Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2007 года N 318-П

Об отраслевой целевой программе "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 26.03.2010 N 134-П;

постановление Правительства Астраханской области от 02.03.2009 N 78-П НГР:RU30000200900152;

постановление Правительства Астраханской области от 05.11.2008 N 580-П НГР:RU30000200801131;

постановление Правительства Астраханской области от 08.08.2008 N 424-П НГР:RU30000200800771;

постановление Правительства Астраханской области от 14.05.2008 N 236-П НГР:RU30000200800421)

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199100242), постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), концепцией отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N 254-П (НГР:RU30000200700459), а также в целях реализации на территории Астраханской области государственной политики занятости населения, направленной на стабилизацию ситуации на рынке труда, повышение уровня занятости населения, сдерживание безработицы и оказание социальной поддержки безработным гражданам,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую отраслевую целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы" (далее -Программа).

2. Агентству по занятости населения Астраханской области (Данилов А.М.) внести в установленном порядке Программу на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) при формировании областного бюджета в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень отраслевых целевых программ.

4. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете.

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 30.07.2007 N 318-П

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 26.03.2010 N 134-П)

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ"

1. ПАСПОРТ отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы"

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 26.03.2010 N 134-П)


Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы"

Основание для разработки Программы

- Закон Российской Федерации от 19.04.91N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199100242), Закон Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466), постановление Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N 254-П "О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы" (НГР:RU30000200700459)

Основной разработчик Программы

- агентство по занятости населения Астраханской области

Цели и задачи Программы

- сдерживание безработицы, снижение напряженности на рынке труда.

- повышение конкурентоспособности безработных и не занятых трудовой деятельностью граждан на рынке труда;

Система организации контроля за реализацией Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Объектом регулирования и сферой действия Программы является рынок труда, занятость и безработица населения Астраханской области.

Основные термины и понятия, используемые в Программе:

экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые считаются занятыми или безработными;

занятое население (занятые экономической деятельностью) - лица, выполняющие работу по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода;

безработные в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском и готовы приступить к работе;

уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, в процентах.

Основанием разработки Программы является подпункт 4 пункта 1 статьи 7,1 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199100242), согласно которому одним из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


3.1. Анализ причин возникновения проблемы и состояния сферы действия Программы

Современный рынок труда Астраханской области сформировался в условиях реформирования экономики и продолжает испытывать последствия социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в производстве, сокращение спроса на рабочую силу, возникновение проблемы безработицы среди населения.

Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависит от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Занятость населения области за годы реформирования сократилась с 490 тысяч в 1992 году до 445 тысяч в 2005 году. Наибольшее снижение численности занятых отмечалось в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышленность.

В результате общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), на протяжении ряда последних лет в целом по области составляла около 40-50 тысяч человек.

Структурная перестройка экономики, снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, на отдельных предприятиях, ликвидация неэффективных производств способствуют увеличению объемов движения рабочей силы. Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области ежегодно составляет более 30 процентов, а приема - до 29 процентов от среднесписочной численности работающих, т.е. меняет место работы в среднем каждый третий-четвертый работник, основная часть которых пополняет рынок труда. В результате на рынок труда области из-за увольнений по различным причинам ежегодно попадают до 50-60 тысяч граждан.

Основная часть выбывшей рабочей силы (до 75 процентов) приходится на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию (из-за неустраивающих условий и режима труда, уровня заработной платы, отсутствия социального пакета и т.д.). До 5-6 процентов - выбывают в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Причем в последние годы в области отмечается активизация процесса высвобождения работников. Так, если в 2003 году уровень высвобождения рабочей силы на крупных и средних предприятиях составлял 1,3 процента среднесписочной численности работающих, то в 2004 году этот показатель достиг 1,8 процента, в 2005 году - 2 процентов, в 2006 году - 2,3 процента. Растут абсолютные размеры сокращения персонала предприятий и организаций, в 2005 году они увеличились на 47,5 процента по сравнению с 2003 годом и составили 4,6 тысячи человек, а в 2006 году достигли 5,5 тысячи человек (119,5 процентов к предыдущему году).

Часть ищущего работу не занятого трудовой деятельностью населения трудоустраивается самостоятельно. Часть населения, особенно категории, испытывающие определенные трудности в поиске работы (высвобожденные в связи с сокращением численности персонала, уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации и члены их семей, выпускники учебных заведений, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители и т.д.), обращается за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Большинство граждан, уволившихся в связи с сокращением численности персонала организаций, становятся клиентами службы занятости. За 2004-2006 годы в целом по области в центры занятости населения в поиске работы обратились 13,2 тысячи граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций.

Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2006 году характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Индекс промышленного производства составил 101,2 процента к предыдущему году, увеличилось производство продукции сельского хозяйства на 6,5 процента, грузооборот предприятий транспорта - на 3,3 процента, оборот розничной торговли - на 15,6 процента, оборот общественного питания - на 14,1 процента, объем платных услуг населению - на 5,2 процента. Объем инвестиций в основной капитал возрос на 9,2 процента по сравнению с 2005 годом, объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" увеличился на 7,9 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом возросли на 11,7 процента.

