Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2006 года N 27


О концепции Программы социально-экономического развития
Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года

________________________________________________________
Утратило силу с 18 декабря 2008 года на основании
постановления Законодательного Собрания Пермского края от 18 декабря 2008 года N 1237

________________________________________________________

Законодательное Собрание Пермской области и Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять концепцию Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
 Законодательного Собрания области
Н.А.Девяткин
Председатель
Законодательного Собрания округа
В.А.Ваньков


Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермской области и
Законодательного Собрания
Коми-Пермяцкого автономного округа
от 22 июня 2006 года N 27

Концепция
Программы социально-экономического развития
Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года

          

Концепция является основой для разработки Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года, которая будет Программой социально-экономического развития первого субъекта Российской Федерации, созданного путем объединения субъектов Российской Федерации: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, характеризующихся разными уровнями социального, экономического, демографического, культурного развития.

1. Цель разработки Программы


1.1. Целью разработки Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года (далее - Программа) является определение приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в целом и на уровне отдельных отраслей и микрорайонов, а также выработка механизмов, позволяющих реализовать данные направления.

1.2. Основные задачи разработки Программы:

разработка системы показателей (индикаторов), характеризующих социально-экономические процессы на региональном уровне в целом, а также на уровне отдельных отраслей и территорий;

выработка комплекса предложений по формированию системы социально-экономических микрорайонов (управленческих округов) на территории Пермского края;

проведение отбора и обоснования приоритетов социально-экономического развития Пермского края, в том числе в отраслевом (по видам экономической деятельности) и территориальном разрезе;

выработка перспективных (приоритетных) направлений развития Пермского края;

выработка мероприятий и механизмов по реализации намеченных приоритетов с учетом состояния инфраструктуры и ресурсной базы отраслей и территорий;

формирование перечня крупнейших проектов в сфере экономики, инфраструктуры, социального развития, выделение их основных параметров;

определение ресурсного обеспечения предлагаемых проектов и решений;

формирование основных вариантов социально-экономического развития Пермского края, исходя из различных сценариев реализации предлагаемых мероприятий и действия внешних факторов;

разработка системы контроля над выполнением поставленных задач.

Программа будет разработана с учетом целей и задач, поставленных:

статьей 1 Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 1_ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа";

постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2001 N 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России";

приказом Минэкономразвития России от 17.06.2002 N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации";

Соглашением от 11.11.2003 между Пермской областью и Коми-Пермяцким автономным округом о правовом положении Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края, утвержденным Законом Пермской области от 04.12.2003 N 1091-221 и Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 27.11.2003 N 142;

Стратегией социально-экономического развития Пермской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 900;

Программой экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года, принятой Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 17.06.2004 N 28.

1.3. В Программе будут определены цели социально-экономического развития Пермского края и средства их достижения, она будет выражением общественных договоренностей между населением, бизнесом и властью о путях и способах развития Пермского края. Выполнение Программы в течение указанного периода предлагается осуществлять через деятельность всех указанных субъектов. Функции управления реализацией Программы, в том числе анализа и контроля выполнения Программы, внесения изменений и оперативной корректировки хода выполнения Программы, отчета о выполнении Программы перед населением Пермского края, возлагаются на органы региональной исполнительной и законодательной власти.

2. Текущее состояние и основные проблемы

2.1. Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.

В настоящее время инвестиционная привлекательность Пермского края оценивается высоко по сравнению с большинством субъектов Российской Федерации. Агентство Moody`s Interfax Rating Agency присвоило ему долгосрочный кредитный рейтинг Аа3 (рейтинг Аа1 имеет только Москва, Аа2 - Санкт-Петербург, Аа3 - Самарская и Пермская области) и краткосрочный рейтинг RUS-1. Что касается динамики и состояния инвестиционного рейтинга Пермской области в предшествующий период, то по рейтингу журнала "Эксперт", практически все время составления рейтингов в 1998-2005 годах Пермская область держится в числе регионов-лидеров, а ее рейтинг оценивается как "Средний потенциал - умеренный риск" (2B).

2.2. В то же время сохраняются, а в некоторых случаях развиваются противоречия и проблемы социально-экономического развития.

В течение последних лет доля Пермского региона в общероссийском потенциале постепенно снижается (с 2,179% - в 1998 году до 1,806% - в 2005 году).

