ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЗАКОН
КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О Программе экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа
на 2004-2006 годы и на период до 2010 года
____________________________________________________________________________
Утратил силу с 17 сентября 2010 года на основании
Закона Пермского края от 30 августа 2010 года N 662-ПК
____________________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
15 июня 2004 года
Статья 1
Утвердить Программу экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Коми-Пермяцкого автономного округа
Г.П.Савельев
от 17.06.2004 N 28
Программа
экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа
на 2004-2006 годы и на период до 2010 года
Наименование Программы | - | Программа экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года |
Основание для разработки программы | - | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 800-р. |
Государственный заказчик программы | - | Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа |
Основные разработчики программы | - | Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа. |
Основная цель программы | - | Обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения округа и доведение основных показателей уровня жизни до среднероссийских. |
Основные задачи программы | - | Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, привлечение в экономику округа 9 млрд.руб. средств инвесторов. |
- | Развитие производительных сил округа на основе эффективного использования собственного производственного и природно-ресурсного потенциала. | |
- | Диверсификация структуры экономики, уход от сырьевой направленности, повышение уровня глубокой переработки продукции в лесозаготовительной отрасли до 60%. | |
- | Развитие производственной инфрастуктуры, в первую очередь, транспортных коммуникаций, предусматривающее строительство железной дороги, газопровода-отвода, автомобильных дорог в гравийном исполнении протяженностью 178,2 км., реконструкцию дорог в асфальтобетонном исполнении 84 км. | |
- | Внедрение энергосберегающих технологий, снижение энергоемкости экономики на 15%. | |
Сроки и этапы реализации программы | -
| 2004-2010 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - | Подпрограммы: |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | - | Органы исполнительной власти Коми-Пермяцкого АО, |
Объемы и источники финансирования программы | - | Общий объем финансирования - 20089 млн. рублей, в т.ч. |
Система организации контроля за исполнением программы | - | Общий контроль за реализацией программы осуществляет Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - | Реализация программы позволит: |
Программа экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года разработана в соответствии с Типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации" от 17 июня 2002 года N 170 и Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).
Коми-Пермяцкий автономный округ (КПао) расположен в Предуралье, в бассейне Верхней Камы. Он занимает площадь 32,9 тыс.кв.м., на которой проживает 147,1 тыс.чел. населения, и является основным регионом проживания коми-пермяцкого народа, принадлежащего к финно-угорской языковой группе народов (на долю коми-пермяков приходится 60% жителей округа).
Хозяйство округа характеризуется невысоким уровнем развития и моноспециализацией на лесозаготовках при чрезвычайно слабом развитии перерабатывающих отраслей, чему в немалой степени способствовало централизованно определяемое размещение производительных сил, отводящее округу роль "сырьевого донора" Пермской области.
Уровень жизни населения округа также низок и существенно отстает от научно обоснованных норм и уровня России и Пермской области.
Удаленность от магистральных путей, слабое развитие производственной и социальной инфраструктуры, наличие районов с ограниченными сроками завоза грузов (навигация, зимники), невысокий жизненный уровень населения делают округ инвестиционно непривлекательным.
Проведение рыночных преобразований в условиях неконкурентоспособной региональной экономики и без должного учета местных условий привело слаборазвитую моноспециализированную экономику сырьевой направленности в состояние глубокого кризиса и поставило население на грань социально-экономической катастрофы.
В целях предотвращения банкротства национального региона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 661 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа до 2000 года", которое было пролонгировано Правительством Российской Федерации до конца 2001 года. Это постановление явилось результатом тщательно организованной работы в 1993-1994 годы по определению стратегии на долгосрочную перспективу, а также реализации Программы социально-экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2000 года.
Несмотря на недостаточное выделение средств из федерального и окружного бюджетов на строительство и реконструкцию объектов, предусмотренных Программой, удалось достичь ощутимых результатов в создании социальной инфраструктуры в высоко дотационном субъекте Российской Федерации, но преодолеть тенденцию экономического спада в производственном секторе хозяйства округа не удалось.
Учитывая, что в КПао все еще не созданы условия для саморазвития и повышения финансовой самообеспеченности, органы власти округа пришли к выводу о необходимости разработки Программы экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года.
Выход округа из социально-экономического кризиса возможен на путях постепенной, последовательно проводимой реконструкции его экономики в направлении отхода от моноспециализации к диверсификации, максимально возможного комплексного использования местных природных ресурсов, прежде всего, лесных, строительного сырья, рекреационных, земельных, топливно-энергетических, что возможно только при условии создания достаточно развитых производственных и социальных инфраструктур, проведения обширных геологических изысканий для расширения представлений о собственном минерально-сырьевом потенциале округа для определения возможностей наращивания экономической и финансовой самодостаточности.