Позитивные изменения в социально-экономическом развитии области оказывают положительное влияние на занятость населения и рынок труда. Однако, наряду с этим сохраняются факторы, оказывающие негативное влияние на сферу занятости населения. Доля убыточных предприятий (по сопоставимому кругу организаций) в 2006 году составила 37,9 процента. Просроченная задолженность по заработной плате организаций области (кроме субъектов малого предпринимательства) на 1 января 2007 года составила 70,8 млн. рублей. Индекс потребительских цен по всем товарам и услугам в январе-декабре 2006 года возрос на 11,3 процента к 2005 году.

Анализ сферы занятости показывает, что, несмотря на положительные тенденции в развитии экономики, на современном общероссийском рынке труда сохраняются его основные проблемы, которые в большинстве своем характерны и для регионального рынка труда:

- активизация процессов увольнения работников, вызванных структурными изменениями в экономике;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

- присутствие на рынке труда выпускников учебных заведений профессионального образования различного уровня, не имеющих опыта работы, а также молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, что осложняет их трудоустройство;

- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов в результате "старения" кадрового состава предприятий и проблематичности его замены, а также неэффективного использования рабочего времени, несоответствия между доходами и уровнем профессионализма, перехода работников в сферу неформальной занятости;

- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

- нестабильность экономического положения отдельных предприятий и организаций, особенно в сфере малого бизнеса;

- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и сельских районов, обусловленные моноотраслевым и сезонным развитием экономики, специализирующейся, в значительной степени, на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающий нормальных условий существования работника;

- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

До 70 и более процентов вакансий, заявляемых в службу занятости, сосредоточены на предприятиях и в организациях областного центра - г.Астрахани, в то время как 70-80 процентов безработных, зарегистрированных в службе занятости - жители сельских районов области, которые в связи с недостатком рабочих мест испытывают трудности в поиске работы.

Преобладает потребность в рабочих профессиях, на которые приходится до 80 процентов вакансий. Сохраняется разрыв между профессиональным составом и качеством рабочей силы, которые требуются работодателю, и профессионально-квалификационным составом, ищущих работу граждан. По ряду рабочих профессий имеется потребность в специалистах высокой квалификации при ограниченном предложении этих специалистов на рынке труда, что вызывает необходимость в их подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Несоответствие спроса и предложения по профессиональному составу наблюдается как по рабочим профессиям, так и по категории специалистов и служащих.

Трудоустройство граждан существенно затрудняется невостребованностью части предлагаемых работодателями вакансий из-за довольно низкого уровня оплаты труда. В среднем по области более половины заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости рабочих мест с заработной платой ниже прожиточного минимума по области, в том числе 13 процентов вакансий - практически на уровне минимальной оплаты труда.

Значительно влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается в весенне-летний период и резко возрастает в конце и начале года, что характерно для сельских районов области. Практически половина из общего количества граждан, трудоустраиваемых при содействии органов службы занятости, работают на временных рабочих местах (общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, сезонные работы и т.д.), после окончания которых граждане вновь становятся на учет в службу занятости.

В целом сложившаяся социально-экономическая ситуация в области обусловила количественные и качественные изменения в сфере занятости населения, которые в периоде, предшествующем прогнозируемому, и в предстоящие годы характеризуются следующими основными тенденциями:

- сокращением численности трудовых ресурсов. Если к 2007 году трудовые ресурсы области увеличились более чем на 6 тысяч человек относительно 2005 года, что обусловлено ростом в этом периоде численности населения трудоспособного возраста, то к 2010 году, по данным министерства экономического развития Астраханской области, они уменьшатся более чем на 10 тысяч человек. Эти процессы обусловлены демографической ситуацией, которая характерна как в целом для Российской Федерации, так и для Астраханской области;

- изменением соотношения численности занятых в экономике по формам собственности, которое характеризуется увеличением занятости в частном секторе экономики. Если доля занятых в государственном и муниципальном секторах экономики в 2006 году по оценке составила 40 процентов, а удельный вес занятых в частном секторе экономики составил 56,4 процента, то к 2010 году это соотношение составит соответственно 39,1 и 56,9 процента;

- увеличением численности населения, занятого экономической деятельностью. В 2006 году прирост численности занятого в экономике области населения по оценке составил 0,8 процента относительно предыдущего года. К 2010 году по прогнозу численность населения, занятого в экономике области, увеличится по сравнению с 2007 годом на 3 тысячи человек;

- активизацией процессов создания рабочих мест. В 2006 году ввод дополнительных рабочих мест на крупных и средних предприятиях составил 4,3 тысячи, что почти на треть превысило уровень предыдущего года и оказало положительное влияние на рынок труда и занятость населения области;

- сохранением процессов ликвидации рабочих мест, что оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, занятость и безработицу. По оценке службы занятости, за 2006 год количество ликвидированных рабочих мест в связи с сокращением численности персонала и по текучести кадров по крупным и средним организациям составило более 7 тысяч, из них 5,5 тысячи - по сокращению штатов;

- сохранением дефицита рабочих мест (разрыва между свободными рабочими местами и претендующими на них не занятыми трудовой деятельностью гражданами), который для официально зарегистрированных в органах службы занятости граждан на начало 2007 года составлял около 12 тысяч, реальная потребность в рабочих местах значительно выше.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»