В инвестиционном потенциале Пермского края слабой компонентой можно назвать состояние трудового потенциала (22-е место в стране в 2005 году) и крайне слабой - состояние инфраструктурного потенциала (58-е место в стране в 2005 году). Недостаточная развитость инфраструктуры, особенно ее информационной составляющей, как одного из факторов размещения производства, не позволяет в свою очередь получать агломерационные эффекты. Важной проблемой близкого будущего станет диспропорциональность в развитии территориально-транспортной инфраструктуры: основная масса транспортной инфраструктуры сосредоточена на юге, юго-востоке и в центре Пермского края.

Анализ составляющих инвестиционного риска выявил как наиболее значительные криминальный и экологический факторы. Достаточно высок уровень экономического риска, в то же время финансовый, политический, законодательный и социальный риски имеют наименьшие ранги.

В экспортоориентированном секторе наблюдается явное избыточное развитие, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, происходит постепенное сокращение объемов производства. Данная отраслевая структура тесным образом коррелирует со структурой экспорта Пермского края. В настоящее время доля экспорта товаров низкой степени переработки в общем объеме экспорта Пермского края достаточно высока (около 80%). Это обуславливает высокую зависимость, как в целом экономики, так и доходов бюджета края от текущей цены на сырьевые товары на мировых рынках.

В силу нестабильности мировых цен возникает нестабильность валового регионального продукта (далее - ВРП) и доходов бюджета, что служит существенным препятствием для достижения цели стабильного долгосрочного развития экономики.

Одной из проблем ресурсозависимости региональной экономики стала так называемая "голландская болезнь", вследствие которой происходит переток факторов производства в добывающие секторы экономики из обрабатывающей промышленности в ответ на рост мировой цены на сырье.

Помимо "голландской болезни" дальнейшему развитию экономики Пермского края препятствуют недостаточно развитые институты как рыночные, так и государственные, требующие изменения и развития. Вхождение во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) может сыграть существенную роль в этом процессе, что доказывается опытом Китая и других стран, недавно присоединившихся к ВТО.

Структура финансового рынка Пермского края существенно деформирована в результате слабости самостоятельных региональных участников. Возможности регулирования финансовых потоков ограничены организацией движения бюджетных средств и системой государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Ситуация может осложниться после вступления России в ВТО, прогнозируется, что усугубиться она должна только для местных банков и страховых компаний.

2.3. Для жизни населения Пермского края характерен целый ряд проблем. Одна из них заключается в высоком уровне заболеваемости и смертности населения от различных болезней и травм, особенно мужчин в возрастных группах 40-55 лет, превышающем средние показатели России, Приволжского и Уральского федеральных округов.

Показатели социально индикаторных заболеваний: туберкулеза, сифилиса, гонореи - постепенно снижаются, но остаются высокими в сравнении со среднероссийским показателями. Высок уровень таких социальных патологий, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность (особенно в Коми-Пермяцком округе). В Пермском крае неравномерна степень обеспеченности населения медицинской помощью (медицинскими койками, врачами, средними медицинскими работниками), также наблюдается территориальная диспропорция размещения объектов инфраструктуры спорта и отдыха.

Острой проблемой в Пермском крае является обеспечение достойных материальных условий труда работников. За последние годы в крае наблюдается снижение темпов роста заработной платы, остается значительной численность работников, размер заработной платы которых находится ниже уровня прожиточного минимума, углубляется дифференциация по размерам оплаты труда между отдельными категориями работников, отраслями и территориями. Особенно проблематична ситуация в Коми-Пермяцком округе, где средний уровень оплаты труда примерно вполовину меньше среднеобластных показателей.

Негативно сказывается на качестве трудовой жизни населения Пермского края тот факт, что значительное число рабочих мест остается вне сферы договорного регулирования трудовых отношений. Это отчасти способствует распространению нарушений трудового законодательства, ущемлению прав работников, росту масштабов нелегальной занятости.

Об ухудшении качества трудовой деятельности также свидетельствуют увеличение удельного веса численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда; высокие показатели травматизма, несчастных случаев на производстве, распространение профзаболеваний.

На рынке труда сохраняется профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Следствием этого стала, с одной стороны, неполная обеспеченность экономики необходимыми трудовыми ресурсами, а с другой - трудности эффективной реализации потребности граждан в трудовой деятельности.

На протяжении последних лет Прикамье по уровню образования населения уступает средним показателям по стране. По числу лиц с высшим образованием в категории занятого населения на 1000 человек. Пермский край отстает от большинства субъектов Приволжского федерального округа, а также от общих показателей по Российской Федерации. Среди занятого населения преобладают низкоквалифицированные работники с начальным профессиональным образованием. Пониженный уровень образования взрослого населения оказывает негативное воздействие на адаптационные стратегии и образ жизни.

