ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2011 года N 267-П

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА


ИЗМЕНЕНИЯ :

Постановление Правительства Ивановской области от 26.10.2011 N373-П; НГР RU37000201100760

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Ивановской области постановляет:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года (прилагается).

2. Внести прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года одновременно с проектом бюджета Ивановской области на 2012 год и на плановый период 2013 – 2014 годов в Ивановскую областную Думу в установленном законом порядке.

Губернатор Ивановской области

М.А. Мень

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 27.07.2011 N 267-п

ПрогноЗ социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года (в разрезе муниципальных образований) 2011 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года


В соответствии с Бюджетным кодексом РФ прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2009 - 2010 годы и сложившейся экономической ситуации к маю 2011 года, основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", а также с учетом Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров предварительного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Данный вариант прогноза социально-экономического развития Ивановской области предлагается в качестве базового для разработки параметров областного бюджета на 2012 - 2014 годы.

По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2011 год и на период до 2013 года (одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 20.07.2010 N 260-п) прогноз основных бюджетообразующих показателей прогноза и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года (разработанный в текущем году) претерпел значительные изменения.

Это во многом обусловлено тем, что особенностью прогноза социально-экономического развития Ивановской области на 2011 год и на период до 2013 года являлось отсутствие на момент его разработки Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров предварительного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. При его разработке учитывались сложившиеся на тот момент тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития области за предшествующие периоды времени, а также основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (по состоянию на 30.12.2009).

В результате абсолютные фактические значения ряда показателей за 2010 год по сравнению с оценкой 2010 года выросли. Соответственно по сравнению с прогнозом, разработанным в 2010 году, были скорректированы в сторону увеличения оценочные значения показателей на 2011 год и их прогноз на 2012 - 2013 годы.

При разработке прогноза в 2010 году оценка ВРП за 2009 год, на 2010 год и его прогноз на 2011 - 2013 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2008 год. При разработке прогноза в 2011 году оценка ВРП за 2010 год, на 2011 год и его прогноз на 2012 - 2014 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2008 год и оперативных статистических данных за 2009 год, уточнение которых произойдет в 2012 году. С учетом того, что уточненное значение ВРП за 2009 год превысило его оперативное значение на 277,4 млн. рублей (соответственно прирост индекса физического объема ВРП составил 4,8 п.п.), оценка абсолютных значений ВРП за 2010 год, на 2011 год и прогноз на 2012 - 2013 годы были скорректированы в сторону увеличения. Увеличение составило соответственно: в 2010 году - 597,9 млн. рублей, в 2011 году - 4652,7 млн. рублей, в 2012 году - 3692,6 млн. рублей, в 2013 году - 3174,5 млн. рублей. Кумулятивный индекс физического объема ВРП в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 108,1%, в текущем году - 109,3%, что свидетельствует о достижении к 2013 году более высоких значений ВРП.

На рост (снижение) ВРП оказывает влияние ряд факторов. В связи с тем, что в структуре ВРП Ивановской области наибольший удельный вес занимает промышленное производство, его динамика и объемы оказывают существенное влияние на ВРП.

Прогнозирование индекса промышленного производства (ИПП) в 2010 году осуществлялось на основании оперативных данных ТОФСГС по Ивановской области за 2009 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 2,8 п.п. Кроме того, оперативные отчетные данные по ИПП за 2010 год превысили их оценочное значение на 0,7 п.п., в связи с чем оценка 2011 года с учетом текущей ситуации была скорректирована в сторону увеличения на 3,3 п.п. Кумулятивный ИПП в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 104,1%, в текущем году - 108,5%, что свидетельствует о достижении к 2013 году более высоких значений ИПП.

За 2010 год фактический объем вложенных инвестиций составил 28,4 млрд. рублей, при прогнозировании в 2010 году он оценивался в размере 31,3 млрд. рублей, снижение от оценочных показателей составило 2,9 млрд. рублей, или 20,4 п.п.

Указанное снижение связано с тем, что многие организации-инвесторы, вкладывающие средства в основной капитал на территории региона, либо относятся к категории малого предпринимательства, либо не зарегистрированы в Ивановской области, в связи с чем в ТОФСГС по Ивановской области не сдают отчетность по своей инвестиционной деятельности.

