Недействующий

Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 августа 1996 года N 932



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________



ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра"


Наименование Программы  - федеральная целевая программа
                          "Создание автоматизированной
                          системы ведения государственного
                          земельного кадастра"

Основные разработчики   - Роскомзем
Программы                 Федеральный кадастровый центр "Земля"
                          Институт государства и права Российской
                          академии наук Институт макроэкономических
                          исследований при Минэкономики России

Цель Программы          - разработка и развертывание
                          автоматизированной системы ведения
                          государственного земельного кадастра,
                          обеспечивающей на всей территории
                          Российской Федерации
                          проведение единой политики в области
                          земельного кадастра

Сроки реализации        - 1996-2000 годы
Программы                 I очередь - 1996-1997 годы
                          II очередь - 1997-1998 годы
                          III очередь - 1998-2000 годы

Перечень основных       - разработка и совершенствование
мероприятий               нормативной правовой базы
                           государственного земельного кадастра;
                          разработка системного и технического
                          проектов;
                          разработка программных средств;
                          разработка подсистемы защиты информации;
                          разработка подсистемы передачи данных;
                          развертывание программно-технических
                          комплексов;
                          информационное обеспечение системы;
                          создание организационных структур;
                          подготовка и переподготовка кадров

Основные исполнители    - Роскомзем, Минсельхозпрод России,
Программы                 Минстрой России, Госкомимущество России,
                          Федеральная комиссия по недвижимому
                          имуществу и оценке недвижимости,
                          Роскоминформ, ФАПСИ, органы
                          исполнительной власти субъектов
                          Российской Федерации, а также другие
                          исполнители, привлекаемые в соответствии
                          с порядком разработки и реализации
                          федеральных целевых программ и
                          межгосударственных целевых программ,
                          в осуществлении которых участвует
                          Российская Федерация, утвержденным
                          постановлением Правительства Российской
                          Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
                          "О реализации Федерального закона
                          "О поставках продукции для федеральных
                          государственных нужд"

Объемы и источники      - всего по программе - 8718,4 млрд. рублей,
финансирования            в том числе 3633,3 млрд. рублей из
                          федерального бюджета;
                          на 1996 год - 1591 млрд. рублей, в том
                          числе 617,1 млрд. рублей из федерального
                          бюджета

Ожидаемые конечные      - ведение государственного земельного
результаты реализации     кадастра на современном техническом и
Программы                 технологическом уровне, исчерпывающая
                          кадастровая информация о составе,
                          состоянии и движении земельных ресурсов
                          будут способствовать увеличению
                          поступления платежей за землю,
                          функционированию цивилизованного рынка
                          земли и недвижимости и защите прав
                          на землю

Система контроля за     - контроль за выполнением мероприятий
исполнением Программы     Программы осуществляется в порядке,
                          установленном для контроля за ходом
                          реализации федеральных целевых программ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" (далее именуется - Программа) разработана в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории Российской Федерации, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.

С начала 90-х годов в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значительное перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую собственность. Около 16 млн. личных подсобных хозяйств граждан, 15 млн. коллективных садоводов и более 5 млн. индивидуальных застройщиков имеют почти 7,5 млн. га земли, развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства.

Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

Узаконены такие нормы общественных отношений, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов.

Более 30 млн. юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю.

Потребовалось в срочном порядке провести сплошную инвентаризацию земель населенных пунктов. По состоянию на 1 января 1996 года такие работы проведены на площади около 4,5 млн. га и в настоящее время продолжаются.

Формируется рынок земли, так в 1995 году было зарегистрировано более 200 тыс. сделок купли-продажи земельных участков между гражданами и юридическими лицами.

В ходе проведения реформ стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.

В городах до начала земельной реформы не было необходимости в регистрации землепользований - они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. При обследовании крупных городов практически везде отсутствовали документы на право пользования земельными участками.

Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.

До принятия соответствующих федеральных законов основными документами, регламентирующими ведение государственного земельного кадастра как системы, содержащей достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве, качестве и кадастровой оценке земель, являются Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", а также Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".

В соответствии с ними государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся Роскомземом по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.

Отсутствие современных отечественных методов ведения земельного кадастра, особенно в области защиты прав на землю, обусловило необходимость системного изучения зарубежного опыта. Роскомземом были установлены контакты с национальными кадастровыми службами Швеции, Швейцарии, Дании, Германии, Италии, Финляндии, Испании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и других стран.

К финансированию работ по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра привлечены Всемирный банк реконструкции и развития (проект "ЛАРИС"), Европейский банк реконструкции и развития (проект "ТАСИС") и другие международные финансовые институты. Выполняются работы в рамках российско-германского проекта "ГЕРМЕС", что позволит в 1996 - 1997 годах технически оснастить 400 кадастровых бюро.

В результате совместной деятельности разработана и испытана в разных вариантах усовершенствованная модель регистрационной части земельного кадастра. Проведено обучение технологиям кадастровых работ более 2000 российских специалистов, создано и оснащено необходимым оборудованием более 250 кадастровых бюро в различных регионах России.

Вместе с тем объективная оценка ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительный объем проделанных работ, решающий шаг к созданию в Российской Федерации национальной земельно-кадастровой системы может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровых данных.

Необходимость принятия Программы обуславливается также тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав на них и их экономической оценки находятся в ведении различных министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитеты по архитектуре и градостроительству и другие).


2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Цель Программы - разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (далее именуется - система) как государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории Российской Федерации проведение единой политики в области земельного кадастра.

Программа направлена на обеспечение интересов государства и населения страны, защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также на информационное обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли и прочно связанной с ней недвижимости.

Достижение поставленной цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.