Этот процесс будет достаточно длительным, поскольку предстоит реструктурировать исторически сложившуюся инерционную структуру хозяйствования, характеризующуюся слабым развитием перерабатывающих отраслей и инфраструктуры.
Не менее важная задача - подъем жизненного уровня населения, создание условий для гармоничного развития личности, сохранения и развития самобытной культуры коми-пермяцкого народа.
В Программе приведен анализ развития экономики, состояние социальной сферы, даны характеристики ресурсного и социального потенциала, определена система мероприятий, обеспечивающих ускоренное экономическое и социальное развитие округа, снижение дотационности бюджета. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют совокупность мер, направленных на достижение главной цели - перелома тенденции кризисного развития и обеспечение экономического роста, повышение реальных доходов населения округа к 2010 году в 2 раза.
Коми-Пермяцкий автономный округ образован в феврале 1925 года.
Коми-Пермяцкий автономный округ расположен в пределах Русской равнины, в Предуралье, в северо-западной части Пермской области, в бассейне реки Кама . На севере округ граничит с Республикой Коми, на западе - с Кировской областью, на юге и востоке - с районами Пермской области.
Территория Коми-Пермяцкого автономного округа составляет 32, 9 тыс. кв. км, имеет слабо холмистый рельеф, большую часть территории занимают низменности. В северной части территория округа в широтном направлении пересекается верховым участком магистрального водного пути р. Кама, а на юге - востоке частично примыкает к этой реке восточная часть Юсьвинского района, являющейся прибрежной зоной Камского водохранилища.
Северную окраину округа занимают Северные Увалы с высотами до 271 м, западную часть - Верхне-Камская возвышенность до 328 м. Преобладают осадочные пермские отложения, к которым приурочены залежи основных полезных ископаемых.
Более 80 % территории Коми-Пермяцкого автономного округа покрыто лесами, десятую часть территории округа занимают сельскохозяйственные угодья, из них только половина - пашня, остальное луга (пастбища и сенокосы). Более 150 тыс. га территории округа занимают болота.
Основные отрасли экономики: лесная промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь.
По состоянию на 1 января 2003 года в округе проживает 147,1 тыс. жителей, в т.ч. городского 34,1 тыс.чел. Основное население -коми-пермяки (60 %), русские составляют 36 %.
Принятая в округе система административно-территориального деления включает в себя 6 районов и город Кудымкар, 750 сельских населенных пунктов.
Характер расположения Коми-Пермяцкого автономного округа, его отдаленность от сети железнодорожных и автомобильных дорог придают особое значение транспортной доступности. Основными транспортными узлами, осуществляющими связь с магистральным транспортом страны являются: на сети железных дорог ст. Менделеево (пассажирские перевозки), Верещагино (грузовые перевозки), которые находятся в 100 км от административного центра - г.Кудымкара, ст.Левшино, порт Левшино (г.Пермь), являющийся перевалочным пунктом смешанных железнодорожно- водных сообщений; на сети магистральных водных путей -п. Майкор, п. Пожва и п. Гайны.
Перевозки транспортным флотом Камского речного пароходства осуществляются по р.Кама. (от п. Майкор до п.Гайны). Общая протяженность водных путей 300 км. Средняя продолжительность навигации в районе п. Майкор -100 суток, в районе п.Гайны 10- 15 суток.
Протяженность автомобильных дорог на территории округа 4545 км, из которых 407 км. в асфальтобетонном исполнении и 1439 км. в гравийном исполнении. Из общего количества дорог - 1619 км дорог общего пользования, 2926 ведомственных (внутрихозяйственных). 59,4 % всех дорог округа не имеют твердого покрытия.
Климат округа континентальный с холодной снежной зимой и коротким летом. Средние температуры января составляют от минус 15,7 °С (г.Кудымкар) до минус 23,1 °С (на северо-востоке); июля соответственно от 17,6 до 17,0. Наиболее низкая температура воздуха - минус 52 °С.
Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность не превышает 80-90 ккал/кв.м в год. Годовое количество осадков (480-550 мм) превышает испарение, в результате чего территория округа испытывает избыточное увлажнение. При этом 70% осадков выпадает в теплое время года. Около 200 дней в году - с осадками более 0,1 мм, около 10 - с осадками ливневого характера, способствующими активизации эрозионных процессов. Повсеместно господствуют легкие и слабые ветры со средней скоростью 2,5-4,0 м/сек при редких отклонениях в сторону умеренных.