Также, в связи с нестабильной экономической обстановкой, многие организации, которые ранее относились к крупным и средним, теперь перешли в категорию малых с целью минимизировать свои расходы. Среди малого бизнеса большинство - микропредприятия, которые отчитываются на выборочной основе только по итогам за год. Кроме того, некоторые проекты, реализация которых планировалась в 2010 году, были перенесены на более поздний период.

В связи с этим, прогнозные показатели 2012 - 2013 годов были соответственно также снижены. Снижение прогнозируемых объемов инвестиций в 2011 году по сравнению с 2010 годом составило: в 2011 году - 3455 млн. рублей, в 2012 году - 5185 млн. рублей, в 2013 году - 7335 млн. рублей. Кумулятивный индекс физического объема инвестиций в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 136,7%, в текущем году - 113,1%, что свидетельствует о снижении данного показателя.

При прогнозировании оборота розничной торговли в 2010 году учитывалась низкая база 2009 года (темп роста в сопоставимых ценах 92%), поэтому оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2010 году - 102,5%, в 2011 году - 103,8%, в 2012 году - 104,2%, в 2013 году - 105%. Фактически за 2010 год темп роста к 2009 году в сопоставимых ценах составил 112,2%, за 1 квартал 2011 года - 117,8%, в связи с чем оценка оборота розничной торговли на 2011 год была скорректирована в сторону увеличения. Увеличение абсолютных значений показателя составило соответственно: в 2010 году - 7088,9 млн. рублей, в 2011 году - 21857,8 млн. рублей, в 2012 году - 26648,3 млн. рублей, в 2013 году - 19570,2 млн. рублей. Кумулятивный темп роста оборота розничной торговли в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 107,1%, в текущем году - 128,4%, что свидетельствует о достижении к 2013 году более высоких значений данного показателя.

Прогнозирование показателя объем платных услуг населению в 2010 году осуществлялось на основании оперативных данных ТОФСГС по Ивановской области за 2009 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 2,6 п.п., поэтому оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2010 году - 101,2%, в 2011 году - 102,8%, в 2012 году - 102,5%, в 2013 году - 102,5%. Фактически за 2010 год темп роста к 2009 году в сопоставимых ценах составил 107,2%, в связи с чем оценка объема платных услуг на 2011 год была скорректирована в сторону увеличения на 1337,4 млн. рублей, в связи с чем с 2012 года прогнозируется замедление темпов роста в сопоставимых ценах по сравнению с прогнозом 2010 года на 0,5 - 0,4 п.п. Кумулятивный темп роста объема платных услуг в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 105,9%, в текущем году - 118,5%.

Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2010 год составила 7604,4 млн. рублей (131,1% к предыдущему году), при прогнозировании в 2010 году она оценивалась в размере 6810 млн. рублей, фактически рост отчета к оценке составил 794,4 млн. рублей, или 13,7 п.п. Соответственно в сторону увеличения были скорректированы оценочные и прогнозные значения показателя: в 2011 году - на 795 млн. рублей, в 2012 году - на 500 млн. рублей, в 2013 году - на 90 млн. рублей. Кумулятивный темп роста прибыли прибыльных организаций в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 133,2%, в текущем году - 134,5%.

При прогнозировании фонда заработной платы (ФЗП) в 2010 году планировались следующие темпы роста ФЗП: в 2011 году - 107,3%, в 2012 году - 110,4%, в 2013 году - 110,9%. Фактический темп роста ФЗП за 2010 год превысил оценочное значение на 0,8 п.п. Соответственно были скорректированы в сторону увеличения по сравнению с прогнозом 2010 года оценочные и прогнозные значения показателя на плановый период: темпы роста ФЗП прогнозируются в 2011 году - 110,8%, в 2012 году - 112%, в 2013 году - 112,8%. В 2011 году учтено повышение заработной платы работников бюджетных учреждений. Кумулятивный темп роста ФЗП в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 152,6%, в текущем году - 163,8%, что свидетельствует об абсолютном росте ФЗП: в 2011 году - на 1935,1 млн. рублей, в 2012 году - на 2937,9 млн. рублей, в 2013 году - на 4332,2 млн. рублей.

При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2010 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.05.2010, вступающие в силу с 01.01.2011. Прогнозируемые значения темпов роста налоговых доходов составляли: на 2010 год - 117,3%, на 2011 год - 109,7%, на 2012 год - 110,4%, на 2013 год - 110,3%.

Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2010 году превысили оценку на 527 млн. рублей, или на 4,4 п.п. (темп роста налоговых доходов к 2009 году составил 121,7%). Увеличение произошло в основном за счет роста налога на прибыль (темп роста прибыли - 131,1%), акцизов (изменения налогового и бюджетного законодательства) и земельного налога (увеличение кадастровой оценки земель). Это повлияло на корректировку прогнозных показателей на 2011 - 2013 годы, рассчитанных в 2010 году. В результате в 2011 году ожидается рост поступлений налоговых доходов по сравнению с прогнозом 2010 года на 211,6 млн. рублей, в основном за счет увеличения прогноза поступлений налога на прибыль и земельного налога, вызванного их высокой базой 2010 года.

Кроме того, на изменение прогнозируемых в текущем году поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на плановый период 2012 - 2013 годов (особенно в 2012 году) повлияли: увеличение абсолютных значений основных бюджетообразующих показателей (ВРП, прибыли, ИПП, ФЗП, оборота розничной торговли, объемов производства подакцизных товаров), а также изменения налогового и бюджетного законодательства, вступающие в силу с 01.01.2011. Следует отметить, что прогнозирование налоговых доходов в 2010 году осуществлялось в мае прошлого года. При прогнозировании на тот момент времени не были приняты и поэтому не были учтены: изменение с 2011 года сроков уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц; установление утвержденных законом о федеральном бюджете на 2011 - 2013 годы дифференцированных по годам нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в части ежегодного изменения региональной доли и высокий рост новых утвержденных ставок акцизов на нефтепродукты в плановом периоде 2011 - 2013 годов.

В результате в 2012 году прогнозируется рост поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Ивановской области по сравнению с прогнозом, разработанным в 2010 году, на 747,8 млн. рублей, или на 3,2 п.п., в основном за счет увеличения прогноза поступлений налога на прибыль организаций, акцизов и земельного налога. Увеличение прогноза поступлений налоговых доходов на 2013 год к прогнозу, разработанному годом ранее, составит 995,2 млн. рублей, или 1 п.п.

1. Экономические показатели



1.1. Валовой региональный продукт


Валовой региональный продукт (ВРП) является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие области.

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области за 2009 год представлены только оперативные данные по ВРП. ВРП в Ивановской области в 2009 году снизился в результате влияния мирового финансово-экономического кризиса. В 2009 году кризисные явления были характерны не только для реального сектора экономики, но спад наблюдался также в сфере услуг и потребительском рынке области. Общая совокупность кризисных факторов обусловила снижение показателя ВРП в 2009 году на 6,8% по сравнению с итоговыми значениями 2008 года.

Восстановление положительной динамики экономического роста в 2010 году (что во многом связано с проявлением эффекта принятых в 2009 и 2010 годах антикризисных мер) привело к росту ВРП на 4,2%, объем которого оценивается на уровне 101,2 млрд. рублей. Основными факторами возобновления роста ВРП стали:

- рост промышленного производства на 9,2%;

- рост оборота розничной торговли на 12,2%;

- рост объема платных услуг населению на 7,2%.

В 2011 году ВРП Ивановской области оценивается на уровне 119 млрд. рублей. Структуру валового регионального продукта Ивановской области на четверть формирует промышленное производство и его динамика оказывает наибольшее влияние на темпы роста (снижения) ВРП. В связи с тем, что по оценке произойдет небольшое замедление роста индекса промышленного производства по сравнению с предыдущим годом, и как следствие, ВРП вырастет на 4 процента.

В 2012 году ВРП Ивановской области прогнозируется на уровне 133 млрд. рублей, или на 3,3% выше уровня предыдущего года. Основной вклад в формирование ВРП и обеспечение его роста будут вносить: промышленное производство, которое вырастет на 3,4%, строительство - рост прогнозируется на 2,5%. По остальным основным макропоказателям рост планируется в пределах 3 - 4 процентов.

С 2013 года ожидается стабильное ускорение темпов восстановления экономики области за счет ввода ряда новых производств, модернизации производства, повышения эффективности бизнеса, реализации ряда инвестиционных проектов.

В 2013 году прогнозируется рост ВРП на 4,8% к уровню 2012 года, объем ВРП составит 148,8 млрд. рублей.

