Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЗАКОН

КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


О Программе экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа
на 2004-2006 годы и на период до 2010 года

____________________________________________________________________________
Утратил силу с 17 сентября 2010 года на основании
Закона Пермского края от 30 августа 2010 года N 662-ПК

____________________________________________________________________________

Принят Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
15 июня 2004 года

Статья 1


Утвердить Программу экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Коми-Пермяцкого автономного округа
Г.П.Савельев



от 17.06.2004 N 28



Приложение
к Закону Коми-Пермяцкого автономного округа
от 17 июня 2004 года N 28

Программа
экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа
на 2004-2006 годы и на период до 2010 года

     
I. Паспорт Программы

Наименование Программы

-

Программа экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года

Основание для разработки программы

-

-





-

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 800-р.
Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, разработанный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 800-р и утвержденный приказом Министра экономического развития и торговли РФ от 17 июня 2002 года N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ".
Распоряжение главы Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа N 196/1-р от 29.04.2003

Государственный заказчик программы

-

Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа

Основные разработчики программы

-

Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа.

Основная цель программы

-

-

Обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения округа и доведение основных показателей уровня жизни до среднероссийских.
Перелом тенденции кризисного развития и обеспечение экономического роста, повышение реальных доходов населения округа к 2010 году в 2 раза, увеличение ВРП в 1,5 раза до 6900 млн.руб., рост объема промышленного производства в 3,6 раза, увеличение собственных доходов бюджета округа на 508 млн. руб. к уровню 2002 года.
Программные мероприятия и показатели эффективности Программы рассчитаны в ценах 2004 года.

Основные задачи программы

-

Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, привлечение в экономику округа 9 млрд.руб. средств инвесторов.

-

Развитие производительных сил округа на основе эффективного использования собственного производственного и природно-ресурсного потенциала.

-

Диверсификация структуры экономики, уход от сырьевой направленности, повышение уровня глубокой переработки продукции в лесозаготовительной отрасли до 60%.

-

Развитие производственной инфрастуктуры, в первую очередь, транспортных коммуникаций, предусматривающее строительство железной дороги, газопровода-отвода, автомобильных дорог в гравийном исполнении протяженностью 178,2 км., реконструкцию дорог в асфальтобетонном исполнении 84 км.

-

-

Внедрение энергосберегающих технологий, снижение энергоемкости экономики на 15%.
Оптимизация сети социальных учреждений.

Сроки и этапы реализации программы

-
-








-

2004-2010 годы
1 этап: 2004-2006 годы
Реализация инвестиционных и социальных мероприятий.
Основная задача 1 этапа связана с подготовкой и созданием условий для реализации основных целей и задач программы:
- завершить строительство газопровода - отвода Очер-Кудымкар-Купрос;
- завершить проектно - изыскательские работы для строительства железной дороги Григорьевская - Кудымкар;
- строительство линий электропередач, особенно в северных районах округа;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог протяженностью 74 км., в т.ч. в асфальтобетонном исполнении 41 км.
2 этап: 2007-2010 годы
Продолжится реализация инвестиционных и социальных мероприятий:
завершение строительства комбината по производству паркета;
организация промышленной переработки картофеля на патоку и полуфабрикаты;
сооружение объектов производственной инфраструктуры;
строительство и реконструкция автомобильных дорог протяженностью 188,2 км., в т.ч. в асфальтобетонном исполнении 43 км.
увеличение финансирования социальной сферы и жилищного строительства.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

-

Подпрограммы:
Социальный комплекс;
Производственная инфраструктура;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Топливно-энергетический комплекс;
Лесной комплекс;
Агропромышленный комплекс.
Основные мероприятия:
строительство объектов социальной инфраструктуры (школ, интернатов, объектов здравоохранения, жилья, объектов культуры);
проектирование и строительство железнодорожной магистрали Григорьевская - Кудымкар, газопровода-отвода Очер-Кудымкар-Купрос.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-

Органы исполнительной власти Коми-Пермяцкого АО,
АО "Белкомур", ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", предприятия и организации на конкурсной основе.

