обеспечения гарантированной стабильности демократических институтов и устойчивого развития общества. Особенно явственно ощущается в регионе недостаток подготовленных квалифицированных кадров для партийного менеджмента в условиях конкуренции политических партий.

В силу ряда причин ученые-политологи Прикамья начинают испытывать трудности в публикации результатов своих исследований, в научном обмене с коллегами и др. В ближайшем будущем это может стать «тормозом» для дальнейшего развития политической науки в Пермском крае.

2.2. Тенденции развития ситуации, прогноз социальных, экономических,
общественно-политических и других последствий реализации программных мероприятий

Развитие гражданской политической и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования политических институтов и развития гражданского общества в современной России. Это политические процессы, касающиеся российского общества в целом, но у данной проблемы есть и региональный аспект.

Политическая ситуация в Пермском крае характеризуется с использованием понятия «стабильное политическое развитие». Не ставится под сомнение существенная укорененность демократических политических институтов и, в значительной степени,  сознательное отношение жителей Прикамья к своему политическому выбору.

Именно политическая стабильность и эффективная работа политических институтов позволили успешно провести процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект федерации, что создало важный прецедент не только общероссийского, но и мирового значения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»