Этому будут способствовать не только набирающие обороты темпы роста промышленного производства, но и увеличение объема инвестиций, связанных, прежде всего, со строительством в Ивановской области завода химического волокна. В 2013 году прогнозируется также завершить реконструкцию и модернизацию ряда животноводческих комплексов области.

К 2014 году ВРП вырастет до 166 млрд. рублей, что выше уровня 2013 года на 5,3%.

В целом прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года предполагает устойчивый рост по всем социально-экономическим показателям. ВРП Ивановской области будет в перспективе стабильно увеличиваться за счет более активного роста в сфере промышленного производства области, привлечения инвестиций, стабильного прироста в сфере торговли и услуг.

1.2. Промышленное производство


Объем отгруженной продукции в промышленности за 2010 год составил 82,8 млрд. руб., индекс промышленного производства - 109,2%.

В 2010 году наибольший удельный вес в общем объеме отгруженной продукции занимали обрабатывающие производства - 73,2%, в том числе: текстильное и швейное производство - 31,8%, машиностроительный комплекс - 17,3%, производство пищевых продуктов - 12,7%, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 26,1%.

В 2011 году объем отгруженных товаров в промышленности по оценке составит 94,1 млрд. руб., индекс промышленного производства - 108%. Только в 6-ти муниципальных образованиях области ожидается спад промышленного производства.

Муниципальные районы разрабатывали свои показатели, учитывая результаты работы только крупных и средних предприятий. С 2008 года территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области большое количество предприятий из категории "крупные и средние" перевел в категорию "малые предприятия".

В 2012 году прогнозируется наращивание темпов производства во всех видах деятельности промышленного комплекса. Объем отгруженной продукции прогнозируется на уровне 104,8 млрд. руб., индекс промышленного производства составит 103,4%. Во всех муниципальных образованиях, кроме Вичугского муниципального района, прогнозируется рост промышленного производства. В Вичугском муниципальном районе единственное крупное текстильное предприятие ООО "Фабрика "Красный Октябрь" с марта 2011 года находится в процедуре банкротства в стадии конкурсного производства, в связи с чем объемы текстильного производства будут снижаться.

В настоящее время ключевой задачей, стоящей перед экономикой Ивановской области, является качественная модернизация во всех производствах промышленного комплекса. Необходимо перевооружение производств предприятий, внедрение передовых технологий, резкое повышение производительности труда.

Нужно использовать опыт зарубежных предприятий, которые достаточно быстро сумели превратить устаревшие производства в современные и высокоэффективные, а также уделять внимание применению передовых разработок, включая нанотехнологии.

Стратегическим приоритетом для Правительства Ивановской области остается стимулирование инвестиций в производства промышленного комплекса.

В 2013 году объем отгруженной продукции в промышленности прогнозируется на уровне 116,7 млрд. руб., индекс промышленного производства составит 104,1%; в 2014 году - 130,8 млрд. руб., индекс промышленного производства составит 104,5%.

По добывающим производствам объем отгруженных товаров собственного производства в 2011 году ожидается на уровне 650,5 млн. руб., индекс промышленного производства - 101%. В пяти муниципальных районах области ведется деятельность по данному виду и почти все показывают положительную динамику по индексу промышленного производства, за исключением Лежневского муниципального района.

По торфодобывающему производству в области осуществляет свою деятельность предприятие ЗАО "Южа-торф" (Южский муниципальный район).

В производстве по добыче гравия, песка и щебня ожидают увеличения объемов добычи на карьерах в Ивановском, Ильинском, Фурмановском муниципальных районах.

В 2012 году объем отгруженной продукции планируется на уровне 722,4 млн. руб., индекс промышленного производства составит 104%. Во всех муниципальных районах области прогнозируется рост промышленного производства.

В 2013 году объем отгруженной продукции планируется на уровне 798,1 млн. руб., индекс промышленного производства составит 104,2%; в 2014 году - 886,4 млн. руб., индекс промышленного производства составит 105,6%.

По обрабатывающим производствам объем отгруженных товаров собственного производства в 2011 году ожидается на уровне 68,7 млрд. руб., индекс промышленного производства - 108,8%. Только 5 муниципальных образований области планируют индекс промышленного производства ниже 100% (г.о. Вичуга, г.о. Кохма, г.о. Шуя, Вичугский и Лежневский муниципальные районы).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»