2.4. Наиболее четко территориальные диспропорции выражены в естественном движении населения, в уровне материального благосостояния, обеспеченности товарами народного потребления и услугами сферы обслуживания, занятости населения.

Кроме того, для Пермского края характерна большая протяженность территории с севера на юг, которая обусловливает диспропорции в агроприродном, климатическом и природно-ресурсном потенциале.

Заметная диспропорция существует в системе расселения. Треть всего населения Пермского края проживает в областном центре. Кроме того, в Пермском крае два города с численностью населения более 100 тыс. человек (Березники, Соликамск) и более 2700 населенных пунктов с численностью жителей менее 100 человек. Восточная часть края отличается повышенной долей городского населения, а в южной в основном преобладают сельские жители.

Диспропорция характерна и для отдельных территорий Пермского края. Четко фиксируется уменьшение плотности населения по мере удаления от крупных населенных пунктов (городов: Пермь, Березники, Соликамск), особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Пермского края.

Дальнейшее существование сложившихся территориальных округов и их объединений в нынешней форме может быть достаточно проблематичным в силу активных процессов, связанных с созданием Пермского края.

Еще одной важной диспропорцией можно назвать разрыв в социально-экономическом развитии городов и сельских населенных пунктов Пермского края практически по всем направлениям.

Наконец, межсекторальной диспропорцией является диспропорция между уровнем индустриального развития края и уровнем качества жизни. Это связано с экологической ситуацией, которая характеризуется сильным загрязнением атмосферного воздуха, почв и водоемов. Экологическая обстановка усугубляется аварийными ситуациями, которые возникают на промышленных предприятиях вследствие износа оборудования, нарушений правил безопасности.

Серьезной проблемой стала явная диспропорция в уровнях развития Коми-Пермяцкого округа и Пермской области. Коми-Пермяцкий округ характеризуется низким уровнем экономического и социального развития, заселенности и освоенности территории. Округ занимает 20,5% всей площади Пермской области (0,2% России) и сосредоточивает лишь 5,1% ее жителей (0,1% жителей России). Плотность населения в Коми-Пермяцком округе - 4,9 чел/кв.км (в 4 раза ниже, чем в целом по Пермской области и почти в 2 раза ниже, чем в России). Коми-Пермяцкий округ - слаборазвитый и депрессивный регион, занимающий последнее место по всем показателям в Приволжском федеральном округе. Так, например, доля собственных доходов в расходах региональных бюджетов в 2004 году в округе была самой низкой в Приволжском федеральном округе - 22,6%.

Низкий уровень хозяйственно-промышленного развития Коми-Пермяцкого округа, особенно его перерабатывающих отраслей, стал важным фактором самой низкой степени урбанизации (31%) в Европейской части России. На территории Коми-Пермяцкого округа один город - административный центр Кудымкар с численностью 34,1 тыс. человек, который относится к так называемым малым городам.

Вместе с тем, сложился и действует комплекс негативных факторов, осложняющих и тормозящих развитие Коми-Пермяцкого округа. К их числу следует отнести:

неблагоприятное экономико-географическое положение округа (относительная удаленность от основных хозяйственных центров);

слабую транспортную освоенность территории, характеризующуюся полным отсутствием железнодорожного транспорта, нехваткой комфортабельных автомагистралей;

неравномерную хозяйственную освоенность территории, более интенсивную в южной части и менее значительную - на севере;

не комплексное развитие экономики, прежде всего промышленности, которое характеризуется ярко выраженной моноспециализацией на лесоэксплуатации;

низкий уровень развития сети сооружений и предприятий производственной и социальной инфраструктуры, особенно жилищно-коммунального хозяйства;

несбалансированность различных звеньев агропромышленного комплекса, постоянное отставание в развитии мощностей по хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственной продукции;

недостаточную геологическую изученность территории;

неполное использование разведанных полезных ископаемых, в первую очередь, из-за отсутствия эффективных технологий и техники, соответствующих специфике их качества, условий залегания и местоположения;

недостатки в развитии системы расселения, связанные с неравномерным размещением населенных пунктов по территории (в южной и центральной частях, занимающих лишь 19% площади округа, сосредоточено 90% населенных пунктов, в то время как в лесоэксплуатационной зоне, охватывающей почти все северные территории и значительную часть западных и восточных, лишь 10% поселений округа);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»