Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Создание современной школы определено как приоритетное направление в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Общее образование является основой для получения жителями области доступного качественного образования всех уровней. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан Еврейской автономной области.

Система образования Еврейской автономной области представлена дифференцированной сетью образовательных учреждений. На начало 2010/2011 учебного года в области функционирует 196 образовательных учреждений, в том числе общеобразовательных - 75, из них: 64 школы дневной формы обучения, 2 школы – вечерней формы, 6 – начальная школа – детский сад, 3 специальных (коррекционных) учреждения. Помимо этого на территории Еврейской автономной области при общеобразовательных учреждениях функционирует 5 филиалов. В 2010/2011 учебном году количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 18 931 человек.

В настоящее время существует необходимость совершенствования и обновления системы регионального образования в целом в соответствии с основными направлениями Президентской инициативы "Наша новая школа" и требованиями инновационного развития экономики. Области необходима реализация комплекса мер по обеспечению условий введения новых федеральных государственных стандартов и созданию современной школьной инфраструктуры.

Несмотря на то, что в последние годы существенно изменились условия безопасного подвоза детей школьного возраста к местам обучения - приобретен 31 автобус, существует потребность в замене устаревших автобусов, не соответствующих требованиям ГОСТ по перевозке детей.

Недостаток средств не позволяет в полной мере организовать работу со способными и одарёнными детьми, создать необходимые условия для поддержки детей данной категории, что не способствует выявлению и развитию у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности. В областном бюджете не предусмотрены средства на участие школьников области в заключительном туре всероссийской олимпиады школьников, на организацию работы с одарёнными, талантливыми учащимися.

Недостаток средств также не позволяет активно организовать работу по участию талантливых педагогов во всероссийских профессиональных конкурсах.

В Еврейской автономной области за последние 5 лет в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции - рост распространенности факторов риска нарушения здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности. По данным официальной статистической отчетности, распространенность патологии и заболеваемости среди учащихся ежегодно увеличивается на 4 – 5 процентов. Результаты диспансеризации детей свидетельствуют о том, что здоровыми являются лишь 21,6 процента детей. В настоящее время только 18,2 процента подростков можно считать абсолютно здоровыми.

Одновременно в связи с введением третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" при проведении обязательных уроков физической культуры определенная часть занятий должна быть организована на спортивных площадках и школьных стадионах, что позволит усилить оздоровительную направленность физической культуры в организации здорового образа жизни обучающихся.

Вместе с тем следует отметить низкую обеспеченность специализированным оборудованием открытых школьных стадионов и спортивных площадок в общеобразовательных учреждениях в соответствии с современными требованиями.

В Еврейской автономной области недостаточно педагогов, мотивированных к достижению высокого качества образования, 30 процентов педагогов не используют современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности. Увеличивается диспропорция между количеством учителей пенсионного возраста и количеством молодых учителей, связанная с падением престижа профессии учителя. Низкая квалификация части административно-управленческого персонала не позволяет внедрять эффективные формы и технологии организации и управления в систему образования, не создает условия для развития независимых форм оценки качества образования.

Переход на федеральный государственный стандарт начального общего образования с 2011 года требует обязательного повышения квалификации всех учителей начальных классов общеобразовательных учреждений области и в дальнейшем учителей, преподающих на основной ступени общего образования.

Формы и способы управления образовательным учреждением не соответствуют в полной мере требованиям современного менеджмента. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана.

Решение перечисленных и других проблем программно-целевым методом позволит сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях и обеспечить достижение поставленных целей наиболее эффективным способом.