Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 года N 301-П

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009-2011 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 06.10.2011 N 405-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 24.10.2011 N 420-П;

постановление Правительства Астраханской области от 13.08.2008 N 436-П НГР:RU30000200800784)

В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории Астраханской области и в соответствии с Законом Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области" и постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 24.10.2011 N 420-П)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009-2011 годы".

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009-2011 годы" министерство экономического развития Астраханской области.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) в месячный срок разработать отраслевую целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 год".

(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 13.08.2008 N 436-П НГР:RU30000200800784)

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 25.06.2008 N 301-П

Концепция отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 - 2011 годы"

1. Введение


Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Астраханской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление.

Внимание органов государственной власти к бизнесу обусловлено современными темпами развития экономики России, необходимостью наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики.

Согласно , одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 N 16 "О вопросах социально-экономического развития Астраханской области") (далее - Стратегия), существенная роль в реализации приоритетных направлений развития Астраханской области отводится бизнесу, как важнейшему инструменту реализации инноваций, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Учитывая, что целью Стратегии в новых условиях развития России может быть только обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности, то именно малый и средний бизнес во многом может обеспечить стабильное и долгосрочное развитие экономики Астраханской области.

При этом основными наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства проблемами, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса, являются:

- несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития малого и среднего бизнеса, и частое внесение изменений в действующие законодательные акты;

- наличие административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;

- недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства начального капитала и оборотных средств;

- крайне низкий уровень фактического бюджетного финансирования действующей отраслевой целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы";

- отсутствие действующих механизмов микрофинансирования малых предприятий;

- слаборазвитые механизмы самофинансирования;

- ограниченные возможности аренды земельных участков и производственных площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- нехватка квалифицированных кадров.

Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.

Принципиальной новизной программных мероприятий станет сочетание апробированных путей решения проблемы с новыми.

Правовую основу концепции составляют Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (НГР:RU0000R200702362) и постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (НГР:RU0000R200501430).

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Астраханской области предусматривает, что главной задачей его развития является оказание государственной поддержки малым и средним предпринимателям Астраханской области путем оптимизации использования финансовых ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом.

Программа будет основываться на нормативных актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Астраханской области в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Программно-целевой подход направлен на решение ключевых проблем развития малого предпринимательства путем реализации следующих мероприятий:

- эффективное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;

- эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства Астраханской области, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;

- структурирование и формирование в Астраханской области независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

Реализация указанных мероприятий позволит повысить уровень развития малого и среднего предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к современному развитию предпринимательства в Астраханской области.

Поскольку обеспечение эффективной реализации стратегических направлений решающим образом определяет результат развития малого и среднего предпринимательства, исполнительные органы государственной власти Астраханской области должны сосредоточить свои усилия на решении следующих задач:

- полное и оперативное информирование не только субъектов малого предпринимательства, но также всех заинтересованных сторон о перспективных планах и программах, практических мерах и шагах, предпринимаемых Правительством Астраханской области в данной сфере;

- обеспечение открытости исполнительных органов государственной власти Астраханской области для активного обсуждения готовящихся проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, и возможных последствий их применения с представителями малого и среднего предпринимательства, общественных организаций, средств массовой информации и т.д.;

- обеспечение активного и эффективного сотрудничества крупного, среднего и малого предпринимательства в интересах развития Астраханской области;

- обеспечение защиты законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в деловой, правовой, социальной и информационной сферах;

- активное привлечение средств федерального бюджета для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области.

Таким образом, одним из основных направлений государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства является принятие отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 - 2011 годы".

3. Характеристика и прогноз развития малого и среднего предпринимательства без использования программно-целевого метода


По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области, на 01.01.2008 на территории Астраханской области осуществляют свою деятельность 5412 тыс. малых предприятий (МП).

Отраслевая структура предприятий малого и среднего предпринимательства по ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности занятых на малых предприятиях, обороту организаций, объёму инвестиций, налоговых поступлений) выглядит следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1

Показатель

2006 г.

2007 г.

Темп роста %

Количество МП, ед.

4959

5412

109

Численность занятых на МП, чел.

53701

61021

114

Среднемесячная заработная плата работников списочного состава МП, руб.

4875,4

6544

134

Доля продукции МП в ВРП, %

19,2

22,8

Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, млн. руб.

1090,0

1870,0

149,1

Налоговые доходы, млн. руб.

1500,8

1951,2

130

В таблице 2 представлена структура видов деятельности по основным категориям: производственная сфера, торговля, инновационная сфера, социальная и сфера услуг и т.д.

Таблица 2

тыс.руб.

Показатель

2006

2007

Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, млн. руб., в т.ч.

1096,2

1876,5

Сельское хозяйство, охота и рыболовство

12,278

3,318

Рыболовство, рыбоводство

10232,8

9642,9

Обрабатывающие производства

68387,2

94950,6

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды

2397,7

5971,3

Строительство

576993,8

1398329,3

Оптовая, розничная торговля

53945,8

143737,1

Гостиницы, рестораны

41,0

433,1

Транспорт, связь

134971,5

7675,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

350817,7

195807,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2478,1

270,8

Предоставление прочих коммунальных услуг

5153,8

16380,9

Согласно прогнозу социально экономического развития до 2011 года, показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства будут следующими:

- количество малых предприятий - 6,9 тыс. единиц;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»