Объемы и источники финансирования программы

-

Общий объем финансирования - 20089 млн. рублей, в т.ч.
2004 год - 4130,1 млн. рублей,
2005 год - 6819,9 млн. рублей,
2006 год - 4406,4 млн.рублей,
2007-2010 годы - 4732,6 млн.рублей.
Финансирование:
- из федерального бюджета - 9548,5 млн. рублей - 47,5%;
- из окружного бюджета - 1471,4 млн. рублей - 7,3%;
- из собственных средств организаций - 1426,4 млн. рублей - 7,1%;
- из других источников финансирования - 7642,7 млн. рублей - 38,1%.

Система организации контроля за исполнением программы

-

-

Общий контроль за реализацией программы осуществляет Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа.
В части реализации программ и проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета - Минэкономразвития России и Министерство финансов Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

     -

-
-    
-     
-
-

Реализация программы позволит:
сократить отставание округа в основных социально-экономических показателях от среднероссийского уровня;
увеличить ВРП к 2010 году в 1,5 раза;
увеличить инвестиционные возможности округа до 17,8 млрд.руб.;
увеличить объем производства промышленной продукции в 3,6 раза;
создать более 3 тыс. новых рабочих мест;
увеличить собственную доходную часть бюджета в 1,7 раза.

     
Введение


Программа экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года разработана в соответствии с Типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации" от 17 июня 2002 года N 170 и Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).

Коми-Пермяцкий автономный округ (КПао) расположен в Предуралье, в бассейне Верхней Камы. Он занимает площадь 32,9 тыс.кв.м., на которой проживает 147,1 тыс.чел. населения, и является основным регионом проживания коми-пермяцкого народа, принадлежащего к финно-угорской языковой группе народов (на долю коми-пермяков приходится 60% жителей округа).

Хозяйство округа характеризуется невысоким уровнем развития и моноспециализацией на лесозаготовках при чрезвычайно слабом развитии перерабатывающих отраслей, чему в немалой степени способствовало централизованно определяемое размещение производительных сил, отводящее округу роль "сырьевого донора" Пермской области.

Уровень жизни населения округа также низок и существенно отстает от научно обоснованных норм и уровня России и Пермской области.

Удаленность от магистральных путей, слабое развитие производственной и социальной инфраструктуры, наличие районов с ограниченными сроками завоза грузов (навигация, зимники), невысокий жизненный уровень населения делают округ инвестиционно непривлекательным.

Проведение рыночных преобразований в условиях неконкурентоспособной региональной экономики и без должного учета местных условий привело слаборазвитую моноспециализированную экономику сырьевой направленности в состояние глубокого кризиса и поставило население на грань социально-экономической катастрофы.

В целях предотвращения банкротства национального региона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 661 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа до 2000 года", которое было пролонгировано Правительством Российской Федерации до конца 2001 года. Это постановление явилось результатом тщательно организованной работы в 1993-1994 годы по определению стратегии на долгосрочную перспективу, а также реализации Программы социально-экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2000 года.

Несмотря на недостаточное выделение средств из федерального и окружного бюджетов на строительство и реконструкцию объектов, предусмотренных Программой, удалось достичь ощутимых результатов в создании социальной инфраструктуры в высоко дотационном субъекте Российской Федерации, но преодолеть тенденцию экономического спада в производственном секторе хозяйства округа не удалось.

Учитывая, что в КПао все еще не созданы условия для саморазвития и повышения финансовой самообеспеченности, органы власти округа пришли к выводу о необходимости разработки Программы экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2006 годы и на период до 2010 года.

Выход округа из социально-экономического кризиса возможен на путях постепенной, последовательно проводимой реконструкции его экономики в направлении отхода от моноспециализации к диверсификации, максимально возможного комплексного использования местных природных ресурсов, прежде всего, лесных, строительного сырья, рекреационных, земельных, топливно-энергетических, что возможно только при условии создания достаточно развитых производственных и социальных инфраструктур, проведения обширных геологических изысканий для расширения представлений о собственном минерально-сырьевом потенциале округа для определения возможностей наращивания экономической и финансовой самодостаточности.

Этот процесс будет достаточно длительным, поскольку предстоит реструктурировать исторически сложившуюся инерционную структуру хозяйствования, характеризующуюся слабым развитием перерабатывающих отраслей и инфраструктуры.

Не менее важная задача - подъем жизненного уровня населения, создание условий для гармоничного развития личности, сохранения и развития самобытной культуры коми-пермяцкого народа.