Климатические условия в целом не способствуют интенсивному сельскохозяйственному освоению земель округа.
Почвенные ресурсы округа представлены в основном разновидностями подзолов. Вся территория севера округа по линии верховья р. Вурлам - с. Шипицино - устье р.Косы лежит в полосе типичных подзолистых почв, сильно, средне и слабо оподзоленных в зависимости от рельефа и характера увлажнения грунта; на границе с республикой Коми в районе Северных Увалов почвы глинистые и суглинистые.
Территория КПао лежит в зоне хвойных таежных лесов. Принадлежность территории округа к зоне средней и южной тайги определяет допустимую площадь преобразования естественных ландшафтов без утраты экологической устойчивости в пределах 50-55% от общей площади.
Современный экономический потенциал лесной отрасли позволяет решать большой круг хозяйственных проблем, но делает более жесткими требования к комплексности использования ресурсного потенциала. Возникают задачи незамедлительного принятия действенных мер по своевременному и полному использованию спелой и перестойной лиственной древесины.
Коми-Пермяцкий автономный округ богат различными водными объектами: реками, озерами, болотами. Общее количество рек превышает 2,5 тысяч, из них 318 имеют длину более 10 км каждая. Общая длина всех рек составляет свыше 3.5 тыс.км.
Речная сеть округа весьма своеобразна. На севере в широтном направлении течет Кама, с правой стороны Кама принимает Косу с широким веером притоков (Юм, Лопан, Лолым, Лолог). На юге округа главной рекой является Иньва с Кувой, Велвой, Юсьвой. Водные объекты округа имеют транспортное, водо- и рыбохозяйственное значение. В транспортном отношении используются для лесосплава только р. Кама, для которой также характерно развитое судоходство.
Ориентация на развитие производительных сил КПао предполагает обоснованное вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В округе имеются залежи многих видов полезных ископаемых: железные руды, золото в россыпях, медная руда, однако их изученность и перспективность освоения весьма неоднозначна. На территории округа имеются признаки наличия платины и оловянного камня.
Из нерудного сырья в Коми-Пермяцком автономном округе распространены месторождения известняков, минеральных красок, различных глин и песков.
Топливно-энергетические ресурсы округа представлены залежами нефти, бурого угля. Работы по нефтеразведке проводились на территории Коми-пермяцкого автономного округа с использованием геофизических методов и глубокого бурения. Геофизической разведкой установлена нефтеносность глубинных пластов на водоразделе рек Егва и Велва, в бассейнах рек Очапой, Истер и других. Выявлены структуры, благоприятные в смысле наличия нефти - Верх-Иньвенская (западнее Кудымкара), Чакилевская, Майкорская, Старцевская (на Велве), Юрольская и другие. В 1960 году в районе Майкора при глубоком бурении был получен фонтанный приток нефти. Продуктивные залежи Майкорского месторождения приурочены к отложениям нижнего карбона. Сравнительно хорошие скопления нефти в отложениях девона открыты в районе Кудымкара. Запасы нефти до последних лет экспертно оценивались в 12 млн. тонн, однако после уточнения величины запасов Майкорского месторождения общие балансовые запасы нефти в округе оцениваются на уровне 25-30 млн. тонн.
Бурый уголь встречается на территории округа редко. Небольшие прослойки найдены по рекам Весляна, Истер, Велва, но промышленного значения они не имеют. По реке Весляна можно встретить и тонкие пласты горючих сланцев, также не имеющих промышленного значения.
Большую ценность представляют залежи торфа, приуроченные большей частью к пониженным участкам и долинам рек. Торфяные ресурсы округа пригодны к использованию в качестве топлива, строительного материала и в сельском хозяйстве. Общие запасы торфа составляют более 120 млн. тонн.
Коми-Пермяцкий автономный округ обладает относительно благоприятными условиями для создания объектов, потенциально пригодных в качестве мест отдыха и лечения населения. Ценность имеет территориальное сочетание таких природных условий как водные объекты, леса и живописные ландшафты.
Вместе с тем, на территории округа практически отсутствует инфраструктура, обеспечивающая условия для эффективного отдыха и лечения. Использование рекреационных ресурсов ограничено также слабым развитием транспортной сети и относительной удаленностью территории округа от крупных городов.
Бальнеологические ресурсы КПао представлены минеральными водами и лечебными грязями. Месторождения минеральных вод выявлены почти по всей территории округа.
Территория округа относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются относительно благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов.