Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2005 года N 330-П

Об отраслевой целевой программе "Ресурсное обеспечение реализации стратегического плана развития образования Астраханской области на 2006-2007 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 13.04.2009 N 151-П НГР:RU30000200900325)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 14.11.2007 N 493-П НГР:RU30000200700866;

постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N262-П НГР:RU30000200700467)

В целях решения приоритетных вопросов развития образования Астраханской области и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N259-П "О стратегическом плане развития образования Астраханской области"

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Ресурсное обеспечение реализации стратегического плана развития образования Астраханской области на 2006-2007 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы министерство образования и науки Астраханской области.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень целевых программ Астраханской области.

4. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) в течение всего периода реализации Программы осуществлять финансирование программных мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления в срок до 01.10.2005 разработать и принять аналогичные целевые программы в пределах своей компетенции.

6. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Усманов Р.Х.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

Правительства

Астраханской области

от 12.09.2005 N 330-П

г. Астрахань, 2005 г.

Наименование Программы

-

Ресурсное обеспечение реализации стратегического плана развития образования Астраханской области на 2006-2007 годы

Основания для разработки Программы

-

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Закон Астраханской области "Об образовании в Астраханской области", с

Государственный заказчик Программы

-

министерство образования и науки Астраханской области

Основной разработчик Программы

-

министерство образования и науки Астраханской области

Исполнители мероприятий Программы

-

министерство образования и науки Астраханской области, исполнительные органы государственной власти Астраханской области, органы местного самоуправления, заинтересованные организации Астраханской области

Цель Программы

Задачи Программы

обеспечение реализации нового финансово-хозяйственного механизма системы образо-вания;

создание условий для повышения эффективности кадрового обеспечения системы образования путем реорганизации государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Астраханский областной институт усовершенствования учителей", персонификации услуги;

Срок реализации Программы

-

2006-2007 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

муниципальных бюджетов - 19240 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты

-

предоставление населению широкого спектра образовательных услуг с учетом геополитических, национальных, экономических, социальных, культурных особенностей области;

-

-

регулирование структуры профессионального образования и номенклатуры специальностей в соответствии с потребностями рынка труда;

-

улучшение материальной базы образовательного комплекса области;

-

создание эффективной системы непрерывного и дистанционного образования;

-

повышение

-

создание попечительских советов в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;

-

оптимизация расходов на образование;

-

создание эффективной системы управления образованием

Контроль за исполнением Программы

-

Министерство образования и науки Астраханской области несет ответственность за своевременное выполнение Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку товаров для обеспечения образовательного процесса, выполнение работ (услуг) в рамках Программы

1. Введение


Отраслевая целевая программа "Ресурсное обеспечение реализации стратегического плана развития образования на 2006-2007 годы" разработана в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области". Основной задачей Программы является обеспечение условий для выстраивания системы образования Астраханской области как саморазвивающейся, открытой и демократической, действующей в соответствующих национальных, культурных, демографических, социальных, правовых, геополитических и иных условиях, в целях удовлетворения образовательных потребностей Астраханской области, социума и каждой личности в соответствии со стратегическим планом развития образования Астраханской области, одобренным постановлением Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N259-П.

Накопленный опыт решения вопросов развития образования программно-целевым методом, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие проблем, а также состояние отрасли образования в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее программной разработки


Анализ показывает, что в течение последних лет при общем уменьшении количества обучающихся в образовательных учреждениях пропорционально не уменьшаются расходы на каждое учреждение. Кроме того, 75,2 % расходов приходится на выплату заработной платы, сдерживается тем самым развитие материально-технической базы системы образования. "Стоимость" оценки "отлично", полученной на итоговой аттестации в форме и по материалам Единого государственного экзамена, не коррелирует с расходами на образование по муниципалитетам и отдельным общеобразовательным учреждениям, что говорит о назревшей необходимости перераспределения средств между общеобразовательными учреждениями и создания конкурентной среды, которая может быть действенной только при нормативном подушевом финансировании.

В соответствии с пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится "обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации". Анализ сложившейся в 2005 году практики предоставления субвенций в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений показал, что выделение средств происходило без учета действительной потребности. Оптимизация расходов на данную статью с учетом включения схемы подушевого финансирования уже в 2006 году позволит перераспределить 21,072 млн. рублей на выполнение стратегических задач развития образования Астраханской области. Указанные высвобождающиеся в 2006 году средства позволят реализовать все мероприятия представленной Программы, запланированные на соответствующий год, без привлечения дополнительных средств из бюджета области.

При сокращающейся численности учащихся общеобразовательных школ появились и заслуживают существенного внимания новые тенденции - сокращение учащихся в гимназиях и лицеях, а также сокращение общего количества учащихся в 10-х классах общеобразовательных школ области. Данная тенденция будет нарастать и в дальнейшем, что необходимо учитывать при формировании политики в сфере начального и среднего профессионального образования на территории области. В связи с переводом учреждений начального профессионального образования и планирующимся переводом учреждений среднего профессионального образования в ведение Астраханской области появляется необходимость реструктуризации всей сети начального и среднего профессионального образования с целью согласования ее со сложившимся рынком труда и востребованностью тех или иных профессий на территории Астраханской области.

Это станет возможным путем создания крупных профильных школ и губернских колледжей.

Качество предоставляемых услуг в области дополнительного образования оставляет желать лучшего, так как зачастую услуга предоставляется не по потребности заказчика, а по создавшейся материальной базе и наличию кадров в учреждениях дополнительного образования, что вызывает необходимость реструктуризации сети учреждений дополнительного образования и создания устойчивой ситуации приближения услуги к потребителю. Созревает необходимость организации нормативного социального заказа на занятость школьников вне уроков.

Заметной становится проблема неудовлетворенности педагогической общественности качеством предоставляемых услуг учреждением повышения квалификации (Астраханский областной институт усовершенствования учителей). Выходом из этой ситуации может стать персонификация и введение государственных финансовых обязательств (образовательных ваучеров) на получение услуги по повышению квалификации педагогов, что неизбежно приведет к необходимости реорганизации Астраханского областного института усовершенствования учителей, созданию сети альтернативных институтов повышения квалификации и, как следствие, появлению рынка услуг в этой образовательной области.

Реализация новых принципов организации и формирования системы образования приводит к целому ряду разрывов между состоянием системы как объекта управления и существующими механизмами управления ею. Сложившаяся практика организации образования по муниципальному принципу во многих случаях не обеспечивает полноты предоставляемых образовательной сетью услуг и часто ведет к неэффективному использованию ресурсов.

В условиях небольших муниципальных образований образовательная сеть не обеспечивает доступность различных образовательных программ или обеспечивает их с большими издержками ввиду рассредоточения ресурсов.

В связи с этим возникает необходимость перестройки парадигмы управления в сфере образования Астраханской области, которая была бы нацелена на максимальное удовлетворение запросов потребителей в области образования при экономном и рациональном расходовании всего спектра ресурсов, которыми данная отрасль располагает. Одним из решений этой проблемы должно стать создание образовательных округов на территории Астраханской области.

3. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения Астраханской области при эффективном использовании ресурсов.

В отрасли осуществляется ряд преобразований, призванных повысить качество обучения при эффективном использовании ресурсов. Для реализации этой задачи необходимо:

- усиление общественной составляющей управления образованием, активизация создания общественных организаций в образовании (движения, объединения, ассоциации, попечительские советы);

- введение механизма подушевого финансирования;

- создание ресурсных центров профессионального образования;

- оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования путем создания губернских колледжей;

- разработка долгосрочных и среднесрочных программ развития муниципального образования и их нормативного правового и финансового обеспечения;

- модернизация системы управления путем создания образовательных округов;

- создание единой системы оценки и контроля качества образования в Астраханской области на основе унифицированных показателей;

- внесение изменений в нормативные правовые акты Астраханской области, регулирующие отношения в сфере образования.

4. Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы планируется в два этапа.

I этап - 2006 год:

- оптимизация структуры образования;

- внедрение новых экономических отношений и социальных гарантий участников образования;

- обновление содержания образования;

- совершенствование управления и правового регулирования в отрасли образования.

II этап - 2007 год:

- кадровое и научное обеспечение развития образования Астраханской области;

- развитие системы мониторинга и продолжение изменений в механизме контроля качества образования;

- продолжение компьютеризации образовательных учреждений Астраханской области.

5. Система программных мероприятий


Программа содержит конкретные мероприятия, согласованные по срокам, ресурсам и исполнителям.

Решение задач, поставленных в Программе, предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»