В Программе приведен анализ развития экономики, состояние социальной сферы, даны характеристики ресурсного и социального потенциала, определена система мероприятий, обеспечивающих ускоренное экономическое и социальное развитие округа, снижение дотационности бюджета. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют совокупность мер, направленных на достижение главной цели - перелома тенденции кризисного развития и обеспечение экономического роста, повышение реальных доходов населения округа к 2010 году в 2 раза.      


Социально-экономическое положение и основные проблемы развития Коми-Пермяцкого автономного округа

     
1.1. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал


Коми-Пермяцкий автономный округ образован в феврале 1925 года.

Коми-Пермяцкий автономный округ расположен в пределах Русской равнины, в Предуралье, в северо-западной части Пермской области, в бассейне реки Кама . На севере округ граничит с Республикой Коми, на западе - с Кировской областью, на юге и востоке - с районами Пермской области.

Территория Коми-Пермяцкого автономного округа составляет 32, 9 тыс. кв. км, имеет слабо холмистый рельеф, большую часть территории занимают низменности. В северной части территория округа в широтном направлении пересекается верховым участком магистрального водного пути р. Кама, а на юге - востоке частично примыкает к этой реке восточная часть Юсьвинского района, являющейся прибрежной зоной Камского водохранилища.

Северную окраину округа занимают Северные Увалы с высотами до 271 м, западную часть - Верхне-Камская возвышенность до 328 м. Преобладают осадочные пермские отложения, к которым приурочены залежи основных полезных ископаемых.

Более 80 % территории Коми-Пермяцкого автономного округа покрыто лесами, десятую часть территории округа занимают сельскохозяйственные угодья, из них только половина - пашня, остальное луга (пастбища и сенокосы). Более 150 тыс. га территории округа занимают болота.

Основные отрасли экономики: лесная промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь.

По состоянию на 1 января 2003 года в округе проживает 147,1 тыс. жителей, в т.ч. городского 34,1 тыс.чел. Основное население -коми-пермяки (60 %), русские составляют 36 %.

Принятая в округе система административно-территориального деления включает в себя 6 районов и город Кудымкар, 750 сельских населенных пунктов.

Характер расположения Коми-Пермяцкого автономного округа, его отдаленность от сети железнодорожных и автомобильных дорог придают особое значение транспортной доступности. Основными транспортными узлами, осуществляющими связь с магистральным транспортом страны являются: на сети железных дорог ст. Менделеево (пассажирские перевозки), Верещагино (грузовые перевозки), которые находятся в 100 км от административного центра - г.Кудымкара, ст.Левшино, порт Левшино (г.Пермь), являющийся перевалочным пунктом смешанных железнодорожно- водных сообщений; на сети магистральных водных путей -п. Майкор, п. Пожва и п. Гайны.

Перевозки транспортным флотом Камского речного пароходства осуществляются по р.Кама. (от п. Майкор до п.Гайны). Общая протяженность водных путей 300 км. Средняя продолжительность навигации в районе п. Майкор -100 суток, в районе п.Гайны 10- 15 суток.

Протяженность автомобильных дорог на территории округа 4545 км, из которых 407 км. в асфальтобетонном исполнении и 1439 км. в гравийном исполнении. Из общего количества дорог - 1619 км дорог общего пользования, 2926 ведомственных (внутрихозяйственных). 59,4 % всех дорог округа не имеют твердого покрытия.

Климат округа континентальный с холодной снежной зимой и коротким летом. Средние температуры января составляют от минус 15,7 °С (г.Кудымкар) до минус 23,1 °С (на северо-востоке); июля соответственно от 17,6 до 17,0. Наиболее низкая температура воздуха - минус 52 °С.

Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность не превышает 80-90 ккал/кв.м в год. Годовое количество осадков (480-550 мм) превышает испарение, в результате чего территория округа испытывает избыточное увлажнение. При этом 70% осадков выпадает в теплое время года. Около 200 дней в году - с осадками более 0,1 мм, около 10 - с осадками ливневого характера, способствующими активизации эрозионных процессов. Повсеместно господствуют легкие и слабые ветры со средней скоростью 2,5-4,0 м/сек при редких отклонениях в сторону умеренных.

Климатические условия в целом не способствуют интенсивному сельскохозяйственному освоению земель округа.

