Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2008 года N 298-П

Об утверждении концепции отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2009-2012 годы

В целях социальной поддержки детей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы" (НГР:RU0000R200700510) и постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2009-2012 годы (прилагается).

2. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) разработать отраслевую целевую программу "Дети Астраханской области" на 2009-2012 годы и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области.

3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2009-2012 годы министерство образования и науки Астраханской области.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 18.06.2008 N 298-П

КОНЦЕПЦИЯ отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2009-2012 годы

1. Введение


Реализация единой государственной политики в интересах детей является одной из приоритетных задач исполнительных органов государственной власти.

Накопленный опыт комплексного решения вопросов по улучшению положения детей в рамках целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к изменению в положительную сторону демографической ситуации в регионе, интеллектуального потенциала подрастающего поколения, укреплению статуса семьи.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации отраслевых целевых программ по улучшению положения детей в Астраханской области, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выявление и адресная поддержка одаренных детей, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей.

Особенно остро стоит проблема прогрессирующего ухудшения здоровья детей раннего и подросткового возраста.

Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.

Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной продукции и асоциальному поведению.

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.

Следует отметить слабое развитие материально-технической базы специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, которое не позволяет на современном уровне осуществлять программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.

Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Нормативное правовое регулирование государственной системы поддержки семьи и стимулирование развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не в достаточной мере способствуют решению данной проблемы. Следует отметить усложняющийся год от года контингент этих детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.

Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.

В то же время существующие детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечают современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения.

В Астраханской области в последние годы прослеживается динамика снижения численности детей-инвалидов, подавляющее большинство из которых воспитывается в семье; около трети их находятся в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Учитывая рост интеллектуального уровня детей и подростков, в настоящее время наиболее остро ощущается необходимость развития системы выявления и поддержки одаренных детей с целью комплексного системного обеспечения условий для личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей и подростков, создания условий для развития системы патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечивающей становление личности, формирования высокого патриотического сознания, способствующей консолидации общества, поддержанию социально-экономической стабильности.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Астраханской области, профилактикой безнадзорности и беспризорности, реализацией реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов, упрочением института семьи, повышением числа российского усыновления, выявления и поддержки одаренных детей, формированием патриотического сознания у подрастающего поколения, обусловливает необходимость их решения программными методами.

Реализация системы мероприятий отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2008-2012 годы (далее - программа) позволит снизить показатели детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранить и укрепить здоровье на всех этапах развития ребенка, развить формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия для самореализации одаренных детей и подростков.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом негативная ситуация, связанная с охраной и защитой прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще более усугубится.

Более того, отсутствие программно-целевого метода не позволит создать благоприятные условия для комплексного развития и жизнедеятельности детей путем решения поставленных задач, в том числе по:

- обеспечению безопасного материнства и рождения здоровых детей, охране здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

- охране и защите прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профилактике и снижению детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности, профилактике социального неблагополучия семей с детьми, защите прав и интересов детей;

- обеспечению полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

- созданию государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранению национального генофонда страны, развитию интеллектуального и творческого потенциала России.

В случае отказа от решения вышеуказанных проблем программно-целевым методом Астраханская область не сможет защищать права несовершеннолетних в должном объеме и на должном уровне в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка и участвовать в реализации национальных проектов по улучшению демографической ситуации.

4. Предлагаемый срок реализации программы


Срок реализации программы рассчитан на 2009 - 2012 годы.

5. Предложения по целям и задачам программы, показателям, позволяющим оценить ход реализации программы

Программа является продолжением отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006 - 2008 годы. Однако изменена структура программы, в которую включены следующие подпрограммы:

"Дети и семья" с направлениями "Дети-сироты", "Семья с детьми-инвалидами", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

"Здоровое поколение";

"Одаренные дети";

"Патриотическое воспитание детей и молодежи";

"Организация досуга и занятости детей, подростков и молодежи во внеурочное и свободное время".

Основными целями программы являются охрана и защита прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, увеличение числа усыновлений российскими гражданами, обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей.

Для достижения и реализации поставленных целей предполагается решение следующих задач:

- обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

- профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России.

6. Предложения по объемам и источникам финансирования программы


Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет областного бюджета при участии местных бюджетов и внебюджетных источников.

Затраты на реализацию программы составляют 775242,0 тыс.руб., из них: средства областного бюджета - 664891,5 тыс. руб., средства местного бюджета - 109550,5 тыс. руб., средства прочих источников - 800,0 тыс. рублей.

7. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы, по государственным заказчикам и разработчикам

Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (НГР:RU0000R200502966).

Программа реализуется при взаимодействии государственных заказчиков программы.

Государственным заказчиком - координатором программы является министерство образования и науки Астраханской области, государственными заказчиками - разработчиками программы - министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области.

Государственные заказчики программы с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизм реализации программы и состав исполнителей.

В ходе реализации программы министерство образования и науки Астраханской области:

- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;

- обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков программы;

- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;

- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;

- на основании предложений государственных заказчиков - разработчиков программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;

- уточняет механизм реализации программы и затраты по мероприятиям программы.

Государственные заказчики - разработчики программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению мероприятий программы.

Министерство образования и науки Астраханской области совместно с государственными заказчиками - разработчиками программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.

8. Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий и целевые показатели


Реализация мероприятий, предусмотренных программой, предполагает:

- организовать эффективную систему работы, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью предупреждения социального неблагополучия семей с детьми и профилактики социального сиротства;

- увеличить численность прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение детской беспризорности, значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»