Почвенные ресурсы округа представлены в основном разновидностями подзолов. Вся территория севера округа по линии верховья р. Вурлам - с. Шипицино - устье р.Косы лежит в полосе типичных подзолистых почв, сильно, средне и слабо оподзоленных в зависимости от рельефа и характера увлажнения грунта; на границе с республикой Коми в районе Северных Увалов почвы глинистые и суглинистые.

Территория КПао лежит в зоне хвойных таежных лесов. Принадлежность территории округа к зоне средней и южной тайги определяет допустимую площадь преобразования естественных ландшафтов без утраты экологической устойчивости в пределах 50-55% от общей площади.

Современный экономический потенциал лесной отрасли позволяет решать большой круг хозяйственных проблем, но делает более жесткими требования к комплексности использования ресурсного потенциала. Возникают задачи незамедлительного принятия действенных мер по своевременному и полному использованию спелой и перестойной лиственной древесины.

Коми-Пермяцкий автономный округ богат различными водными объектами: реками, озерами, болотами. Общее количество рек превышает 2,5 тысяч, из них 318 имеют длину более 10 км каждая. Общая длина всех рек составляет свыше 3.5 тыс.км.

Речная сеть округа весьма своеобразна. На севере в широтном направлении течет Кама, с правой стороны Кама принимает Косу с широким веером притоков (Юм, Лопан, Лолым, Лолог). На юге округа главной рекой является Иньва с Кувой, Велвой, Юсьвой. Водные объекты округа имеют транспортное, водо- и рыбохозяйственное значение. В транспортном отношении используются для лесосплава только р. Кама, для которой также характерно развитое судоходство.

Ориентация на развитие производительных сил КПао предполагает обоснованное вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В округе имеются залежи многих видов полезных ископаемых: железные руды, золото в россыпях, медная руда, однако их изученность и перспективность освоения весьма неоднозначна. На территории округа имеются признаки наличия платины и оловянного камня.

Из нерудного сырья в Коми-Пермяцком автономном округе распространены месторождения известняков, минеральных красок, различных глин и песков.

Топливно-энергетические ресурсы округа представлены залежами нефти, бурого угля. Работы по нефтеразведке проводились на территории Коми-пермяцкого автономного округа с использованием геофизических методов и глубокого бурения. Геофизической разведкой установлена нефтеносность глубинных пластов на водоразделе рек Егва и Велва, в бассейнах рек Очапой, Истер и других. Выявлены структуры, благоприятные в смысле наличия нефти - Верх-Иньвенская (западнее Кудымкара), Чакилевская, Майкорская, Старцевская (на Велве), Юрольская и другие. В 1960 году в районе Майкора при глубоком бурении был получен фонтанный приток нефти. Продуктивные залежи Майкорского месторождения приурочены к отложениям нижнего карбона. Сравнительно хорошие скопления нефти в отложениях девона открыты в районе Кудымкара. Запасы нефти до последних лет экспертно оценивались в 12 млн. тонн, однако после уточнения величины запасов Майкорского месторождения общие балансовые запасы нефти в округе оцениваются на уровне 25-30 млн. тонн.

Бурый уголь встречается на территории округа редко. Небольшие прослойки найдены по рекам Весляна, Истер, Велва, но промышленного значения они не имеют. По реке Весляна можно встретить и тонкие пласты горючих сланцев, также не имеющих промышленного значения.

Большую ценность представляют залежи торфа, приуроченные большей частью к пониженным участкам и долинам рек. Торфяные ресурсы округа пригодны к использованию в качестве топлива, строительного материала и в сельском хозяйстве. Общие запасы торфа составляют более 120 млн. тонн.

Коми-Пермяцкий автономный округ обладает относительно благоприятными условиями для создания объектов, потенциально пригодных в качестве мест отдыха и лечения населения. Ценность имеет территориальное сочетание таких природных условий как водные объекты, леса и живописные ландшафты.

Вместе с тем, на территории округа практически отсутствует инфраструктура, обеспечивающая условия для эффективного отдыха и лечения. Использование рекреационных ресурсов ограничено также слабым развитием транспортной сети и относительной удаленностью территории округа от крупных городов.

Бальнеологические ресурсы КПао представлены минеральными водами и лечебными грязями. Месторождения минеральных вод выявлены почти по всей территории округа.

Территория округа относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются относительно благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»